Поселок Зуунбаян (Дзуунбаян). Восточно-Гобийский (Дорноговь) аймак Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ВОСТОЧНО-ГОБИЙСКИЙ (ДОРНОГОВЬ) АЙМАК
ЗУУНБАЯН (ДЗУНБАЯН, ДЗУН-БАЯН (РУС.))


Населенный пункт Зуунбаян (Дзунбаян (рус.)) Находится в 45 километрах на юг от Сайшанды (административного центра Дорнговь
аймака). В настоящее время городок Зуунбаян представляет из себя страшное зрелище, грязь, разруха. Видно, что в свое время это был
небольшой, но процветающий населенный пункт. Удивительно как могут выживать люди в таких условиях. Большой толчок в развитии и
восстановлении города дали строительство первого в Монголии нефтеперерабатывающего завода вблизи Сайншанды и прокладка новой
железнодорожной ветки в направлении месторождения Оюн Толгой и далее к границе с Китаем.
Нестабильная ситуация, в которой оказался Зуунбаян, обусловлена как историческими, так и экономическими причинами. За последние
десятилетия, утечка трудоспособного населения в более развитые районы привела к значительному упадку инфраструктуры. Брошенные
дома, заброшенные предприятия и отсутствие элементарных условий для жизни стали привычной картиной для местных обитателей.
Однако дух и стойкость людей, оставшихся в Зуунбаяне, поражают — они продолжают заниматься сельским хозяйством, воспитывать
детей и надеяться на лучшие времена.
Со строительством нефтеперерабатывающего завода и новой железнодорожной ветки жизнь города начала переживать проблески обновления.
Эти проекты создали новые рабочие места и предоставили возможность местным жителям обрести стабильный заработок. В Зуунбаяне
начали появляться новые предприятия, возникла потребность в квалифицированных кадрах, что, в свою очередь, способствовало
возвращению части прежних жителей и привлечению новых. Интерес к городу со стороны инвесторов и властей также позволил обратить
внимание на проблемы инфраструктуры и начать её постепенное восстановление.
Ожидается, что с окончанием строительства улучшится как экономическая, так и социальная обстановка в Зуунбаяне. Новая инфраструктура
поможет улучшить условия жизни, что привлечет ещё больше людей в город и окрестности. Восстановление дорог, строительство
современных медицинских и образовательных учреждений — эти и другие проекты находятся в разработке, с целью вывести Зуунбаян на
новый уровень. Таким образом, город, когда-то пребывавший в упадке, может вновь обрести свою былую славу и стать важным центром
экономической деятельности в регионе.
ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ
Основная транспортная магистраль - это автомобильная дорога Зуунбаян - Сайншанда. Более половины пути это прекрасная асфальтовая
дорога. Оставшаяся часть подготовлено к укладке асфальта, но в настоящее время не закончена.
От Сайшанды к Зуунбаяну ведет железнодорожная ветка (построенная в 1982-1983 гг.. воинами железнодорожниками 17 железнодорожной
бригады СССР (п.п.83592)). В основном используется для перевозки грузов.
В связи с разработкой месторождений Оюн Толгойт и др. железнодорожная ветка от Сайшанды до Дзуунбаян будет продолжена далее на
юг. В настоящее время началось строительство железной дороги Сайншанд - Зунбаян - Тавантолгой (месторождение каменного
угля) и далее Таван Толгой — Гашуунсухайт (пограничный переход на монголо-китайской границе). Длина нового участка
414.6 километра. На середину 2020 года уложены первые 43.5 километра пути.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Самые первые геологические изыскания на территории Монголии, направленные на разведку и оценку запасов нефти, проводились в двадцатые
годы 19 века американскими специалистами Н. Беркли и С. Моррисом в пустыне Гоби. На основании этих и других исследований в 1931 году
американский геолог Д.Теннер предсказал существование месторождений нефти на территории страны. Планомерные геолого-разведочные работы
на нефтяных месторождениях в Монголии начались с 1934 г., с помощью и участием специалистов из СССР. Первыми были выявлены два
месторождения нефти на юге и на юге-востоке страны, с оценочными запасами 6,2 млн. тонн.
До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная
стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием монгольского геолога
Ж.Дугэрсурена и советского геолога Ю.Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности
в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое
было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Нефть Дзунбаяна по своим физико-химическим
свойствам очень вязкая, тяжелая, с высоким содержанием смолистых компонентов и парафинов, выход светлых фракций всего - 5-6 %.
После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен
нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год. За двадцать лет эксплуатации на месторождении Дзунбаян было
добыто более 4 млн. баррелей нефти и переработано в общей сложности 7 млн. баррелей нефти (с учетом легкой нефти, импортируемой из
СССР для смешивания с местной тяжелой нефтью). Продукция завода покрывала примерно 20 % потребностей страны в топливе и горюче-смазочных
материалах в этот период. Однако в 1969 г., в силу ряда факторов, нефтедобыча и нефтепереработка в Монголии были прекращены. Главными
причинами стали сложные инженерно-геологические условия добычи в целом, уменьшение дебита скважин, низкая рентабельность НПЗ, пожар и
открытие нефтяных месторождений Западной Сибири в СССР.
Тем не менее первый опыт нефтедобычи и нефтепереработки в Монголии способствовал некоторой активизации геолого-разведочных работ. За время
эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. Были установлены новые структуры, благоприятные
для скоплений нефти и газа. Между 1947 и 1963 гг. советскими геологами были обнаружены еще два небольших нефтяных месторождения и 80
предположительно нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.
В 1997 г. были начаты работы по возобновлению добычи нефти на Дзунбаянском месторождении. Начиная с этого времени восстановлено 100 скважин.
Нефть дают 5 скважин с дебитом 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется автоцистернами
в Китай на переработку. Запасы Дзунбаянского месторождения оцениваются в 22 млн. т, запасы категории А + В составляют 2158,3 тыс. т.
На месторождении выделено три нефтяных района, или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая
и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее
продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-й горизонт - 9-10 м и 7-8-й горизонты -10-12 м. Глубина эксплуатационных
горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м.
ОТРЫВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Строительством Дзунбаинского нефтепромысла, крекинг - установки на Дзунбаинском НПЗ треста № 54 МНП4, ремонт дороги Улан-Батор
— Саиншанда — Дзунбаин, строительство вдоль нее автобаз занимался СУ-505 МВД СССР И ИТЛ ГУЛЖДС (Исправительно-Трудовые Лагеря
Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства НКВД–МВД СССР).
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР
- Вблизи городка располагается недостроенный запасной военный аэродром Улаан уул
(Западный). Информации о нем практически нет. Координаты по GPS 44°26'56.88"С 110°12'50.41"В.
ВПП аэродрома в Дзунбаяне строил инженерно-аэродромный батальон из Сайшанды. Известно, что в этот район на лето выезжал инженерный батальон
из Сайшанды для строительства аэродрома почти всем личным составом.
НЕПРОВЕРЕННОЕ
- По некоторым данным в Дзун-Баяне стояла монгольская дивизия.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В связи с разработкой месторождений Оюн Толгойт и др. Железнодорожная ветка от Сайшанды до Дзуунбаян будет продолжена далее на юг.
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|