ДВОРЕЦ-МУЗЕЙ БОГДО ХАНА экскурсия по дворцу Богдо Хана в Улан-Баторе
Среди фешенебельных домов в центре нового Улан-Батора находится ничем не
примечательное здание, в котором последний хан Монголии - VIII Богд Жавзандамба
вместе с царицей Дондогдулам зимовал на протяжении 20 лет. Сегодня
дворец-музей Богд хаана предоставляет на
обозрение посетителей 8124 интереснейших
экспонатах. Среди них портреты
всех монгольских Богд хаанов, живших в 17 - 20
веках, шапка из листьев сандалового дерева,
подаренная первому Богд хану Занабазару
пятым Далай ламой, скульптуры и картины, выполненные
самим Занабазаром и т.д.
Дворец-
резиденция Богдо хана является замечательным архитектурно-художественным
памятником монгольской культуры конца XIX- начала XX веков. Этот дворец был построен VIII богдо-гэгэном Джавдзандамба хутугтом
– последним правителем Монголии. Строительство комплекса было начато в 1893
году и закончено в 1903 году. Великолепное созвездие талантливых
мастеров в течение 10 лет работало над созданием дворца. Одновременно со
строительством дворца складывались первоклассные коллекции произведений
монгольской национальной живописи, скульптуры и декоративно-прикладного
искусства, вошедшие в убранство интерьеров.
Музей Богд хаана состоит из летнего и
зимнего дворца, которые часто осматривают
многочисленные иностранные и
отечественные посетители. Если летний дворец построен в китайском стиле в 1893–1903 гг.,
то зимняя резиденция Богдо-хана – в 1912 году. Приводимый нередко ошибочно 1832 год относится к
строительству так называемого городского дворца богдогэгэна, который находился
рядом с тантрийским храмом Дэчинкалбынсум в самом центре Их-Хурэ. Тот,
называемый в народе Желтый дворец, горел, перестраивался, и, в конце концов,
свою резиденцию Богдо перенес подальше от городской тесноты и сутолоки на
зеленый берег Толы, где уже был его летний Белый дворец.
Летняя резиденция была построена в соответствии с
национальной традицией, из дерева - недолговечного материала, и в настоящее
время, из огромного существовавшего тогда ансамбля, сохранилась только
центральная часть, состоящая из 7 храмов с чередующимися дворами и двухэтажного
белого дома, в котором Богдо геген жил в зимнее время почти 20 лет.
Зимний дворец Богд хана в свое время был построен по проекту
архитекторов царской России. Поэтому, по некоторым сведениям, после его
строительства Маньчжурский император осудил Богд хана за то, что он построил
себе дворец по образцу неверных. Поэтому на крыше дворца был установлен золотой
ганжир (шпиль ламаистских культовых сооружений), а на стенах были нарисованы
орнаменты в виде лотоса.
Богдо Хан больше всего любил всякие диковинки и объезжал
лавки прежде всего, механизмов. Это мог быть уникальный музей, например,
механической игр на рубеже XX века, ведь торговцы изо всех сил старались добыть
для него что то новое, потому что Богдо Хан не был скуп, но и не бережлив.
Потеряв интерес к покупкам Богдо Хан отдавал их служителям на хранение.
После его смерти в 1924 году просоветское коммунистическое правительство Монголии запретило все дальнейшие реинкарнации, поэтому в Монголии больше не было буддистских лидеров.
По указу МНРП и правительства Монголии от 1 апреля 1926 года был образован
комитет по развитию музея, и богатая коллекция, состоявщая из уникальных
историко-художественных ценностей, а также чучел животных, ранее принадлежавшая
главе ламаистской церкви VIII Богдо гегену , была переведена в коллекцию первого
Национального музея Монголии. Национальный музей Монголии, после смерти Богдо
хана от болезни в 1924 году, был основан на месте его бывшего Зимнего дворца, а
с 1961 года был преобразован в музей- резиденцию Богдо хана.
Побывавший в Монголии в середине 1950-х годов венгерский
этнограф А. Рона-Таш запишет: «В помещении дворца небольшой музей:
художественная мебель последнего богдо-гэгэна, домашняя утварь, коляска. В
средней комнате главного здания возвышается парадный трон, сделанный специально
к коронации в конце 1911 года лучшими резчиками и художниками страны. Его спинка позолочена
и разукрашена монгольскими мастерами» (По следам кочевников. М., 1964, с. 222).
А в соседних помещениях теснились экспонаты, привезенные из
разных районов страны (в том числе Казакевичем из Дариганги), образцы
материальной культуры разных эпох и периодов. В 1956 году, наконец, было
построено большое трехэтажное здание для Центрального музея (архитектор Б. Чимид).
И большинство экспонатов перевезли в него, где они хранятся и поныне.
ЛЕТНЯЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
Ансамбль дворца создан по образцу китайских, но если в Китае его окружала бы
пышная зелень, то здесь, в долине Толы, рядом с ним была степь да синее небо.
Несколько кустов, посаженных во дворах, зеленели на короткое время и только
напоминали, что весь этот ансамбль с храмами, украшенными по фасадам открытыми
галереями, выглядит под суровыми монгольскими ветрами, как богатый иностранец,
снарядившийся не по сезону. И глядя на чистые, пустые дворы резиденции богдо,
вспоминается легенда о том, как хан Хубилай, перебравшись императорствовать в
Дайду (Пекин), в одном из самых дальних двориков понастроенных дворцов велел
посеять только степную траву и удалялся туда, когда одолевала его тоска по
монгольской душистой степи.
Ансамбль сооружен по типу смежных дворов, главная ось которых проходит с юга
на север. Известно, что в Китае, чем пышнее и
значительнее была подобная постройка, тем больше дворов она имела; так,
императорский дворец в Пекине, названный Запретным городом, имел девять дворов.
В Монголии всюду практиковалось строительство ансамблей с тремя дворами.
В настоящее время перед главным входом остался только
трехстворчатый щит ям-пай, отгоняющий от храма злых духов, выполненный из
синего кирпича с изображением двух драконов - символом власти, силы и
непобедимости. Ворота призваны оберегать комплекс от зол, несчастий и темных
сил.
Перед входом в резиденцию последнего Богдохана, которая в большей части
обнесена высокой кирпичной стеной, окрашенной в розовый цвет, особняком стоят
деревянные Триумфальные ворота. Подобные же ворота находились на площади
Поклонений в центре Их-Хурэ, но во время пожара вместе с городским Желтым
дворцом Богдогэгэна сгорели.
Центральные ворота предназначались для самого Богдо гегена и его
свиты, в которые он входил во время церемоний. Левые ворота. Предназначались для ноёнов/ князей/, вельмож, которые
прибывали в столицу из аймаков, а также для духовных представителей высокого
ранга и зарубежных гостей. Правые ворота. Предназначались для
музыкантов и личных гвардейцев Богдо гегена.
Деревянные - Триумфальные ворота, установленные перед
«Святыми воротами» символ освобождения от власти маньчжурского Китая и восстановления независимости Монголии были сооружены в 1912–1919 гг. по способу 108 запоров, не используя при строительстве ни единого гвоздя.
Строительный материал использовали из окрестных лесов. Мощные бревна
транспортировали целые вереницы телег. Легенды рассказывают, что, когда
сооружение ворот было закончено, похожие на них в Маньчжурии сгорели, и они
остались в столице Монголии единственными в своем роде. По боковым ребрам
кровельных скатов Триумфальных ворота поставлены в местах креплений
керамические фигурки птиц, рыб, собак, львов, всадников на конях. Это
характерная деталь декора. Количество таких фигурок зависело от важности и
назначения постройки. Легкие силуэты птицы, приготовившейся взлететь, рыбы,
изогнувшейся, с вертикально поднятым хвостом, и т. п., подчеркивают динамичность
крыши Триумфальных ворот. Назначение этих фигурок также отгонять все злое от
святого места.
Триумфальные ворота имеют сложную конструкцию. Несколько
столбов, поставленных вертикально и наклонно, образуют три пролета ворот и
держат мощную кровлю, собранную из многочисленных деталей. Крыши над боковыми
пролетами скреплены между собой высоким ребром, на которое опирается высокая
центральная крыша, также изогнутая по краям, с еще более широким, затейливым
карнизом. Вглядевшись в это пышное сооружение, замечаешь, что оно состоит из
множества отдельных элементов.
Сверху крыши Триумфальных ворот покрыты железной кровлей,
имитирующей черепицу, и окрашены зеленой краской. А столбы, держащие их, как и
все остальные декоративные элементы сооружения, красные. Конек центральной крыши
также завершает высокое ребро с рельефным орнаментом толь (зеркало), по краям
ребра поставлены фигурки изогнувшихся, по добравшихся, как пружина, драконов.
Всего на кровле Триумфальных ворот десятка два этих луу, служивших в Китае
эмблемой власти. Даже синяя доска, на которой по приказу императора вырезано
название ансамбля, прикрепленная над центральным пролетом ворот, окантована
золоченой рамкой с изображением драконов. Диагональные балки по краям скатов
крыши также завершены вытянутыми драконьими мордами с полуоткрытой пастью. А под
каждой из них висит колокольчик с расчлененными лепестками, мелодично звенящий
на ветру.
Перед «Святыми воротами» дворца установлены два деревянных шеста
высотой около 10 метров. Во времена теократического Богдоханского государства на
правом столбе развивался государственный флаг, а на левом - религиозный желтый
флаг.
В дворцовый комплекс ведут «Главные парадные ворота»
(в других источниках - «Святые ворота»),
расположенные в южной ограде, которая сделана не из кирпича, а из дерева. Святые
ворота стоят на главной оси ансамбля, параллельно Триумфальным и всем
воротам и главным храмам каждого из трех дворов резиденции.
Воздвигнуты с 1912 по 1919 год. В 1911 году в
результате победы национально-освободительного движения, было свергнуто
маньчжурское правительство, которое правило Монголией почти 220 лет и образовано
новое теократическое Богдоханское государство. В честь этих исторических событий
перед дворцом были возведены парадные ворота, символизирующие свободу и
независимость Монголии. Для сооружения ворот была затрачена стоимость, равная
280000ланов/1 лан = 37гр/ или 175 кг серебра. Постройка ворот велась под
руководством известного тогда архитектора Багажава, в которой принимали участие
известные в своих аймаках и хошунах мастера.
Ворота сооружены без использования гвоздей на основе 108
видов сплетений и представляют собой уникальный памятник деревянного зодчества
Монголии начала XX века. Конструкция ворот состоит из 8 колонн, на которых
высится 7-ми ярусная крыша, гребни которой украшены зооморфными фигурками. Святые ворота декорированы намного богаче и пышнее
Триумфальных.
Сама форма их крыши гораздо сложнее по конфигурации, многослойна,
и всюду, на каждом из многочисленных изломов, фигурки зверей, драконов и
колокольчики. Посреди ребра двух верхних центральных крыш установлены
позолоченные фигурки лежащих газелей и между ними «колесо учения»
обязательная деталь над входом в важный буддийский храм.
Представляет собой позолоченное изваяние восьмирадиусного колеса, на которое
подняв свои головы, смотрят две стоящие на коленях газели. Изваяние связано
с историей: в древности Эсруа-тенгри поднес Будде тысячерудиусное колесо,
сделанное из золота Цзамбо и просил его начать свою проповедь. Когда Будда
заговорил, эти золотистые газели самец и самка выбежали из леса и прослушали
учение Будды.
Насыщен
язык эмблем и символов в щедром декоре Святых ворот. В росписи деревянных
частей, непременно покрытых красным лаком, много золота. В декоративных
композициях соседствуют и переплетаются роговидный, облачный, цветочный и другие
орнаменты. Они чередуются с сюжетными изображениями на фоне не монгольского
пейзажа (пышные парки с висячими мостами над бурными реками и т. д.), с
портретами прославившихся в буддийских странах священнослужителей и защитников
веры.
На створках «Святых ворот» во весь рост изображены
махараджи, великие цари хранители четырех сторон света (поэтому Святые ворота
часто называют храмом махараджей), с золотым скипетром в руках, при полных
доспехах, а также эпизодами путешествий Тансан ламы.Своеобразная цветовая гамма,
каллиграфичность рисунка, тонкая разработка деталей одежды и лиц персонажей,
скрупулезная точность изображений каждой детали являются отличительной
особенностью росписи ворот.
Двустворчатые двери в центре были наглухо закрыты проходить здесь мог
только сам «живой бог», сквозь боковые его приближенные. Для всех прочих входом
служили калитки в стене ограды с небольшими двухскатными крышами, карниз которых
украшала золотая роспись по красному лаку.
Семь храмов расположены в трех дворах ансамбля так,
что создают уравновешенную стройную композицию. Три из них стоят параллельно
Святым воротам, замыкая с севера каждый из дворов ансамбля, остальные вдоль
боковых стен двух дальних от Святых ворот дворов. В одном из них сооружена
открытая беседка, какие обычно встречались в пекинских дворцовых парках. Крыши
всех храмов ансамбля оформлены гораздо скромнее Святых ворот. Боковые постройки,
производящие впечатление флигелей, завершаются двухскатной черепичной крышей. По
углам скатов на них стоят керамические фигурки, да на коньке характерное высокое
ребро сплошь покрыто рельефным цветочным орнаментом.
Храмы, стоящие параллельно Святым воротам, трехэтажные.
Верхняя башенка каждого храма находится на одном уровне с коньком Святых ворот.
Небольшой плавный изгиб крыш этих храмов, скромность декора оттеняют красоту,
можно сказать, изысканность главных фасадов этих зданий. По первому и второму
этажам проходят открытые галереи. Круглые деревянные колонны завершаются
капителями, украшенными сквозной резьбой. Вдоль фасада идут ажурные перила; окна
и двери имеют характерные переплеты сплошь из тоненьких планочек, образующих
геометрические простые орнаменты. В оформлении фасада обилие резных деревянных
деталей; колонны, карнизы, двери ярко расписаны. Один из основных мотивов
росписи причудливо извивающиеся драконы со множеством лап. Характерно
декорированы двери храма: верхнюю половину заполняет рисунок из переплетов и
планочек, на нижней по красному лаку золотом нанесены симметричные
орнаментальные композиции, напоминающие букеты цветов.
В храмах летнего дворца можно полюбоваться
на изображения божеств буддизма, выполненными
живописью, на шелке и др. Также тут много статуй. Среди них произведения Занабазара,
выдающегося зодчего, скульптора, первого
Богд хаана. Иконы изображают Майдара -
божество светлого будущего, божество
долголетия Аюша и многих других божеств.
Есть и изображения высших святителей
буддийской религии.
ПЕРВЫЙ ДВОР ЛЕТНЕЙ РЕЗИДЕНЦИИ
Пройдя внутренние помещения Святых ворот вы попадаете в
первый двор летней резиденции. В первом дворе расположены Храм махараджей,
две беседки, храм аппликативной (шелковой) живописи, храм живописи танка.
С севера замыкает двор храм Милосердия.
Храм Махараджей
Храм махараджей, в нишах
которого размещены четыре фигуры махараджей, по две на каждой стороне, выполненные, по
свидетельству современников, в мастерской известного столичного мастера той поры Пунцаг-Осора.
Над входом в храм махараджей висит доска с названием данного
комплекса, написанным на пяти языках: первые две строчки - на санскрите,
последующие две - на тибетском, маньчжурском, старомонгольском и китайском.
Переводится как храм “Развивающий и расширяющий мудрость”.
Согласно буддийской мифологии махараджи символизируют
хранителей веры, защищающие не только резиденцию, но и мир в целом. Скульптуры
выполнены монгольскими мастерами в технике папье-маше в то время, когда
возводился данный комплекс. Фигуры махараджей сделаны из местной глины с примесью рисовой бумаги и ярко
раскрашены. В скульптуре ощущается влияние народной монгольской пластики.
Ёлхорсурэн (Вайсравани, Dhrtarasta(caнскр).) - фигура кристально
белого цвета, в руке держит музыкальный инструмент (лютню), приносящий людям
радость и веселье. Символизирует восток.
Жамийсан ( Варупакши, Virupaksa (caнскр). ) - фигура
коралловокрасного цвета. В правой руке держит ступу, в левой- змею,
обеспечивающих защиту от видимых и невидимых злых сил. Символизирует запад.
Пагжийбуу (Варутаки, Virudhara (caнскр).) - фигура
лазурно-синего цвета. В правой руке он держит обнаженный меч, защищающий от внешних и
внутренних врагов. В левой раковину, употребляемую при буддистских богослужениях.
Символизирует юг.
Намсрай (Дрити-Раштра, Vaisravana(caнскр).) - фигура
золотисто-желтого цвета. В правой руке держит религиозный зонт (чжокбо), обеспечивающий защиту от темных сил, в левой- белую мышь,
изрыгающую драгоценности символ богатства и благосостояния. Символизирует
север.
Под ногами 4-х махараджей находятся 8 фигур животных,
людей и змеи. Данная поза махарджей символизирует их власть над всем живым
миром , а также победу религии над всеми другими силами.
По правую и левую стороны от храма махараджей, располагаются
"Большой колокол" и "большой барабан", находящиеся в беседках
(равсах), свидетельствующие о том, что во дворце совершались церемонии, посвященные
почитанию небесных ( барабан) и подземных (водных) сил. Беседки, украшенная
изображениями всадников и зверей.
С левой стороны внутреннего двора, вдоль боковой стены
расположен Храм аппликативной (шелковой) живописи.
При дворце Богдо гегена существовала большая мастерская,
насчитывающаяся до 130 художников, ювелиров, скульпторов, искусных вышивальщиц,
обслуживающих придворную знать.
Аппликативная живопись получила широкое распространение в
азиатских странах, особенно в Монголии. Данный вид искусства достиг в своем
развитии апогея в середине XIX - начале XX веков и поэтому аппликативную
живопись наши искусствоведы по праву называют еще и “шелковой живописью".
Изготовление произведения данного вида искусства требует долгой, упорной,
кропотливой работы и терпения, в котором принимают участие как художники,
так и вышивальщицы. Произведение, выполненное в данной технике, по
композиционно- образному строю, цвету выглядит более материально вследствие
применения цветного шелка, парчи.
Контуры изображений обшивались золотыми, серебряными позументами, применяли
инкрустации из полудрагоценных камней, особенно почитавшими монголами,
такими как коралл, жемчуг, бирюза, изумруд и др. В данном храме представлены
работы мастеров и мастериц столичной школы, работавших под руководством
известных тогда художников, таких как Хасгомбо, Тавхая и др.
Храм живописи танка
С правой стороны внутреннего двора, вдоль боковой стены
расположен Храм живописи танка. Религиозная живопись на свитках - танка
широко распространилась в Монголии с проникновением буддизма.
Изображаемый им пантеон божеств был необыкновенно богат.
Монгольские живописцы, в частности, мастера столичной школы, чьи работы
выставлены в экспозиции нашего музея, стремились придать своим образам красивые
пропорции тела, не отходя от центрально - и восточно- тибетской иконографии,
которыми они руководствовались.
Творчество рассматривалось как одна из форм служения божеству, они не
подписывали свои работы, как это делали их собратья в европейских странах.
Творчество рассматривалось как одна из форм служения божеству, они не
подписывали свои работы, как это делали их собратья в европейских странах.
Поэтому, помимо хорошо известных нам художников столичной школы Жугдэра,
Хасгомбо, Гэндэндамба в нашем музее имеется большое количество прекрасных работ,
относящихся к ургинской школе, авторство которых, к великому сожалению,
установить пока не представляется возможным.
Монгольская танка отличается от подобных произведений других азиатских стран
элегантной линией, яркостью колорита, своеобразной композицией. В своих работах
мастера использовали чистые, локальные тона, сравнительно редко применяя
полутона. Монгольскую танка отличают специфичность изготовления грунта,
относительно простого, но требующего длительного времени обработки, а также
своеобразный способ приготовления красок. Художники применяли только минеральные
краски, для получения которых некоторые из них тщательно протирали, замачивали,
сжигали в закрытых сосудах.
Храм Милосердия
С севера первый двор замыкает храм Милосердия. Каждый
год в последнем месяце лета в данном храме проводились богослужения Найданчог,
посвященные в честь Богдо гегена, его благополучия и долголетия. Для совершения
данной церемонии специально приглашались 16 лучших ургинских/ столичных/ лам.
Среди экспонатов, представленных в храме Милосердия, следует
отметить тигровые шкуры, висящие по обеим сторонам двери. Они предназначались
для прокладывания дороги Богдо гегену, когда тот выходил из дворца и в то же
время служили защитой от негативных сил. Представлены музыкальные инструменты,
применяемые во время ритуальных богослужений. Все они должны были изгонять злые
духи и призывать на землю добрые. Также представлены скульптуры божеств,
символизирующих долголетие - Аюуш (Амитаюс (санскр.)), Жугдэрнамжил (Вишнувиджайя
(санскр.)), Белая Тара (Сита тара (санскр.)). Работы выполнены в начале XX века
в стиле Долоннур (Внутренняя Монголия).
ВТОРОЙ ДВОР ЛЕТНЕЙ РЕЗИДЕНЦИИ
Пройдя через храм Милосердия мы попадаем во второй двор
летней резиденции. Во втором дворе расположены Храм Библиотеки, храм
Божеств. С севера замыкает двор Главный Храм.
Храм библиотека
С правой стороны второго внутреннего двора, вдоль боковой
стены расположен Храм Библиотеки. Раньше, когда Богдо хан жил в своем
дворце, в данном храме помещалась его библиотека. После превращения дворца в
музей, большую часть сутр перевезли в центральную Государственную библиотеку.
Теперь здесь представлены некоторые из сутр, а также формы для печатания сутр на
тибетском, старомонгольском языках. Также представлены формы для литья икон
небольших размеров.
С левой стороны второго внутреннего двора, вдоль боковой
стены расположен Храм Божеств. В центре храма - скульптура тибетского
ламы, наставника Далай ламы, IV Панчин ламы Чоглойнамжила. Он жил в XVIII веке,
написал очень много трактатов по буддийской философии, и по его трактатам ламы
защищали ученую степень гавжи. Из восьми Богдо гегенов, почитавших в Монголии,
только VIII Богдо геген имел эту ученую степень и поэтому почитал его как своего
духовного учителя.
В данном храме посетитель может ознакомиться с работами
мастеров, работавших в разных стилях и разных школах конца XIX начала XX веков,
в частности, монгольских, китайских и тибетских, а также уловить отличительную
особенность работ, выполненных в разных техниках - скульптуре, живописи,
папье-маше, резьбе по дереву.
Главный храм (лаврин)
Главный храм, стоящий параллельно Святым воротам, трехэтажный.
Верхняя башенка храма находится на одном уровне с коньком Святых ворот.
Небольшой плавный изгиб крыш этих храмов, скромность декора оттеняют красоту,
можно сказать, изысканность главных фасадов этих зданий. По первому и второму
этажам проходят открытые галереи. Круглые деревянные колонны завершаются
капителями, украшенными сквозной резьбой. Вдоль фасада идут ажурные перила; окна
и двери имеют характерные переплеты сплошь из тоненьких планочек, образующих
геометрические простые орнаменты. В оформлении фасада обилие резных деревянных
деталей; колонны, карнизы, двери ярко расписаны. Один из основных мотивов
росписи причудливо извивающиеся драконы со множеством лап. Характерно
декорированы двери храма: верхнюю половину заполняет рисунок из переплетов и
планочек, на нижней по красному лаку золотом нанесены симметричные
орнаментальные композиции, напоминающие букеты цветов.
В этом храме в летнее время VIII Богдо Живзундамба
ежедневно совершал молитвы. Напротив входа помещена скульптура первого
перерожденца Богдо Живзундамбы -
Занабазара /1635-1723/, сыгравшего выдающуюся роль в развитии
монгольского изобразительного искусства, крупного религиозного и
политического деятеля XVII века.
Занабазар родился в 1635 году в семье ( халхасского правителя
Тушет хана Гомбодоржа. В четыре года он был посвящен в духовный сан. В 14 лет
посещает Тибет, где V Далай лама даровал ему высший духовный сан - перерожденец
тибетского святогоТаранатхи-Живзундамба. Занабазару принадлежит создание нового
монгольского алфавита соёмбо /1686/, с помощью которого переводились
санскритские и тибетские тексты. Заглавная буква данного алфавита соёмбо сейчас
присутствует на
государственном флаге Монголии и символизирует свободу и независимость страны.
Занабазар также был зачинателем и основателем монгольской
школы скульптуры в буддийском искусстве. Основанная им монгольская школа
творчески понимала канон изображений как средство выражения и передачи красоты и
пластики человеческого тела.
В музее представлены шедевры монгольской
скульптуры, работы, отлитые самим Занабазаром и его учениками, школы
Занабазара. Хорошо известные всем 21 тары - дакини во главе с жемчужиной
ваятельного искусства Монголии - Зеленой Тарой, предстают перед нами
прекрасными, гармоничными образами, излучающими спокойствие, отрешенность от
мира, созерцание и самоуглубленность.
К восточной стене ансамбля Летней резиденции присоединен еще один двор. Там
находится двухэтажный кирпичный выбеленный дом с простым крыльцом да окнами с
наличниками. Именно в таком здании пожелал жить последний «живой бог», увидев
постройку русского консульства.
Это
двухэтажное белое здание в европейском
стиле, построенное по чертежам, подаренное русским императором Николаем-II монгольскому Богдо-хаану.
Крыша покрыта листовым железом и окрашена в зеленый цвет.
Дворец был возведен по проекту, представленному российскими архитекторами и
является первым зданием в Монголии, построенное в европейском стиле и
посвященное для главы ламаистской церкви. Это событие вызвало недовольство со
стороны маньчжурского императора, считавшего, что в пределах его владений не
должно быть ничего инаковерующего ( европейского). Для прекращения разных толков
по этому поводу, пришлось немного переделать крышу дома, установив на нем
золоченное украшение , обычно помещаемое в буддийских храмах, а верхнюю часть
карниза украсить лепестками лотоса в национальном стиле. Поэтому весь ансамбль
зимней резиденции правителя монголы называли Зеленым дворцом. Зимний дворец охраняется несколькими
львами с узорами на спинах. Постройка дома была закончена к 1905 году и Богдо
геген жил в этом доме в зимнее время вплоть до своей смерти в 1924 году. На
втором этаже располагались покои Богдо хана и его супруги, на первом этаже
находился обслуживающий персонал.
Осмотр экспозиции зимнего дворца начинается со второго этажа.
1. Комната ожидания
Предназначалась для лиц, прибывших в столицу- Ургу- Нийслэл Хурээ с личным
визитом к Богдо хану. На стене на желтой шелковой материи надпись на монгольском
и тибетском языках - "Богд
хаан - это перерожденец высшего святейшего
Очирдаря, символизирующего счастье и добродетель
в этой жизни".. На стенах помещены карта Богдоханского государства и
картина столица Монголии - “Нийслэл Хурээ в 1912 году” выполненная по указу
Богдо хана известным тогда живописцем Жугдэром.
В 1911 году было образовано независимое Богдоханское государство и глава
ламаистской церкви VIII Богдо геген был провозглашен ханом с неограниченным
правом правления, в чьих руках сосредотачивалась как государственная так и
религиозная власть.
На красных и желтых сиденьях Богдо хан принимал высокопоставленных духовных лиц,
а на синих - государственных вельмож и чиновников. Также здесь представлен трон
Богдо хана из 25 циновок, с сиденьем, украшенный 9 драконами - символом счастья,
силы и благополучия.
На стене висят портреты двух наставников Богдо гегена, нарисованные основателем
современного монгольского изобразительного искусства Б.Шаравом. В этих портретах
Б.Шарав делает первые попытки совместить азиатскую плоскостную живопись с
европейским трехмерным пространством.
3. Комната с портретами Богдо хана и его супруги Аондогдулам.
Портрет VIII Богдо гегена. /Копия Л.Дарьсурэна с оригинала
Б.Шарава.1965/. 23-ий перерожденец тибетского святого Таранатхи YIU Богдо геген
Агваанлувсанчойжинням родился в 1869 /год змеи/ году в Лхасе в семье зажиточного
вельможи из окружения Далай ламы. В 1871 был объявлен восьмым Богдо гегеном
Живзундамбой. В 1874 году, в возрасте 5 лет, был привезен в Монголию, где
безвыездно прожил 50 лет. С 1911 по 1919 год был ханом теократического
Богдоханского государства с неограниченным правом правления, после Народной
революции 1921 года стал ханом с ограниченным правом правления, ведал
религиозными вопросами страны. Умер от болезни в 1924 году в возрасте 55 лет.
После его смерти была провозглашена Монгольская Народная Республика.
Портрет Дондогдулам./ Копия Л.Дарьсурэна с оригинала Б.Шарава.1961/.
Дондогдулам родилась в 1875 году в нынешнем Хэнтэйском аймаке. После
провозглашения независимой Монголии в 1911 году, VIII
Богдо геген официально женится на ней. Дарует ей титул Великой дакини - Белой
тары , и она пользовалась всеми правами и привилегиями наравне с ханом.
В этой комнате представлены одежда Дондогдулам, одеваемая во время официальных
мероприятий, в частности, дэли из парчи с изображением 9 драконов -символом
счастья, силы и благополучия.
В этой комнате супруга Богдо хана отдыхала в послеобеденное время. Супруга Богдо
хана была монголкой, считалась в то время образованной женщиной. Она
познакомилась с Богдо гегеном во время его паломничества в монастырь
Амарбаясгалант. Умерла в 1923 году в возрасте 49 лет по невыясненным
обстоятельствам. Через год после её смерти умер сам Богдо хан от болезни. Ему
тогда было 55 лет.
Сейчас здесь находятся вещи, которыми пользовалась Великая дакиня, в частности,
зеркальный туалетный столик, кресло, подаренное маньчжурским императором Канси
еще в ХУП веке первому перерожденцу Занабазару, которое передавалось по
наследству последующим Богдо гегенам.
Ритуальная одежда, одеваемая во время мистерии цам. Украшение вырезано из
слоновой кости и окрашено зеленым под цвет нефрита. Ритуальные инструменты,
применяемые во время религиозных церемоний. Серебряный головной убор Богдо
гегена, украшенный кораллами, фотомонтаж Богдо гегена, облаченный в ритуальное
одеяние. Большие четки, вырезанные из слоновой кости и изображающие человеческие
черепа, символизирующие победу буддизма над инаковерующими. Одежда, одеваемая во
время молитвы.
Дэли, украшенный изображениями 9 драконов- символом силы , счастья и
благосостояния. Головной убор, подбитый мехом бобра и куртка с золотыми
нитями, одеваемая поверх дэли. Суртук с золотыми нитями. Особенность
материала состоит в том, что он не горит в огне. Когда материал загрязнялся
достаточно было поддержать материал над горящим огнем, грязь расплавлялась и
материал очищался. Официальная одежда Богдо хана. После провозглашения
Богдоханского государства в одежде Богдо гегена произошли некоторые
изменения. Одежда помимо религиозной, стала разделяться на официальную
/государственную/. Официальная одежда украшалась знаком “соёмбо”и др.,
символизирующими независимость Монголии. Головной убор Богдо хана,
украшенный спереди крупным жемчугом.
6. Золотой фонд
Доха. Сшита из 80 шкур чернобурки, украшена инкрустациями из коралла
и жемчуга. Была подарена в XYn веке маньчжурским императором Канси первому
монгольскому Богдо гегену Занабазару.
Головной убор Богдо хана и др. Церемония возведения Богдо гегена на
престол хана Монголии происходила зимой 29 декабря 1911 года. Головной убор
с золотой ваджрой, инкрустированный бисером жемчуга и подбитый чернобуркой.
Четки из жемчуга с золотыми пластинами. Табакерка из халцедона и регалия/нож с огнивом / государственного мужа.
Копии штампов государственного и по делам религии.
Зимняя одежда Богдо хана- дэл из парчи с изображением 9 драконов и
подбитая изнутри 136 шкурками соболя. Поверх дэли он одевал телогрейку,
сшитую из 700 мелких кусков соболиного меха. Мастерицы удачно подобрали
цвет, чтобы телогрейка выглядела нарядно и элегантно.
Головной убор Великой дакини Дондогдулам. Головной убор супруги Богдо
хана Дондогдулам, украшенный кораллами, жемчугами и другими камнями.
Желтый Государственный дворец - первый парламент Монголии находился в Зуун
Хурэ - крупном религиозном центре, включающем множество монастырей. Дворец
сгорел в 1924 году и от него почти ничего не осталось. В то время, следуя
традиции, постройки были, в основном, из дерева, скученность построек, а
также постоянные пожары уничтожали целые кварталы.
В этой комнате представлены некоторые вещи, сохранивщиеся от данного дворца. Письменные принадлежности Богдо хана из нефрита и указ Богдо хана,
награждающего своего подданного особыми привилегиями за заслуги в обучении
детей грамоте. Дэл, короткий суртук с узорами из мелкого бисера
жемчуга. Всего 18 больших узоров и один круг узора включал примерно 22000
мелких бисеров жемчуга. Головной убор, украшенный спереди крупным
жемчугом. Троны Богдо хана и его супруги, которые находились в Желтом
Государственном Дворце и являются верхом совершенства искусства резьбы по
дереву. Сигнальная пушка Желтого Государственного дворца (3
сигнальных выстрела каждый день в 12 часов дня в то время извещали о
наступлении полдня в столице Монголии). Очаг ( Символизировал
устойчивость и незыблемость основания монгольского государства).
Будуары Богдо хана и его супруги. Они изготовлены из дорогого и
прочного дерева - эбонита по заказу в Китае. Особенность их состоит в том ,
что конструкция состоит на основе сплетений. Полог украшен орнаментом с
драконами. Орнамент символизирует счастье и покой ханской четы.
Серебряные вазы. Две серебряные вазы, присланные после Октябрьской Революции в 1918 году правительством Советской России, как знак дружбы и сотрудничества между нашими странами.
Посуда из нефрита, которыми пользовались хан и его супруга.
Нефритовые изделия и др. вещи были преподнесены хану его подданными, а также
зарубежными гостями, которые удостаивались чести нанести визит хану. Также
представлены вещи, которые приобретались по прямому указу хана и его супруги.
После осмотра второго этажа, по деревянной лестницу спускаемся вниз. Продолжаем
осмотр экспозиции.
ПЕРВЫЙ ЭТАЖ
Комната 1.
Три большие штрафные пиалы, используемые во время банкетов и приемов,
устраиваемых во время больших торжеств. (Пиалы предназначались для лиц,
опоздавших на торжества. Вместимость пиал - 5-10 литров). Большие блюда,
применяемые во время торжеств. Музыкальные шкатулки (Маленькая шкатулка
играет 8 видов классической европейской мелодии, большая - 10).
Комната 2, 3, 4
Во дворце Богдо гегена был зоопарк. Здесь жил живой слон, купленный в России в
городе Красноярске в 1913 году за 25000 серебряных / целковых / рублей. За
слоном ухаживали три ламы. Зимой его держали в бревенчатом теплом доме, а летом
выводили гулять на реку и другие места. По праздникам слона наряжали в
праздничную регалию. Здесь представлены фотография и регалия слона.
Картины: “Зеленый дворец Богдо гегена”.Б.Шарав.нач.ХХ века. /Холст,
мин.краски/. "Летний дворец Богдо гегена”. Б.Шарав.нач.ХХ века. /Холст,
мин.краски/. “Один день Монголии” /копия с оригинала Б.Шарава
.С.Ганзам.2004./.
Обратите внимание на эту картину начала 20
века, изображающую Летний дворец.
Примечательна детализация изображений (фигурки
на картине не более 1-2 сантиметров) в
сочетании с юмором (порой черным) художника.
Жизнь дворца очень пристойна, а вот жизнь
вокруг дворца изображена как есть. Иногда
нарочито подчеркиваются дикие нравы
кочевников. “Осень", ’’./копия с оригинала Б.Шарава .С.Ганзам.2004./.
В истории Богд хан отмечен, как культурный меценат. Потому, что он покупал и
коллекционировал разные диковинные и редкие вещи, которые в настоящее время
выставлены в музее - зимнем дворце. Ярким примером этого является коллекция
чучел редких животных, купленных и привезенных из разных стран. Костяк этой
коллекции составляют чучела животных, привезенных по заказу из немецкого города
Гамбург в 1901 году. Для того времени это были очень качественно
выполненные чучела.
Внимание посетителей музея привлекает праздничный головной убор слона,
прозванного серым слоном Богд хана. Этот слон отмечен в истории, как одно из
семи сокровищ Монгольского государства. С малых лет Богд хан мечтал приобрести
слона, свидетельством чего является то, что самой любимой его игрушкой в детстве
была статуэтка слона, сделанная из слоновой кости. Этот слон был куплен в России
в начале 1913 года за 22 тыс. рублей монгольской делегацией во время
официального визита в эту страну. В конце этого же года слон был привезен в
Кяхту поездом, а весной 1914 года - в столицу Монголии - Ургоо. В архивах
сохранились документы, свидетельствующие о том, что для питания слона ежедневно
использовались 21 мантуу (род пампушки, испеченной на пару), примерно 1 кг
топленого масла и 2 ковша красной сливы. Свидетельством трепетного отношения
Богд Хана к слону является тот факт, что ухаживанием за слоном занимались
специально назначенных для этого 3 ламы. После смерти Богд Хана в 1924 году, за
слоном практически никто не ухаживал, и он умер в 1926 году.
Уголок, посвященный детскому периоду Богдо гегена. VIII Богдо геген был
привезен в Монголию в 1874 году в возрасте 5 лет. Маленького ребенка игрой
обучали традициям и обычаям буддийской религии и монгольскому образу жизни.
Портрет Занабазара. VIII Богдо геген нарисовал портрет первого перерожденца
Занабазара, когда ему было 8 лет. Изображение выполнено согласно буддийскому
канону изображения божества: главный персонаж в центре - крупным планом,
второстепенные детали- сверху и снизу с меньшими размерами. Детская одежда
VIII Богдо гегена. Выходной
дели VIII Богдо гегена, украшенный 9 драконами,а также
повседневный дели. Игрушечные юрта и седло. VIII Богдо геген играя этими игрушками учился монгольскому образу жизни. Игрушечным седлом седлали козлика.
Комната 6.
В левом крыле здания Вы можете увидеть леопардовую юрту (на покрытие которой,
ушло 150 шкур снежного леопарда). Подарена одним из
вельмож VIII Богдо гегена Сангилигдоржем в честь его
25 летия в 1893 году. Юрту ставили в сухое и холодное время года /зимой/ и Богдо
геген жил в этой юрте в течение 10 дней, где входил в медитацию.
Зонты из павлиньих перьев и желтого шелка. При
выезде из дворца зонт из павлиньих перьев держали перед супругой хана. Зонт из
желтого шелка держали перед самим Богдо ханом.
Карета и паланкин. Войдя на первый этаж, сразу обращаешь
внимание на карету европейского образца XIX века, на которой ездили Богд
хаан со своею супругой Дондогдулам (провозглашенной,
после того как Богд хаан стал императором,
матерью нации и воплощением Тары). Эта роскошная карета, декорированная разными
орнаментами, была изготовлена на заказ в 1915 году в Великобритании по эскизам
монгольских умельцев. Богд хан пользовался ею во время празднеств и в дальних
поездках. Данная карета, считавшаяся в свое время роскошью, в настоящее время
входит в число редких экспонатов и украшает входную часть зимнего Дворца Богд
хана. При поездках на близкие расстояния - Богд хаан
пользовался ручным паланкином.
Занабазар - выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии.
Использовались материалы статьи Б.Баатара "Дворец Богд хана и храм Чойжин-ламы хранят бесценное наследие Монголии" в газете Новости Монголии 31-32 от 7 августа 2011 года.
Использовались материалы "Путеводитель музея-резиденции Богдо Хана (сканирование и обработка Е.Кулаков)