Занабазар Гомбодоржийн. Ундур-Гэгэн. Роль личности в истории монголов.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
ЗАНАБАЗАР ГОМБОДОРЖИЙН (УНДУР-ГЭГЭН) (1635-1723)
Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи, оказал значительное влияние на развитие монгольского искусства. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии, Занабазар основал в Халхе несколько больших монастырей, в том числе известные Номын Их Хурээ, Баруун Хурээ, Тувхэн. Создал новый монгольский алфавит соембо. Известен как автор ряда трудов в области языкознания, литературы, изобразительного искусства. Его художественный талант наиболее ярко проявился в скульптуре. Занабазара по праву называют основателем монгольского религиозного классического искусства. Он создал в своих скульптурах, отлитых из бронзы, собирательные образы тантрических божеств, многие главные святыни в разных монастырях, выразительные скульптуры, соответствующие всем требованиям буддийского канона.
В Европе он был бы назван гением. В странах буддизма его называют Просветленным. Потомок Золотого рода Чингисхана, первый Ундур Геген Занабазар, творивший в Монголии в XVI веке, известен мировой художественной культуре как величайший скульптор всего буддийского мира, по совершенному мастерству и одухотворенности образов сравнимый с Рафаэлем. Однако при этом он был еще и живописцем, поэтом, лингвистом, философом, издателем; наконец, он был духовным и политическим главою страны.
«Дзанабадзар» было его собственным именем,
а «Джебцун-дамба» - родовым; по-тибетски это слово означает «высочайший».
«Хутухту» - это старомонгольское слово, современное значение которого - «реинкарнация,
перевоплощенная личность». Слово «геген» имеет то же значение. «Ундур» -
эпитет со значением «великий, высокий». «Богдо» - это высший титул
возведенного на трон хутухту, означающий «живой бог». Слово «дзана»
происходит от санскритского термина «дхъ-яна», или мудрость, обретаемая в
медитации. «Бадзар» - это передача термина «важдра», то есть молния. В
соответствии с санскритским эквивалентом, это имя переводится как «Просветленная
мудрость» или «Мудрость, обретенная в озарении».
Занбазар родился в древней знатной семье халхасского Тушет хана Гомбодоржа, 25-го числа, девятого месяца, в году деревянной свиньи
(1635 г.) в местности Есон зуйл (в наст, время Зуйл сомона
Убурхангайского аймака/ от "совершеннейшей из княгинь" Ханджамц.
Когда ему было пять лет, в 1640 году Хан Гомбодорж провозгласил своего пятилетнего сына Занабазара главой буддийской религии Монголии и в его честь организовал кочевую ставку — «ургу». С тех пор на русском языке и закрепилось за городом название Урга, а монголы назвали его Их-Хурээ (Великий монастырь).
В 13-летнем возрасте Занабазар основал монастырь Западное хурээ прежний центр Шанх сомона Убурхангайского
аймака. 15-летним юношей Ундур Геген покинул родину и в 1649 году отправился в
Тибет. По дороге в Тибет Дзанабадзар посетил многие монастыри, где некогда жил
Цонкхапа. Когда Ундур Геген достиг Лхасы, он был удостоен аудиенции Далай-ламы
Лобсан-джамцо (1617-1682) и стал его учеником. Получив титул Джебцун-дам-ба
хутухту, он был награжден ритуальным зонтом из желтого шелка в знак его
выдающегося таланта и усердия в деле распространения Учения. Затем он был
представлен Панчен-ламе Эрде-ни Лобсан-Чойдзацану (1663-1737) в монастыре
Таши-Лумпо и начал брать у него уроки.
В Тибете мастер познакомился с канонами религиозного искусства.
Занабазару удалось то, что не удавалось многим буддистским художникам. Он смог не просто соблюсти канон,
а вдохнуть в свои творения жизнь,
преодолеть окаменевшую условность канона и
создал монгольскую школу буддийского
искусства. Вершина его творчества - скульптуры Белой и Зеленой Тары, сияющих богинь…
Всевидящей Белой Таре всегда 16 лет. Она воплощает мудрость и сострадание. Она дарует адепту долгую жизнь, спасает от круговорота перерождений, избавляет от многих болезней, в том числе глазных. Зеленая Тара - молодая женщина в полном рассвете красоты. Она освобождает от печали, бедности, боли, дарит радость и уничтожает зло. У буддистов Зеленая Тара - любимая богиня. Ее внимание привлекается ритмичным повторением мантры: Ом-таре-тут-та-ре-ту-ре-сваха.
Одна из легенд повествует, что в образах богини Дарьх, художник запечатлел образ своей любимой девушки. Нарушив ламаистский обет безбрачия, Занабазар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей был тогда только 21 год. Потрясенный гибелью любимой жены, Занабазар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Дарьх, и придав лику богини черты своей умершей супруги. Большинство статуэток богини Дарьх в настоящее время хранятся в
музее искусств
имени Занабазара (Музей Занабазара) в Улан-Баторе. В каждом изображении можно обнаружить черты сходства с убиенной. Говорят, что одна из статуэток заговорила и назвала имена убийц, но попросила Богдогэгэна не наказывать их.
После возвращения из Тибета в Монголию, Ундур
Геген Дзанабадзар продолжил учебу и уже тогда начал свою творческую
деятельность. В 1653 году верующие, собравшись в монастыре Эр-дени Дзу, решили
построить особый монастырь для Ундур Гегена, где бы он мог спокойно работать.
Так в самом красивом месте Хангайских гор, был возведен монастырь Тувхин («Храм
созерцания») и назван «благословенной и уединенной землей». Многие
художественные работы Дзанабадзара, ставшие бесценным вкладом в национальную
культуру, были созданы именно там.
Время его творчества было одним из самых
драматичных периодов истории Монголии. Между ханом ойратов Галдан Бошогту и
владыкой халха-мон-голов, отцом Дзанабадзара Ту-шет-ханом шла борьба за власть,
а правители соседних стран стремились разжечь гражданскую войну, чтобы разделить
Монголию на части. Однако были ханы и нойоны, которые всеми силами противостояли
этому, и в 1686 году на собрании монгольской знати была предпринята попытка
объединить страну. Там было сказано: «Народ Монголии чтит волю Богдо
Джебцун-дамбы хутухту и выполняет его приказ собраться в монастыре, где он
живет. Зная его способность править, его сравнивают с Богдо Цонкхапой по
способности руководить и духовной, и светской жизнью страны». Тогда Гелег,
владыка северных монгол, возгласил, что его хошун переходит под власть Богдо
сразу после их собрания; и это помогло не только объединить Монголию, но и
усилить ее северную границу, которой угрожала опасность. Однако Галдан Бошогту
был недоволен этим решением и в 1670 году он вновь пошел войной на Тушет-хана.
История их битв была долгой и страшной.
Галдан Бошогту одержал несколько побед, так что
халха монголы были вынуждены покидать родные места. Часть их бежала в царскую
Россию, и никто из них потом не смог вернуться на родину. Ойраты напали на
монастырь Эрдени Дзу, бывший тогда резиденцией Ундур Гегена, и разрушили всё
там. Однако Дзанабадзар и с ним примерно триста человек смог бежать через Гоби
во Внутреннюю Монголию.
В 1688 году ханы, нойоны и хутухты должны были
найти способ преодолеть угрозу распада Монголии и решить, как заново собрать
бежавших из страны жителей, как сохранить свою культуру и язык. Чтобы это
осуществилось, необходимо было простить покровительства одного из соседних
государств. Собрание знати во главе с Дза-набадзаром решило обратиться за
поддержкой к китайской династии Цин.
Ундур Геген и знать халха приложили много сил,
чтобы повлиять на политику Китая относительно дальнейшей судьбы Монголии. Но
когда в 1723 году благосклонный к монголам император Энхамгалан умер, то к
власти пришел Найралт-Туб-хан, который был не намерен проводить политику отца.
Он сразу же пригласил Богдо Дзанабадзара якобы для того, чтобы все, кто близок к
хану, получили духовное посвящение. Дзанабадзар, приняв приглашение, приехал в
Пекин и был убит. Скульптор скончался на 89-м году жизни в Желтом храме, близ Пекина 14-го числа, первого весеннего месяца, года водяного зайца
(1723 г.), куда его забросила судьба. Его тело было
перевезено в Ургу (современный Улан-Батор) и позже
было погребено в ступе в монастыре
Амарбайсгалант.
Знаменитый художник, скульптор, архитектор, поэт
Дзанабадзар внес бесценный вклад в монгольскую культуру. Им создан монгольский
алфавит соёмбо. Этот алфавит - удивительное порождение культур Тибета и
Монголии, воплощение мудрости и духовного единства двух народов. Шрифт соёмбо,
созданный Дзанабадзаром, красив, продуман и в высшей степени удобен: он
облегчает транскрибирование слов санскрита и тибетского; он восходит к древнему
индийскому алфавиту нагари. Идея создания нового алфавита завладела Ундур
Геге-ном, когда он учился в Тибете; свои первые наброски он показал Далай-ламе,
Панчен-эрдэни и другим образованным ламам, которые одобрили эту работу.
Ундур Геген изучил многие восточные науки и
способствовал их распространению среди монгол. Его учителем был знаменитый
ученый - лама Дзая-панди-та (1642-1715), автор многих почитаемых трудов.
Дзанабадзар в совершенстве знал древнеиндийский поэтический трактат «Кавь-ядарша»,
написал комментарий на некоторые из его разделов и сформулировал собственную
теорию поэтического стиля. На основе этих принципов он писал свои стихи, среди
которых широкой известностью пользовалось благопожелание «Джанлабитсо-гзол» -
мольба о любви и жизни без войн. Оно стало ежедневной молитвой, завершающей
каждый религиозный ритуал.
Дзанабадзар смог поднять монгольский язык и
литературу до уровня лингвистических и художественных принципов классической
индийской и тибетской культуры. Созданный им алфавит не только превознес родной
язык и культуру, но и позволил переводить иностранные художественные и научные
тексты. Дзанабадзар первым начал этот труд, в совершенстве переведя на
монгольский тибетский канон Ганджур, используя алфавит соёмбо. Также Ундур Геген
был страстным собирателем священных книг, которые были поднесены в дар
монастырям в прошлом. При этом могли быть обнаружены уникальные издания,
привезенные из Тибета, например, Ганджур и Данджур, написанные золотом и
серебром. Дзанабадзар написал ряд религиозных книг, а также комментарии по
многим религиозным и философским вопросам, вплоть до искусства храмового пения и
призыва божеств-покровителей.
Ундур Геген разработал канон монгольского
ламаистского ритуала, а также приложил все силы, чтобы вернуть к изначальной
чистоте этикет для монашества. Им был установлен ритуал для мирян, который стал
основой монгольского общебуддистского ритуала. Указания Ундур Гегена касались
хода жертвоприношений, обряда почитания священных мест, этикета поведения для
лам, монахов, мирян. Также были даны указания относительно формы монашеских
одежд, видов пищи, способов проведения ритуала. Также в монгольскую национальную
традицию вошли установленные Дзанабадзаром собрания молитв и формы мистерии «цам»,
назначение которой - изгонять злые силы, препятствующие верующим стремиться к
Просветлению (во время этой мистерии ламы выступают в огромных масках гневных
божеств). Иными словами, была создана символика монгольского ламаизма. Кроме
того, многие монгольские национальные отличительные черты (вид прически замужних
женщин, клеймо крупного скота, форма поздравления) связаны с именем Ундур Гегена.
Согласно указаниям Ундур Гегена монгольские ламы носят две косы как знак того,
что они проповедники. Также Дзанабадзар был автором музыки некоторых песнопений
и сам изготавливал культовые предметы и музыкальные инструменты для религиозных
церемоний.
Ундур Геген изучал теорию архитектуры и стал
профессионалом в возведении монастырей и храмов. Поэтому Ундур Геген считается
основателем монгольской буддистской архитектуры. Им был создан первый буддийский
монастырь Эрдэни Дзу. Он широко вводил в архитектуру элементы монгольского
народного жилища - юрты и шатра. Можно сказать, что он создал новое направление
в буддийской архитектуре. Ундур Геген вместе со своими последователями определил
облик восьми видов буддийских ступ и предметов культа - священных книг,
изображений богов, фактически основав монгольскую школу буддийской иконографии,
которая является соединением древнеиндийской художественной теории, тибетских и
индийских техник изготовления скульптуры и монгольских черт в облике и убранстве
изображений.
Мировая культура знает Дза-набадзара как
скульптора. Его золотые статуи основных божеств буддийского пантеона
представляются одним из наивысших достижений буддийского искусства всех времен и
народов.
Работы Дзанабадзара являются зримым выражением
наставлений, содержащихся в разделе Данджура «Художественная наука»:
«Комментарий о законах построения образа и портрета», «О человеческом облике».
Это касается соблюдения канона классических пропорций изображения человеческого
тела. Канон буддийских изобра--жений базируется на сознательном искажении
пропорций - так, например, руки Будды должны достигать колен. Однако
вытя-нутость пропорций воспринимается глазом как изящество, и потому буддийские
изображения кажутся более пропорциональными, чем живые люди. Это отличительная
черта культового искусства многих религий.
Будды работы Дзанабадзара замечательны не только
своими совершенными пропорциями (отражающими 32 внутренних и 80 внешних
признаков тела будды), но особенно выражением лиц - глубоким, отрешенным
созерцанием. Таков его Ваджрад-хара, созданный для главного монастыря Урги,
таковы пять дхьяни-будд, которые должны отличаться только позицией рук, однако у
статуй Ундур Гегена индивидуальны лицо, одежда и украшения - нет ни одной
детали, которая бы повторялась.
Совершенно изумительные женские образы работы
Дзанабадзара. Его статуи Белой и Зеленой Тары во всей полноте передают ощущение
красоты. Белая Тара Дзанабадзара имеет облик девушки, еще не достигшей расцвета
женственности, с совершенно детскими пальцами и почти плоской, неразвившейся
грудью. Так через живые реалистичные черты великий мастер передает философскую
символику образа: перед нами воплощение мудрости, отрешенной от всего телесного.
Зеленая Тара считается одной из лучших работ Дзанабадзара. Богиня сидит,
опираясь на левое бедро, верхняя часть ее тела слегка развернута вправо.
Напряженное, скрытое движение тела обусловлено позицией правой ноги, спущенной с
трона, это дополняется жестом правой руки, касающейся колена. Весь облик Тары
дышит юностью; она стройная и изящная. В отличие от остальных Тар, изображаемых
как богини, более чем далекие от земного мира, эта выглядит живой круглолицей
монгольской девушкой. Эта жизненность образа Зеленой Тары - не вольность
великого мастера, а точное следование канону, поскольку Зеленая Тара ближе
других богинь к земным страданиям людей, и облик ее должен быть более земным.
Все украшения Тары - корона, серьги, ожерелье, браслеты, драгоценности на талии
и на ногах - не преуменьшают красоты ее тела, и оно, просвечивающее сквозь
тонкие одежды, не кажется обнаженным.. Неудивительно, что среди монгол
существует легенда, что эта статуя однажды заговорила. Критики сравнивают ее с
классическими шедеврами европейского Возрождения, сак-рализовавших гармонию
женственности и материнства.
Работы Дзанабадзара легко узнать по их спинам - вид со спины проработан не менее
тщательно. Верующим запрещено заходить за спину статуй, поэтому большой художник
совершенно свободен в проработке спины.
Шедевры Ундур Гегена дважды подвергались
опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время
волнений в конце XVII столетия. Второй раз был в тридцатые годы XX века, когда
во время репрессий было уничтожено более тридцати тысяч людей, цвет монгольской
нации, и разрушено более семисот монастырей и храмов.
Профессор Ринчен назвал Дзанабадзара «монгольским
Микеланджело». И это не преувеличение. Его творения передают через красоту
человеческого тела высочайшие устремления духа. Для Дзанабадзара человеческая
красота - это способ выражения великой силы Будды, способной одолеть зло и
жестокость. Зло заставляет стареть человеческое сердце; уместно вспомнить
монгольскую пословицу: «Не сожалей о старении тела, но сожалей о старении
сердца». Влияние лучших произведений Дзанабадзара сказывается даже на
современном искусстве Монголии.
Занабазар так и остался непревзойденным мастером,
достигшим небывалых высот в творчестве. Влияние лучших произведений Занабазара
благотворно сказывается на современном искусстве Монголии. Время подтвердило уникальную ценность искусства Ундур Гегена. Шедевры Занабазара, созданные три столетия назад, сегодня
обретают свое подлинное место в мировом искусстве. На протяжении 300 лет буддисты почитают Дзанабазара как бога. Ибо созерцание его работ дарит душе мир и покой, что для верующего важнее всего.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:
- Богдо-гэгэн - "Главный святой", почитавшийся как живой Бог, высший титул воплощенца в монгольском буддизме.
СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|