Буддийский монастырь Товхон хиид (Дубхан). Достопримечательности Увурхангай аймака Монголии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
УВУРХАНГАЙСКИЙ АЙМАК МОНГОЛИИ
БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ ТОВХОН Товхон хиид (Дубхан)
В 68 км юго-западнее Хархорина в лесной горной местности Шивэт уул в Батулзий суме
Убурхангайского аймака на склоне горы Товхон ширээт есть скала в виде стула со спинкой, и на этом небольшом выступе расположился монастырь Товхон.
Местные жители называют монастырь - Дубхан, что в переводе с тибетского значит "Бутэлийн сум" (Храм творчества).
С трех сторон он окружен густым лесом, подступающим прямо к стенам, и только с юга открыт для обозрения. Фундаментом для монастыря служит просторный выступ скалы на высоте 20 метров, добраться к которому можно только по специально вырубленным
степеням или потайному ходу с вершины через расщелину и пещеру. Выступ скалы, на котором стоит монастырь, имеет длину 40 с лишним метров, и ширину около 30 метров. Двухэтажное здание монастыря деревянное, высотой - 5,5 м.
Судя по остаткам фундаментов на скале, также находилось 14 построек вместе с субурганами.
Храм находится, на высоте около 2300 метров, и добраться до него можно по вырубленным в горе ступеням. Это самая высокая точка местности, и всю эту местность видно, можно сказать, с высоты орлиного полета.
Это особенное устройство скалы заметил в 1648 году Первый Богдо гэгэн Занабазар, тогда ему было 10 лет. Позже он завещал, что последние три километра крутого
подъема нужно преодолеть пешим ходом, чтобы очиститься от грехов. С 1651 года он часто приходил туда и медитировал, а позже на этом месте был построен маленький глиняный домик. Там Ундэр гэгэн Занабазар медитировал, оттачивал свое мастерство
в прикладном искусстве - рисовал и создавал буддийские статуэтки.
Некоторые из его творений того периода сохранились до наших дней. Храм был назван «Землей счастливого одиночества - храмом творчества Ундэр гэгэна».
В 1688 году началась смута, затеянная сторонниками Галдана, которая переросла в войну. Именно в этот период скальный храм Богдо гэгэна монастырь Тевхон был разрушен.
Монгольские историки установили, что над реставрацией Дубхана в 1760 г. работал один из известных монгольских зодчих Дагвадаржи (1722-1791), который также принимал участие в строительстве монастыря Эрдэнэ-Зуу.
В годы репрессии монастырь был повторно частично разрушен и заброшен. И только в 1967 году экспедиция во главе с Б.Даажавом провела исследования оставшихся развалин монастыря, участники сделали замеры и зарисовки. Даже по полуразрушенным постройкам
можно было увидеть и оценить уровень мастерства древних умельцев по дереву, искусству резьбы, выполнению засовов и креплений деревянных конструкций. «До наших дней из всех построений монастыря Тевхен полностью сохранился только храм Бутээлийн сум;
от остальных - только фундаменты, деревянные полы и стены. Для восстановления и реставрации храмов в 1992 году были сделаны съемки. В 1971 году монастырь Тевхен был взят под охрану администрацией Увурхангайского аймака как памятник культуры, а в 1994
году передан в ведение государства.
Позади монастыря находится уникальная пещера «Материнское лоно» или «Чрево матери» которая напоминает его по форме. Можно совершить ритуал «второго» рождения: сквозь узкий проход проползти внутрь и, развернувшись там, «родиться» головой вперед.
На западе от монастыря в скалах имеется маленькая пещера, в которой Занабазар медитировал. Выше находится вторая скальная платформа с родником.
В 30 метрах выше от основного монастыря с правой стороны расположились следующие небольшие построения; храм для проведения молебных служб, храм божеств Очирдарь и Гомбогур, Бутээлийн сум, храм для зажигания лампад, 2 ступы, навес с молитвенным барабаном.
Слева находятся хозяйственные кладовые, котельная, 2-3 юрты для паломников, 2 колодца.
На соседней с монастырем горе было обнаружено святилище с бурханами. Вокруг святилища была сделана, вымощенная каменными плитами дорога, ведущая к западной стороне монастыря. На вершине горы, согласно буддийской космологии, были сложены 9 обо,
символизирующие гору Меру и 8 тибов-островов.
В настоящее время монастырь отреставрирован, построено ограждение по краю скального выступа и деревянные храмы, плотно стоящие друг к другу. К подножью монастырю можно проехать по лесной дороге на автомобиле.
По старой монгольской традиции, человек, насчитавший с одного места сто восемь вершин, получит для себя долголетие. А с платформы где расположился монастырь Тевхен, открывается такой обзор, там гор столько, что можно гарантировать бессмертие не
одному поколению прошедших этот путь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|