Бывший Советский аэродром Манита. МНР. Поселок Багахангай. Монголия.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Бывший Советский аэродром Манита
Бывший советский военный аэродром Мааньт (монг. Мааньт нисэх буудал), расположенный рядом с
поселком Баянхангай в 80 километрах от Улан-Батора. Население около 1660 человек. Административно - один из районов (дистриктов) Улан-Батора. Из Улан-Батора до Багахангая можно добраться на
машине (чуть более часа езды). Из Улан-Батора до развилки около поселка Налайх, далее вправо по хорошей асфальтовой дороге ведущей к Китайской границе.
В настоящее время в поселке базируется часть монгольского МЧС. Аэродром принадлежит ВВС Монголии.
Для российского человека поселок Баянхангай ассоциируется с расположенным в советское время большим военным аэродромом "Манита" (Монита).
На аэродроме базировался 104 ИАП. Аэродром назывался Манита (в др. источника Монита), по названию ближайшей железнодорожной станции Мааньт (монг.)
ИЗ ИСТОРИИ ПОЛКА
В 1968 году полк с аэродрома Ивано-Франковск ушел
в Чехословакию на аэродром Гратчаны. В 1969 начали формировать на свободном
аэродроме 126 ИАП. Параллельно в Черлянах начал формироваться - 104 ИАП.
Основной контингент личного состава в этих полках, руководящий состав -
заменщики из ГДР, Польши. Летный состав, укороченные курсы при ВВАУЛ выпускников
ДОСААФ (знаменитые "микромайоры", после окончания этих курсов, присваивалось
звание лейтенант). Положение с авиационной техникой было аховое, на весь полк
была одна спарка МиГ-21УС, МиГ-21ПФМ было достаточно. В 1971 году добавили до
штатного расписания самолетов МиГ-21ПФМ, дали еще несколько МиГ-21УС.
На аэродромы Маньт и Чойр были переброшены только сформированные
104-й и
126-й иапы на Миг-21пфм. Подготовленного летного состава не хватало на все
самолеты (самолетов было больше, чем всего летного состава). Первую ходку
сделали двумя эшелонами, 1 эшелон - МиГ-21 (УС, ПФМ), 2 - Ути МиГ-15. После
первой ходки, посадили летчиков в Ан-12 и из Чойрэна отправили в Ивано-Франковск
за оставшимися ПФМами. 104 ИАП перебазировался в МНР
16 (24) июня 1971года. К моменту перебазирования был готов только 101 ДОС (не полностью).
Так в 1971 году в Монголии появились и
истребительные полки. Данные полки были подчинены вновь образованной 246-й
ИАД со штабом в Чойр. Командир - полковник Дмитриев И.М., зам. - полковник
Берестов Б, начальник штаба - полковник Галата.
В 1982 году на аэродроме Чойбалсан был сформирован
44 смешанный авиакорпус, в который вошла вся авиация, дислоцировавшаяся на
территории МНР, т.е. 246 ИАД и 29 адиб.
Вооружение - до 1974 г. самолеты Миг-21ПФМ. В 1974 г. перевооружен на Миг-21бис. Получали с ГАЗИСО. Спарки Миг-21УС.
КРС 104 ИАП в 1974 г.:
командир полка - полковник Коханюк;
зам. по боевой - подполковник Сальников;
зам. по летной - подполковник Корзухин;
замполит -майор Завалеев;
зам. по ИАС - майор Федосов;
начальник штаба - майор Иванов;
старший штурман - подполковник Давлетшин.
104 ИАП аэр. МАНИТУ по состоянию на весну 1989г:
Командир-П/п-к Вербитский
Зам п/п-к Дунаев
п/п-к Ретунский (возможно он ушел раньше..)
НШ м-р Михайлов
Замполит п/п-к Половой (кличка "Гога")
Зам по ИАС п/п-к Фомин.
Гарнизон в основном выведен к апрелю 1989 года, последние в октябре 1989 года. Самолеты МиГ-21БИС в то время уже эксплуатировался в основном в летных
училищах (т.к. планировалось перевооружение на МиГ-29). 104 ИАП был одним из последних боевых полков эксплуатирующих эти самолеты. При выводе самолеты
перегоняли в Умань, Котельниково,(Черниговское и Качинское училища соответственно) Кант и другие места.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В здании бывшей гостиницы теперь расположена администрация поселка. Аэродром принадлежит ВВС Монголии. Взлетная полоса в принципе в хорошем состоянии. Как и аэродром в Сайншанде охраняется
военнослужащими. Среди капониров пасутся стада коров, коз и баранов. Аэродром хорошо виден проезжающим туристам из поезда Улан-Батора - Пекин.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|