Богд Хан. Богдыхан. Богд хаан Жавзундамба (Джавдзандамба). Дворец Богды Хана. Зимний, летний дворец. Монастыри Монголии. Монастыри Улан-Батора. Буддийские монастыри
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
БОГДО ХАН (1869-1924)
Восьмой Богд Хан (Богд хаан Жавзундамба (Джавдзандамба)) обычно упоминается как Богд Хан.
Восьмой Богд Хан стал теократическим и
религиозным правителем Монголии 29 декабря
1911 года, после избавления страны от
владычества Маньчжурской империи. Он
сыграл руководящую роль с этом деле, а
также в избавлении Монголии от китайских
милитаристов в 1921 году, которая
заключалась в том, что он посылал своих
представителей за помощью и поддержкой к
правительству соседней России.
Богдо Хан больше всего любил всякие диковинки и объезжал лавки прежде всего,
механизмов. Это мог быть уникальный музей, например, механической игр на рубеже
XX века, ведь торговцы изо всех сил старались добыть для него что то новое,
потому что Богдо Хан не был скуп, но и не бережлив. Потеряв интерес к покупкам
Богдо Хан отдавал их служителям на хранение.
После Монгольской революции в 1921-1924 монарх с ограниченными правами.
После его смерти в 1924 году просоветское коммунистическое правительство Монголии запретило все дальнейшие реинкарнации, поэтому в Монголии больше не было буддистских лидеров. После
смерти, все его имущество распродавалось с молотка на аукционе. В освобожденных
помещениях его дворца устроили выставку находок козловских раскопок Ноин-улы, и
привезенных из Гоби Эндрюсом яиц динозавров и др. Так начинался главный
монгольский музей, ныне Государственный Центральный музей.
Он был красивым и необычным по
характеру. В зависимости от того, какой учебник истории попадет вам в руки, вы можете прочитать, что Богд
Хан проводил свои дни, предаваясь обильным возлияниям и плотским утехам, и ослеп
от сифилиса, либо что он был великим провидцем и националистом.
По постановлению Хурала народных представителей столицы к 102 годовщине Национально-освободительного движения Монголии заложен фундамент памятника VIII Богд хаану Жавзундамба хутагт и другим деятелям этого движения. В будущем памятник появится на площади Свободы в центре столицы. Уже сейчас объявлен конкурс на лучший макет памятника, а самый лучший отберут для строительства. Средства на памятник выделит мэрия столицы. В связи с этим состоялась церемония заложения памятника организованная администрацией Улаанбаатара в котором приняли участие глава Хурала народных
представителей столицы Д.Баттулга. В частности он сказал “Сегодня мы отмечаем 102 годовщину национально-освободительного движения. Будущее поколение должны помнить исторические события того времени, уважать организатора этого движения. С другой стороны было немало предложений со стороны историков, исследователей и ученых построить памятник Богдо хаану. Поэтому столичный Хурал народных представителей решил построить этот памятник на этой площади”. (Монцамэ)
БОГДО - ГЭГЭН
Богдо-гэген ( монг . «царственный
просветленный»), второй титул — Чжэбцзун-дамба-хутухта — ламаистский
первосвященник Монголии.
Богдо-гэгэн - "Главный святой", почитавшийся как живой Бог, высший титул воплощенца
в монгольском буддизме.
Первый Богдо-гэгэн (другое звание - Чжэбцзун-дамба-хутухта): это звание получил
выдающийся тибетский проповедник буддизма в Монголии XVI-XVII вв. Донкор-манцзушрийн-гэгэн.
Он инициировал строительство храмов и монастырей в Монголии, а также ввел среди
монголов традицию почитания лам и принятия монашеского пострига.
В 1650 г. Далай-лама V объявил Лобсан-дамби-чжалцана (более известного как
Дзанабадзар или Ундур-гэген) хубилганом Даранаты и провозгласил его духовным
главой буддистов Монголии с титулом Джебдзун-дамба-хутухта . В 1691 г. на
Долоннорском съезде монгольских князей, когда было окончательно оформлено
вхождение всех аймаков Халхи в состав Маньчжурской империи ,
Джебдзун-дамба-хутухта был назначен духовным главой буддистов той части
Монголии, над которой установливался протекторат империи.
Впоследствии с титулом Джебдзун-дамба-хутухты объединился титул
Богдо-геген. Начиная с Ундур-гэгена и до 1924 г. в истории Монголии было
восемь верховных иерархов, носивших эти титулы.
Второй Джебдзун-дамба-хутухта ( 1724 - 1758 ) был внучатым племянником
Ундур-гэгэна.
Восьмой Богдо-гэгэн ( 1870 – 1924 ) в 1911 встал во главе монгольского
теократического государства, получившего независимость от Китая. В 1919 был
отстранен от власти после взятия Урги китайскими войсками, освобожден и
восстановлен на троне бароном Унгерном , в 1921 – 1924 , после Монгольской
революции и до своей смерти — ограниченный монарх.
Джэбцзун Дамба-хутухты
- Лубсан Дамби Джалцан, сын Тушэту-хана Гомбодорджи, р. 1635 , с 1641 хубилган , с 1649 Гунга Нинбо Ундур-гэгэн Дзанабадзар, Джэбцзун Дамба-хутухта 1650 — 1723
- Лубсан Дамби Донми, сын Тушэту-хана Дондубдорджи, р. 1723 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1724 — 1757
- Иш Дамби Ньям, р. 1758 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1763 — 1773
- Лубсан Тубдэн Ванчуг, р. 1775 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1781 — 1813
- Лубсан Чультим Джигмед, р. 1815 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1815 — 1841
- Лубсан Тубдэн Чойджи Джалцан, р. 1843 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1848
- Агван Чойджи Ванчуг Перенлай Джамцо, р. 1850 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1850 — 1869
- Агван Лобсан Чойджи Данзан Ваанчигбал Самбуу, р. 1870 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1875 — 1924 , Богдо-хан Монголии 1911 — 1924
- Джамбал Намдол Чойджи Джалцан, р. 1932 , Джэбцзун Дамба-хутухта 1936 —
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
БОГДО ХАН. ФОТОГРАФИИ
|