68 отдельный боевой вертолетный полк в Монголии.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
68 ОТДЕЛЬНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПОЛК в/ч 23313
В 1967-68 годах, в связи с усилением напряженности на границе между СССР и
Китаем, в Забайкальский военный округ начали направлять «значительные
подкрепления» из Европы. Среди них был 43-й АПИБ,
перемещенный из латвийского Тукумса в
Чойбалсан, а также
266-й АПИБ (266-й краснознамённый авиационный полк истребителей-бомбардировщиков
имени Монгольской Народной Республики), который сменил местоположение с
украинского Овруча на монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели
богатую историю - полки
сформированы еще в годы войны!
В том же 1968 году была образована 29-я
АДИБ со
штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка. Кроме того в 1968 году,
в МНР на аэродром Налайха был передислоцирован
68-й отдельный
вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6.
Формирование 29-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (АДИБ) в
Улан-Баторе ознаменовало собой новый этап в укреплении обороноспособности
ЗабВО и советско-монгольского оборонительного союза. Включение
в состав дивизии 43-го и 266-го авиационных полков истребителей-бомбардировщиков
позволило увеличить оперативную гибкость и воздушную поддержку сухопутных
подразделений, тем самым усилив защиту восточных границ Советского Союза.
Дислокация полков в ключевых стратегических точках Монголии обеспечивала
возможность быстрого реагирования на любую угрозу, исходящую из региона.
Наращивание воздушного потенциала в Забайкалье требовало не только переброски
опытных летчиков и модернизации техники, но и создания новых транспортных и
логистических маршрутов для обеспечения переброшенных частей всем необходимым.
Аэродромы в Чойбалсане и Налайхе стали важнейшими узлами снабжения, куда
регулярно поступали запасы топлива, боеприпасы и запчасти для самолетов. Также
важной задачей стало обеспечение надлежащей подготовки летного и технического
состава для эксплуатации сложного авиационного оборудования и поддержания
техники в надлежащем боевом состоянии.
68-й ОВП, дислоцированный на аэродроме в Налайхе, внес
значительный вклад в разнообразие авиационных задач, которые могла выполнять
советская авиация в этом регионе. Вертолеты Ми-4 и Ми-6, на вооружении полка,
были незаменимы для проведения разведывательных, транспортных и эвакуационных
миссий. Благодаря своей мобильности и универсальности, вертолеты обеспечивали
поддержку наземным войскам в самых труднодоступных районах, что было особенно
важно в условиях гористой местности Монголии.
Эти меры были частью более широкой стратегии Советского Союза по укреплению
своих позиций и влияния в регионе в ответ на нарастающую напряженность на
международной арене. Создание надежного военного присутствия на
советско-китайской границе было целью, преследующей как защиту от потенциальных
внешних угроз, так и демонстрацию силы, которая могла бы сдерживать агрессивные
намерения соседей. Развитие авиационной инфраструктуры в союзе с Монголией стало
важной ступенью в реализации этой стратегии, закладывая основу для дальнейшего
укрепления обороны в регионе.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 68 ОБВП
Весной 1968 года в городе Броды Львовской области началось формирование полка
на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка (часть
80600). Основу составили летчики вертолетных полков и отдельных эскадрилий
Прикарпатского военного округа из таких городов, как Калинов, Овруч, Броды,
Житомир. Также, возможно, включались небольшие отдельные вертолетные эскадрильи
и/или отряды. Первые летчики прибыли в Броды в апреле, а создание полка
стартовало в мае.
15 июля 1968 года в торжественной обстановке полку было вручено знамя, и этот
день стал официальной датой его образования. Полк получил обозначение 68 ОБВП с
номером части 23313.
Летчики из Броды доставили четыре вертолета МИ-6 с завода в Ростове, из
которых три вошли в состав 68 ОБВП. Семь недостающих МИ-6 были переданы из 55
ОБВП. Номера «шестерок» состояли из двух цифр и оканчивались на пять. С
Каунасского ремонтного завода поступили МИ-4 АВ. В результате в 68-м ОБВП было
сформировано три эскадрильи личного состава, но только две были оснащены
вертолетами. Закончив формирование, вертолеты самостоятельно перебазировались на
аэродром Налайх.
В середине июня 1968 года в Монголию отправился первый эшелон с полковой
техникой и оборудованием ОБАТО. Уже 25 июня к новому постоянному месту
дислокации направился следующий эшелон, содержащий военнослужащих, технику и
семьи офицеров. Впоследствии многие жёны офицеров работали в авиационных
столовых, медслужбах, штабах и других подразделениях гарнизона. Женщины
путешествовали в вагонах-теплушках, переоборудованных солдатами: одну половину
занимали кровати, в центре были размещены стол и печка-"буржуйка". В другой
части вагона была предусмотрена небольшая перегородка, за которой размещался
санузел. Путь эшелона пролегал почти через всю территорию СССР. В Омске и Иркутске эшелон сделал длительную стоянку.
24 июня полк в
составе двух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП. Первый
короткий перелет до аэродрома Озерный под Житомиром (255 километров).
Далее маршрут пролегал через города Александрия (360 км.), Ростов-на-Дону (520
километров), Пугачев (840 км.). Далее
были Орск (680 км.), промежуточный аэродром (Курган (650 км.)?), Омск (1100 км.
или 520 км.)), Барнаул (680 км.), промежуточный аэродром (Красноярск? Канск?
(830 км.), Иркутск (1400 км. 720 км.), Улан-Удэ (240 км.), Джида (170 км.)
и последний участок в 640 км. от Джиды до Налайха. 5 августа 1968 года преодолев по
воздуху более шести тысяч километров, вертолеты полка прибыли на новый аэродроме.
Прим.: Т.к. МИ-4 даже в перегонном варианте не
способен преодолеть более 1000 километров (660 км. с одним перегонным баком),
МИ-6 в перегонном варианте до 1450 км., то вероятнее всего были еще
промежуточные посадки о которых не упоминается в тексте.
Прибывающие из Союза авиационные полки дислоцировались в степи в 14 километрах от
небольшого шахтерского городка Налайх, в 42 километрах от Улан-Батора.
Офицерскому составу и их женам до конца года пришлось жить
в палатках и сборно-щитовых домах общежития. В это время инженерный батальон
активно возводил дома для семей военных в жилом городке, который расположен в
пяти километрах от аэродрома.
В первую очередь построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первый пятиэтажный
панельный дом, Улан-Баторским строительным трестом (ДСК СУ 82) был сдан в конце 1968
года. Через месяц, в январе следующего года были сданы еще два дома, построенными военными строителями. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным
домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. В квартирах
размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две
семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. К первому сентября
1969 г. строители достраивали первый корпус средней школы (Средняя школа № 6 в МНР).
С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
Командир полка и начальник гарнизона:
полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975
года.
- Эскадрилья № 1. На вооружении МИ-4 (до 1971 г.)
В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под
командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась
ОВЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов
Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ
Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан
Яковлев К.П.
- Эскадрилья № 3 На вооружении МИ-6 (1968 - 1972 г). В 1971 году из
Воронежа перегнали новый модернизированный МИ-6А.
Вначале 1970 года начались поставки вертолетов
МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К
середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в
Египте и Сирии. Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих
стран скопилось в Телави (Грузия). Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и
опознавательных знаков. Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно
выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.
В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в
Липецк на переподготовку для обучения пилотирования вертолетов МИ-8. В апреле
1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и
перегнали из Нерчинска 9 машин Ми-8. Остальные вертолеты получали в
Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям. В этот год наконец-то
была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
С мая 1972 года в полку произошла
реорганизация. Вертолеты Ми-6 в основном ушли в Магочу и Магдагачу, часть
перегнали в Улан-Батор. Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами
Ми-24. В 1973 созданы из личного состава полка были сформированы три
эскадрильи огневой поддержки войск. Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а
летать в итоге было не на чем. Вертолетов Ми-24 в Союзе в достаточном количестве
не было.
И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось
перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта из
Могочи. К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы
раньше...
В год празднования 30-го юбилея боев на
Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт
Константин Симонов. Военный корреспондент Симонов принимал непосредственное участие
в тех боях. В дни празднования ему представилась возможность посетить места
былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели
творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.
С
1968 по1973 год летчики полка успешно выполняли учебные задачи. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали
в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми
отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым
летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на
совершенно другой уровень.
С 1973 по 1978 год в полку было три
эскадрильи и звено управления. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8.
Эскадрильи полка были полностью укомплектованы боевой техникой и личным
составом.
Ориентировочно в 1994 году выведен в Биробиджан.
СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
- Информация полностью взята с Форум Вертолетчики.ру Советую почитать тем, кто интересуется историей формирования полка.
Вертолет МИ-4. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.
|
|