Военный аэродром. Город Сайшанда. Саин-Шанда. Сайн-Шанда. Восточногобийский аймак Монголии.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Бывший Советский аэродром Сайшанда
Город
Сайншанда, в переводе - "Хороший источник" является административным, экономическим, культурным
центр Восточно-Гобийского (Дорнгоби) аймака Монголии. Находится примерно в 400 километрах к югу от города Улан-Батора (176 километров от города Чойр).
В окрестностях города Сайншанда располагается бывший советский военный
аэродром.
Бывший Советский аэродром Сайшанда представляется тихим призраком прошлого,
застывшим в песках Монголии, где некогда кипела жизнь, а сейчас царит
величественное спокойствие. Потертые стены оставшихся зданий хранят воспоминания
о бурных днях авиаслужб, когда на их взлетной полосе собирались стремительные
самолеты.
Авиачасти на нем не дислоцировались, он использовался как запасной аэродром и полигон. Непосредственно на аэродроме находились две части - 7я авиационная комендатура, которая поддерживала аэродром в более-менее
удовлетворительном состоянии (отдельная рота - взвод связи, аэродромный и автомобильный), а также инженерно-аэродромный
батальон, личный состав которого на лето почти всем составом уезжали в
Дзуунбаян на стройку запасного военного
аэродрома.
На территории части был склад ГСМ и склад боепитания (авиабомбы).
Теперь же, многие технические сооружения разобраны, словно сердцевина забытой
цивилизации, которая постепенно возвращает созданное человеком природным
стихиям. И только взлетная полоса, пусть и в удовлетворительном состоянии,
остаётся как свидетель тех времён, когда прогресс неудержимо вгрызался в
горизонты сибирской пустыни. Ее асфальтированные полосы, слегка потрескавшиеся и
покрытые тонким слоем песка, рассказывают истории ветрам, которые уносят эти
сказания дальше за пределы пустынной тишины.
В настоящее время регулярного пассажирского авиационного сообщения с Сайншандой
нет. Сайншанду с Улан-Батором сейчас соединяют великолепная асфальтовая
автомагистраль. Доехать можно за 5-6 часов спокойно. Что сравнимо с перелетом на
самолете (включая время ожидания, регистрацию, трансфер из аэропорта). Бывший
грунтовый гражданский аэродром после 2000 года был заброшен, затем застроен
жилыми постройками. Бывший военный аэродром способен принимать самолеты, но законсервирован.
В ангарах советская военная техника на хранении. Охраняется солдатами
монгольской армии. Сама взлетная полоса, рулежные дорожки - все в
удовлетворительном состоянии. Не рекомендуется останавливаться вблизи ограждения аэродрома.
Кое-где на полях, по бокам от бывшей взлетной полосы, робкие ростки травы
пронзают поверхность, медленно, но верно отвоевывая урановые следы прошлого. В
их тихом росте наблюдается своеобразный парадокс — жизнь буйствует там, где не
хватает человеческой руки.
В этот заброшенный уголок мира лишь иногда наведываются люди: одни — в
поисках уединения, другие — просто, чтобы прикоснуться к истории. Некогда
оживленный аэродром теперь притягивает только искателей острых эмоций, историков
и случайных путников, для которых это место стало символом быстротечности эпох и
бессмертия природы.
Пока далеки громкие звуки движения и жизни, этот аэродром будет оставаться
заповедником времени, гармонично сосуществуя с окружающей безмятежностью,
вписываясь в величественный контраст общественного прошлого и спокойного
настоящего.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- В Сайншанде находится радиомаяк для нужд коммерческой авиации, служащий ориентиром для поворота авиарейсов из Пекина в Европу, - более 60 рейсов в день.
- С 1983 по 1991 год Сайншанд входил в сеть станций ракетного зондирования атмосферы (СРЗА). Первичные данные пусков осуществленных ракетными комплексами М-100Б и ММР-06, поступали в обсерваторию, где осуществляется
вторичная обработка данных. Окончательные данные оперативно передавались в Гидрометцентр СССР, в службу стратосферных потеплений ВМО, в международный обмен, а в виде бюллетеней ракетного зондирования атмосферы и высотных карт
барической топографии - всем заинтересованным организациям как внутри страны, так и за рубежом. Регулярные запуски производились летом 1 раз в неделю, в период сезонных перестроек частота зондирования увеличивалась. В
связи с распадом СССР и всего социалистического лагеря, резким сокращением финансирования сеть СРЗА была ликвидирована.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|