Руины древнего монастыря Сум Хух Бурд.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ДУНДГОВЬ АЙМАГ
Развалины древнего монастыря Сум Хух Бурд

Бага газрын чулуу - гранитно-скалистая гора высотой 1768м между сомонами Дэлгэрцогт
и Адаацаг Средне-Гобийского аймака. Длина 15 км, ширина 10 км. Горный кристалл, топаз. Водятся лисы, волки, песцы, дикие степные кошки-манулы.
скалы Почитаются местными жителями как священные. Гранитно-гнейсовые скалы сильно выветрены и напоминают стены древних замков. Скалы постепенно
разваливаются на плоские плиты, которые выстилают склон.
В десятке километрах от скал Бага Газрын Чулуу находятся развалины древнего монастыря. Развалины монастыря Хох бурд хийд (Голубой монастырь).
ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА
Несторианские миссионеры не остановились в Мерве, но проникли гораздо дальше на восток. Уже в 635 г. н. э. они достигли Чанъаня (Сианя), в то
время столицы Китая, а около 1000 г. — Монголии. Первым обращенным монгольским племенем стали кераиты, чьи земли простирались от теперешней
Центральной Монголии далеко на юг в пустыню Гоби. Предание гласит, что в 1007 г., когда кераитский хан во время охоты был застигнут снежным
бураном и сбился с пути, св. Сергий явился ему и пообещал спасти его, если тот примет крещение. После чудесного спасения хан послал гонцов
к архиепископу Мерва, который отправил двух священников крестить его и его народ, насчитывавший 200 000 человек. Этот хан, который с тех
пор сам исполнял обязанности священника, положил начало средневековой легенде о пресвитере Иоанне.
Превращение действительно существовавшего кераитского хана в мифического могущественного монарха священника произошло на историческом фоне
крестовых походов. После первоначальных побед крестоносцы потерпели свое первое поражение в 1144 г., уступив мусульманам графство Эдесса
на юго-востоке Турции. Стали очевидны их изолированность и то, что они безнадежно уступают противнику в численности. Срочно потребовались
союзники. Так что неслучайно епископ Отто из Фрейзинга сообщал всего лишь год спустя после падения Эдессы о христианском монархе, который
победил мусульманские армии в Азии и желал освободить Палестину[22]. Чтобы убедить европейских правителей послать дополнительные войска
в Палестину, канцлер императора Германии Фридриха Барбароссы изготовил фальшивый документ, так называемое «Письмо пресвитера Иоанна»
к императору Византии Мануилу I Комнину в 1160 г.
Пресвитер Иоанн, конечно, был мифом, а первый крещеный хан кераитов остался в истории анонимным (уточнение: в крещении он получил имя Маргуз,
т. е. Марк, и стал именоваться впоследствии Маргузом I. — Примеч. пер.). Но в Монголии действительно было несколько принявших христианство
несторианского толка правителей и племен. Это были: большинство воинственных найманов на западе, в меньшей степени — ойраты и меркиты
на севере, онгуты на юге, тунгусские племена на востоке и кераиты в центре страны. В XII веке два кераитских хана, носившие явно
христианские имена — Маргуз, (Марк; по-видимому, имеется в виду Маргуз III) и Хурджакус (Кириакос, или Григорий) преуспели в объединении
нескольких монгольских племен, предвосхищая труды всей жизни Чингизхана. Но наиболее могущественным из монгольских правителей-несториан
был хан Тогрул, правивший в 1175–1203 гг., племянник хана Хурджакуса, который держал под своей властью большую часть современной
Монголии. Малоизвестен тот факт, что более 10 лет Чингизхан был вассалом несторианина Тогрула. Учитывая это, миф о монархе-священнике,
спешащем на помощь находящимся в затруднении крестоносцам, приобретает некоторые черты реальности. Но, как писал Марко Поло, Чингизхан
восстал, когда Тогрул отказался отдать ему в жены свою дочь, и убил его в сражении.
Сохранились ли какие-либо архитектурные доказательства существования монгольских христиан? Я не особенно на это надеялся, так как монголы
строили очень мало основательных жилых домов, а зданий культового назначения — и вовсе никаких вплоть до 1235 г. Их несторианские церкви
представляли собой шатры, и духовные лица кочевали вместе с остальными членами племен. Что касается церквей, мне известно было о двух
исключениях. Одно из них, в современной Внутренней Монголии (руины и некрополь Олонсюм, северную столицу онгутов между XIII и XIV веком),
мне удалось исследовать. Вторая церковь известна по дорожному отчету францисканского монаха Виллема (Гийома) из Рубрука, который
останавливался в Каракоруме, столице империи монголов, по поручению Людовика IX Французского в 1254 г. Он описывает не только отдельные
церкви-юрты, но и выстроенный на фундаменте храм Каракорума. Правда, немецко-монгольская экспедиция несколько лет производила раскопки
в Каракоруме, но так ничего и не нашла.
Однако в 250 км от Каракорума я все же напал на след неуловимой, давным-давно исчезнувшей Восточной церкви. Это таинственные каменные
руины Хух-Бурд-Сюме, расположенные на маленьком островке посреди озера Сангин-далай-нуур. Озеро частично заросло камышом; узенькая дамба,
облепленная тиной, вела к руинам. Вокруг них воздух звенел от птичьих голосов, но самих развалин не было видно в утренней дымке. Все это
напоминало бёклиновский «Остров мертвых», где мертвеца в белом саване везут к омытому луной острову в форме амфитеатра, в центре
которого к небесам тянутся черные кипарисы. На острове находятся руины трех строений из уложенных друг на друга плоских каменных
плит. Изнутри толстые стены скреплены глиной. Восточное здание — пятиметровая башня квадратного сечения с амбразурами в стенах.
Западное — одноэтажное строение с центральным залом, по бокам которого расположены по четыре комнаты. Третье здание, в котором
было по крайней мере два этажа, минимум семиметровой высоты, имело форму греческого креста с лучами равной длины. По оси с запада
на восток расположены два окна, вход — с юго-востока, а северо-западный конец глухой.
Каково было назначение этих развалин? Монгольские археологи полагают, что дворец был выстроен в XVII столетии на месте гораздо более
древнего храма или монастыря (примерно XI–XII века.). Возникает вопрос: что это мог быть за монастырь? В это время буддизм еще не
закрепился в Монголии, да и в любом случае крестообразный план фундамента вполне чужд буддистской архитектуре. В те дни большинство
монгольских племен почитало бога неба Тенгри и бесчисленное множество младших божеств, в чью честь, тем не менее, не строились никакие
постоянные святилища. Если предположительно выстроенный позже дворец соответствовал первоначальному плану, то возникает гипотеза о
несторианском происхождении храма. Я счел эту гипотезу правдоподобной, поскольку Хух-Бурд-Сюме находится в самом сердце земель
кераитов-несториан. Но окончательно его секрет раскроют лишь будущие раскопки.
Покидая остров, я чувствовал, что могу никогда не узнать решение загадки Хух-Бурд-Сюме. Исследования не ведут к окончательным выводам —
только ставят все более далекие цели, сменяющие друг друга в бесконечной последовательности.
Следы в пустыне. Открытия в Центральной Азии. Баумер Кристоф (перевод Мельник Э.И.)
Книга Кристофа Баумера, ведущего исследователя Центральной Азии и Тибета, приглашает в увлекательное путешествие по степям и высокогорным
плато стран, окружающих пустыни Такламакан и Лобнор, — до сих пор полностью не исследованные. Вместе с автором вы отправитесь на поиски
давно утраченной гробницы Чингизхана; откопаете заброшенные города-оазисы в «пустыне, из которой нет возврата»; откроете сокровища искусства
в Тибете; исследуете остатки добуддистской тибетской религии Бон. Книга уникальна тем, что в ней освещаются сокровенные уголки,
исчезающие не только с лица земли, но и из нашей памяти. CHRISTOPH BAUMER. Traces In The Desert. Journeys Of Discovery Across Central
Asia. © Christoph Baumer, 2008
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
РАЗМЕЩЕНИЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|