Поселок Зуунбаян (Дзуунбаян). Восточно-Гобийский (Дорноговь) аймак Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ВОСТОЧНО-ГОБИЙСКИЙ (ДОРНОГОВЬ) АЙМАК
ЗУУНБАЯН (ДЗУНБАЯН, ДЗУН-БАЯН (РУС.))
Населенный пункт Зуунбаян (Дзунбаян (рус.)) Находится в 45 километрах на юг от Сайшанды
(административного центра Дорнговь аймака).
В настоящее время городок Зуунбаян представляет из себя страшное зрелище, грязь, разруха. Видно, что в свое время это был небольшой, но процветающий населенный пункт. Удивительно как могут выживать люди в таких условиях.
Большой толчок в развитии и восстановлении города дали строительство первого в
Монголии нефтеперерабатывающего завода вблизи Сайншанды и прокладка новой
железнодорожной ветки в направлении месторождения Оюн Толгой и далее к границе с
Китаем.
Нестабильная ситуация, в которой оказался Зуунбаян, обусловлена как
историческими, так и экономическими причинами. За последние десятилетия, утечка
трудоспособного населения в более развитые районы привела к значительному упадку
инфраструктуры. Брошенные дома, заброшенные предприятия и отсутствие
элементарных условий для жизни стали привычной картиной для местных обитателей.
Однако дух и стойкость людей, оставшихся в Зуунбаяне, поражают — они продолжают
заниматься сельским хозяйством, воспитывать детей и надеяться на лучшие времена.
Со строительством нефтеперерабатывающего завода и новой железнодорожной ветки
жизнь города начала переживать проблески обновления. Эти проекты создали новые
рабочие места и предоставили возможность местным жителям обрести стабильный
заработок. В Зуунбаяне начали появляться новые предприятия, возникла потребность
в квалифицированных кадрах, что, в свою очередь, способствовало возвращению
части прежних жителей и привлечению новых. Интерес к городу со стороны
инвесторов и властей также позволил обратить внимание на проблемы инфраструктуры
и начать её постепенное восстановление.
Ожидается, что с окончанием строительства улучшится как экономическая, так и
социальная обстановка в Зуунбаяне. Новая инфраструктура поможет улучшить условия
жизни, что привлечет ещё больше людей в город и окрестности. Восстановление
дорог, строительство современных медицинских и образовательных учреждений — эти
и другие проекты находятся в разработке, с целью вывести Зуунбаян на новый
уровень. Таким образом, город, когда-то пребывавший в упадке, может вновь
обрести свою былую славу и стать важным центром экономической деятельности в
регионе.
ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ
Основная транспортная магистраль - это автомобильная дорога Зуунбаян -
Сайншанда. Более половины пути это прекрасная асфальтовая дорога. Оставшаяся
часть подготовлено к укладке асфальта, но в настоящее время не закончена.
От Сайшанды к Зуунбаяну ведет железнодорожная
ветка (построенная в 1982-1983 гг.. воинами железнодорожниками 17 железнодорожной бригады
СССР (п.п.83592)). В основном используется для перевозки грузов.
В связи с разработкой месторождений Оюн Толгойт и др. железнодорожная ветка от Сайшанды до Дзуунбаян будет продолжена далее на юг.
В настоящее время началось строительство железной дороги
Сайншанд - Зунбаян - Тавантолгой (месторождение каменного угля) и далее Таван Толгой — Гашуунсухайт (пограничный переход на монголо-китайской границе). Длина нового участка 414.6 километра. На середину 2020 года уложены первые
43.5 километра пути.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Самые первые геологические изыскания на территории Монголии, направленные на разведку и оценку запасов нефти, проводились в
двадцатые годы 19 века американскими специалистами Н. Беркли и С. Моррисом в пустыне Гоби. На основании
этих и других исследований в 1931 году американский геолог Д.Теннер предсказал существование месторождений нефти на территории страны. Планомерные геолого-разведочные работы на нефтяных месторождениях в Монголии начались с 1934
г., с помощью и участием специалистов из СССР. Первыми были выявлены два месторождения нефти на юге и на юге-востоке страны, с оценочными запасами 6,2 млн. тонн.
До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием
монгольского геолога Ж.Дугэрсурена и советского геолога Ю.Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного
месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Нефть Дзунбаяна по своим физико-химическим свойствам очень вязкая, тяжелая, с высоким
содержанием смолистых компонентов и парафинов, выход светлых фракций всего - 5-6 %.
После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год. За двадцать лет эксплуатации на месторождении Дзунбаян
было добыто более 4 млн. баррелей нефти и переработано в общей сложности 7 млн. баррелей нефти (с учетом
легкой нефти, импортируемой из СССР для смешивания с местной тяжелой нефтью). Продукция завода покрывала примерно 20 % потребностей страны в топливе и
горюче-смазочных материалах в этот период. Однако в 1969 г., в силу ряда факторов, нефтедобыча и нефтепереработка в Монголии были прекращены. Главными причинами стали сложные инженерно-геологические условия добычи в целом, уменьшение дебита скважин, низкая
рентабельность НПЗ, пожар и открытие нефтяных месторождений Западной Сибири в СССР.
Тем не менее первый опыт нефтедобычи и нефтепереработки в Монголии способствовал некоторой активизации геолого-разведочных работ. За время эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. Были установлены новые
структуры, благоприятные для скоплений нефти и газа. Между 1947 и 1963 гг. советскими геологами были обнаружены еще два небольших нефтяных месторождения и 80 предположительно нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.
В 1997 г. были начаты работы по возобновлению добычи нефти на Дзунбаянском месторождении. Начиная с этого времени восстановлено 100 скважин. Нефть дают 5 скважин с дебитом 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц)
транспортируется автоцистернами в Китай на переработку. Запасы Дзунбаянского месторождения оцениваются в 22 млн. т, запасы категории А + В составляют 2158,3 тыс. т.
На месторождении выделено три нефтяных района, или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья
пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-й горизонт - 9-10 м и 7-8-й горизонты -10-12 м. Глубина эксплуатационных горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м.
В 2018 году за счет льготного кредита правительства Индии (1,236 миллиарда
долларов США), начато сооружение
первого в Монголии нефтеперерабатывающего завода в сомоне Алтанширээ.
Завершение строительства завода ожидается в 2022 году. Завод будет ежегодно
производить 560 тыс. тонн бензина и 670 тыс. тонн дизельного топлива, а
также 107 тыс. тонн сжиженного газа. Ожидается, что этот
нефтеперерабатывающий завод увеличит валовой внутренний продукт Монголии на
10 процентов. В октябре 2019 года Государственная комиссия приняла сданные в
срок объекты инфраструктуры нефтеперерабатывающего завода. Основными
объектами являются — 27 км железной дороги, 17 км автомобильной дороги,
разгрузочный терминал и электрораспределительная станция мощностью 110 кВт.
Кроме самого НПЗ по плану строительства будут сооружены вспомогательные объекты:
офисные здания, учебный центр, зданиям для пожарной команды и оказания первой
медицинской помощи, ремонтная мастерская, лаборатории и склады на территории
завода. Будет построена комплексная система водоснабжения для забора воды из
подземного водного источника в районе Бор Хуувур говь. Для полной реализации
проекта госкомпания “Монгольский нефтеперерабатывающий завод” строит также жилой
комплекс для сотрудников в сомоне Сайншанд. Городок на 550 семей состоит из 11
зданий для офиса, конференц-зала, столовой, центра первой медицинской помощи,
магазина, коммунальных услуг, школы и детсада. В настоящее время строительство
жилой части городка завершено на 85 процентов. Первая очередь жилого дома должна
была быть введена в эксплуатацию в июне 2021 года, но была отложена из-за
пандемии коронавируса.
ОТРЫВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Строительством Дзунбаинского нефтепромысла, крекинг - установки на Дзунбаинском НПЗ треста № 54 МНП4, ремонт дороги Улан-Батор—Саиншанда—Дзунбаин, строительство вдоль нее автобаз занимался СУ-505 МВД СССР И ИТЛ ГУЛЖДС (Исправительно-Трудовые
Лагеря Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства НКВД–МВД СССР).
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР
- Вблизи городка располагается недостроенный запасной военный аэродром Улаан уул (Западный). Информации о нем практически нет. Координаты по
GPS 44°26'56.88"С 110°12'50.41"В. ВПП аэродрома в Дзунбаяне строил инженерно-аэродромный батальон из Сайшанды. Известно, что в этот район на лето выезжал инженерный батальон
из Сайшанды для строительства аэродрома почти всем личным составом.
НЕПРОВЕРЕННОЕ
- По некоторым данным в Дзун-Баяне стояла монгольская дивизия.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее время городок Зуунбаян представляет из себя страшное зрелище, грязь, разруха. Видно, что в свое время это был небольшой, но процветающий населенный пункт. Удивительно как могут выживать люди в таких условиях.
В связи с разработкой месторождений Оюн Толгойт и др. Железнодорожная ветка от Сайшанды до Дзуунбаян будет продолжена далее на юг.
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|