Чойбалсан Хорлогийн. Легендарные персоны Монголии. Чойбалсан. Легендарные люди Монголии. Герои Монголии.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
ЧОЙБАЛСАН Хорлогийн (1895-1952)
Хорлоогийн
Чойбалсан – это имя, неразрывно связанное с историей Монголии XX века. Родившись
в 1895 году, Чойбалсан стал одной из ключевых фигур, формировавших судьбу своей
страны в непростое время перемен и глобальных изменений. Будучи военным лидером
и политическим деятелем, он оставил неизгладимый след в истории Монголии,
проведя её через период социальных трансформаций и модернизации.
Его ранняя жизнь была полна испытаний. Рожденный в семье бедных
крестьян, Чойбалсан с юных лет осознал значимость образования и стремился к
получению знаний, что помогло ему превзойти ограничения своего происхождения.
Образование стало его пропуском в мир большой политики, где он проявил свой
незаурядный талант и лидерские качества.
Политическая карьера Хорлоогийн Чойбалсана началась в бурное время
создания Монгольской Народной Республики. Став преданным идеалам коммунизма и
социализма, он занял важные позиции в новом правительстве страны, постепенно
восходя по ступеням власти. Занимая пост премьер-министра и министра обороны,
Чойбалсан руководил многими реформами, охватывавшими экономику, армию и
образование.
Однако его деятельность вызывала неоднозначное отношение. Некоторые
считают его героем, который защитил монгольскую независимость и способствовал
развитию страны, другие обвиняют его в репрессиях и жестких политических
методах. Неизменным остается одно: его влияние на судьбу Монголии было огромным,
и оно до сих пор вызывает ожесточенные дискуссии среди историков и политологов.
Чойбалсан жил в непростое время, и его биография полна значимых
событий, как для него лично, так и для народа Монголии. Его наследие продолжает
действовать, формируя новый взгляд на историю и место Монголии в современном
мире. Он остается символом эпохи, времени не только испытаний и трудностей, но и
прогресса и нового пути развития для монгольского народа.
Чойбалсан Хорлогийн родился 8 февраля 1895 в Восточном (Дорнод) аймаке
Монголии. Один из основателей Монгольского народно-революционной партии (1921).
Коммунистический лидер Монголии с 1930-х гг. до своей смерти. При жизни
Чойбалсана и некоторое время после его смерти в Монголии существовал культ его
личности, подобный культу личности Сталина.
С 1912 работал в Урге (ныне
Улан-Батор) носильщиком, сторожем, самостоятельно обучился грамоте, поступил
в школу переводчиков и овладел русским языком. В 1914 для продолжения
образования был направлен в Иркутск, где находился до 1917 г. Революционные
события в России оказали на Чойбалсан огромное влияние. По возвращении в
Монголию он сразу же встал в ряды борцов за независимость страны. В 1919 создал
в Урге революционный кружок, который в 1920 объединился с аналогичным кружком
Сухэ-Батора, созданным несколько раньше. Объединение этих кружков положило
начало созданию Монгольской народно-революционной партии (МНРП).
Летом 1920 Чойбалсан посетил Советскую Россию в составе первой
монгольской делегации. От имени народа Монголии, делегация обратилась к
правительству РСФСР с просьбой об оказании помощи монгольскому народу в борьбе
за освобождение страны от иноземных захватчиков. Чуть позже, в Иркутске изучал
боевой опыт Красной Армии и опыт строительства Советского государства.
Возвратившись в ноябре 1920 к себе в Монголию, Чойбалсан активно занимался
формированием партизанских отрядов и созданием частей Народно-революционной
армии. Участвовал в разгроме китайских милитаристов и в совместных с войсками
Красной Армии боях по уничтожению белогвардейских банд барона Унгерна.
Вместе с другими руководящими деятелями Монголии, Чойбалсан вёл подготовку к
1-му съезду Монгольской народной партии, который состоялся в марте 1921 (с марта
1925 - Монгольская народно-революционная партия, МНРП). Входил в состав
созданного в марте 1921 Временного народного правительства, а после победы
Монгольской народной революции, с июля 1921,- в состав Народного правительства.
В 1921 - 1923 был зам. главнокомандующего Монгольской народной армии. С 1924
года неоднократно избирался членом ЦК МНРП, его Президиума и Политбюро. В
1923-24 годах учился в Военной академии в Москве. В 1924-1928 главноком Монгольской
народно-революционной армией (ныне монгольская Народная армия). Находясь на этом
посту, проделал большую работу по осуществлению задач партии и пр-ва в области
реорганизации вооруженных сил МНР и укрепления обороноспособности страны.
В 1928-1930 Чойбалсан Хорлогийн исполнял обязанности председателя Президиума
Малого хурала МНР. В 1930 министр иностранных дел, в 1931—35 министр
животноводства и земледелия. В 1935—1939 годах - первый
заместитель премьер-министра Монголии, с 1939 по 1952 год премьер-министр МНР.
При совместных боевых действиях советских и монгольских войск по разгрому
японских милитаристов в районе реки Халхин-Гол в 1939 и Квантунской армии в
Маньчжурской операции 1945 года Чойбалсан являлся главнокомандующим МНРА. В годы
Великой Отечественной, войны был инициатором оказания всесторонней помощи
советскому народу в его борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Чойбалсан
вместе с Сухэ-Батором заложил основы дружбы
монгольского и советского народов и был неутомимым борцом за её укрепление.
Награждён орденами МНР, а также советскими: 2 орденами Ленина, орденами Красного
Знамени, Суворова 1-й степени. Имел звание Маршала Монголии.
Чойбалсан был последовательным сторонником Сталина. Воспользовавшись тем, что
глава Монголии Пелжидийн Гэндэн утратил доверие Сталина (в частности, из-за
того, что отказался провести массовые репрессии против буддийских монахов и
форсировать введение централизованной экономики), в 1936 г. Чойбалсан
содействовал его отстранению от власти, вскоре после чего Гэндэн был арестован и
казнён. Чойбалсан, бывший в то время министром обороны, ещё несколько лет не
занимал формально высшей должности в государстве. Однако уже тогда стал лидером
и провёл массовые репрессии, уничтожив не только своих противников в партии, но
также бывших аристократов, монахов и многие другие «нежелательные категории». По
мнению современных монгольских историков, Чойбалсан был едва ли не самым
деспотичным лидером Монголии за последнее столетие. В то же время, благодаря его
действиям в Монголии была достигнута массовая грамотность (Чойбалсан упразднил
довольно сложный старинный монгольский алфавит и ввёл кириллицу), страна из
аграрной превратилась в аграрно-индустриальную. Хотя режим Чойболсана и
критикуется современниками, однако и они отмечают усилия Чойболсана по
сохранению независимости Монголии.
Чойбалсан Хорлогийн умер 26 января 1952 года, от рака. После смерти, в
1956 г., его личность была подвергнута критике на съезде Монгольской
народно-революционной партии, однако, в отличие от осуждения Сталина в СССР, его
статуи не были снесены. Административный
центр Восточного аймака до сих пор носит его имя. Возможно, это было связано
с тем, что его преемник Юмжагийн Цеденбал и при
Чойбалсане занимал высшие государственные должности, в том числе Генерального
секретаря ЦК МНРП.
В период правления Чойбалсана Монголия пережила значительные изменения. Он
активно поддерживал модернизацию экономики, настойчиво продвигая
индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства. Под его руководством
развивалась инфраструктура страны, создавались новые предприятия и
улучшалась образовательная система. Чойбалсан верил в необходимость
укрепления обороноспособности Монголии и уделял особое внимание развитию
вооруженных сил, что сделало страну более устойчивой к внешним угрозам.
Вместе с тем, годы правления Чойбалсана характеризуются и трудными
моментами, вызванными жесткими мерами внутри страны. Эра репрессий не обошла
стороной Монголию, и многие невинные люди стали жертвами политических чисток
и обвинений в «врагах народа». Это бросает тень на его политическое
наследие, поднимая вопросы о цене, которую пришлось заплатить за
осуществление столь амбициозных планов преобразования страны. Несмотря на
это, Чойбалсан оставался верен идеалам социализма и верил, что его действия
нужны для процветания страны.
После смерти Хорлоогийн Чойбалсана, его наследие продолжает оказывать
влияние на политическую и общественную жизнь Монголии. Несмотря на
противоречивость его правления, он остаётся одной из самых значимых и
обсуждаемых фигур в истории страны. Многие современные лидеры и историки
обращаются к его политике и достижениям, стараясь извлечь уроки из его
ошибок и успехов. Переосмысление его вклада подчеркивает важность изучения и
понимания прошлого для построения будущего Монголии.
Таким образом, Хорлоогийн Чойбалсан по-прежнему остается символом целой
эпохи в истории Монголии, периода глубоких перемен и вызовов. Влияние его
личности и действий ощущается до сих пор, напоминая о сложной судьбе одной
из древнейших наций мира. История его жизни и правления служит важным уроком
о силе лидерства, цене перемен и ответственности, которую несут великие
лидеры перед своими народами и будущими поколениями.
ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В Монголии идея возведения мавзолея возникла в 1952 году после кончины
премьер-министра маршала Хорлогийна Чойбалсана. В принятом по этому поводу
партийном постановлении — а партия в стране тогда была одна:
народно-революционная — усыпальницу было решено возвести перед зданием Дома
правительства на площади Сухэ-Батора. В основу был положен эскиз архитектора
Б.Чимэда, а для доработки проекта были приглашены архитекторы из СССР.
Так и получилось, что мемориальное сооружение, строительство которого
завершилось в 1954 году, напоминало московский мавзолей. В плане оно было
почти квадратным (14,3 на 13,8 метра). Для облицовки использовали серый и
темно-красный мрамор, привезенный из Хархорина (бывший Каракорум). Все
строительные работы проводились монгольскими военными строителями, которыми
лично руководил Герой МНР генерал Ж.Лхагвасурэн.
Решением властей в мавзолее были захоронены останки
Сухэ-Батора и
Чойбалсана.
Говорят, что, когда умер последний, Москва предложила монголам
мумифицировать его тело, но они вежливо отказались. Проводились ли такие
переговоры на самом деле, неизвестно, но Чойболсана, так же как и
Сухэ-Батора, умершего в 1923 году, первоначально похоронили на кладбище для
видных деятелей Монголии в местечке Алтан-Ульгий недалеко от столицы.
Захоронение проводилось в соответствии с исторической традицией — тело
укладывают в гроб на толстый слой соли, чтобы замедлить процессы распада.
Перед открытием мавзолея, которое состоялось 8 июля 1954 года,
останки двух вождей были помещены в каменные урны и перенесены в
усыпальницу. Ее внутренние интерьеры выглядели строго: в темно-красной
комнате расположены беломраморные бюсты Сухэ-Батора и Чойболсана, а перед
ними каменные надгробия со старомонгольской вязью.
Открытие мавзолея, несмотря на скорбный характер церемонии, отмечалось как
всенародное торжество. После возложения венков был дан салют в 21 залп. В
дальнейшем во время празднеств на площади Сухэ-Батора на трибуну мавзолея по
советской традиции поднимались руководители партии и государства, а после
окончания торжеств мавзолей открывали для посещения.
В настоящее время мавзолей с центральной площади убрали. Прах X.Чойбалсана и Д.Сухэбатора покоится в мавзолее на государственном кладбище Алтан Ульгий (мемориальное кладбище).
Здание монгольского парламента, после ремонта, приобрело более величавый и торжественный вид.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|