Данзанравжаа. Исторические личности Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
Данзан Рабджа (Данзанравжаа) 1803 - 1856
Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а) Дулдуити́йн, выдающийся монгольский просветитель, ламаистский святой, 5-й догшин ноён хутагт. Данзанравжаа является первым
драматургом, великим философом и поэтом Монголии.
В XIX веке в Монголии жил монах по имени Данзанравжа, принадлежавший к
секте красных шапок. Его рождение состоялось в 1803 году в семье бедного
крестьянина Дулдуита. Рано потеряв мать, он вместе с отцом был вынужден просить
милостыню для выживания. В 1809 году отец отправил его в монастырь. Уже в раннем
возрасте проявил себя как одарённый ребёнок и вскоре был признан перерождением
великого существа. Так началась жизнь выдающегося монгольского святого и
значительного деятеля в социальной и религиозной сфере. Его вклад в культурное
развитие Монголии поистине огромен. По инициативе Данзанравжаа в 1820 году были
построены несколько монастырей около нынешнего Сайншанда: Хамар (Хамрын хийд),
Чойлон, Бурдэн. С 1840 года были основаны монастыри Улаан сахиус, Цагаан толгой,
Дэмчиг и буддийская школа "Хуухдийн дацан".
В качестве резиденции Данзанравжаа и главного центра буддистов красной секты
выступал ныне восстановленный монастырь Хамарын-хийд. Он расположен в 40
километрах к югу от центра Восточного Гобийского аймака - города Сайншанда.
Монастырь Хамарын-хийд расположен среди бескрайних степей Восточной Гоби, где
ветер и солнце правят повседневной жизнью. Историки и археологи не раз отмечали
значимость этого уникального архитектурного комплекса, который испокон веков
служил местом духовного просвещения, культурного обмена и мирного
сосуществования. Почтенные ламы собирались здесь для обсуждения философских
трактатов и совершенствования своих навыков просветления, в то время как
паломники со всех уголков Монголии стремились прикоснуться к священным реликвиям
и обрести благословение.
Спустя десятилетие после основания монастыря, в нем открылась школа "Детский
дацан" (монг. "Хуухдийн дацан"), более 300 учеников прошли обучение под
руководством Нойон Хутагта. Ребята из разных уголков страны приезжали, чтобы
овладеть искусством живописи, каллиграфии, освоить сложные техники актёрского
мастерства и углубиться в культуру традиционного пения и танцев, перенимая
секреты ремесла от великих мастеров. Выпускники получали дипломы — символ их
мастерства и упорства — с уникальным орнаментом, который отливался на
специальной ткани ручной работы. Эти дипломы становились пропуском в мир
искусства и культуры, расширяя горизонты и создавая новую волну в традициях их
народа.
Тем временем в пещерах, лежащих к северу от Хамарын хийд, монахи продолжали
следовать древним традициям уединения. В йоге и медитации они находили гармонию
с самим собой, погружаясь в это состояние на 108 дней, что соответствовало
священному числу в буддийской практике. Во время медитации создавалась особая
атмосфера, окружённая тайной и молчанием, позволявшая каждому монаху углубиться
в собственное сознание и достичь нового уровня просветления. Подобные практики
укрепляли дух и волю, помогая монахам постичь истину и принимать её в
каждодневной жизни, вдохновляя других своим примером.
Предполагалось, что Данзанравжаа проживёт 83 года. Однако, если бы его жизнь
длилась дольше, маньчжурские правители в Монголии пытались бы уничтожить его и
его учеников, а также его культурное наследие. Данзанравжаа предвидел это и
пожелал провести последние три десятилетия своей жизни в добрых делах в
сказочной стране Шамбала. Он скончался в 52 года, и перед смертью обозначил
монастырь как Шамбалу, предсказав, что вскоре снова воплотится в этом месте.
Многие исследователи действительно считают Хамрын хийд энергетическим центром,
что было подтверждено русским учёным Николаем Рерихом.
Ходит много легенд о том, что он был чудотворцем и предсказателем. Говорили, что он летал в Тибет чтобы собрать целебные травы, мог растворяться в пространстве и материализоваться
в другом месте. Он сделал много предсказаний, в частности предсказал дату своей
смерти, он был отравлен в 1856 г женой главы секты желтых шапок. По преданию он
знал что его хотят отравить, но все же принял напиток чтобы исполнить желания
отравителей.
После смерти просветителя в 1856 году,
его тело забальзамировали и вместе с полутора тысячами сундуков с различными религиозными и
культурными предметами были помещены в храм, который стал известен как "Шарилын
сүм". Его ученик Байчмнчойжоо взял на себя роль хранителя вещей святого
Данзанравжаа. На протяжении пяти поколений ценные реликвии передавались от отцов
детям. Эту обязанность Байчмнчойжоо передал своему сыну Ган-Очиру на всю оставшуюся жизнь.
Ган-Очир служил монахом 33 года и также передал роль хранителя своему сыну Нарьяаду, Нарьяа -
своему сыну Гомбоду, а Гомбо - своему сыну Тудеву.
До 1937 года монастырь служил духовным прибежищем для монахов, пока в
годы политических терзаний прошлой эпохи он не был почти разрушен. Во времена культурной революции
множество храмов Монголии было уничтожено. Был приказ уничтожить монастырь Хамар,
со всем его содержимым. Хранитель реликвий Тудев ночью
вошел в опечатанный храм и вынес оттуда 64 сундука с реликвиями, спрятав их в
окрестностях монастыря. До 1990 г. сокрытые вещи хранились в земле
и только в 1991 г. были найдены 2 сундука. В 2009 году были найдены еще
несколько сундуков. Многие
из спрятанных реликвий не найдены до сих пор.
10 июля 1991 года в Сайншанде заслуженным деятелем искусств Монголии
Алтангэрэлом был открыт частный музей Данзанравжи (монг. Данзанравжаа судлалын
музей). Алтангэрэл в настоящее время является хранителем
вещей Данзанравжа. Это право он получил по наследству от своего отца Тудэв в
1984 году.
"Существует культура тахилчи. Это люди, которые
хранят и оберегают все вещи которыми пользовались их хозяева. С момента смерти в
1856 году Данзанравжа этот обычай сохранился до наших дней. С того момента
постоянно читают священные мантры, которые он завещал читать. Кроме того бережно
сохранили и все традиции буддийских обычаев.
Сразу же после его смерти тахилчи стал Балчинчойжоо. Затем он передал эту
традицию своему сыну Ган-Очир, а тот в свою очередь своему сыну Наръяа и таким
образом все это дошло до моего отца Тудэв. А я тахилчи стал в 1984 году. К тому
же уже есть перерожденец хутухты Данзанравжаа. Это означает, что буддийская
религия имеет своего хозяина и начинает находить свое направление. Другими
словами появились религиозные деятели. Такие люди обучались религиозным учениям
не за последние 20-30 лет, это именно перерожденцы, то есть уже ученые люди.
Такие люди смогут много сделать в монгольском обществе. "
Из рассказа основателя музея Равжаа хутухты,
заслуженного деятеля искусств Алтангэрэла
корреспонденту издания ©Голос Монголии
Среди
экспонатов музея - буддийские религиозные атрибуты, личные вещи Данзанравжаа,
театральные костюмы, литература, старинные манускрипты, редкие книги. В 2008 году было построено новое здание музея,
в котором достояние Нойон Хутагт стало достоянием общественности. Музей
находится в центральной части Сайншанды, в сквере напротив краеведческого музея
Дорноговь аймака. GPS N44°53.5638'
E110°08.3808' Перед входом в музей установлен бюст Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а)
(см.фото)
Художественное наследие
Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а) включает в себя
более четырехсот стихотворений, более ста песен, большинство из которых протяжные, более
трехсот поэм, половина которых на тибетском языке,
большой философский том, драматические произведения, десятки произведений на
религиозные темы, а также десятки его собственных картин в музее. Его работы
в настоящее время переведены на английский, немецкий, русский и китайский языки
и доступны читателям и исследователям в других странах. Американский журналист Майкл Кон опубликовал
книгу о жизни и творчестве знатных людей под названием «Гоби-лама».
В 2005 году 33-я сессия ЮНЕСКО приняла решение отметить 150-летие со
дня смерти монгольского просветителя XIX века Д. Данзанравжаа, и эта годовщина
была отмечена в 2006 году. Согласно официальному документу ЮНЕСКО, «Данзанравжаа
Дулдуит - буддийский мыслитель с широким спектром талантов, от музыки до
архитектуры и философии до театра, и хорошо известен за рубежом своим влиянием
на монгольскую культуру и мышление. Большая часть его работ открывается заново с
возрождением монгольской культуры ».
Однако вопреки всем превратностям судьбы, благодаря совместным усилиям
местных общин и международным благотворительным организациям, Хамарын-хийд
удалось восстановить и вернуть к жизни. Сегодня восстановленный монастырь
является символом возрождения духовных традиций Монголии и одной из ключевых
достопримечательностей региона, привлекая тысячи туристов и паломников каждый
год.
Комплекс Хамарын-хийда состоит из нескольких храмов, молитвенных зал, библиотек
и святынь, каждая из которых хранит в себе уникальную историю и неповторимую
атмосферу благодати и умиротворения. Самым известным элементом монастыря
является "Субурган Данзанравжаа" – место, где покоятся мощи основателя, что
делает его объектом особого почитания и уважения.
Путешественники, посещающие это место, частенько удивляются спокойствию, которым
окутан каждый уголок монастыря, позволяя любому ощутить гармонию в сердце и
умиротворение в душе. Возрожденный Хамарын-хийд стал неопровержимым
доказательством тому, что истинная вера и желание к просветлению способны
излечить любое зло, пройдя через века испытаний и трудностей. Так, древние
традиции продолжают жить, вдохновляя новые поколения на поиск света истины и
вечных знаний.
ИСТОЧНИКИ
- По материалам сайта ©Голос Монголии
- Газета Монголия сегодня. №29 (386) от 19 июля 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №32 (389) от 9 августа 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №30 (540) от 5 августа 2012 года
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|