Дворец почитания Великих ханш Монголии (Монголын их хатдын өргөө (монг.))
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ХЭНТИЙСКИЙ АЙМАК МОНГОЛИИ
ДВОРЕЦ ПОЧИТАНИЯ ВЕЛИКИХ ХАНШ МОНГОЛИИ (МОНГОЛ ХАТАД ЦОГЦОЛБОР)
В историю Монголии навсегда вошли 34 великих хатун. В исторических памятниках говорится, что жизнь 17 из них прошла в бассейне реки Онон.
Колыбель мудрых ханш Великого Монгольского государства находился в местности хошууна Хувчийн жонон вана аймака Халхаского Сэцэн хан /нынешний сомон Баян-Адарга аймака Хэнтий/. В июне 2011 года в местности Дуурлигийн нарс сомона Баян-Адарга аймака Хэнтий состоялась торжественная церемония открытия Величественного комплекса дворца почитания Великих семи ханш Монголии. В церемонии открытия принимали парламентарий ВГХ Д.Лундээжанцан, член ВГХ Д.Арвин, Н.Ганбямба, которые избраны от аймака представительная делегация Республики Бурятия во главе с первой леди Республики Бурятия госпожой Н.В.Наговыциной,
министром социальной защиты Республики Бурятия госпожой Н.И.Хамагановой.
В живописной местности долины реки Онон по названию Дуур-лиг нарсны дэнж, где в свое время проходила жизнедеятельность Великого Чингис хана, родились ханши последнего хана Монголии VIII Богдо Жавзандамба хутух-ты Ц.Дондогдулам и Н.Гэнэнпил, чем очень гордятся жители сомона Баян-Адарга. И в этой исторической местности, где великая Алан* гуа хатан учила науке жизни своих детей, на связке из пяти стрел показывая, что один человек - это ничто, его можно легко сломать как одну из этих стрел, а пять - это уже сила, даже сильный человек не сможет сломать связку из пяти стрел, поэтому только единением
можно сломить сильного врага, а мудрая Оулэн хатан вырастила и посадила в седло будущего Великого Чингис хана, был воздвигнут "Дворец-ургоо почитания Великих ханш Монголии", посвященный девяти великим ханшам Монгольского государства, куда также входили одна из семи драгоценностей великой монгольской государственности Бортэ хатан, Сорхагтан бэх -жена и соратница Тулуй хана, Дур-гун хатан, которая после царствования Великого хана Угэдэй в течение пяти лет правила Империей, а также Мандухай хатан, Ханджамц хатан - мать Ундур гэгээна Зана-базара, ханша
Галдан бошогта Ану хатан, и Дондогдулам хатаг, супруга VIII Богдо хана.
По версии монгольских ученых, эти женщины приложили усилия для строительства монгольской государственности. В честь великих ханш Монголии и был возведен целый комплекс, для которого в Иволгинском дацане была заказана статуя Ногон Дара Эхэ (Зеленой тары).
Вокруг главного Дворца-ургоо, внешний вид которой напоминает головной убор великих ханш, расположены четыре субургана-ступы, а вокруг находятся девять
белых юрт. Внутри Дворца-ургоо на почетном месте - хой-море установлены трон ханш. А вокруг на стенах развешаны портреты этих девяти великих ханш. Так, как это Дворец-ургоо является Дворцом почитания великих ханш Монголии, то каждый, кто входит сюда, должен снимать обувь. В центре Дворца-ургоо установлен девятихвостый белый стяг, символизирующий государственность Великой Монгольской империи. На правой и левой стороне трона ханш находятся скультуры божеств Белая тара и Зеленая тара.
На открытии "Дворца-ургоо почитания великих ханш Монголии" выступили народная артистка Монголии Н.Долгор, заслуженный артист У.Далантай. Монгольские спортсменки-лучники во главе с мастером международного класса Ц.Баярмагнай, одетые в красочные одежды Великих ханш Монголии, выступили с показательными выступлениями. 108 матерей сделали воздаяние молоком девяти Великим ханшам Монголии.
По словам члена ВГХ Д.Арвин «мы, монголы, должны хорошо знать свою историю, уходящую в глубь веков, правдивую реальную связь времен, связь наших далеких предков». И частью этой великой истории является Дондогдулам хатан, рожденная в этой исторической местности, и которая была выбрана в спутницы жизни VIII Бог-до Жавзандамба хутухты, светского правителя Монголии, став его достойной супругой. Жители Баян-Адарга выступили с инициативой построить на родине своей именитой соотечественницы этого Дворца-ургоо, посвященной Дондогдулам хатан и последней супруге Богдо хана Н.Гэнэнпил. Эту инициативу
поддержали женские государственные и негосударственные организации, находящиеся в Ула-анбаатаре, и выступили, в свою очередь, с предложением пос ить целый комплекс Дворца-урго" посвященного девяти Ве^ ханшам, являющихся мудрыми государственными деятелями Монгольской империи. На строительство этого комплекса было затрачено 680 млн. тугриков. Я очень благодарна тому,- что определенная часть этих денег была финансирована из госбюджета страны» - отметил госпожа Д.Арвин.
Дамба-Аюушиев, глава Всероссийского центра буддизма сказал: Я очень рад тому, что мы, все, встретились здесь в этот торжественный благодарственный день, чтобы освятить "Дворец-ургоо почитания девяти Великим ханшам Монголии". И я благодарен нашим бурятским дарханам-умельцам, которые создали из вечнозеленого дерева кедра бурхана Зеленую тару для этого Дворца-ургоо. Хотелось, чтобы наши братья, все монголоязычные народы, собирались здесь, благодаря благодеяниям и добродетелям Великих ханш Монголии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Алангуа — историческая личность 10 века, считающаяся прародительницей монгольских правителей, символ единения и мира между монголами. Первые письменные упоминания об Алангуа содержатся в “Сокровенном сказании”, где рассказывается,
что она была дочерью одного из предводителей хоритуматов, племени, населявшего в то время северные районы вокруг озера Хубсугул.
При жизни мужа Алангуа родила двух сыновей, Бэлгутэй и Бугунтай, после смерти Добуна — еще троих,
Бугу-Хадаги, Бухату-Салжи и Бодончара. В период взросления своих сыновей хатун во избежание ссор между ними дала наставление. Для этого она дала каждому из сыновей по одной стреле и велела переломить. Затем собрав пять
стрел снова дала сыновьям разломать их. Так как сыновья не смогли этого сделать Алангуа сказала им “Вы все родились из единого чрева матери. Если будете поступать и действовать каждый сам за себя, то легко будете сломлены подобно тем стрелам.
Если же будете единодушны как связанные пучки стрел, вы не сможете стать чьей-то легкой добычей”. Этот случай стал легендой и активно использовался и во времена Чингис хаана. Пользуется и сейчас.
- Другой исторической личностью монгольского народа является Оэлун – мать Чингис хаана. Монгольские хроники называют её “женой чести, совести, разума и холодной решимости”. Во всём её облике сквозило не только мужество, готовность к подвигу,
но и женственность, самозабвенная материнская любовь.
Оэлун отличалась красотой и происходила из племени олхонут. Она была сосватана за Чиледу, брата вождя соседнего племени меркитов. Как сообщает “Сокровенное сказание”, Оэлун любила Чиледу,
но Есугэй отнял её силой. Приблизительно в 1162 году у них родился первенец. “Сокровенное сказание” сообщает, что ребёнок появился со сгустком крови в кулаке. Это было истолковано как знак силы. Отец назвал сына, по существующим тогда обычаям,
именем захваченного в плен врага — Тэмужин. Внезапная смерть мужа резко изменила положение семьи. Вдова решительно отстаивала положение своей семьи, пытаясь удержать власть над родом. Но родственники мужа отказались признать её руководящую роль.
Оэлун была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе. Это был настолько смелый поступок, что люди откочевали подальше от неё, чтобы своим примером она не заразила других.
- Бортэ хатун. Она родилась в 1161 году. Точная дата смерти неизвестна, возможно около 1230 года. Бортэ была дочерью Дэйсэчэна из рода хунгират и его жены Цотан. Еще девочкой она была отдана в жены Чингисхану, который тоже на тот момент был юным,
и судьбу их семьи решали родители. Бортэ была на два года старше своего мужа, так что к моменту их брака жениху было 9 лет. Дети Бортэ и Чингисхаана: четыре сына – Зучи, Цагаадай, Угэдэй, Тулуй и пять дочерей Фужинбеги, Чичиган, Алагайбеги,
Тэмулэн, Алталун.
Бортэ хатун считается великой императрицей монголов. Когда Чингисхаан продолжал расширять свое влияние и империю, Бортэ оставалась в Хархорин и правила Монголией. Она часто изображается как красивая женщина,
одетая в белое шелковое дээли, с золотыми монетами в волосах, держа в руках белого ягненка, и верхом на белом коне.
- Сорхугтан Бэх хатун была женой младшего сына Чингис хаана Тулуй. Тулуй хаан всегда был в воинских походах и поэтому Сорхогтан бэх хатун сама воспитала четырех сыновей. Эта женщина была дочерью младшего брата Кэрэитского Ван хаана Жахан Хамба.
И хотя ее религией было несторианское направление христианства она поддерживала религиозных деятелей буддизма, мусульманства. Пригласила ученых уйгуров, монголов, китайцев и арабов обучать своих детей.
Все четыре ее сына стали великими
правителями. Но самым знаменитым из них был пожалуй Хубилай, который сел на хаанский престол в 1260 году и правил 35 лет.
- Доргэн хатун – в исторических летописях монголов ее называют также Наймажин, Наймалжин. Это означает, что она вышла из аймака найманов. Была супругой Угэдэй хаана. После смерти мужа она правила страной с 1242 по 1246 годы. Она была первой
женщиной управлявшей империей. В исторических документах о ее деяниях пишут по разному. Некоторые отзываются о ней хорошо, но есть и такие в которых ее ругают.
- Мандухай Сэцэн-хатан родилась в 1448 году — одна из женщин, вошедших в историю монголов. Много потрудилась над объединением феодально-раздробленной Монголии. Была дочерью мелкого феодала Чорук-бая Тэмур-чинсана, владевшего только одним
отог Энхэгут, улуса Тумэт. Мандухай стала второй женой Мандул хаана. Так как Мандул хаан не имел мужского потомства, то после его смерти в 1467 г. Мандухай хатун оказалась главой государства. Отвергнув ряд претендентов на ее руку, она усыновила
малолетнего Батмунх, сына Баянмунх, считавшегося законным претендентом на ханство. Со временем стала его женой.
Особого внимания заслуживают сведения, хотя отрывочные и неполные, о законах-запретах, установленных Мандухай-хатун у ойратов.
Это наиболее раннее упоминание о древних законах монголов, имеющееся в монгольской исторической литературе. Образ Мандухай Сэцэн-хатун остался в народной памяти. О ней была создана легенда, о ней были сложены эпические стихи.
- Ану хатан - дочь князя Галдмаа. Была с детства знакома с Галданом, но он стал монахом, была отдана за его старшего брата, будущего хаана Сэнгэ. Родила сыновей Цэвээнравдана и Сономравдана. После смерти Сэнгэ и возвращения Галдана стала его женой,
родив от него сына Сэвдэнбалжира, дочерей Юнчихай и Бум. В ходе первой ойрато-манжурской войны Ану сопровождала Галдана в походах. Во время разгромной для ойратов битвы на реке Тэрэлж в местности Зуунмод 13 мая 1696 года вместе с мужем участвовала в
битве, стреляя из лука до тех пор, пока не вывихнула большой палец. В момент, когда вокруг ставки сомкнулось окружение, она надела боевые доспехи и, возглавив внезапную атаку, прорвала кольцо, чем отвлекла основные силы маньжуров.
Ценой собственного пленения дав Галдану с небольшой группой воинов бежать, погибла от ружейной пули.
- Цэндийн Дондогдулам (монг. Улсын эх дагина — «Мать-дакини государства», 1876—1923) — супруга монгольского Богдо-хана. Она родилась в 1874 году. В некоторых источниках
говорится, что в детстве ее звали Дунгаа. Глава буддизма Богдо хаан женился на ней. В 1902г. Дондогдулам получила титул “Мать дакини государства” и Белая тара. Дондогдулам свободно читала и писала по-монгольски и по-тибетски, в своих землях
прославилась как “искусница”.
В 1923 году скончалась, Белая тара государства, которая жила с Богдо гэгээном более 20 лет. Министр Богдо гэгээна собрал 15 женщин, которые были доброжелательными по году рождения с хааном.
И по канонам буддизма были брошены жребии – первым выпала бумага на котором было написано Цэенпил.
Уже весной 1924 года умер Богдо хаан, а Гэнэнпил из фонда хаана были дарованы имущество и отправили обратно домой к родителям.
На малой родине, то есть нынешнем аймаке Хэнтий она вышла замуж за Лувсандамба, бывшим борцом. У них родились две дочери и сын Гантумур. Сейчас в аймаке Хэнтий проживают дети от средней дочери Цэрмаа. К сожалению репрессии не миновали эту
женщину. Она погибла от рук чекистов.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Н.Дорж. Газета Новости Монголии.
- Великие женщины Монголии. Голос Монголии
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ФОТОГРАФИИ
|