Богд Хаан и независимость Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
МОНГОЛИЯ В ДВАДЦАТОМ ВЕКЕ
Независимость Монголии и Богд хан
29 декабря 1911 года монголы официально объявили на весь мир о создании
независимого Монгольского государства, отделившись от Маньчжурской империи. VIII Богд Жавзандамба хутагт был провозглашен Ханом Монголии.
Это было историческим событием, имеющим важное значение для монголов, мечтавших о независимости и национальной свободе на протяжении многих лет. По моему
мнению, эта национальная революция является самым крупным историческим событием в истории монголов за последние 300 лет.
Богд гэгээнтэн (Его святейшество Богд хан или Богдыхан) является одним из инициаторов этого исторического события, а также его организатором и руководителем.
Основываясь на произведениях зарубежных и отечественных ученых и исследователей о национальной революции 1911 года, в 2007 году было решено провозгласить 29 декабря Днем национальной независимости. 29 декабря 2008 года
вышел указ Президента Монголии о праздновании 100-летия национальной революции. Летом 2010 года был создан специальный правительственный комитет по празднованию этой годовщины во главе с вице-премьером М.Энхболдом. Необходимо помнить о том,
что будущее монгольской нации будет постепенно тускнеть, если мы забудем свой род, происхождение, историю, культуру и традиции.
Предпосылки национальной революции 1911 года
Известный российский дипломат Я.П.Шишмарев, который прожил в Монголии почти 50 лет своей жизни, еще в 1895 году охарактеризовал монголов следующим образом: «Халхы считают себя предводителями среди других многих монгольских наций и
народностей. В 1691 году халхы попали под власть Маньчжурской империи. Халхы несомненно возглавят борьбу за объединение всех монголов при возникновении какой-либо ситуации, позволяющей это. Это диктуется многими причинами, но самая
главная из них является то обстоятельство, что на земле халхов живет перерожденный образ Авида Жавзандамба, которому поеклоняются все монголы и калмыки».
Авторитет Богд Жавзандамба хутагта в Монголии был огромен, хотя он был тибетцем, провозглашенным Маньчжурской империей VIII-м перерожденным образом Богд (Лидером духовенства Монголии)-а, и несмотря на то,
что Маньчжурский император не наделял его какой-либо властью.
В указе VIII Богд Жавзандамба хутагта, принятом в 1909 году, говорится: «Настало время, когда нам необходимо вести поиск методов обеспечения счастливой жизни в будущем путем укрепления государства и религии и
защиты своей территории. В случае, если мы будем бездействовать и пропустим нынешнюю возможность, то мы не только не будем жить счастливо в будущем, но и вкусим разные беды, потеряв возможность владеть своей территорией. Зная это, я
не могу не напомнить Вам об этом, в противном случае не будет пользы от того, что все монголы почитали все мои 8 предыдущих образов... Множество монгольских нойонов и чиновников должны тщательно обдумать методы осуществления этой задачи,
и каждый из них должен доложить мне свои соображения по этому поводу».
В июле 1911 года согласно указу Богд хана:
«Пришло время», на горе Богд уул состоялось тайное совещание нойонов, на котором
было создано Временное Правительство, а также запланировано множество работ,
например, отправка полномочных представителей в Россию с просьбой о помощи,
подготовка солдат, оружия, необходимых финансовых средств и т.д. В состав
делегации, направленной в Россию, вошли Чин Ван Ханддорж, да лама Цэрэнчимэд,
чиновник Хайсан и др. Большую помощь а организации национально-освободительной
борьбы монгольского народа Богд гэгээну оказали Сайн ноён хан Намнансурэн и
Тушээ гун Чагдаржав.
Бурят Добданов, приехавший в Хурээ 21 октября
1911 года, писал своем письме В.Котвичу о политической ситуации Монголии следующее: «Все шансы будущей счастливой жизни халхов находятся только в
руках Богд хана», что не далеко от истины.
Провозглашение Временным Правительством независимости Монголии
В конце ноября 1911 года в Хурээ возвратилась делегация, отправленная в
Россию за помощью, которая успешно справилась с поставленной перед ней задачей.
После этого или 30 ноября 1911 года Временное Правительство Монголии «вышло из
подполья», получив официальное название: «Халхын Хурээний газрын бугд хэргийг
тур еронхийлон захиран шийтгэх газар» (Временное главное управление всеми делами
Хурээ халхов). Указом Богд хана главой Временного Правительства был назначен
Тушээ гун Чагдаржав.
1 декабря 1911 года Временное Правительство
обнародовало Декларацию о демонтаже режима Маньчжурской империи и объявлении
независимости Монголии. Над резиденцией Богд хана был поднят национальный флаг с
изображением «Соёмбо» - герба, символизирующего национальную свободу и
независимость Монголии.
В этот же день маньчжурскому амбан (наместник)-у
в Хурээ Сандогу было направлено письмо о его депортации из Монголии. Получив
временное убежище в Российском консульстве в Хурээ, маньчжурский наместник
вместе со своими чиновниками покинул Хурээ 4 декабря 1911 года под конвоем
казаков известного атамана Семенова, и пересек границу Монголии в Кяхте.
Независимость Монголии была официально объявлена 29 декабря 1911 года
Независимость Монголии была официально объявлена
29 декабря 1911 года, что стало апогеем национально-освободительной борьбы
монгольского народа за отделение от Циньской империи.
29 декабря 1911 года был выбран не случайно для объявления независимости
Монголии, так как этот день по лунному календарю был первым днем второго зимнего
месяца Года белой свиньи 15-го шестидесятилетия, благоприятствующий проведению
государственных церемоний.
Государственная церемония провозглашения VIII Богд Жавзандамба хутагта Ханом
Монголии началась в самый благоприятный час этого дня - в час лошади, т.е. в 11
часов 40 минут, и завершилась в районе 17 часов вечера.
VIII Богдо Жавзандамба Хутагт - руководитель Национальной Революции Монголии 1911 года
VIII Богд Жавзандамба родился в 1869 году в Тибете в семье зажиточного чиновника Гончиг-цэрэна, который был финансистом Далай-ламы.
Он был привезен в Хурээ в 5-летнем возрасте, когда его провозгласили VIII-м перерожденным образом Богдо, и вся его
последующая жизнь была неразрывно связана с Монголией. С раннего возраста он обучался тибетской и монгольской письменностям, религиозным и восточным нравам, обычаям и традициям.
С малых лет Богд Жавзандамба рос, как монгольский ребенок, играя с обычными монгольскими детьми. В настоящее время в Дворце-музее Богд хана хранится седло, которое он использовал в детстве.
Будучи главой духовенства монголов, Богд гэгээн
держался независимо с самого начала, что сформировало сформировало у него
способность к принятию самостоятельного решения в последующем. Поэтому в молодом
возрасте он не жалел средств для покупки ценных вещей, привезенных купцами из
России, Китая и некоторых других стран. Он даже купил несколько автомобилей и
мотоциклов, которые только поступили в продажу в Европе и США. Такое поведение,
которое можно назвать расточительностью с некоторой точки зрения, беспокоило его
наставников и учителей. Поэтому они женили Богд Жавзандамба на монголке.
Согласно религиозным канонам, человеку, который имел высокий религиозный сан,
было разрешено жениться. Его избранницей стала дочь Цэнда -Дондогдулам -
уроженка хо-шуна Жонон Ван Цогбадраха Сэцэн хан аймака. В первое время они тайно
сожительствовали, а в начале XX века они поженились, и Дондогдулам была
провозглашена Цагаан дарь эх дагина (феей - перерожденным образом богини Цагаан
дарь эх (Белой тары).
Как пишут зарубежные ученые, поженившись с
Дондогдулам, Богд гэгээн перестал быть расточительным, и стал более основательно
задумываться о развитии религии в Монголии и благосостоянии монголов. В 1911
году Богд гэгээн был провозглашен Ханом Монголии, а Дондогдулам - царицей. У
Богд хана и Дондогдулам не была своих детей, следовательно, они усыновили и
воспитали нескольких детей. В число усыновленных ими детей входили Л.Мордорж,
ставший впоследствии выдающимся композитором Монголии, и Эрэнжав - отец
Э.Шурэнцэцэг -жены М.Энхсайхана, который работал Премьер-министром Монголии в
1990-х годах.
Из восьми Богдов, возглавлявших буддистскую
религию в Монголии на протяжении с XVII-го до XX века, Жавзандамба был
единственным, который получил религиозный сан «гавж». Помимо этого, он является
последним в истории Монголии ханом, который трижды возводился на престол за свою
жизнь. Проходя обучение для получения сана «гавж», он выучил наизусть 5 томов
религиозных книг, общее число страниц которых составляло 3500. Заинтересовавшись
словарями пяти языков - монгольского, тибетского, маньчжурского, китайского и
уйгурского языков, Богд гэгээн издал указ: «Перевести словарь маньчжурских
слов», состоящий из 40 тетрадей в редакции хана. Он имел одну из самых больших в
тогдашнем восточном мире библиотеку, где были собраны редкие и уникальные
произведения, написанные на китайском, тибетском, санскритском, арабском,
маньчжурском, монгольском и на многих других языках.
VIII Богд Жавзандамба стремился объединить все
монгольские нации и народности под крышу вновь созданного независимого
Монгольского государства. Поэтому по указу Богд хана был обнародован призыв к
объединению, адресованный ко всем монголам, живущим в Монголии и за ее
пределами. В результате этого, 38 из 49 хошуунов (хошуун - административная
единица в тогдашней Монголии) Внутренней Монголии изъявили желание
присоединиться к Монголии.
Полномочный представитель России в Монголии того
времени И.Я.Коростовец, встречавшийся с Богд ханом, называл его «Великим ханом».
Помимо этого, он неоднократно писал, что Богд хан является человеком, обладающим
собственной позицией по всем вопросам. Например, в 1912 году члены Правительства
Монголии заключили с Россией договор о дружбе по прямому поручению Богд хана.
Благословление у Богд хана продолжали брать не
только все министры и чиновники Монгольского государства, но и руководители
Народной партии, несмотря на то, что в начале 1920-х годов Монголия попала под
влияние Красной России. Сегодня мы стали «втаптывать в грязь» то, что должны
почитать больше всего. Насаждение в сознании многих людей ложного понятия о
личной жизни Богд хана, якобы он был «пьющим человеком и бабником» путем
целенаправленного распространения отрицательной информации, было продиктовано
общественной идеологией того времени. Проводя исследования, я убедился в том,
что подобная информация не подтверждается документально, а только основана на
воспоминаниях людей, которые никогда не встречались с Богд ханом. Во время своей
исследовательской работы я не нашел упоминания ни об одном человеке, который
отзывался каким-либо нелестными словами о Богд хане, когда он был жив.
Заключение
Восстановление независимости Монголии и ее выход
из состава Циньской империи открыло новую эпоху в истории монголов. Новая
история возрождения Монголии в центре Азии в начале XX века началась после
возведения Богд Жавзандамба на престол, переименования страны в «Монголию»,
введения монгольского летоисчисления и придания статуса столицы городу Хурээ.
VIII Богд Жавзандамба, бесспорно, является одним
из инициаторов национальной революции Монголии 1911 года, а также ее
организатором и руководителем. Если сравнить главу Буддизма Монголии Богд
гэгээна с нойонами и вельможами Монголии того периода, когда она находилась под
зависимостью Маньчжурского императора, в плане личного авторитета, независимого
положения и влиятельности, то отчетливо видно, что именно Богд хан обладал более
предпочтительной возможностью для инициирования движения национальных масштабов
и для его организации и управления. Богд хан смог наиболее полно и дальновидно
воспользоваться этой возможностью, в результате чего он стал руководителем,
который постоянно находился во главе борьбы монгольского народа за национальную
независимость.
Генеральный консул России в Хурээ В.Ф.Люба писал
в сводке информации за январь 1912 года, отправленной в Петербург: «Если кто-то и когда-то возьмется написать историю последних лет Монголии, то наверняка он, скорее всего, отметит с благодарностью мужественную и решительную инициативу
VIII Богд Жавзандамба хутагта, который осуществил такие шаги, на которые не осмелились бы самые отважные герои в истории. Богд хан является тем человеком, который возглавил процесс, который в настоящее время принес свободу Монголии».
Если до 1911 года Богд Жавзандамба ху-тагт был главой духовенства Монголии, то после национальной революции 1911 года он смог
стать одновременно и руководителем государства и ханом. Богд хан является «отцом» национальной революции, которая принесла возрождение монголам.
О.БАТСАЙХАН, доктор исторических наук Опубликовано в газете "Новости Монголии" 31-32 (494-495) от 7 августа 2011 года, стр. 23
|