Монастырь Улгий хиид. Среднегобийский аймак Монголии. Сведения, история.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ДУНДГОВЬ АЙМАГ
МОНАСТЫРЬ УЛГИЙ ХИЙД
В южной части страны расположены останки девяти значительный буддийских монастырей. Большая
часть развалин находится далеко от основных проезжих путей. И часто, чтобы
добраться к ним необходимо использовать спутниковую навигацию.
Монастырь Улгий хийд (Өлгийн хийд)
по классификации русского ученого А.М.Позднеева после своего путешествия по
Монголии в 1876-1879 гг. относится к монастырям, которые служат
"местопребыванием монахов - отшельников; к разряду их халхасы относят лам - созерцателей, или даянчи, лам, исполняющих разного
рода подвиги".
Руины мертвого города-монастыря GPS N43°36.1038'
E108°12.6174', нанесены на карту достопримечательностей Монголии
(Өлгийн хийдийн туурь), но найти их довольно трудно из-за сложностей ориентирования на развилках едва заметных дорог в степи. Дорога к Улгий
хийду (90 км от восточнее сума Манлай), несмотря на продолжительность поисков нужного направления, настолько разнообразна, что не утомляет. Здесь обилие рощ развесистых тополей и абсолютное отсутствие монгольских юрт и машин на дорогах. Осенью во
множестве встречаются многочисленные стада куланов, Особенно большие их табуны собираются в конце августа, когда начинается миграция куланов.
Местоположение древнего города-монастыря, самого большого в южной Гоби, в котором в 1650 г. проживало
до 2000 лам указывает на вершине горы знаменитое "Обо чистого сердца". В настоящее время здесь восстановлен буддийский храм, в котором ведутся службы.
Руины занимают большую территорию, и хотя монголы снова вернулись сюда жить, большая часть развалин остается по-прежнему нетронутой. На искусственных террасах, у подножия скал раньше здесь стояли большие храмы. От некоторых их них до настоящего
времени сохранились фрагменты высоких стен из песчаника с мертвыми, зияющими арочными проходами. Во многих местах можно увидеть старинные реликвии и гипсовые лепные украшения, достойные музейной экспозиции. Рядом с храмом имеется небольшая пещера,
в ней лежат завернутые красные одежды последнего отшельника, и стоит небольшая статуэтка Будды. Этнограф Н.Л. Жуковская, посетившая Улгий хийд в 1983 г., ещё застала полузасыпанные ямы, в которых были свалены остатки глиняных бурханов. Их изготавливали
прямо здесь с помощью особых металлических форм и затем обжигали. Еще раньше в этих ямах можно было отыскать и целые фигурки. Рассказывают, что будто бы, ламы при изгнании их из монастыря, зарыли клад, состоящий из золотых и серебренных вещей.
До сих пор этот клад лежит где-то здесь под толстым слоем песка, ожидая будущих археологов.
На вершине горы, возвышающейся над Улгий хийдом, сложено большое обо в виде трехступенчатой башни, к которому ведет заметная тропа, в отдельных местах искусственно укрепленная камнями. Тропа огибает по спирали гору и вдоль нее через определенные
промежутки сложены также обо.
В Улгий хийде есть колодцы с водой.
В 12 км от Улгий хийда, в небольшой котловине, находится "роща" окаменелых деревьев в виде разбросанного разноцветного каменного ковра, окаменелых обломков стволов и кусков бывшей некогда древесины.
"Что касается до буддизма, - пишет А.М. Позднеев, то он в отношении устройства монастырей и храмов предписывает множество правил и первым из них должно почитать то, что каждая буддийская обитель должна отстоять от какого либо города, селения и
вообще от жилищ простолюдинов не менее как на такое пространство, на котором может быть слышим человеческий голос. Обстоятельство это должно служить для лам и простолюдинов видимым знаком полной отрешенности монастыря и его обитателей от мира
и всего мирского.
Обряды, предшествующие постройке храма, начинают по крайней мере за год до его закладки. Астрологи определяли место для постройки храма. Прибыв на место постройки храма, они в течение целого месяца служили молебствия, совершая свои гадания на
различных местах и только по истечению этого времени могли указать точно место для постройки храма. Таким образом, здесь принимают в расчет положение гор и скал, окружающих местность, вид самого места, отношение к нему ближайших рек, колодцев
и других вод. Также астрологи указывают откуда нужно было брать материалы для постройки кумирни и день, в который можно было начать постройку: Видимым знаком подавления злых духов пространства будущего храма было зарывание в самом центре
квадрата, предназначенного для постройки храма, сосуда (бумба), наполненного разного рода священными драгоценностями. По правилам, бумба эта не может быть делаема ни из железа, ни из желтой меди, ни из чугуна; но должна быть золотая, серебряная,
или из красной меди, а наполнение её святынями, делает ей преимущественное право на название "сан бумба", т.е. драгоценная бумба. В состав предметов, полагаемых внутрь её входят во 1-х душистые и лекарственные травы, известные под тибетскими
именами цзати, ли-ши, гур-гумъ, га-гула и суб-милъ; во 2-х драгоценности: золото, серебро, коралл, жемчуг, опал, рубин и сапфир. Бумба наполненная этими предметами и сверх того вмещающая в себя несколько листов, исписанных молитвами и разного
рода священными заклинаниями, обертывается в желтый шелковый хадак и
поставляется в склеп, так что остается не придавливаемою массою накидываемой на
неё землей" .
ЧТО ПОЧИТАТЬ
БИБЛИОГРАФИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|