Главная страница   О компании   Контакты   Карта сайта English Russian

Становление административно-командной системы управления народным хозяйством в МНР

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

ПУБЛИКАЦИИ

Становление административно-командной системы управления народным хозяйством в МНР
(выдержки из диссертации Джагневой О.А.)


Холодная война», новые международные отношения способствовали установлению и ужесточению тоталитарных режимов в социалистических странах, включая СССР и МНР. Это объясняется, по мнению диссертанта, опасениями разлагающего влияния капиталистического мира. Таким образом, укрепление тоталитарных режимов в странах социализма стало одним из тяжелейших последствий вступления мира в период «холодной войны». Состояние «холодной войны» способствовало этому в полной мере - страны с тоталитарным режимом и однопартийной системой в своем большинстве имели нестабильную, мало развитую экономику, и тоталитаризм становился для руководства единственным способом удержать власть в своих руках.
 

Известно, что тоталитаризм как политический режим использовал в управлении тем или иным государством методы принуждения в различных формах насилия, лишал людей доступа к реальной информации о положении дел в государстве, подавлял права человека, угрожая личной безопасности граждан. Положение человека в тоталитарном государстве усугублялось еще и тем, что тоталитарные методы управления маскировались под демократию, вызывая отторжение от демократических прав и свобод, недоверие к государству и правящей партии.
 

В СССР мотивация тоталитарного режима в довоенные и послевоенные годы была разной. В период Великой Отечественной войны он казался оправданным напряженной обстановкой, что объяснялось условиями военного времени. После войны начался возврат к довоенным тоталитарным методам правпения, в который был возведен принцип единоначалия в его наиболее извращенной форме. Сталинский режим в СССР начал возвращаться к чисткам партийных рядов, к новой кадровой политике. Лагери и тюрьмы стали попопняться вернувшимися из немецкого плена бывшими военнослужащими. Начались притеснения жителей территорий, бывших в оккупации.
 

В 1940-х - начале 1950-х гг. в МНР влияние тоталитаризма усилилось. Культ личности Сталина был усилен победой Советского Союза в Великой Отечественной войне. Соответственно возрос и культ Чойбалсана в Монголии.

Монгольские ученые считают, что наивысшей точки расцвета культ личности Чойбалсана достиг в 1942 г. во время всенародного празднования его пятидесятилетия, а культ личности Сталина в СССР - в 1949 г. во время его семидесятилетнего юбилея.
Пережившая все тяготы военного времени Монголия продолжала курс на союз с СССР, победа которого во второй мировой войне невиданно высоко подняла его международный авторитет. Отсюда вьггекал вывод о том, что внутренняя политика советского руководства была как не более достойным примером для подражания. В итоге в 1940-е- начале 1950-х гг. вся общественная жизнь в МНР испытала на себе постоянно усиливавшееся влияние тоталитарных методов руководства со стороны ЦК МНРП, что происходило под влиянием аналогичных процессов в СССР, где, как известно, в 1946-1947 гг. широко развернулись руководимые Сталиным и Ждановым шумные идеологические кампании «по наведению порядка» в сфере литературы, музыки, философии, истории. Эта кампания, как в зеркале, отразилась на деятельности МНРП, которая вслед за КПСС стала решительно подчинять свою культуру и общественные науки своим идеологическим задачам. Их реализация облегчалась тем, что государственная власть в МНР, в том числе военная, сконцентрировалась в руках X. Чойбалсана и небольшого числа его приближенных, которые под его руководством и контролем принимали решения практически по всем вопросам, касавшихся жизни страны и народа. В результате в Монголии насаждалась обстановка подозрительности и недоверия, особенно она обострилась в столице. Хотя и в меньших масштабах по сравнению с 30-ми годами, но имели место политические репрессии.
 

В монгольском обществе существовала атмосфера подозрительности и недоверия, процветала шпиономания, продолжались политические репрессии. В 1947 г. 80 человек были арестованы и обвинены по так называемому порт-артурскому делу - якобы за связи с японской разведкой.
 

В 1948 г. состоялись V съезд профсоюзов Монголии, XI съезд Революционного союза молодежи, отчетно-выборные собрания потребительской кооперации и женских организаций. МНРП приняла в них самое активное участие, направляла и участвовала в выработке решений. На этом примере отчетливо прослеживалось усиление роли партийных организаций в жизни общества, их руководящей по отношению к другим общественным организациям роли.
 

Наряду с организационными и хозяйственными вопросами особое место в деятельности партии занимала идеологическая работа. На повестку дня была поставлена «борьба против пережитков феодализма в сознании людей, против национализма и других проявлений враждебной идеологии».
 

Особое внимание партия уделяла политическому воспитанию трудящихся, и особенно молодежи, в духе патриотизма и интернационализма. С этим направлением деятельности партии были связаны постановления ее Центрального Комитета, принятые в 1947 и 1949-1950 гг., которые близко напоминают постановления ЦК ВКП (б), принятые накануне Второй мировой войны по вопросам истории и литературы.
 

В 1947 г. ЦК МНРП принял постановление «О современном состоянии монгольской литературы и ее задачах». Партийное руководство потребовало от писателей глубже раскрывать в их произведениях современные темы, шире и активнее освещать успехи монгольского народа, достигнутые за годы послереволюционного развития, показывать достижения хозяйственного и культурного строительства, внутренний мир современного человека, разрабатывать и возвышать тему монголо- советской дружбы.
 

В плане идеологического обеспечения политики МНРП одновременно был рассмотрен вопрос о состоянии творческой работы в Государственном музыкально-драматическом театре и о его репертуаре.
 

Руководство театра критиковалось за засилье в репертуаре театра и на сцене пьес на исторические и фольклорные темы в ущерб постановкам на современную тему. ЦК МНРП призвал коллектив театра включить в репертуар больше пьес, отражающих успехи социалистического строительства. ЦК МНРП поставил задачу - приступить к созданию театра оперы и балета.
 

Состоявшийся в декабре 1949 г. пленум ЦК МНРП принял постановления, посвященные преподаванию истории и литературы в учебных заведениях. В этих постановлениях - «О книге для аратского чтения» и «О постановке преподавания истории и литературы МНР в учебных заведениях» - ЦК осудил проявления национализма в учебных курсах и в отдельных публикациях. Претензии членов ЦК сводились к тому, что в «Книге для аратского чтения» не была критически, с марксистских позиций оценена личность Чингисхана, не был показан реакционный характер его военных походов, идеализировалось прошлое Монголии. Кроме того, были обнаружены отдельные неточности в биографиях Д.Сухэ-Батора и X.Чойбалсана, некоторых других деятелей революционного движения. В постановлении пленума также отмечалось, что преподавание истории и литературы в стране велось не на должной высоте, преувеличивалась роль личности и недооценивалась роль народных масс в истории МНР, мало внимания уделялось социально-экономическим вопросам. Пленум констатировал, что необходимо покончить с идеологическими ошибками и извращениями, систематически повышать и совершенствовать идейно-теоретическую подготовку преподавательских кадров, обеспечить преподавание истории и литературы на основе марксистско-ленинской идеологии. Было дано указание отвести на революционный период истории Монголии и литературы МНР не менее 50% часов учебной программы в вузах. Перед созданным в 1947 г. Главлитом ставилась задача - усилить контроль над печатной продукцией, добиваться, чтобы в ней активнее пропагандировались коммунистические идеи.
 

Проблемы идеологии продолжали занимать в деятельности МНРП одно из ведущих мест и впредь. Январский 1950 г. пленум ЦК МНРП принял развернутое постановление «О состоянии политико- массовой работы среди трудящихся и задачах партийных организаций» по докладу Ю. Цеденбала. Критике подвергся низкий уровень образования агитаторов и пропагандистов, неудовлетворительная работа клубов и красных уголков, а главное - пленум констатировал наличие в стране элементов, использующих эти недостатки для подрыва хозяйственных планов, готовых втянуть часть отсталых трудящихся под власть религии. Кроме того, вновь был поставлен вопрос об отставании литературы от требования времени. «Большинство писателей, - говорилось в постановлении пленума, разрабатывают исторические и фольклорные сюжеты. Плохо изучают жизнь народа. В их произведениях плохо отражается патриотическое движение трудящихся нашей родины, следующей по пути социализма, за выполнение первого пятилетнего плана».
 

Все эти исторические факты позволяют судить о непростой обстановке в стране и попытках партии поставить под контроль и руководить всей духовной жизнью монгольского народа. Примерно схожие процессы происходили в СССР и некоторых других социалистических странах, в том числе в Китае. Они являются свидетельством усиления тоталитарного режима в условиях противостояния двух противоположных социально-экономических систем, с одной стороны, о незначительном улучшении жизни трудящихся, возможность руководить которыми виделась в способах духовного насилия.
 

Одним из новых направлений в жизни мирового сообщества после Второй мировой войны было начало распространения демократии в странах «третьего мира». Эта тенденция коснулась и Монгольской Народной Республики. Но в условиях тоталитарного режима она преломлялась так, что в стране законодательно закреплялись тоталитарные методы руководства обществом. Так, IX Великий народный хурал (февраль 1949 г.) принял решение о роспуске Малого хурала, до этого осуществлявшего верховную власть в стране между созывами ВНХ, и о передаче функций этого органа и его Президиума Великому народному хуралу и его Президиуму. Изменения произошли и в регламенте работы ВНХ: его сессии должны были проводиться один раз в год.
 

Таким образом, ВНХ превратился в единственный орган, сосредоточившим в своих руках верховную законодательную власть. Для осуществления текущей работы между сессиями должен был избираться Президиум ВНХ. Исполнительным органом власти являлось правительство - Совет министров. Местные хуралы имели исполнительные управления.
 

Внесены были также изменения в избирательную систему. Выборы стали всеобщими (ранее имели ограничения), равными (до того - не вполне равные), прямыми (ранее были многостепенными) и тайными (до того - открытые). На основе новой избирательной системы в июне 1951 г. прошли выборы в Великий народный хурал. Однако, как стало известно только в настоящее время, выборы в то время так и не стали демократическими, так как кандидаты в депутаты назначались Центральным комитетом партии по их деловым признакам. Фактически граждане голосовали за назначенцев, которым не было альтернативы. Право избирать и быть избранными получили все граждане МНР, достигшие 18 лет. Конституция гарантировала монгольским гражданам право на труд, отдых, образование, материальную помощь в старости, право на бесплатное пользование пастбищами.
 

Первые выборы в Великий народный хурал МНР на основе новой избирательной системы состоялись 10 июня 1951 г. В них приняли участие 99,92% избирателей; 99,67% из них проголосовали на предложенные кандидатуры. В октябре 1952 г. были проведены выборы в местные органы власти.
 

На первой сессии Великого народного хурала МНР первого созыва, (июль 1951 г.), председателем Президиума ВНХ был избран Г. Бумэнд. В июне 1954 г. председателем Президиума ВНХ стал Ж. Самбу, избранный на первой сессии ВНХ уже второго созыва. Затем почти синхронно, с небольшим разрывом, из жизни ушли: глава монгольского государства X. Чойбалсан - 26 января 1952 г., а 5 марта 1953 г. - И. Сталин.
 

Кончина премьер-министра МНР, члена Политбюро ЦК МНРП маршала X.Чойбалсана означала собой окончание длительного этапа в истории Монголии. Один из первых монгольских революционеров и создателей МНРП, долгие годы возглавлявший страну, приложивший много усилий для укрепления монголо- советской дружбы, он в то же время вписал черные страницы в историю Монголии, проводя политику политических репрессий в 1930-е годы и продолжив ее, хотя и в меньших масштабах, в 1940-е годы. Он держал курс на физическое уничтожение церковнослужителей, начиная сначала с высших лам, постепенно перейдя к политике, предписывающей относиться ко всем ламам без различия принадлежности к разным социальным прослойкам. В 1938 г. он утверждал, что «главным препятствием на пути укрепления революционных преобразований, развития экономики, культуры и образования, укрепления братской дружбы с СССР были и сейчас по-прежнему остаются ламы»261. Классовый подход был главным методом Чойбалсана, который он применял и в других случаях. Так, классовыми врагами он называл позднее, в начале 50- х гг., расхитителей социалистической собственности.
 

О тесных связях Чойбалсана со Сталиным и рядом других советских руководителей красноречиво свидетельствует одно из его писем Ежову, отправленное тому в мае 1937 г.: «Мы произвели обвинение лам высокого сана в измене родине, шпионаже и подготовке восстания, прошло пять туров судебных заседаний. Таким образом, мы смогли на практике выполнить совет товарища Сталина».
 

В мае 1952 г. Указом Президиума Великого народного хурала МНР на должность премьер-министра МНР был назначен Ю. Цеденбал. Таким образом, он стал фактически первым лицом в государстве, совместив пост премьер-министра с постом Генерального секретаря ЦК МНРП. Осознание Монголией себя государством, получившим международное признание, сыграло огромную роль в укреплении монополии МНРП на политическую власть. Пользуясь поддержкой коммунистических и рабочих партий сотрудничающих с ней стран, МНРП стала глубже вторгаться в экономическую и культурную жизнь страны, единолично принимать все основополагающие государственные решения и претворять их в практику через разветвленную сеть первичных партийных организаций, через центральные и местные государственные органы. Восстановлена была практика созыва партийных съездов и народных хуралов, прерванная было в период 1940-1947 гг. Одновременно складывались предпосылки для концентрации властных высших функций в руках одного политического лидера.
 

Монгольские исследователи считают приход к власти Ю. Цеденбала началом превращения тоталитарного режима в авторитарный, то есть сравнительно более мягкий режим. При этом считают, и не без оснований, что развенчание культа личности Чойбалсана в Монголии началось еще до XX съезда КПСС. Действительно, в 1954 г. в МНР начался пересмотр так называемого «Порт-артурского дела». В этих целях, по решению политбюро ЦК МНРП от 9 декабря 1954 г., была создана специальная комиссия, по итогам работы которой в 1955 г. было принято постановление об освобождении осужденных по этому делу и наказании виновных работников, грубо нарушивших социалистическую законность. Были даны указания о прекращении содержания под стражей лиц, чья вина не была доказана, о коренном улучшении деятельности судов и прокуратуры. В 1955 г. была распущена комиссия по особым делам при министерстве внутренних дел226.
 

Тем временем в СССР назревали свои перемены. Ухудшилось положение в экономике. Особенно осложнилось положение в сельском хозяйстве. Низкие закупочные цены, высокие налоги на общественное и личное хозяйство лишали деревню всяких стимулов к развитию производства. В 1952 г. Московская область не выполнила плана государственных заготовок. Главное внимание большевистской партии было направлено на подготовку XIX съезда. Готовился доклад об изменениях в Уставе партии. Одно из них состояло в том, что из названия партии исчезало определение «большевиков», вводилось новое название партии «КПСС» - Коммунистическая партия Советского Союза.
 

Политическая обстановка в СССР нагнеталась, особенно после ареста в начале 1953 г. группы кремлевских врачей. Смерть Сталина привела к власти Н. С. Хрущева, избранного первым секретарем ЦК КПСС на пленуме ЦК КПСС в сентябре 1953 г., а в феврале 1956 г. состоялся XX съезд партии, на котором он выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В СССР началась широкая компания по реабилитации репрессированных граждан.
 

Нет особой необходимости останавливаться на огромном влиянии доклада Хрущева на мировое общественное мнение и на коммунистическое движение в особенности. Подчеркнем только его огромное влияние на международную ситуацию, ослабление влияния коммунистических идей, разлад в международном коммунистическом движении. С того времени началось ухудшение отношений между КПСС и КПК, между СССР и КНР. Естественно, это создавало тревожную обстановку на границах МНР, руководство которой солидаризировалось с советским руководством по китайскому вопросу.
 

МНРП одобрила решения XX съезда КПСС, вынесла по этому вопросу специальное постановление, проинформировала низовые партийные организации. Вместе с тем, критика культа личности Сталина не столько вылилась в ее поддержку руководством МНРП, сколько создала прецедент - в Монголии на официальном уровне начался пересмотр роли Чойбалсана в истории МНР, что вылилось в признание его купьта личности.
 

Это произошло на апрельском пленуме ЦК МНРП в 1956 г., обсудившем доклад первого секретаря ЦК партии Д. Дамбы «Итоги XX съезда КПСС и задачах наших партийных организаций».
 

На этом пленуме МНРП, впервые открыто признав существование в стране культа личности X. Чойбалсана, осудила грубое нарушение им законности, проведение попитических репрессий, приняла решение о реабилитации не только живущих, но и погибших жертв тотапитарного режима.

Пленум обосновал и принял решение о фундаментальном улучшении деятельности МНРП.

В целом, сходство тоталитарных режимов в СССР и МНР и их методов вызвало в советском и монгольском обществах отрицательную реакцию.
 

Приход к власти Ю. Цеденбала показал, что авторитарные черты его личности стали трансформироваться в тоталитарные под впиянием процессов, происходивших в мировой системе социализма. Так, в СССР и социалистических странах резко возросла роль первых секретарей ЦК коммунистических партий, которые сосредоточили в своих руках всю верховную власть. В 1958 г. Цеденбап стал совмещать две должности - председателя Совета министров и Первого секретаря ЦК МНРП. В 1960 г. в МНР была принята новая конституция. Все 60-е гг. в истории Монголии были отмечены внутрипартийной борьбой, подавлением возникающей оппозиции. Многочисленные факты говорят о том, что дело шло не просто к авторитарной власти одного человека, а к новому витку тоталитаризма, хотя и в несколько смятенной форме. Как в СССР очень недолго продлилась «хрущевская оттепель», так и в Монголии быстро свернулось «межсезонье» попыток отделения хозяйственных функций от партии и передачи их Совету министров.
 

Сходство политической власти в СССР и МНР поддерживалось Советским Союзом разными способами. Это было и личное влияние советских лидеров, особенно Л. И. Брежнева, и Ю. Цеденбала во время личных бесед, причем не только в Москве, но и в Улан- Баторе, а также во время Крымских встреч партийных и государственных деятелей стран социализма и т. д.
 

Другим способом влияния на Монголию и удержания ее в орбите советского влияния была экономическая помощь Советского Союза, его настояние на том, чтобы Совет Экономической Взаимопомощи стал считать своей задачей подтягивание экономического уровня развития МНР до уровня передовых социалистических стран.
 

В середине 1980-х гг. в Советском Союзе началась перестройка общественной жизни с ломки сложившихся приоритетов мышления. Советская внешняя политика стала проявлять признаки прагматизма в отношении своих союзников. Вывод войск из Афганистана, возобновление отношений с Китаем, вывод войск из Монголии - все это снижало геополитическое значение Монголии для СССР. Экономический кризис в СССР вызвал резкое ухудшение экономической ситуации в Монголии. Тоталитарные методы правления, монопольное право коммунистических партий на власть в СССР и в большинстве социалистических государств, в том числе и в МНР, пошатнулись. Считаем, что перестроечные процессы в СССР, попытки перехода к открытой внешней политике, а также урегулирование отношений с Китаем, распад СССР были главными причинами, катализировавшими кризисную ситуацию в МНР.
 

В 1984 г. после отставки Ю. Цеденбала функции руководства партией и государством перешли в руки Ж. Батмунха. Перемены в монгольском руководстве произошли параллельно с проявлением первых признаков кризиса социалистической системы в СССР, а также в Польше, Венгрии, ГДР, Румынии и Болгарии. Однако новые монгольские руководители не обладали ни авторитетом, ни теми чертами сильной личности, которые были присущи многим их предшественникам.
 

Внеочередной пленум ЦК КПСС, избравший М. Горбачева на пост Генерального секретаря Центрального комитета (11 марта 1985 г.), подтвердил курс на проведение хозяйственных реформ, творческое применение основополагающих принципов социалистического хозяйствования. К последним были отнесены: плановое развитие экономики, укрепление социалистической собственности, расширение прав, самостоятельности и ответственности предприятий, усиление их заинтересованности в конечных результатах работы265.
 

В феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В политическом докладе ЦК КППС съезду подчеркивалось: «Политика тотального противоборства и военной конфронтации не имеет будущего... Мы со своей стороны готовы сделать все от нас зависящее, чтобы радикальным образом изменить к лучшему международную ситуацию».
 

У Советского Союза появились последователи. Новое мышление Горбачева, идея перестройки, способствуя росту критических настроений в советском обществе относительно внутренней и внешней политики страны, оказали большое влияние на руководство и общественность МНР. и привели, в конце концов, к крушению тоталитарных режимов не только в СССР и МНР, но и в подавляющем большинстве социалистических стран.
 

Огромную роль в политических преобразованиях в Монголии сыграл характер советско-монгольских экономических отношений. В настоящее время можно утверждать, что тесная привязка монгольской экономики к советской экономике, что особенно проявилось в координации их народнохозяйственных планов, выявила всю свою уязвимость в конце 1980-х гг. После Второй мировой войны МНР стала настойчивее стремиться к переходу на развитие народного хозяйства по перспективным пятилетним планам. Существование в СССР административно-командной системы управления экономикой, предполагающей концентрацию в руках государства функций непосредственного руководства экономическими процессами, прямое вмешательство в производственную деятельность отраслей и предприятий, монополию по распределению ресурсов и т. п., оказало огромное влияние на социалистические страны. Для Монголии это казалось вполне приемлемым методом государственного руководства, усиливало тоталитарный характер политической власти. Результат был двоякий. С одной стороны, сосредоточение всех небольших собственных ресурсов страны в руках государства в определенной степени было оправдано. Но с другой, привязка монгольских планов к советским вела к особенно глубокой зависимости МНР от Советского Союза. Напомним, что распад СССР, создание и легализация новых форм собственности, уход государства из экономики, глубокий экономический кризис, вылившийся в резкий спад производства в Российской Федерации, - все это вызвало цепную реакцию в тех странах, зависимость которых от помощи СССР была особенно велика.
 

Поэтому объективная оценка советско-монгольского экономического сотрудничества не может производиться без учета политизации советской помощи, одобрения и поощрения Советским Союзом политики МНРП, направленной на распространение социалистических форм хозяйства на все отрасли монгольской экономики. Такой подход облегчает выявление как негативных, так и позитивных итогов торгово-экономического взаимодействия двух стран, получившего значительное развитие после Второй мировой войны.
 

После окончания Второй мировой войны развитие политических и всех остальных направлений советско-монгольских отношений, ее позитивный вектор получили новые стимулы. Произошло дальнейшее сближение СССР и МНР, питаемое успешным военным сотрудничеством в 1939 г. и 1941-1945 гг.
 

В обеих странах началось восстановление и развитие народного хозяйства, которому в СССР в годы войны был нанесен огромный ущерб, и Монголии, вынужденной в то же время максимально мобилизовать все свои ресурсы, довольствоваться сократившейся экономической помощью.
 

Пятилетние планы развития народного хозяйства и культуры МНР прокладывали путь к интеграции с экономиками социалистических стран.
 

В наши дни стало почти правилом критиковать планово- централизованные методы управления экономикой. Однако в экстремальных условиях, особенно в условиях острого дефицита ресурсов, плановое распределение их - единственный путь к обеспечению предпосылок стабильного развития. Кроме того, если для крупных экономик с их сложнейшей структурой план как закон хозяйственного развития становится тормозом для трудовой инициативы, то для малых стран отсталая экономика, руководимая из единого центра, может сыграть положительную роль, обеспечивая необходимый контроль и учет производимой продукции и ее распределение.

Под влиянием изменившейся внешней обстановки в развитии внутреннего положения МНР уже в первые послевоенные годы наметились новые тенденции. Заметно усилилось внимание к вопросам государственного и хозяйственного строительства. Монголия стала вновь, и теперь уже успешнее, применять у себя международный, в первую очередь, советский опыт планирования. Монгольская народно-революционная партия начала активнее использовать государственный управленческий ресурс для выполнения новых политических и экономических задач. В практику вошло принятие партийными и государственными органами совместных постановлений, в основном по конкретным вопросам исполнения решений, принятых партией.

Одним из первых было постановление Совета министров и ЦК МНРП о создании совместной комиссии по кадрам.

До 1947 г. народное хозяйство МНР развивалось по одногодичным планам. В декабре 1947 г. собрался XI съезд партии. Он подвел итоги деятельности МНРП за более чем семилетний период, прошедший после X съезда, и утвердил первый детально

разработанный пятилетний план развития народного хозяйства и культуры МНР на 1948-1952 гг.267.

Сам факт перехода к перспективному планированию сыграл большую роль не только в экономической, но и политической жизни страны - съезд назвал пятилетку историческим событием, свидетельствующим о значительном укреплении мощи страны и вступлении ее в новый этап развития268.

С этого момента в Монголии началось формирование административно-командной системы управления экономикой на практике.

Вся последующая история МНР, вплоть до конца 1980-х гг., развивалась в соответствии с заложенной в конце 1940-начале 1950-х гг. моделью управления экономикой.

Каждый очередной съезд МНРП принимал директивы по планам развития народного хозяйства и культуры МНР сроком на пять лет (исключением стал только один трехлетний план на 1958-1960 гг.) и передавал их на утверждение Великому народному хуралу. В общей сложности в Монголии было реализовано таким образом восемь плановых пятилеток. Планы были несовершенны и выполнялись далеко не полностью, особенно в сфере кочевого животноводства, которое оказалось неподвластным плановому регулированию в силу высокой зависимости от природных условий. Задания завышались, при разработке показателей в расчет принимались, в первую очередь, политические соображения. Так, предполагалось, что поголовье скота в МНР может достичь 100 млн. голов. Но реальность внесла свои коррективы. Более реалистичным было плановое задание, предусмотренное директивами XII съезда МНРП. Монгольская народно-революционная партия руководила всей работой по составлению первого пятилетнего плана. Еще до съезда, в сентябре 1949 г.. Политбюро ЦК МНРП приняло постановление о его разработке и поручило Государственной плановой комиссии подготовку окончательного проекта.

(1953 г.) довести рост поголовья скота до 27,5 млн. голов, что составляло 20% от уровня 1952 г. Но ни одна из этих задач не была выполнена. Успешнее развивались другие секторы - промышленность, строительство, транспорт и связь, так как именно туда направлялась, в первую очередь, основная экономическая помощь СССР. Но прирост и в этих секторах происходил преимущественно за счет экстенсивного развития, то есть строительства и ввода в эксплуатацию новых производственных объектов. Экономические же показатели в целом (себестоимость продукции, ее качество и т. п.) отставали.

Главной задачей первой монгольской пятилетки был подъем животноводства. Вокруг способов решения этой проблемы в руководстве велась дискуссия. Мнения разделились. Одни считали, что традиционные формы кооперации (совместные перекочевки несколькими семьями или соседними хозяйствами) вполне отвечали условиям кочевого хозяйства, а сознание аратов не было подготовлено к обобществлению скота. Другие, напротив, поддерживали идею массового кооперирования, очевидно, как мероприятия, способствующего построению социализма. Позиция первых, а ее поддерживал Чойбалсан, возобладала, и не только потому, что ее представлял более опытный и зрелый политик - идея массового преобразования мелкого частного хозяйства в крупное, социалистическое производство, вряд ли была широко востребована монгольским обществом. Соответственно, ни в первом, ни во втором пятилетнем планах задача социально- экономических преобразований как пути к стабильному росту животноводческой отрасли не выдвигалась.

В 1953 г. на третьем пленуме ЦК МНРП были подведены итоги выполнения заданий первой пятилетки. Общее поголовье скота в стране увеличилось на 8,7%, было создано несколько новых государственных хозяйств. В пригородах столицы были организованы три государственные молочные фермы. Ежегодный среднегодовой темп роста промышленное производство составил 9,8% (вместо 19,4% по плану)227. Показатели экономического развития выглядели впечатляюще. Но в действительности, они были далеки от официальных плановых заданий. Этот факт должен был доказать, что планы должны быть точнее сбалансированы с ресурсами, но в расчет он не принимался.

Но были и немалые достижения. Особенно выделялся рост капиталовложений в аграрный сектор, объем которых в 1952 г. был в 10 раз больше, чем в 1947 г.

Успехов добилась промышленность, где особо ощущалась помощь Советского Союза - в соответствии с требованием Соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве между правительствами СССР и МНР от 27 февраля 1946 года. Кроме того, действовало межправительственное Соглашение о поставках товаров на период 1950-1954 гг.

Несмотря на тяжелое положение собственной экономики, СССР оказал Монголии содействие в сооружении и вводе в эксплуатацию ширококолейной железной дороги от Улан-Батора до пограничного пункта Наушки. С его же помощью были модернизированы и расширены производственные мощности нескольких предприятий перерабатывающей промышленности, телефонизированы и радиофицированы многие сомонные центры.

Возобновилась и практика создания советско-монгольских совместных предприятий 20-х гг. В 1949 г. после тщательной подготовки состоялось подписание целого ряда межправительственных соглашений об учреждении советско- монгольских акционерных предприятий, известных как «Совмонголметалл», «Уланбаторская железная дорога».

Одновременно развивалось сотрудничество между МНР и КНР. В 1952 г. эти страны договорились о строительстве железных дорог от Улан-Батора до монгольско-китайской границы на территории МНР и до китайско-монгольской границы на территории КНР. Создание транспортной инфраструктуры на территории МНР играло большую роль в обеспечении не только национальной, но и экономической и продовольственной безопасности страны. В этом плане при содействии СССР в Монголии была организована земледельческая отрасль сельского хозяйства путем освоения целинных земель и создания нескольких государственных хозяйств. Широкая кампания по освоению целины развернулась в Монголии как определенное подражание такой же кампании в Советском Союзе. В отличие от традиционного животноводства, эта отрасль создавалась с применением современной техники и технологии того уровня, который был достигнут в Советском Союзе в 60-е гг.

Установление в МНР единой социалистической формы собственности облегчило государству управление народным хозяйством, сбор налогов, перераспределение ресурсов между отраслями. Однако диверсификация народного хозяйства создавала и большие трудности, так это усложняло структуру общественного производства и вело к тому, что планы становились все более развернутые, но детализация их продолжалась. Детализация планов, однако, не способствовала сбалансированию народного хозяйства, а затрудняла руководство им из единого центра. После проведения массового кооперирования в стране возник некий феномен собственности в животноводстве. В сельскохозяйственных объединениях собственность считалась общественной, социалистической. Значительное поголовье скота, остававшееся в собственности аратов-членов СХО считалось личной собственностью, а никак не частной. Государство пыталось активно руководить и личным хозяйством аратов-членов СХО при помощи налогообложения, время от времени пытаясь законодательным образом регулировать верхний предел скота, который может быть на личном подворье арата. Такой порядок был ярким проявлением административно-командной системы управления народным хозяйством.

За годы четвертой и пятой пятилеток в Монголии были построены крупные промышленные предприятия, среди которых особо выделяется горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», выпускающий медный и молибденовый концентраты. Планирование объекта и его сооружение было бы невозможно без тесной увязки с потребностями советского рынка. Полное освоение производственных мощностей этого предприятия привело к удвоению экспортного потенциала страны.

Монгольское государство стремилось увязывать свои народнохозяйственные планы не только с планами СССР, но и других стран- членов СЭВ. Его неизменно привлекала задача объединения экономического и научно-технического потенциалов всех стран- членов Совета. В 1972-1973 гг. руководство МНР провело ряд консультаций по координации своего очередного плана развития народного хозяйства и культуры на 1976-1990 гг. с планами СССР и других социалистических стран. Советский Союз, осуществляющий курс на координацию, начиная с 70-х гг. постоянно ориентировал своих партнеров по СЭВ, включая МНР, на повышение уровня планового сотрудничества228. Такая политика требовала коллективного объединения и планового перераспределения общих ресурсов Совета Экономической Взаимопомощи. Это было выгодно слаборазвитым странам - Монголии, Вьетнаму, Кубе, но в середине 80-х гг. в этом деле возникла напряженность. Более развитые страны - ГДР, Венгрия и Чехословакия - не хотели больше оказывать безвозмездную помощь другим странам. Постоянным внешнеторговым партнером Монголии оставался Советский Союз. До начала 1990-х гг. внешняя политика Монголии ориентировалась в основном на сотрудничество с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Их политическое взаимодействие подкреплялось экономическим и культурным сотрудничеством, привилегиями, которыми пользовались отсталые страны, состоявшие в Совете Экономической Взаимопомощи. В 1987 г. 95,9% экспорта и 98,3% импорта МНР приходилось на социалистические страны. Капиталистические страны занимали в монгольском экспорте 3,8%, в импорте - 1,6%, развивающимся странам, соответственно, принадлежало 0,3% и 0,1%. Но основным внешнеторговым и экономическим партнером Монголии оставался Советский Союз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экономическое сотрудничество между СССР и МНР развивалось быстрым темпом. С помощью Советского Союза были созданы целые отрасли монгольской экономики, сформирована экспортная база страны. Но к 1990 г. советская экономика и экономика многих других социалистических стран вошла в стадию глубокого кризиса. Соответственно резко сократилось, а затем и совсем прекратилось поступление советской помощи развивающимся странам. Объем торгово-экономических связей СССР с Монголией стал быстро сокращаться, восьмая пятилетка МНР оказалась невыполненной. Мало того, Россия стала все настойчивее ставить вопрос о возврате Монголией платежей по кредитам. Таких средств у Монголии не было.

ЛИТЕРАТУРА

 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

- Поиск литературы
 

 

 

- История Монголии

- Государство, политика

- Легендарные личности Монголии

- География

- Путешествия, экспедиции

- Экономика Монголии

- Религия

- Культура, искусство монголов

- Обычаи, традиции монголов

- Наука, образование, медицина в Монголии

- Армия Монголии
 

 

 

- Россия - Монголия

- СССР и МНР

- Российская Федерация и Монголия
 

- Русские для Монголии

- Русские в Монголии
 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Проживание в семье
 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Билеты на автобус
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

Визы в Монголию

 

Групповые туры 2025
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Top.Mail.Ru