Данзанравжаа. Исторические личности Монголии.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
Данзан Рабджа (Данзанравжаа) 1803 - 1856
Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а) Дулдуити́йн, выдающийся монгольский просветитель, ламаистский святой, 5-й догшин ноён хутагт, умерший в 1856 году. Данзанравжаа является первым
драматургом, великим философом и поэтом Монголии.
В 19 веке в Монголии жил монах, последователь секты красных шапок -
Данзанравжа. Он родился в 1803 году в семье бедняка Дулдуита, мать умерла рано,
и им с отцом приходилось побираться, чтобы выжить. В 1809 г отец отдал ребенка в
монастырь. С ранних лет ребенок был одаренным, и по прошествии нескольких лет он
был признан перерожденцем. Так начался жизненный путь великого монгольского
святого и видного социального и религиозного деятеля. Сложно переоценить его
огромный вклад в развитие культуры Монголии. По инициативе Данзанравжаа в 1820
году в окрестностях нынешней Сайншанды были несколько монастырей: Хамар (Хамрын
хийд), Чойлон, Бурдэн. С 1840 года – монастыри Улаан сахиус, Цагаан толгой,
Дэмчиг, буддийская школа "Хуухдийн дацан".
Самый известный и восстановленный в настоящее время
монастырь Хамарын-хийд был основан
в 1820 году в 40 километрах южнее от аймачного центра Восточно-Гобийского аймака - города
Сайншанда. Монастырь был резиденцией Данзанравжаа и являлся центром
буддистов красной секты. Через 10 лет после его основания при монастыре была открыта школа
«Детский дацан» (монг.
"Хуухдийн дацан"), в которой Нойон Хутагт обучал мальчиков и девочек живописи, актерскому
мастерству, пению, танцам, ремеслу.
Выпускникам Детского дацана вручались специальные дипломы (штампованная ткань). К северу от
Хамарын хийд расположены пещеры, где монахи, уединяясь от мирской жизни на 108
дней, практиковали йогу и медитацию, .
Хутукта Данзанравжаа должен был прожить 83 года. Но если бы он жил долго,
маньчжурские наместники в Монголии стремились бы уничтожить его и многих его учеников, всё его культурное наследие. Данзанравжаа всё это предвидел и счёл
за благо последние 30 лет своей земной жизни провести в благих делах в стране
Шамбала. Хутухта умер в возрасте 52 года и незадолго смерти он назвал монастырь
Шамбалой и завещал, что он скоро переродится в этом месте. Множество
исследователей действительно считают Хамрын хийд энергетическим центром и это
подтвердил русский ученый Николай Рерих.
Ходит много легенд о том, что он был чудотворцем и предсказателем. Говорили, что он летал в Тибет чтобы собрать целебные травы, мог растворяться в пространстве и материализоваться
в другом месте. Он сделал много предсказаний, в частности предсказал дату своей
смерти, он был отравлен в 1856 г женой главы секты желтых шапок. По преданию он
знал что его хотят отравить, но все же принял напиток чтобы исполнить желания
отравителей. После смерти просветителя в 1856 году,
его тело забальзамировали и вместе с полутора тысячами сундуков с различными религиозными и
культурными предметами были помещены в храм, который стал известен как "Шарилын
сүм". Его ученик Байчмнчойжоо взял на себя роль хранителя вещей святого
Данзанравжаа. На протяжении пяти поколений ценные реликвии передавались от отцов
детям. Эту обязанность Байчмнчойжоо передал своему сыну Ган-Очиру на всю оставшуюся жизнь.
Ган-Очир служил монахом 33 года и также передал роль хранителя своему сыну Нарьяаду, Нарьяа -
своему сыну Гомбоду, а Гомбо - своему сыну Тудеву.
В 1938 году, во времена культурной революции, когда
множество храмов было уничтожено, было приказано разрушить монастырь Хамар
и уничтожить все его содержимое, хранитель реликвий Тудев ночью
вошел в опечатанный храм и вынес оттуда 64 сундука с реликвиями, спрятав их в
окрестностях монастыря. До 1990 г. сокрытые вещи хранились в земле
и только в 1991 г. были найдены 2 сундука. В 2009 году были найдены еще
несколько сундуков.Многие
из спрятанных реликвий не найдены до сих пор.
10 июля 1991 года в Сайншанде заслуженным деятелем искусств Монголии
Алтангэрэлом был открыт частный музей Данзанравжи (монг. Данзанравжаа судлалын
музей). Алтангэрэл в настоящее время является хранителем
вещей Данзанравжа. Это право он получил по наследству от своего отца Тудэв в
1984 году.
"Существует культура тахилчи. Это люди, которые
хранят и оберегают все вещи которыми пользовались их хозяева. С момента смерти в
1856 году Данзанравжа этот обычай сохранился до наших дней. С того момента
постоянно читают священные мантры, которые он завещал читать. Кроме того бережно
сохранили и все традиции буддийских обычаев.
Сразу же после его смерти тахилчи стал Балчинчойжоо. Затем он передал эту
традицию своему сыну Ган-Очир, а тот в свою очередь своему сыну Наръяа и таким
образом все это дошло до моего отца Тудэв. А я тахилчи стал в 1984 году. К тому
же уже есть перерожденец хутухты Данзанравжаа. Это означает, что буддийская
религия имеет своего хозяина и начинает находить свое направление. Другими
словами появились религиозные деятели. Такие люди обучались религиозным учениям
не за последние 20-30 лет, это именно перерожденцы, то есть уже ученые люди.
Такие люди смогут много сделать в монгольском обществе. "
Из рассказа основателя музея Равжаа хутухты,
заслуженного деятеля искусств Алтангэрэла
корреспонденту издания ©Голос Монголии
Среди
экспонируемых в музее предметов - личные вещи Данзанравжаа, необычайные
театральные костюмы, старинные литературные манускрипты и редкие книги,
буддийские религиозные атрибуты. В 2008 году было построено новое здание музея,
в котором достояние Нойон Хутагт стало достоянием общественности. Музей
находится в центральной части Сайншанды, в сквере напротив краеведческого музея
Дорноговь аймака. GPS N44°53.5638'
E110°08.3808' Перед входом в музей установлен бюст Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а)
(см.фото)
Художественное наследие
Данзанравжа́а (Данза́н Рабдж́а) включает в себя
более четырехсот стихотворений, более ста песен, большинство из которых протяжные, более
трехсот поэм, половина которых на тибетском языке,
большой философский том, драматические произведения, десятки произведений на
религиозные темы, а также десятки его собственных картин в музее. Его работы
в настоящее время переведены на английский, немецкий, русский и китайский языки
и доступны читателям и исследователям в других странах. Американский журналист Майкл Кон опубликовал
книгу о жизни и творчестве знатных людей под названием «Гоби-лама».
В 2005 году 33-я сессия ЮНЕСКО приняла решение отметить 150-летие со
дня смерти монгольского просветителя XIX века Д. Данзанравжаа, и эта годовщина
была отмечена в 2006 году. Согласно официальному документу ЮНЕСКО, «Данзанравжаа
Дулдуит - буддийский мыслитель с широким спектром талантов, от музыки до
архитектуры и философии до театра, и хорошо известен за рубежом своим влиянием
на монгольскую культуру и мышление. Большая часть его работ открывается заново с
возрождением монгольской культуры ».
ИСТОЧНИКИ
- По материалам сайта ©Голос Монголии
- Газета Монголия сегодня. №29 (386) от 19 июля 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №32 (389) от 9 августа 2009 года
- Газета Монголия сегодня. №30 (540) от 5 августа 2012 года
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|