Цэндийн Дондогдулам (монг. Улсын эх дагина — «Мать-дакини государства», 1876—1923) — супруга монгольского Богдо-хана.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
Ц.Дондогдулам – последняя императрица Монголии (1874-1923)
В исторических событиях 1911г., когда Монголия избавилась от маньчжурского ига и возродила свою независимость, принимала участие единственная тибетская женщина - великая императрица-мать «Улсын эх дагина» Ц.Дондогдулам.
Эта девушка, ставшая последней императрицей Монголии, названная одной из семи драгоценностей страны, возглавлявшая аймак Сангай - один из 33 аймаков Их Хурээ, руководившая аймаком своего ученика, державшая в руке серебряную печать весом
в 4 кг с выгравированной надписью "Шашин терийг ернуулэгч, Улсын эх дагина Дондогдулам", она была самой влиятельной женщиной в Монголии XX века.
В некоторых источниках говорится, что в детстве ее звали Дун-гаа. Отсюда можно сделать вывод, что Дондогдулам - это ее религиозное имя. Близкие люди называли последнего монарха Монголии VIII Бог-до по имени Агваанлувсан.
Как бы то ни было, до сих пор покрыто тайной, как познакомились Агваанлувсан и Дондогдулам. И как так получилось, что религиозный глава страны, принявший обет монаха, решил жениться.
В последний год полноправного правления, или в 1874г. по западному календарю в семье Цэндхиа из губернии Хувчийн жонон бэйлийн хошуу (ныне сомон Баян-Адрага аймака Хэнтий) родилась дочь Ц.Дондогдулам.
В этом же году пятилетний Агваанлувсан, нареченный как восьмое перерождение Богд Жавзандамба ху-тагты, будущий глава Монголии, приехал вместе с родителями в Халху.
Младшая сестра императрицы Дондогдулам - Дэндэвдулам была младше нее на 19 лет. Впоследствии она стала женой Хувчийн жонон ван Цогбадраха. Говорят, что младшие братья и сестры называли императрицу по-домашнему «Дуудий». Дондогдулам свободно читала и писала по-монгольски и по-тибетски, в своих землях прославилась как «искусница».
Считается, что Богдо Агваанлувсан познакомился с ней в 1896г. в монастыре Амарбаясгалант. Хотя Богдо был религиозным главой Монголии, при выезде из столицы Хурээ он обязан был получить разрешение маньчжурского императора. Побывав в монастыре Амарбаясгалант, построенном при своем первом рождении Ундур гэгээном Занабазаром, он вернулся в столицу и привел с собой девушку.
Версии о том, кем она была, расходятся. Некоторые источники утверждают, что она была чащечницей жены Хувчийн жонон бэйл Цан-лигдоржа, другие - его же младшей женой. Так глава буддизма в Монголии, которому, и в стране, и за рубежом поклонялись, как «живому божеству» и «Хурээний хутагт», решил жениться. Подобного не случалось с ним ни разу за все семь его предыдущих перерождений.
Говорят, что Дондогдулам привели в столицу под мужским видом, одев как послушника. Богдо 6 лет тайно жил вместе с девушкой. Некоторые считают, что Богдо заранее знал, что он будет религиозным и государственным главой, поэтому он заранее готовился, взяв себе жену - будущую императрицу. Причина в том, что за год до того, как он привел с собой в Хурээ Дондогдулам, в 1895г. он направил своего посла -Шанзав Бадамдоржа в столицу Царской России, к самому императору Николаю.
Причина была в том, что маньчжурская империя ощутимо начала шататься: она потеряла контроль над Кореей и Гонконгом. Монголы возможностью и вернуть свою независимость, поэтому просили помощи у России.
Один из министров Николая II спросил, кто сядет на императорский престол, когда Монголия объявит о своей независимости? На это Шанзав Бадамдорж ответил: «Богд Жавзандамба», но министр тогда возразил «Он - монах, и он принял обет. Это невозможно, потому что у императора обязательно должна быть своя императрица».
О визите Шанзав Бадамдоржа также знал и учитель Богдо - Ёнзон хамба Балдан чоймбол. Здесь стоит отметить, что учитель Богдо Ёнзон хамба Балдан чоймбол- это не Богдо - Ёнзон хамба Лувсанхаймчиг, репрессированный в тридцатых годах, а его предыдущее рождение. Так что существуют предположения, что влиятельные аристократы и монахи, пользуясь слабостью маньчжурской империи, начали планировать возрождение независимости и провозглашение Богдо императором, поэтому специально организовали эту встречу.
Сам Богдо Агваанлувсан был тибетцем по происхождению, и не случайно он взял жену родом из губернии Хувчийн жонон бэйсийн хошуу - колыбели, где родился Чингисхан. Но, т.к. было не этично объявлять о том, что религиозный глава страны, как обычный мужчина, взял себе жену, необходимо было поднять происхождение Дондогдулам до уровня богини. Поэтому девушку переименовали в честь богини Дон-дувлхам.
Через пять лет Богдо известил императора Зайтяня, что планирует жениться, и после тарификации провозгласил ее своей хатан. Так в 1902г. Дондогдулам получила титул «Мать дакини государства» и Белая тара и звание жены Богдо.
После того, как Дондогдулам была названа Белой Тарой, Богдо издал указ, согласно которому его тесть получил чин «хиажинс, Шадар-дайчин», а его жена - звание "Да-лай ээж", и преподнес им девять белых даров. Говорят, с тех пор, как Дондогдулам была провозглашена как Белая Тара, летние дворцы-монастыри «Ногоон ордон» и «Хай-стай лаврин» наполнились радостью и весельем. До этого дворцы Богдо-гэнээна скорее напоминали монастыри, где проводились только религиозные молитвы.
Дондогдулам собрала вокруг себя искусных вышивальщиц и мастеров, основала Санг айаймаг, сама проводила религиозные церемонии «луйжин» красной ветви буддизма. Лувсандондов гавьж вспоминал потом: «У матери-императрицы «Эх дагина» был прекрасный голос, и она удивительно читала молитвы луйжин».
Чтобы поднять авторитет своей императрицы среди общественности, Богдо в 1908 основал аймаг Эх дагина, собрал с учеников-шавь 4700 лан серебра, на которые был построен монастырь. Халхын Сайн-ноён хан Намнансурэн пожертвовал на его строительство золотой ембуу стоимостью 100 лан.
Также сам Богдо Агваанлувсан, разъезжая про провинциям, рассказывал о ней, что простая монгольская девочка с детства училась грамоте, и на вид она похожа на перерождение святого духа хувилгаан, истинная Белая Тара, что она способна лечить болезни и устранять засуху одним своим присутствием, поэтому часто возил ее с собой по подобным местам.
После этого Богдо гэгээн наградил Дондогдулам чином "Эрдэ-нэсэцэн ноён" и вручил грамоту об этом, что позволило ей выпускать на скачки быстрых лошадей и борцов от своего имени. В 1907г. во время Долоон хошуу даншиг наадам (Наадам семи губерний) второе место на скачках среди четырехлетних «хязаалан», а также первое место среди иноходцев выиграли лошади императрицы. Более того, говорят, что братья-борцы Намхай и Лувсанжамбаа-аварга были ее борцами. Чтобы утвердить ее чин в Пекине через службу по делам Монголии, в 1905г. Богдо потратил 100 тысяч лан серебра.
До событий 1911г. Белая Тара Дондогдулам занималась только дворцовыми и религиозными делами, собрав вокруг себя мастериц и ювелиров, специализировавшихся в изображении божеств. Она занималась устройством дворцов-монастырей Ногоон ордон, Шар ордон и Хайстайлаврин.
В девятый день среднего зимнего месяца года белой свиньи (29 декабря 1911 года) Богдо Жавзандамбаху-тагт был провозглашен императором, религиозным и политическим главой государства, а его жена Мать дагини государства «Улсын эх дагина». С течением времени императрица продолжала богатеть, и, судя по источникам от 1918г., на ее имя было зарегистрировано 1073 семей хувраг-монахов, 352 семей простых людей, 1330 верблюдов, 2535 лошадей, 1603 коровы, 28475 овец, итого 33 943 голов скота и недвижимость в Пекине и Индии.
В приказе Министерства финансов от 1914г. говорится, что на основании указа Богдо-гэгээна принято решение выдавать императрице Эх дагина ежемесячную заработную плату в объеме 1000 лан. В 1919г. ее ученики-шавь подарили ей 61954 лан серебра. Также сохранилась информация, что она была крупным акционером столичной фирмы Тяньдэ-хао.
Говорят, каждый второй день Богдо гэгээн и Эх дагина покупали что-нибудь особенное или диковинное. Представители торговых фирм в г.Хурээ приносили им каталоги своих товаров, и правящая чета купила музыкальную шкатулку, автомобиль лимузин, роскошную европейскую одежду, косметику и духи, как вспоминал о них шведского графа Лар-сон.
К сожалению, после Революции 1921г. правящая чета скончалась с разницей в один год, по неизвестным причинам, а большая часть их сокровищницы была утеряна. На настоящий момент в музее остались 14 нарядов и несколько украшений императрицы Дондогдулам.
Но, насколько счастлива была Эх дагина Дондогдулам, у которой были деньги, власть и богатства, но не было собственных детей? У ее младшей сестры Дэндэвдулам было 4 детей. Любопытно, что за 27 лет совместной жизни с Богдгэгэном по столице не раз распространялись слухи о ее беременности.
Если верить слухам, влиятельные ламы боялись, что у Богдо-гэгээна и его жены Эх дагина могут родиться дети. Тогда буддистские традиции по определению перерождений душ Далай-ламы и других хутагта и хувилгаан зайдут в тупик, а престол будут наследовать по праву рождения и крови. Поэтому они сотворили черную магию, чтобы сделать императрицу бесплодной, поклонились горе Зайсан уул и принесли жертвы.
Мечтавшая о детях правящая чета усыновила мальчика Ламъ-яа - сына младшей сестры простого харц-арата Ухэр нудэн Лувсан-дондога из аймака Эрхэм. Для принца была поставлена ковровая юрта в Хайлааст, а его учителями были назначен аристократ Сономжамцгун и монах Ононжамц лам. Мальчик встал на путь просветления и стал ученым-монахом.
После этого правящая чета усыновили несколько детей, из которых мы знаем тестя экс-Премьер-министра М.Энхсайхана - Эрэнжав, а также ныне покойного, знаменитого монгольского композитора Л.Мурдоржа. Приемные дети звали своего отца Богда «Онио», а мать Эх дагина- «Алиа».
Также известно, что императрица Дондогдулам метко стреляла из револьвера, а в молодости была искусной наездницей и умела поймать любую лошадь, за что ее звали "уургач Дунгаа". Она поддерживала дружеские
отношения с Чин ван Ханддоржем, за что его супруга тихо ревновала их, поэтому часто стояла на балконе своего, своего дома, по современным расчетам расположенного перед зданием средней школы №1, и наблюдала за дворцом Богдо-гэгэна «Ногоон ордон».
Интересные воспоминания о последней монгольской императрице оставили российский ученый И.Майский, шведский граф Ларсон, полномочный представитель Царской России И.Я.Коростовец, польский путешественник Ф.Оссендовски,
немецкий ученый-монголовед Ута-Шьёне. По сообщению П. К. Козлова, она «…разъезжает с ним [мужем] всюду, стреляет из лука, ловит рыбу на удочку, пьёт и не напивается». Миссионер Ф. А. Ларсон, неоднократно
встречавшийся с ними обоими, вспоминал: «Монголы никогда не говорили о ней как о простом человека, но только как о богине. Она была практичной, благоразумной женщиной
и великолепной домохозяйкой, выгнавшей из переходов великого дворца Будды весь мрак, таившийся там до её прихода. Она была приятной спутницей, хорошей наездницей и превосходным стрелком. Будда чрезвычайно ею гордился».
При этом ни один из ее учеников, ни один из дворцовых слуг ничего не рассказывал о ней, даже перед смертью. Все это привело к тому, что она навеки осталась неразгаданной загадкой за железной решеткой коммунистической
идеологии. (…И причем здесь железная решетка коммунистической идеологии? Если ни слуги, ни ученики, даже перед смертью ничего о ней не рассказывали? Ну не возможно, даже в исторической интересной статье скатится к идеологии. Прим. Е.Кулакова)
Императрице Дондогдулам хатан нравился барон Унгерн. Сохранились слухи о том, как она возражала против того, как в 1922г. в г.Хурээ революционеры-радикалы отрезали женщинам косы. Также говорили, что когда губернатор
Сандо амбана принимал Богдо-гэгээн, Эх дагина сидела рядом с ним, но не выказала ему знаков уважения. Когда Сандо амбан был разгневан, Богдо-хаан осадил его: «Эта женщина - моя императрица, и она может не поклоняться вам».
В январе 1923 г. самочувствие Ц.Дондогдулам начало резко ухудшаться, и лекари-монахи Богдо-хана - оточ, маарамба, цорж лам начали читать молитвы «гурэм», поили ее лекарственными настоями,
но не смогли ее спасти. Она сгорела всего за 11 дней и покинула этот мир в час петуха.
Государственная императрица была провозглашена впервые через 200 лет с тех пор, как Монголия попала под маньчжурское иго. Тело покойной государственной матери дакини «Улсын эх дагина», прекрасно разбиравшейся в молитвах «жод луйжин»
буддийского церемониала «тантан жалбуугийн ее», было вывезено на карете, запряженной соловой лошадью в долину истока реки Сэлбэ вблизи Улан-Батора, где в своё время они с мужем проводили летний сезон, и сожжено.
Лошадь была принесена в жертву в том же ущелье, где было сожжено и упокоено тело императрицы, и в честь жертвоприношения место было названо «Шарга морьтын ам». По другим источникам в момент кремации
в долине паслись восемь соловых лошадей (см. примечания).
Жалханз хутагт, услышав о смерти Эх дагина, сожалел о ней: «Эта смерть приравнивается смерти трех тысяч монахов-гавьж».
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Соловая лошадь. Соловыми называются лошади с рыжей окраской корпуса самых разных оттенков и белой гривой и хвостом. Соловые лошади часто рождаются очень светлыми, почти белыми. У таких жеребят розовая кожа, которая со временем темнеет. Глаза, как правило, карие, как у большинства лошадей, и лишь изредка они могут быть светло-коричневыми, янтарными.
СМОТРИ ТАКЖЕ
- Во дворце-музее Богдо-гэгэна имеется экспозиция, посвящённая Дондогдулам, включающая её личные вещи и восковую скульптуру.
- С июня 2011 года на родине Дондогдулам действует мемориальный комплекс «Монголын их хатдын өргөө», посвящённый выдающимся монгольским хатун (ханшам).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Б.Шуудэрцэцэг "Ц.Дондогдулам – последняя императрица Монголии". Статья в газете "Монголия сегодня" №32(633) от 10.08.2014 года. Оригинал опубликован на страницах "Утга зохиол урлаг" (литературная газета). Сканировано и обработано Е.Кулаковым."
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|