68 отдельный боевой вертолетный полк в Монголии.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
68 ОТДЕЛЬНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПОЛК в/ч 23313
В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в
Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные
подкрепления". В числе их были 43-й
АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса
в Чойбалсан и
266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей
бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на
Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели
богатую историю - полки
сформированы еще в годы войны!
В том же 1968 году была образована 29-я
АДИБ со
штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка. Кроме того в 1968 году, на аэродром Налайх был переброшен
68-й отдельный
вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 68 ОБВП
Полк формировался весной 1968 года в городе Броды Львовской области на основе
пятьдесят пятого Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка
(войсковая часть 80600), в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных
эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды,
Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или
вертолетные отряды. В апреле в Броды начали прибывать первые летчики.
В мае началось формирование полка.
15 июля 1968 года в торжественной
обстановке полку было вручено полковое знамя. Этот день стал официальным днем
рождения части. Полк получил наименование 68 ОБВП в/ч 23313.
Из Ростова с завода летчики Бродовского полка пригнали четыре вертолета МИ-6.
Три из них вошли в состав 68 ОБВП. Недостающие семь МИ-6 были переданы из 55
ОБВП. Нумерация бортов "шестерок" была двухзначная с окончанием на пятерку. С Каунасского ремонтного завода получили МИ-4 АВ.
Таким образом, в 68-м ОБВП были сформированы три эскадрильи личного состава и
только две были укомплектованы вертолетами. После окончания формирования, вертолеты своим
ходом были перебазированы на аэродром Налайх.
Первый эшелон с полковой техникой и техникой ОБАТО отправился в Монголию в середине июня 1968
года. Уже 25 июня к новому месту постоянной дислокации отправился следующий
эшелон, в котором находился личный состав, техника и жены военнослужащих. Многие жены офицеров в
будущем работали в летных столовых,
медсанчасти, трудились в штабах и других службах гарнизона. В эшелоне женщины ехали в
переоборудованных солдатами вагонах–теплушках, в которых были установлены солдатские
кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и
"буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой
находился санузел. Маршрут следования эшелона пролегал практически через всю
территорию СССР. В Омске и Иркутске эшелон сделал длительную стоянку.
24 июня полк в
составе двух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП. Первый
короткий перелет до аэродрома Озерный под Житомиром (255 километров).
Далее маршрут пролегал через города Александрия (360 км.), Ростов-на-Дону (520
километров), Пугачев (840 км.). Далее
были Орск (680 км.), промежуточный аэродром (Курган (650 км.)?), Омск (1100 км.
или 520 км.)), Барнаул (680 км.), промежуточный аэродром (Красноярск? Канск?
(830 км.), Иркутск (1400 км. 720 км.), Улан-Удэ (240 км.), Джида (170 км.)
и последний участок в 640 км. от Джиды до Налайха. 5 августа 1968 года преодолев по
воздуху более шести тысяч километров, вертолеты полка прибыли на новый аэродроме.
Прим.: Т.к. МИ-4 даже в перегонном варианте не
способен преодолеть более 1000 километров (660 км. с одним перегонным баком),
МИ-6 в перегонном варианте до 1450 км., то вероятнее всего были еще
промежуточные посадки о которых не упоминается в тексте.
Прибывающие из Союза авиационные полки дислоцировались в степи в 14 километрах от
небольшого шахтерского городка Налайх, в 42 километрах от Улан-Батора.
Офицерскому составу и их женам до конца года пришлось жить
в палатках и сборно-щитовых домах общежития. К этому времени в
жилом городке, находящемуся в 5 километрах от аэродрома, полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих
силами инженерного батальона.
В первую очередь построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первый пятиэтажный
панельный дом, Улан-Баторским строительным трестом (ДСК СУ 82) был сдан в декабре 1968
года. Через месяц, в январе 1969 года были сданы еще два дома, построенными военными строителями. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным
домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. В квартирах
размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две
семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. К первому сентября
1969 г. строители достраивали первый корпус средней школы (Средняя школа № 6 в МНР).
С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
Командир полка и начальник гарнизона:
полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975
года.
- Эскадрилья № 1. На вооружении МИ-4 (до 1971 г.)
В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под
командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась
ОВЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов
Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ
Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан
Яковлев К.П.
- Эскадрилья № 3 На вооружении МИ-6 (1968 - 1972 г). В 1971 году из
Воронежа перегнали новый модернизированный МИ-6А.
Вначале 1970 года начались поставки вертолетов
МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К
середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в
Египте и Сирии. Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих
стран скопилось в Телави (Грузия). Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и
опознавательных знаков. Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно
выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.
В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в
Липецк на переподготовку для обучения пилотирования вертолетов МИ-8. В апреле
1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и
перегнали из Нерчинска 9 машин Ми-8. Остальные вертолеты получали в
Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям. В этот год наконец-то
была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
С мая 1972 года в полку произошла
реорганизация. Вертолеты Ми-6 в основном ушли в Магочу и Магдагачу, часть
перегнали в Улан-Батор. Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами
Ми-24. В 1973 созданы из личного состава полка были сформированы три
эскадрильи огневой поддержки войск. Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а
летать в итоге было не на чем. Вертолетов Ми-24 в Союзе в достаточном количестве
не было.
И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось
перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта из
Могочи. К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы
раньше...
В год празднования 30-го юбилея боев на
Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт
Симонов К. Константин Симонов корреспондентом принимал непосредственное участие
в тех боях. В дни празднования ему представилась возможность посетить места
былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели
творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.
С
1968 по1973 год летчики полка успешно выполняли учебные задачи. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали
в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми
отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым
летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на
совершенно другой уровень.
С 1973 по 1978 год в полку было три
эскадрильи и звено управления. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8.
Эскадрильи полка были полностью укомплектованы боевой техникой и личным
составом.
Ориентировочно в 1994 году выведен в Биробиджан.
СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
- Информация полностью взята с Форум Вертолетчики.ру Советую почитать тем, кто интересуется историей формирования полка.
Вертолет МИ-4. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.
|
|