Буддийский монастырь Балдан Бэрээвэн хийд. Хэнтий аймак Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ХЭНТИЙ АЙМАК МОНГОЛИИ
Монастырь Балдан Бэрээвэн хийд.

Балданбэрээвэн хийд, буддийская обитель школы гелуг, находится в живописной долине реки Баруун-Жаргалантын-гол, в сомоне Умнедэлгэр аймака Хэнтий.
Основанный в 1654 году, этот монастырь впоследствии стал одним из самых значительных и крупных буддийских центров Монголии. В период наивысшего
расцвета, пришедшегося на середину XIX века, его населяло около 8000 монахов.
Монгольское наименование "Балданбэрээвэн" происходит от тибетского "Палден
Дрепунг", что означает "сияющий Дрепунг", где "дрепунг" интерпретируется как
"груда риса". Изначально архитектура монастыря была скопирована с тибетского
монастыря Дрепунг.
Тяжелое время репрессий 30-х годов не обошло стороной и это сакральное место.
Монастырь был разрушен в ходе борьбы с
ламами в 1937 году. В настоящее время восстановлено три храма, но на
территории можно увидеть остатки около полусотни храмов, ступ и других духовных
сооружений.
Монастырский комплекс окружен живописными священными горами, такими как
Мунх-Улзийт, Арван-Гурван-Сансар, Баян-Бараат и Баян-Хангай, входящими в состав
Хэнтэйского горного массива. Согласно преданию, очертания этих четырех гор
напоминают зверей: лев – на востоке, дракон – на юге, тигр – на западе и Гаруда
– на севере. Сам монастырь расположен у подножия горы Мунх-Улзийт, где можно
обнаружить вырезанные в скалах изображения буддийских божеств, религиозные
мантры и величественный символ Соёмбо.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
В 1654 году лама Цэвээндорж заложил основы монастыря Балданбэрээвэн-хийд в
пределах хошуна Хувчин-жонон-вана, относящегося к Сэцэн-ханскому аймаку.
Изначально в этой монашеской общине насчитывалось около полутора тысяч лам.
Предание гласит, что Цэвээндорж получил знания в Тибете под руководством самого
Дзанабадзара, первого Богдо-гэгэна Монголии. Его целью было создание в Монголии
аналога Лумбини, места рождения Будды, чтобы облегчить паломничество для
монголов, не имеющих возможности совершать дальние путешествия. Главный храм,
известный как Даш Цепел Линг, возводился в середине XVIII века и был завершен к
1776 году. Строительство храма Цогчин-дуган, или большого зала, завершилось в
1813 году. Архитектурные решения напоминали известный тибетский монастырь Гумбум.
Цогчин-дуган, с размерами почти 30 на 30 метров и высотой около 12 метров,
являлся одним из крупнейших сооружений на территории Монголии.
К 1850 году, когда была проведена реконструкция главного храма,
Балданбэрээвэн-хийд достиг зенита своего развития как образовательный центр. Он
включал в себя четыре отдельных учебных заведения и более двадцати храмов, где
служили около 8000 монахов. Около 1900 года эпидемия привела к гибели половины
монашеской братии, сократив ее численность до 2000-3000 человек.
Через девять лет после прихода к власти социалистического режима в Монголии в
1921 году, деятельность монастыря была остановлена. В 1930-е годы, с началом
масштабных гонений на буддийскую веру,
большое количество монахов покинули обитель. Государство конфисковало имущество
церкви, декларировало отделение церкви от государства и ввело обременительные
налоги для монастырей. Кульминацией стало полное уничтожение монастыря в ходе
репрессий, развернутых Х.Чойбалсаном в
1937 году. Выжившие монахи подверглись насильственному изгнанию, расстрелам и
захоронению в общих могилах, а часть из них была лишена духовного звания и
отправлена в исправительно-трудовые учреждения. Молодые монахи были возвращены в
родные семьи.
На протяжении почти шестидесяти лет Балданбэрээвэн-хийду был недоступен.
После демократических перемен 1990 года небольшая группа пожилых монахов, в
юности изгнанных из Балданбэрээвэн-хийда в 1930-х, смогла вернуться в обитель. В
1999 году стартовала реставрация нескольких ключевых храмов монастырского
комплекса.
В 2012 году Балданбэрээвэн-хийд и прилегающая к нему территория были внесены
в предварительный перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В монастыре постоянно находятся несколько монахов, которые откроют вам храмы
и проведут по ним. Но без переводчика с ними очень трудно общаться. Для групп с
переводчиком монахи могут провести экскурсию, рассказать об истории монастыря.
Ответить на вопросы гостей.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МОНАСТЫРЯ
- Общественным транспортом добраться до монастыря Балдан Бэрээвэн хийд
невозможно. Он находится в глубине Хангайских гор и ближайшие населенные пункты
находятся от него очень далеко.
- Координаты для GPS навигатора N48°12.0456' E109°25.7580'
- На своем транспорт из Улан-Батора необходимо двигаться на восток по
федеральной трассе на Чингис хот. После того как проехали населенный пункт
Багануур и пересекли по бетонному мосту реку Керулен гол двигаетесь до точки
с координатами N47°48.5937' E108°47.9180'. В этом месте сворачиваете с
асфальтовой дороге влево на грунтовку. И далее двигаетесь по ней. Через 20
километров по правую сторону увидите ЛЭП, ведущую к озеру Хох нуур, до
которого от надо проехать еще 10 километров. Это место связано с именем
великого Чингисхана. Около озера есть 2 туристические базы на которых можно
заночевать. Или двигаться дальше до монастыря. От озеро Хох нуур до
монастыря необходимо проехать еще около 50 километров. При крайнем посещении
монастыря вблизи от него строилась здание гостиницы. Но работает она или нет
- информации не найти.
ТУРЫ В КОТОРОМ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЭТО МЕСТО
- Тур М-5-10-Е По местам Чингис Хана.
(5 дней/4 ночи).
Тур по историческим местам связанных с жизнью Чингисхаана. Биндер, Дадал.
Место рождение великого завоевателя. Памятники и монументы.
(1) Статуя Чингисхана, озеро Хох нуур. (2) Буддийский монастырь Балдан Бэрээвэн. Оленные камни. Наскальные рисунки Рашаан Хад. Обо Чингис Хана. Ночевка на базе.
(3) Дадал. Посещение мест связанных с Чингис Ханом. (4) Комплекс "Колыбель мудрых ханш". Город Чингис Хот. Музей. Достопримечательности. Местность Худо Арал.
(5) Посещение мест связанных с Чингис Ханом. Возвращение в Улан-Батор.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|