Политический статус Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
МОНГОЛИЯ В ДВАДЦАТОМ ВЕКЕ
СТАТУС МОНГОЛИИ
Баярын Жаргалсайхан - один из старейших дипломатов Монголии. Он представлял интересы монгольского Правительства и народа в разных странах и на
международных форумах на протяжении более полувека. Служба забрасывала его в Азию, Америку, Европу. Он очевидец многих политических и дипломатических
событий, происходивших в прошлом веке не только в Монголии, но и в международном масштабе. В 1941-45 годах Б.Жаргалсайхан работал в посольстве Монголии в СССР и был свидетелем борьбы советского народа в Великой Отечественной войне. Событиям
тех лет монгольский дипломат посвятил книгу воспоминаний "Волею судьбы". Автор также делится своими мыслями о важных событиях 40-х годов, как Ялтинское соглашение, всенародный плебисцит, выход Монголии на международную арену.
В феврале 1945 года состоялась Ялтинская конференция руководителей союзных держав. В работе конференции участвовали, кроме Черчилля, Рузвельта и Сталина, министры иностранных дел, начальники
Генеральных штабов Англии, Америки и СССР. Поскольку приближалось окончание войны в Европе, они обсуждали вопросы о завершении войны с безоговорочной
капитуляцией Германии, о послевоенном устройстве мира, о создании оккупационных зон, о понесенных в ходе войны ущербах и репатриациях, а также о создании
универсальной международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Участники встречи большое значение придавали проблемам Азии и
Дальнего Востока. -Были приняты решения по поводу предложения СССР об его участии в войне против Японии после окончания войны в Европе, о признании
статуса-кво Внешней Монголии, пересмотре Портсмутского мирного договора с передачей СССР Курильских островов и по другим вопросам. Значение конференции
для нас заключалось в ее позитивном решении признания нашего международного статуса, что являлось в течение десятилетий жизненно важной целью Монгольского
государства. Латинское слово «ststus», в международном понимании означает «положение», а понятие «статус-кво» в международно-правовом обороте связано с
гарантированием или восстановлением «существующего или существовавшего положения». Не вдаваясь в древнюю историю статуса (иначе о правовом положении)
Монгольского государства, практически невозможно было говорить о независимом статусе нашего государства, поскольку в течение более двухсот лет оно входило в
состав владения Маньчжурской империи. Разговоры о том, что маньчжуры относились несколько своеобразно к Внешней Монголии, можно сказать не более чем стремление
самих монголов, нежели маньчжурской политикой. На рубеже Х1Х-ХХ веков, в результате столкновения интересов великих держав, наряду с ослаблением и
распадом Маньчжурской державы, возрастало центробежное стремление многих народностей ее окраины обрести независимость. Возможность их к
самостоятельности, ограничивалась в зависимости от внешних и внутренних факторов, а в отдельных случаях только заменой сюзерена.
Революционные движения в Халха-Монголии, произошедшие дважды с интервалом в 10 лет, каждый раз объявляли независимость своей страны и устанавливали относительную суверенность, но не смогли добиться
по причинам, не зависящим от нас самих вплоть до Второй мировой войны признания Монголии в качестве субъекта международного права.
После многолетнего маньчжурского господства, в ноябре 1911 года Монголия провозгласила свою независимость, и с возведением
20 декабря Богдо Чжебцзундамба- хутухты на хаганский престол, наше государство обрело независимый и суверенный статус. Но в конце декабря 1912 года
правительство Царской России обратилось к правительству Китая с предложением о проведении переговоров по вопросам Внешней Монголии, в котором официально
заявлялось о признании Россией китайского сюзеренитета в Халха - Монголии. На основе такого заявления, не только вызывающего сомнение, но и исключающего
независимость Монголии, в сентябре 1914 года начались Кяхтинские трехсторонние переговоры. Поскольку монгольская сторона на этих переговорах
придерживалась твердой позиции о сохранении и защите независимости, переговоры продлились 9 месяцев, в течение которых состоялись более 100 встреч и заседаний.
На переговорах Монгольская делегация ставила требования, заключающиеся в обеспечении прав на самостоятельность и суверенитет, в признании вечного
существования Монгольской державы, во включении в состав Монгольского государства 150 хошунов 4х аймаков Внешней Монголии, 49 хошунов 6 аймаков
Внутренней Монголии, Хулэнбуйрских баргутов, ойлетов, а также урианхайцев, казахов, даригангцев, чахаров, туметов и других. Но, монголам пришлось под
сильнейшим нажимом двух великих держав воздержаться от суверенитета и принять статус автономии. Иначе говоря, осуществилось то, что было оговорено в
нотах о признании суверенитета Китая в Монголии, обмененных в начале 1913 года представителями России и Китая.
С окончанием Кяхтинских переговоров 25 мая 1915 года, Внешняя Монголия потеряла статус суверенного государства. Впоследствии,
под оккупацией китайских войск, в ноябре 1919 года пришлось отказаться и от статуса автономии и принять статус рядовой китайской провинции. Затем после
изгнания из Урги китайских милитаристов Бароном Унгерном, Богдо Чжебзун-дамба-хутухта был вновь возведен на хаганский престол, что как бы
возрождает статус 1911 года, но почему- то об этом умалчивают наши историки. И великим соседям также не представилась возможность обсудить эту проблему, так
как через несколько месяцев победила Народная революция, были изгнаны интервенты и была провозглашена наша независимость.
Отсюда видно, что статус нашего государства, в течение второго десятилетия XX века, включая провозглашение Республиканскою
строя в 1924 году, менялся 6-7 раза. С 1921 года в нашем государстве при поддержке северного соседа начался период относительно независимого
существования. С заключением 5 ноября 1921 года договора о советско-монгольской дружбе, с признанием советской стороны нашей независимости, вновь был возрожден
наш статус. Но, несмотря на это, провозглашение советско-китайским договором китайского сюзеренитета в Монголии, заставило нас до 1945 года существовать в
изоляции от внешнего мира. Советско-китайское соглашение, подписанное 31 мая 1924 года в Пекине, в результате переговоров по восстановлению отношений,
проведенных в 1924 году между Л. Караханом и Ван Жонем, является итогом неоднократных переговоров, проведенных в период от 1911 года вплоть до 1924 года
между Россией- Китаем и СССР-Китаем. Основанием для изжития исторической несправедливости по ограничению нашего суверенитета, стала Декларация союзных
держав, подписанная их главами 10 февраля 1945 года, в том же Ливадийском дворце, где Николай II, не очень охотно выслушивал просьбу премьер-министра
Намнансурэна о независимости Монголии. Хотя нельзя сказать, что Ялтинской конференцией были исчерпаны все проблемы.
После Ялтинской конференции Китай объявил о своем толковании относительно «сохранения статуса-кво Внешней Монголии (МНР), и
признании ее как его части. Спор на эту тему между Сталиным с одной стороны и Чан Кайши, Сун Цзевэнь, Цзяп Цзинго с другой, продолжался в течение многих
месяцев в ходе переговоров по заключению Договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем. Нам, следовало бы оценить ту историческую правду об усилиях, проявленных
Сталиным для получения согласия Китая на независимость Монголии путем увязки участия СССР в войне против Японии и освобождения Северо-Восточного Китая.
Здесь, думается, также шел разговор о неоказании Советами прямой помощи Компартии Китая, о предоставлении правительству Чан Кайши помощи вооружением.
Согласно нотам, являвшимся неотъемлемой частью Договора, обмененными Молотовым и Ван Шицзе за неделю до объявления войны, Китайская республика согласилась
признать независимость Монголии на основе всенародного волеизъявления. На позитивное решение проблемы также оказало влияние назначение Гарримана для
участия в переговорах президентом США Рузвельтом полномочного представителя по претворению Ялтинских соглашений.
В нашей стране проводилась огромная работа по проведению плебисцита. Было организовано 4251 пунктов для голосования и проведен
общенародный референдум. За ходом плебисцита, проходившего 20 октября 1945 года, наблюдала делегация Китая, в составе 12 человек во главе Лен Фанчаном. После
официального сообщения результатов плебисцита правительствам Китая и Советского Союза, Китай признал суверенитет и независимость нашего государства, и
между Монголией и Китаем, было установлено дипломатическое отношение. Это стало особым событием, не имеющим аналога в обыденной дипломатической практике.
Главной причиной того, что на этот раз независимость Монголии по старой традиции не стала разменной картой на переговорах российского и китайского министров, были серьезные козыри на руках у
Сталина - Ялтинские соглашения и освобождение северо-восточного Китая в результате войны с Японией. На вопрос китайских делегатов, почему русские
выделяют вопрос монгольского суверенитета, Сталин ответил, что Внешняя Монголия не желает объединения с Китаем или объединения с СССР, а желает обрести
собственную независимость. Кроме того, проблема Внешней Монголии - это проблема, имеющая военно-стратегическое значение. Если вражеские войска вторгнутся на
территорию Внешней Монголии, а в последствие перейдут границу Советского Союза и захватят Транссиб, это будет означать поражение России.
Вне всякого сомнения, Рузвель Черчилль и Сталин были выдающимися деятелями и сыграли ключевую роль в ходе Второй мировой войны Таким образом, люди, возглавившие свои страны в это непростое врем оставили как
положительный, так отрицательный след в истории. Для каждого монгола эта «тройка» связана с вопросом обретения статуса независимости. Многие сходятся во
мнении, что у Монголии была единственная возможность обрести статус независимого государства - на стыке Второй мировой и "холодной войн". Говоря словами
Лонгфелло; это был «золотой момент», когда решалась судьба Монголии. Если бы вопрос статус-кво Монголии не решился тогда, неизвестно какой бы сейчас был у
Монголии статус. Бесспорно, Монголия разделила бы судьбу отсталой национальной окраины какой-либо из империй.
Таким образом, восхищаясь судьбой своих предков, современная молодежь воздает им должное за свое собственное счастье.
Нельзя оставить без внимания ряд событий, связанных с Ялтинской конференцией. Статья о «сохранении статус-кво Внешней Монголии) протокола Ялтинской конференции выразила многолетние чаяния
монгольского народа. Это был основной вопрос, остававшийся неразрешенным на протяжении долгих лет. С самого начала XX века Россия пыталась решить вопрос
Халхин-гола не только исходя из отношений с Китаем, но и из этнического родства с бурятами и ойратами. Это четко видно по российско-монгольским переговорам 1912
года об автономии. Руководствуясь обыденной логикой, мы хотели бы, чтобы Россия была настолько надежным, насколько и большим другом.
Б.Жаргалсайхан. Перевод Ч.Пурэвдорж. Оригинал статьи опубликован в газете "Монголия сегодня" №19-20 (430-431) от 5.05.2010.
|