Херексуры. Древние захоронения, курганы Монголии. Исторические памятники.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ХЕРЕКСУРЫ МОНГОЛИИ
Херексуры (монг. хиргисууры), принятое в археологической науке название для курганов с округлой каменной насыпью и кольцевой или квадратной оградой, соединенной с насыпью каменными «лучами», или «дорожками». Херексуры получили свое название от монгольского словосочетания «хяргяс ур» — «кыргызское гнездо», или «кыргызская могила».
Кыргызы были последним тюркоязычным народом, который господствовал в степях Центр. Азии в эпоху «кыргызского великодержавия» в IX—X вв. (см. Государство енисейских кыргызов), до того как на эти земли мигрировали монгольские кочевые племена. Поэтому монголы все древние курганы назвали «кыргызскими» по имени предшествовавшего народа. В научный обиход термин «Херексуры» ввели российские ученые и путешественники, совершавшие экспедиции в Монголию в конце XIX — начале XX в. Среди Херексуров встречаются очень большие сооружения с насыпью в 60—80 м в диаметром и 15 м высотой и диаметром
кольцевого ограждения в 250 м. Нередко вокруг ограды Херексуров в несколько рядов располагались кольцевые выкладки- жертвенники. На площади могильников по соседству с Херексурами устанавливались в 1 или несколько рядов каменной стелы с рисунками животных и изображением пояса с оружием, которые были названы исследователями «оленными камнями». Под насыпью в центре Херексуры, на уровне древней дневной поверхности, как правило, расположена камера, или гробница из крупных камней, внутри которой находят скелеты погребенных людей, положенных в вытянутом положении, на левом боку, головой на Запад.
Никаких вещей в могилы не клали. Во многих Херексурах не сохранилось следов погребений. Однако в насыпи и на площади Херексуры во все последующие времена после их сооружения совершались впускные захоронения. Поэтому в прошлом археологи определяли хронологию Херексуров по этим более поздним находкам. В течение многих десятилетий в Монголии и Забайкалье Херексуры датировались эпохой Средневековья и относились к древнетюркской, или уйгурской культуре. Однако в результате раскопок в Туве, а затем и в Забайкалье археологам удалось определить, что кольцевые ограждения Херексуров перекрыты плиточными
могилами и насыпями курганов позднего бронзового и раннего скифского времени. Это позволило определить время сооружения Херексуров поздним бронзовым и началом раннего железного века. В Херексурах были захоронены древние номады европеоидного расового облика. В течение позднего бронзового века древние европеоидные кочевые племена заняли степи и горные долины Саяно-Алтая, Тянь-Шаня, Монголии и Забайкалья. Они передвигались по степям на колесных повозках и владели большими стадами домашнего скота. Воины этих древних кочевых племен воевали на боевых колесницах и атаковали своих противников
бронзовым оружием, луками и стрелами, копьями, клевцами и кинжалами. Военное преимущество воинов-колесничих над пешими воинами из центрально-азиатских монголоидных племен было столь значительным, что они завоевали всю Центральную Азию. Это способствовало выделению в обществе древних европеоидных номадов военной аристократии, что нашло отражение в социальной структуре и идеологии. В конструкции Херексуров отразился культ солнца и боевых колесниц. Сооружение очень трудоемких, грандиозных Херексуров и рядов поминальных стел с нанесенными изображениями оружия и животных, возведенных на хорошо
обозреваемых, открытых степных пространствах, должно было прославлять подвиги, совершенные древними героями-воинами.
Со временем противники древних европеоидных номадов, монголоидные кочевые племена культуры плиточных могил, населявшие восточные районы Центральной Азии, научились успешно противостоять своим грозным соперникам на поле боя. Они стали использовать для защиты металлические литые шлемы и защитные пояса и атаковать противника бронзовыми мечами. Однако решающие изменения в военном деле, которые привели к снижению роли боевых колесниц, произошли с освоением кочевниками верховой езды на рубеже раннего железного века. Появление нового рода войск — конницы, значительно более мобильной и
маневренной, чем боевые колесницы, привело к утрате их былой ударной мощи. Вслед за изменениями в военном деле древняя военная аристократическая каста воинов-колесничих утратила свое ведущее положение в кочевом обществе. Потеряла свое престижное значение колесничная символика. Степные районы Забайкалья, Восточной и Центральной Монголии были завоеваны монголоидными кочевыми племенами культуры плиточных могил. В западных районах Центральной Азии прежде единый этнический массив древних европеоидных номадов распался на отдельные кочевые племена культур раннего скифского времени. В конструкции
погребальных сооружений раннескифских культур Саяно-Алтая и Тянь-Шаня сохранились элементы, которые восходят к конструктивным особенностям Херексуров. Потомки древних европеоидных номадов, возводивших Херексуры и устанавливавших оленные камни, в скифское и хунно-сяньбийское время в китайских исторических сочинениях были известны под названием «ди» и «динлинов».
Ю.С. Худяков
В настоящее время правительство Монголии осуществляет национальную
программу под названием «Культурное наследие на камне». Программа направлена на
регистрацию, сохранение и защиту каменных памятников бронзового века по всей
стране.
БИБЛИОГРАФИЯ
СМ. ТАКЖЕ
- Монголия — своеобразное Эльдорадо по находкам памятников, получивших в литературе наименование оленных камней. Предполагается, что оленные камни устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений и служили своеобразными памятниками погребенным. Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. На самых древних камнях изображения примитивны, созданные позже отличаются настоящим художественным мастерством. Нередко на рогах у оленя можно увидеть солнечный диск или другие атрибуты символики.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|