Энергетический центра. Вход в Шамбалу. Буддийский монастырь Хамарын хиид (Хамар). Сайшанда. Восточно-Гобийский аймак Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ВОСТОЧНО-ГОБИЙСКИЙ (ДОРНОГОБИ) АЙМАК
БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАМАР (Хамарын хиид)
Кроме энергетического центра Буддийский монастырь Дэмчигийн хийд хорошо известен монастырь Хамрын хийд,
рядом с городом Сайншанда в Восточно-Гобийском аймаке. В окрестностях этого монастыря под землей залегают жилы, наполненные соками жизни, эти места считаются энергетическими. Построенный 19-летним Гобийским Хутуктой монастырь Хамрын хийд в те годы
был центром медитации лам и зачастую назывался страной Шамбалы.
В 19 веке в Монголии жил монах, последователь секты красных шапок-
Данзанравджаа. Он родился в бедной семье, мать умерла рано и им с отцом приходилось побираться чтобы выжить. В 1809 г отец отдал его в монастырь. С ранних лет мальчик был одаренным и
по прошествии нескольких лет он был признан перерожденцем. Так начался жизненный путь великого монгольского святого и видного социального и религиозного деятеля. Сложно переоценить его вклад в развитие культуры Монголии. По инициативе Данзанравжаа
сначала 1820 года в этой местности были построены монастыри Хамар, Чойлон, Бурдэн, с 1840 года монастыри Улаан сахиус, Цагаан толгой, Дэмчиг, "Намтар туулах дацан", буддийская школа "Хуухдийн дацан".
Произведения Данзанравжаа известны до сих пор. Это более 100 песен, большинство из которых протяжные, более 300 поэм, из которых более 150 на тибетском языке, большой философский том, драматические произведения, десятки произведений на религиозные темы, и
даже художественные картины. Данзанравжаа является первым драматургом, великим философом, поэтом и просветителем Монголии.
Хутукта Данзанравжаа должен был прожить 83 года. Но если бы он жил долго, маньжурские наместники в Монголии стремились бы уничтожить его и многих его учеников, всё его культурное наследие. Данзанравжаа всё это предвидел и счёл за благо последние
30 лет своей земной жизни провести в благах делах в стране Шамбала. За жизнь Данзаравжа скопил большое количество реликвий и артефактов, которые выставлены в музее находящемся в городе Сайшанда. К сожалению сокровища, хранящиеся в музее, это
всего лишь малая часть наследия ,оставленного монгольским святым. Его ученик Байчмнчойжоо взял на себя роль хранителя вещей святого Данзанравжаа. На протяжении пяти поколений ценные реликвии передавались от отцов детям.
Дело в том, что в 1938 году, во времена культурной революции, когда множество храмов
было уничтожено,
хранитель реликвий закопал 60 сундуков с реликвиями в пустыне. Позднее найдено было всего два. В 2009 году были найдены еще несколько сундуков. Среди
выставленных в музее экспонатов - предметы обихода, личные вещи Данзанравжаа, уникальные театральные костюмы, редкие литературные манускрипты и старинные книги, буддийские религиозные атрибуты.
Ходит много легенд о том, что он был чудотворцем и предсказателем. Говорили, что он летал в Тибет чтобы собрать целебные травы, мог растворяться в пространстве и материализоваться в другом месте. Он сделал много предсказаний, в частности предсказал
дату своей смерти, он был отравлен в 1856 г женой главы секты желтых шапок. По преданию он знал что его хотят отравить, но все же принял напиток чтобы исполнить желания отравителей. В 1856 году Данзанравжаа в возрасте 53 лет был в духе маньжуро-китайской
политики вероломно отравлен, тело его было забальзамировано ламой Балчинчойжоо и хранилось в саркофаге в храме Шарилын
сүм. Предвидел он и насильственный уход всех своих последователей и учеников. Среди чудесных предсказаний Данзанарвджа были и указания где искать Шамбалу!
Буддийский монастырь Хамар (Khamaryn Khiid)
Буддийский монастырь Хамар (Khamaryn Khiid (Khamaryn Monastery)). Расположенн
на территории сомона Эрдэнэ Дундговь (Среднегобийского) аймака Монголии, в 38 километрах от города Сайншанд и является одним из трех монастырей «Шарилийн».
Монастырь основан в 1820 г. известным монгольским просветителем Данзанравжаа - 5 Догшин ноён хутагтом, святым из Гоби. Являлся важным центром буддистов красной секты и резиденцией Данзанрава.
Монастырь состоит из 4 основных частей: Западный дацан, Восточный дацан, Цохон и Дуйнхэр. Дацаны построены в монгольском и тибетском стиле. В Западном дацане чаще всего восседал сам князь ноён хутагт, и здесь же находятся храм Лаврин, дацан Авга,
детская школа-дацан, библиотека. Помимо этого находятся монастыри-склепы монахов IV князя ноён хутагт Жамъян Ойдовжамца и VI князя ноён хутагт Лувсандондова. В храме Лаврин жили ноён хутагт Данзанравжаа и его перерождения. Монастырь «Хамарын хийд»
проводил все виды религиозных служб, как «Амаагийн гандай эргэх», религиозные танцы «цацгаргах» и чтение молитв «Маана,хедэкшх». Также ежегодно здесь играли пьесу *Саран хохооний намтар", сочиненную князем.
Через 10 лет после основания монастыря Хамарын хийдпри, при нем была открыта
школа «Детский дацан» (монг.
"Хуухдийн дацан"), в которой Нойон Хутагт обучал мальчиков и девочек
живописи, актерскому мастерству, пению, танцам, ремеслу. Выпускникам Детского
дацана вручались специальные дипломы (штампованная ткань).
За жизнь Данзаравжа скопил большое количество реликвий и артефактов. Ученик Данзанравжаа, Байчмнчойжоо, сохранил вещи учителя, которые передавались по роду в течение пяти поколений. , Часть реликвий в настоящее время выставлены в музее находящемся
в г. Сайншанда. К сожалению сокровища, хранящиеся в музее, это всего лишь малая часть наследия, оставленного монгольским святым. Дело в том, что
в 1938 году, во времена культурной революции, когда множество храмов было
уничтожено,
хранитель реликвий закопал 60 сундуков с реликвиями в пустыне. Позднее найдено было всего два. В 2009 году были найдены еще несколько сундуков. Очень интересна история построения монастырей. Однажды во время медитации Данзанравжаа увидел
змею, направляющую к нему. И поймал её, накормил 7 дней и сказал своим подданым: "Эта змея - хозяйка горы Галба, специально приехала увидеться со мной. Вы езжайте, найдите гору Галба и отпустите змею. Сделайте набросок местностей, интересных скал,
рек у горы Галба". Попозже Данзанравжаа сам приехал в это место и сказал "Если мой народ будет боготворить эту священную землю с необычной энергией, то будет гармонизированы отношения человека с природой, процветание и благополучие.
Когда придет время всемирного потопа, это единственное место на планете, которое уцелеет с теми, кто находились рядом. Выше похвал для этих мест не могу найти. После построения трёх монастырей Данзанравжаа сам лично осветил все камни вокруг, очистил
местность от порчи и нечистых сил.
10 июля 1991 года в Сайншанде заслуженным деятелем искусств Монголии
Алтангэрэлом был открыт частный музей Данзанравжи (монг. Данзанравжаа судлалын
музей). Алтангэрэл в настоящее время является хранителем
вещей Данзанравжа. Это право он получил по наследству от своего отца Тудэв в
1984 году. Среди
экспонируемых в музее предметов - личные вещи Данзанравжаа, необычайные
театральные костюмы, старинные литературные манускрипты и редкие книги,
буддийские религиозные атрибуты. В 2008 году было построено новое здание музея,
в котором достояние Нойон Хутагт стало достоянием общественности. Музей
находится в центральной части Сайншанды, в сквере напротив краеведческого музея
Дорноговь аймака. GPS N44°53.5638'
E110°08.3808' Перед входом в музей установлен бюст Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а)
(см.фото)
Состоялось открытие Музей Данзанравжи. Среди экспонируемых в музее вещей м предметов - личные вещи Данзанравжаа, уникальные театральные костюмы, редкие литературные манускрипты и старинные книги, буддийские религиозные атрибуты.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР. ШАМБАЛА.
Наверняка каждый, хотя бы краем уха слышал о мистической Шамбале. Люди знакомые с восточной культурой знают что Шамбала это мистическая страна где живут люди существа с высоким уровнем духовного развития. Шамбала — легендарная страна в Тибете
или окрестных регионах. Также считается, что Шамбала — это центр мира, где находится источник, дающий жизнь всему сущему на Земле.
Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте Калачакра-тантры (Х век), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в
Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к
ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках),
посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя
Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны
сохранять Шамбалу до момента великой битвы ее сил с полчищами зла.
Согласно древней тибетской карте в словаре Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation, которую смогли интерпретировать советский тибетолог Б. И. Кузнецов (1931—1985) и востоковед Л. Н. Гумилёв (1912—1992),
такая страна существовала. Карта восходит к ирано-тибетской картографической традиции. Согласно этой интерпретации, автор был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями.
Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э. Другая версия
гласит, что Шамбала - это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.
Многие искали Шамбалу, правда никто так и не нашел. Буддийские учителя и высокие ламы всегда знали где Шамбала, но, согласно древней поговорке ,"кто знает тот не говорит, кто говорит тот не знает"...
По легенде существует несколько входов в мифическую страну, а точнее три. Рерих искал Шамбалу в Тибете (считается что один из входов находиться в районе хребта Кайлас), и на Алтае возле Белухи. Существует и еще один вход, и
находиться он в монгольской пустыне Гоби!
Фотография. При въезде установлен указатель, по которому можно сориентироваться куда необходимо ехать. Фото Е.Кулакова, 2013 год.
В 50-х годах XIX века ноён-хутагт Д.Данзанравжаа основал севернее ' монастыря «Хамрын хийд» модель страны Шамбалы вместе со своими учениками. Сегодня это место является любимым местом паломничества верующих, потому что люди верят, что в этом
священном месте их души очищаются, а все пожелания исполняются. В течении последних 30 лет жизни он занимался созданием энергетического центра. Он знал, что место, где он родился и жил обладает огромным потенциалом и является энергетическим
центром не только Монголии, но и всего мира. Данзанравжаа считал, что этот центр является проводником в страну Шамбала.
Паломники медитируют перед очами Бодияны перед Великими вратами. Вход в Шамбалу находится с западной стороны, через «Златые врата по изничтожению гнева». Здесь совершают молитву, очищая от скверны внутреннее тело, язык и душу, также нужно
написать свое имя на бумаге, а бумагу сжечь в пещере «Бирдийн ходоод». Потому что вход в Шамбалу открывается только для просветленных, переродившихся и освободившихся от гнева.
Паломники совершают такие обряды, как поклонение мандале «Цагийн хурд», прочитав молитву-просьбу о защите просветленных и прося о перерождении в стране Шамбале после преодоления временного препятствия и очищения тела, языка и души; поклонение
каждой ступе, олицетворяющим страну Шамбалу. Каждый паломник может читать молитвы, которые он знает, приносить .жертвоприношение горам, исполняющим желания. После того, как паломники очистились от гнева и получили просветление, они могут
помолиться о перерождении в Шамбале. Они также могут подняться на гору Шамбала и прочитать молитвы. Эта гора называется "Алтай га-вал овоо" и считается пупом Замбуулин - верхней страны в Шамбале. Император Шамбалы Рэгдэндагва и
его свита возрадуются уважению, оказанную горе "Ал-тан гавал овоо" и вознаградят вас.
После всех ритуалов, паломники выходят через восточные врата Спокойствия, мира и добра» и Зраза читают молитву "Ум сайн амгалан болтугай".
Гора Хан Баянзурх, исполняющая ваши желания, находится на высоте 1031.9 м над уровнем моря. У склона горы построен склеп, в котором захоронен Третий князь-хутагт Жамъяан-данзан», поэтому гора также
называется «Шарилийн» (покойник). У монголов древние традиции поклонения и жертвоприношения горам и доверения им своих пожеланий. Самой знаменитой была гора Шарилын (Хан Баянзурх). В XVIII веке был издан государственный указ о присвоении
горам Богд чина Богдхан, Зотол - Зотол хан, Баянзурх - Хан Баянзурх. Паломники верят, что гора исполняет их пожелания, потому что князь находится там. Ламы собираются только во время жертвоприношения горам, проводят уборку и читают молитвы.
После 1990 года местные жители начали паломничество к горам Хан Баянзурх, позже к ним присоединились отечественные и зарубежные туристы.
В 3 километрах к северу от Хамарын хийд, находятся пещеры, где монахи практиковали медитацию уединяясь от мирской жизни
на 108 дней. GPS N44°37.0458'
E110°16.9860' (Стоянка для автомашин)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Паломники приезжают в "Дэмчигийн хийд" и заряжаются новой энергией, новой силой, отпускают свои грехи и назначает свидание с самим Данзанравжаа в стране Шамбала совершая своеобразный обряд. Местность отличается непревзойденной
по красоте пейзажами.
Сейчас на месте комплекса несколько небольших храмов, жилые постройки и главный храм в виде монгольской юрты.. Храм посвящен культу Данзаравжаа. Здесь повсюду его скульптуры и изображения.
Фотография. Главный храм. Фото Е.Кулакова, 2013 год.
От монастыря Хамарин Хиид начинается ритуальная дорога в Шамбалу. Около 3х км надо пройти по пустыне, рядом конечно есть автомобильная дорога, но паломникам рекомендуется совершить путь пешком. Вдоль дороги стоят буддийские ступы.
Вместе со ступами из комплекса их тут 126. Человек, который приходит в энергетический центр, должен найти белый камушек, взять его в руки и нашептать на него свое имя. Это будет подобно регистрации человека в стране Шамбала. Но не
всякому суждено попасть в это райское место.
По тропинке приходим к беседке с колоколом. Здесь надо огласить свое приближение в Шамбалу.
Еще немного и вот он вход в Шамбалу. Комплекс из 108 ступ и ритуальных сооружений, прямо посреди безлюдной пустыни. Люди приезжают сюда, чтобы получить энергию Вселенной. Одни ходят босиком, вторые - катаются по земле, а третьи
-поднимаются на вершину горы, возносят руки к небу и поют песню "Улэмжийн чанар" на слова Данзанравжаа. Эта песня обладает волшебной силой магнетизма.
Фотография. Шамбала. Энергетический центр Монголии. Фото Е.Кулакова, 2009 год.
В комплексе существует свой ритуал, проходят тут по часовой стрелке выполняя определенные действия. Главное место занимает монгольское Ово, тут брызгают водкой и повязывают хадак. Так же есть место где принято оставлять свои грехи.
Интересно, что на территории комплекса существует несколько мест отмеченных кругами из камней, как мне объяснили на этих местах проводились определенные ритуалы и здесь проходят энергетические каналы.
В Шамбалу приезжает много паломников. В окрестностях есть еще несколько замечательных мест. Данзанравджа основал за время своей жизни не один монастырь. В их числе и пещерный монастырь не далеко от Хамарин Хиида и Шамбалы. Здесь во
времена жизни монгольского святого жило и практиковало около 10 монахов единовременно. В скале выбиты небольшие пещеры где с трудом может разместиться один человек. Монахи жили в таких пещерах по много месяцев придерживаясь суровой аскезы.
За монастырем Хамар сохранились пещеры, в которых Данзанравжаа медитировал и сочинял произведения. Рядом с пещерами возведено ово, есть еще несколько сакральных мест.
Фотография. Монастырь Хамарын хийд. Пещеры для медитации. Фото Е.Кулакова, 2009 год.
Так же по дороге к пещерам можно увидеть окаменелости которым более 1.5 млн. лет. Как известно именно в Монголии находят 80% древних окаменелостей и скелетов динозавров. В пустыне Гоби даже не надо копать землю - останки лежат прямо
на поверхности. Правда попытки вывезти их из страны жестко пресекаются.
Фотография. Священные горы Тушилге (Черные горы, монг. Хаар уул).
На вершину горы Баянзурх, названной "Гора пожелания", поднимаются только мужчины. Там они записывают свои желания на бумагу и затем сжигают ее. Женщины совершают подобный ритуал у подножия горы.
Посещение этого уникального места подобно прикосновению к безграничной, всесильной, нескончаемой энергии Вселенной.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ЛИТЕРАТУРА:
- Газета Монголия сегодня. №29 (386) от 19 июля 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №32 (389) от 9 августа 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №30 (540) от 5 августа 2012 года
|