К вопросу о панмонголистском движении в первой половине ХХ в. (1911-1945 гг.).
Панмонголизм — движение за объединение монгольских народов в единое государство.
Панмонгольская идеология возникла в начале XX века в Монголии в условиях кризиса империи Цин.
Её целью было возрождение государственности Монголии, утраченной в XVII–XVIII веках, и
объединение монгольских народов в едином государстве, независимом от власти Китая.
На протяжении первой половине XX в. идея панмонголизма, то отходила на второй план, то возвращалась вновь в отношениях
Монголии с Китаем и Россией. В конечном счете, эта проблема не была решена ни на
одной международной конференции, которые хоть в какой-то мере ее затрагивали.
Явления недавнего (просоветского) прошлого и события отдаленных эпох конца ХТХ —
начала XX вв., такие как: движение за объединение всех монголоязычных этносов в
одно государство (по -пытка реализации идей панмонголизма), традиционное русско
(советско)—китайское соперничество из-за Монголии, в той или иной степени
проецируются на состоянии русско-монгольских и монголо-китайских отношений и
сейчас.
В то же время, можно констатировать, что история возникновения, развития этого
вопроса изучена крайне неудовлетворительно и представляет, несомненно, научный
интерес. Тем более, что сама идея, имеющая глубокие исторические корни,
продолжает жить. Панмонголизм — это, прежде всего, религиозно-правовое,
этно-региональное движение за объединение всех монголо-язычных народов, создание
«Великой Монголии» и возрождение традиций империи Чингисхана.
Панмонголизм является исторически закономерным
движением, оформившимся в начале XXв., и направленным на объединение и создание
единой, независимой Монголии из частей Внутренней и Внешней Монголии, Барги
(область в Маньчжурии), Тувы, Бурятии. Состав участников Монгольского
объединенного государства мог варьироваться в зависимости от исторической
обстановки или иных причин, но главная идея — объединение Внутренней и Внешней
Монголии присутствовала всегда. С XXVII в. после включения Монголии в состав
Китая и усиление роли ламаизма, панмонголизм приобретает черты теократического и
антикитайского движения.
Впервые панмонголизм, как реальное политическое
явление, проявил себя в ходе событий 1911 —1912 гг. Фактически это была первая
попытка монгольской элиты реализовать панмонгольские лозунги в полном объеме. 11
декабря 1911 г. князья и высшие ламы Халки (область во Внешней (Северой)
Монголии) провозгласили независимость Монголии. Из г. Урги во все монгольские
земли Китая были посланы гонцы с письмами—обращениями, в которых монгол
призывали объединиться и присоединиться к независимой Халке. Довольно быстро
откликнулись монголы области Барга и Маньчжурии. В январе 1912г. они
провозгласили независимость и объявили о присоединении области к Халхе.
Во Внутренней Монголии роль руководителя
антикитайского движения взял на себя князь одного из хошунов
(территориально—административная единица Внутренней Монголии) — Удай. В связи с
началом восстания министр иностранных дел России С.Д. Сазонов сообщал: «Мы
относимся не сочувственно к движению от Китая Внутренней Монголии и не будем
содействовать распространению сказанного движения (1).
В августе 1912 г. часть территории Внутренней
Монголии охватило национально—освободительное восстание под руководством князя
Удая. Но уже в начале сентября восстание было жестоко подавлено китайскими
властями. Основной причиной неудачи являлось значительное влияние Китая на
Внутреннюю Монголию, а так же отказ русских войск от помощи, плохая
подготовленность: малочисленность войска, слабое вооружение.
Провозглашение независимости Монголией оказало
серьезное влияние на урянхов (население Тувы).
В феврале 1912 г. они изгнали со своей территории
всех китайских купцов, а после стали просить покровительства и помощи у Урги. В
свою очередь, в мае 1912 г. китайский парламент принял декларацию о
принадлежности Урянхайского края (Тувы) к западной Монголии, Которая находилась
под властью Китая. Серьезный удар по надеждам урянков на присоединение к Халхе
нанесла русско-китайская декларация по монгольскому вопросу, подписанная 5
ноября 1913 г. По декларации во Внешнюю Монголию вошла Халка и Кобдоский округ
(в западной Монголии). Монгольское правительство собиралось поставить
урянхайский вопрос на тройственных русско-китайско-монгольских переговорах в
Кяхте. Однако проблема была решена российским правительством до открытия
Кях-тинской конференции. Заведующий пограничными делами Усинского округа
(фактически Урянхайского края) А. Церерин провел такую энергичную работу в этом
регионе, что уже в апреле 1914г. Николай II
«согласился» принять под покровительство России Урянхайский край.
25 мая 1915 г. в г.Кяхте состоялось подписание
тройственного соглашения. По соглашению Маньчжурия становилась автономной
Монголии должна была охватывать «области, находящиеся в ведении китайского
амбаня в Угре, дзян—дзюня в Улясутае и китайского амбаня в Кобдо»2, т.е. всю
Халху и Кобдоский округ, о территории Внутренней Монголии речи не шло.
Т. о., значение событий 1911 — 1915 гг. на
окраинах территории Китая можно оценить в том, что не смотря на усиление влияния
Китая (торгово-экономического и политического) на монгольские земли в 1905—1910
гг., монгольская элита сумела не только противостоять движению с севера и юга,
но и возродить средневековую идею панмонголизма и превратить ее в действенное
средство борьбы за монгольскую государственность и суверенитет. С другой стороны
события этого периода вскрыли серьезные разногласия между Петербургом и Ургой.
Об одной из главных целей монгол — идеи объединения — глава российского
правительства писал начальнику Заамурского округа: «...Россия не будет
отстаивать независимость этой части Монголии»3, ставка делалась только на Халху.
Особенностью международной деятельности Урги послекяхтенс-кого периода было то,
что первая волна активности (реализация панмонгольской политики, объявление
независимости) прошла, а
новый подъем еще не наступил. Прагматичный подход
Кяхты возымел свое действие, и монгольское руководство не шло в 1915— 1917 гг.
на явные нарушения тройственных обязательств, хотя и поддерживало постоянные
контакты с другими монгольскими территориями.
Советская внешнеполитическая деятельность в
отношении Монголии в докоминтерновский период (ноябрь 1917 — март 1919 гг.)
началась с того, что в апреле 1918 г. в Сиббюро была разработана инструкция по
организации революционной работы в Монголии. Т.о., Пплитика советского и
царского правительства на Востоке различалась, прежде всего, в целях. Задачей
второго было сохранение паритета сил с крупными державами на Востоке (прежде
всего с Китаем), создание своей точки опоры в этом регионе. Для советского
руководства приоритетом, по крайней мере, в первые годы, была задача реализации
идеи мировой революции, в русле этой политики советским агитаторам предлагалось
всемерно поддерживать традиционные национальные движения, в том числе,
панмонголизм в Монголии.
Второй подъем в данном направлении был предпринят
в 1919г., однако инициатива объединения была в руках Японии и главарей белого
движения (Семенова, Унгерна). Для них панмонголизм был удобным средством
утверждения в Центральной Азии, а для Японии объединенная Монголия — решительным
шагом при дальнейшей экспансии на материке.
25 февраля 1919 г. в Чите открылся панмонгольский
съезд представителей Бурятии, Внутренней Монголии и Барги. На съезде было
провозглашено создание Великого Монгольского Хурала со столицей в г. Хайларе
(Внутренняя Монголия)
В целом, события периода 1911 —1919 гг. явились
звеньями одной цепи — проявлениями процесса национальной и государственной
«эмансипации» малых народов Востока в 1-ой четверти XX в.
В коминтерновский период (март 1919—1931 гг.) были сформулированы основные
дипломатические аспекты политики Советского Союза; в его интересах было, в
первую очередь, возрождение Барги, Внутренней Монголии, а не воссоединение, т.
к. это создало бы для Союза государственный буфер, простирающийся с запада на
восток на 3,5 тысяч верст, который, в случае осложнений с Китаем,
не позволил бы ему быстро перебросить войска к
русской границе. А т.к. колониальное положение Монголии было выгодно Китаю, то
советское правительство старалось принять все меры к возрождению автономии
Монголии.
Основой для развертывания революционного движения
явилась идея панмонголизма, это дало бы «...положительный материал к...
побуждению национального самосознания монгол» (4).
В первые в оформленном виде монгольские
революционеры изложили свою внешнеполитическую программу в августе 1920 г. в
ходе переговоров с советской делегацией в г. Иркутск. Здесь же Данзан
(руководитель делегации) изложил свою панмонгольс-кую программу, совпадавшую с
традиционными подходами «старого» теократического руководства. Эта же идея была
обозначена в «Платформе» (программа МНРП), принятой 1—3 марта 1921 г. в г.
Кяхте.
Учитывая вышеперечисленные сюжеты нетрудно
проследить их связь с монгольской революцией 1921 г., ведь на самом деле в
основе революции лежали два противоречивых обстоятельства: 1) традиционное
стремление монгол к суверенитету и независимости на основе панмонгольской
концепции; 2) внешнее влияние Советской России и Коминтерна.
После революционных событий 1921 г. Монголия
разворачивает активную политическую деятельность в Туве, Бурятии, Внутренней
Монголии. Но в этом вопросе она не находит поддержки у советской стороны, т.к.
ее правительство опасалось столкновения с сепаратистскими настроениями на своей
территории (Бурятия, Тува). Пытаясь провести идею панмонголизма на официальном
уровне, в конституцию МНР был включен пункт о том, что одной из задач внешней
политики является «Объединение монгольских племен в единое, свободное
государство, способное защитить религию и интересы народа»5.
Одним из событий, всколыхнувшим не только
внутренний Китай, но и национальные окраины была китайская революция 1925-1927
гг.
Осенью 1924 г. заметно обостряется обстановка на
монгольской границе с Синьцзяном. Часть населения Западной Монголии (в основном
казахи и киргизы), недовольные мерами Урги по «собиранию» монгольских племен
ушла на территорию Китая.
В декабре 1924г. уполномоченный Коминтерна в
Монголии Т. Рыкулов предлагает Москве рассмотреть примерный план деятельности
Коминтерна в китайских национальных окраинах. Но советское руководство считало
преждевременным открытое вмешательство монголов в китайские дела, что ярко
проявилось в баргутском вопросе. Баргуты (население Тувы) поставили перед ЦК.
МНРП вопрос о проведении совместного восстания в Барге, на что советские
представители (имевшие большое влияние на членов МНРП) заявили: «... учитывая их
прошлогодний ляпсус, когда Монголия заключила с баргутами секретное солашение...,
СССР ни какой реальной помощи и руководства в этом деле оказать не сможет»6. А с
другой стороны, нужно отметить, что в конце 1924 — начале!925 гг. руководство
Коминтерна изучает возможность нанесения удара в тыл маньчжурскому наместнику
Чжан Цзолиню через Баргу. Для этой цели предполагалось использовать князей Барги,
т.к. баргинская элита может придать движению традиционно-исторический характер.
Отличием этого периода является то, что традиционная панмонгольская идеология
удивительным образом соединяется с революционными лозунгами, превращаясь в
своеобразный «революционный панмонголизм». Поражение китайской революции и сил,
ориентирующихся в Китае на Коминтерн в 1927г., изменило политику НКИД Советского
Союза. Ее новый вектор можно охарактеризовать заявлением в Монголии А.Н.
Васильева: «Линия НКИД такова, чтобы не ссориться с китайской общественностью.
Поэтому полпредство СССР в Монголии всячески сдерживает революционно настроенные
элементы среди монгол, уговаривая их воздержаться от шагов, которые могли бы
вызвать антикитайское движение».
Эта линия отходит от задач панмонгольского
движения, но в то же время Коминтерн и МНРП отказывается от непродуманной
тактики разжигания «революционного пожара» во Внутренней Монголии, перейдя к
более взвешенной тактике. А причина такого поворота была серьезнее
революционизации Китая — паназиатские планы Японии.
Решение монгольского вопроса японские военные
круги считали приемлемым в следующей форме: 1) вытеснение советского влияния
посредством монгольских князей из Северной Монголии; 2) объявление объединенной
Монголии независимой от Китая; 3) создание буферного государства в составе всей
Монголии.
В связи с этими планами Японии инструкция ИККИ от
2 февраля 1928 г. прямо говорила о необходимости борьбы с панмонголизмом. VII
съезд МНРП (октябрь—декабрь 1928 г.) дал оценку панмонголизма, как «узкого и
опасного национализма» (8);
причем такое (официальное) отношение не изменилось и с началом Второй мировой
войны.
Самая главная проблема Монгольского государства
(международно-правовое оформление) была окончательно решена в августе 1945 г.,
когда был подписан договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем и состоялся
обмен нотами МИД Китая и НКИД СССР по вопросу о государственной независимости
МНР. Причем монгольские руководители пытались обратить внимание советских
представителей на определенное расхождение в нотах: Китайский МИД говорил о
«существующих границах МНР», а Советский НКИД — о «территориальной целостности
МНР», тем самым СССР давало надежду монголам на скрытую поддержку их притязаний
на Внутреннюю Монголию. Однако, ялтинские договоренности союзников о
«статус-кво» (т.е. китайский вариант) МНР, а также отрицательная реакция Москвы
на идеи панмонголизма не позволили в 1945 г. монгольскому руководству во главе с
X.Чайлбасаном реализовать свои планы в отношении
внутримонгольского региона. Последний, несмотря на этническую общность с МНР, в
1945 г. продолжал оставаться частью Китая.
Анализ истории русско (советско)-китайских
отношений по монгольской проблеме позволяет выделить два основных уровня
собственно монгольской политики — межгосударственной и этно-региональной. Если
на первом Монголия являлась в основном объектом политической и другой активности
России и Китая, то на втором, она была активным субъектом, проводившим в рамках
той или иной идеологической доктрины собственную линию относительно Внутренней
Монголии, Тувы, Бурятии, Тибета и других сопредельных этнорегионов. Как
справедливо отметил историк Ч.Э. Зиглер: «Ни российским, ни китайским
государственным интересам не соответствует идеи панмонголизма. В Китае боятся
вредного влияния Улан-Батора на Внутреннюю Монголию, а в Москве — на Бурятию,
Туву, Калмыкию»(9).
Тем не менее, панмонгольское движение носило,
несомненно, прогрессивный характер для монголов в тот исторический период, что
подтверждается актуальностью этой идеи в наше время.
ПРИМЕЧАНИЕ
Белов Е.А. Антикитайское восстание князя Удая во Внутренней Монголии (1912г.) //Восток. 1996. №3. С. 40.
Лузянин С.Г. Россия—Монголия—Китай в первой половине XX в. М., 2000. С. 59.
Белов Е.А., Лузянин С.Г. О концепции монгольского вопроса в «Истории Монгольской Народной Республики» // Восток. 2000. № 1. С. 42.
Лузянин С.Г. Россия—Монголия—Китай в первой половине XXв. М., 2000. С. 89.