English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

68 отдельный боевой вертолетный полк в Монголии.

СССР - МОНГОЛИЯ

СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР

68 ОТДЕЛЬНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПОЛК
в/ч 23313


В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели богатую историю - полки сформированы еще в годы войны!
 

В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка. Кроме того в 1968 году, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6.
 

Формирование 29-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (АДИБ) в Улан-Баторе ознаменовало собой новый этап в укреплении обороноспособности Забайкальского военного округа и советско-монгольского военного союза. Включение в состав дивизии 43-го и 266-го авиационных полков истребителей-бомбардировщиков позволило увеличить оперативную гибкость и воздушную поддержку сухопутных подразделений, тем самым усилив защиту восточных границ Советского Союза. Дислокация полков в ключевых стратегических точках Монголии обеспечивала возможность быстрого реагирования на любую угрозу, исходящую из региона.
 

Наращивание воздушного потенциала в Забайкалье требовало не только переброски опытных летчиков и модернизации техники, но и создания новых транспортных и логистических маршрутов для обеспечения переброшенных частей всем необходимым. Аэродромы в Чойбалсане и Налайхе стали важнейшими узлами снабжения, куда регулярно поступали запасы топлива, боеприпасы и запчасти для самолетов. Также важной задачей стало обеспечение надлежащей подготовки летного и технического состава для эксплуатации сложного авиационного оборудования и поддержания техники в надлежащем боевом состоянии.
 

68-й отдельный вертолетный полк, дислоцированный на аэродроме Налайх, внес значительный вклад в разнообразие авиационных задач, которые могла выполнять советская авиация в этом регионе. Вертолеты Ми-4 и Ми-6, на вооружении полка, были незаменимы для проведения разведывательных, транспортных и эвакуационных миссий. Благодаря своей мобильности и универсальности, вертолеты обеспечивали поддержку наземным войскам в самых труднодоступных районах, что было особенно важно в условиях гористой местности Монголии.
 

Эти меры были частью более широкой стратегии Советского Союза по укреплению своих позиций и влияния в регионе в ответ на нарастающую напряженность на международной арене. Создание надежного военного присутствия на советско-китайской границе было целью, преследующей как защиту от потенциальных внешних угроз, так и демонстрацию силы, которая могла бы сдерживать агрессивные намерения соседей. Развитие авиационной инфраструктуры в союзе с Монголией стало важной ступенью в реализации этой стратегии, закладывая основу для дальнейшего укрепления обороны в регионе.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 68 ОБВП

Полк формировался весной 1968 года в городе Броды Львовской области на основе пятьдесят пятого Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка (войсковая часть 80600), в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды. В апреле в Броды начали прибывать первые летчики. В мае началось формирование полка.
 

15 июля 1968 года в торжественной обстановке полку было вручено полковое знамя. Этот день стал официальным днем рождения части. Полк получил наименование 68 ОБВП в/ч 23313.
 

Из Ростова с завода летчики Бродовского полка пригнали четыре вертолета МИ-6. Три из них вошли в состав 68 ОБВП. Недостающие семь МИ-6 были переданы из 55 ОБВП. Нумерация бортов "шестерок" была двухзначная с окончанием на пятерку. С Каунасского ремонтного завода получили МИ-4 АВ. Таким образом, в 68-м ОБВП были сформированы три эскадрильи личного состава и только две были укомплектованы вертолетами. После окончания формирования, вертолеты своим ходом были перебазированы на аэродром Налайх.

 

Первый эшелон с полковой техникой и техникой ОБАТО отправился в Монголию в середине июня 1968 года. Уже 25 июня к новому месту постоянной дислокации отправился следующий эшелон, в котором находился личный состав, техника и жены военнослужащих. Многие жены офицеров в будущем работали в летных столовых, медсанчасти, трудились в штабах и других службах гарнизона. В эшелоне женщины ехали в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках, в которых были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Маршрут следования эшелона пролегал практически через всю территорию СССР. В Омске и Иркутске эшелон сделал длительную стоянку.
 

24 июня полк в составе двух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП. Первый короткий перелет до аэродрома Озерный под Житомиром (255 километров). Далее маршрут пролегал через города Александрия (360 км.), Ростов-на-Дону (520 километров), Пугачев (840 км.). Далее были Орск (680 км.), промежуточный аэродром (Курган (650 км.)?), Омск (1100 км. или 520 км.)), Барнаул (680 км.), промежуточный аэродром (Красноярск? Канск? (830 км.), Иркутск (1400 км. 720 км.), Улан-Удэ (240 км.), Джида (170 км.)  и последний участок в 640 км. от Джиды до Налайха. 5 августа 1968 года преодолев по воздуху более шести тысяч километров, вертолеты полка прибыли на новый аэродроме.
 

Прим.: Т.к. МИ-4 даже в перегонном варианте не способен преодолеть более 1000 километров (660 км. с одним перегонным баком), МИ-6 в перегонном варианте до 1450 км., то вероятнее всего были еще промежуточные посадки о которых не упоминается в тексте.
 

Прибывающие из Союза авиационные полки дислоцировались в степи в 14 километрах от небольшого шахтерского городка Налайх, в 42 километрах от Улан-Батора. Офицерскому составу и их женам до конца года пришлось жить в палатках и сборно-щитовых домах общежития. К этому времени в жилом городке, находящемуся в 5 километрах от аэродрома, полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих силами инженерного батальона. В первую очередь построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первый пятиэтажный панельный дом, Улан-Баторским строительным трестом (ДСК СУ 82) был сдан в декабре 1968 года. Через месяц, в январе 1969 года были сданы еще два дома, построенными военными строителями. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. В квартирах размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. К первому сентября 1969 г. строители достраивали первый корпус средней школы (Средняя школа № 6 в МНР). С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
 

Командир полка и начальник гарнизона:
полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975 года.

 

  • Эскадрилья № 1. На вооружении МИ-4 (до 1971 г.)
    В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОВЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан Яковлев К.П.
     
  • Эскадрилья № 3 На вооружении МИ-6 (1968 - 1972 г). В 1971 году из Воронежа перегнали новый модернизированный МИ-6А.
     

Вначале 1970 года начались поставки вертолетов МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в Египте и Сирии. Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих стран скопилось в Телави (Грузия). Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и опознавательных знаков. Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.
 

В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в Липецк на переподготовку для обучения пилотирования вертолетов МИ-8. В апреле 1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и перегнали из Нерчинска 9 машин Ми-8. Остальные вертолеты получали в Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям. В этот год наконец-то была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
 

  • Эскадрилья № 2 (МИ - 8) 1971 - 1973 г.

 

С мая 1972 года в полку произошла реорганизация. Вертолеты Ми-6 в основном ушли в Магочу и Магдагачу, часть перегнали в Улан-Батор. Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами Ми-24. В 1973 созданы из личного состава полка были сформированы три эскадрильи огневой поддержки войск. Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а летать в итоге было не на чем. Вертолетов Ми-24 в Союзе в достаточном количестве не было.
 

И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта из Могочи. К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы раньше...
 

В год празднования 30-го юбилея боев на Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт Симонов К. Константин Симонов корреспондентом принимал непосредственное участие в тех боях. В дни празднования ему представилась возможность посетить места былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.
 

С 1968 по1973 год летчики полка успешно выполняли учебные задачи. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на совершенно другой уровень.
 

С 1973 по 1978 год в полку было три эскадрильи и звено управления. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8. Эскадрильи полка были полностью укомплектованы боевой техникой и личным составом.
 

Ориентировочно в 1994 году выведен в Биробиджан.

СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
  • Информация полностью взята с Форум Вертолетчики.ру Советую почитать тем, кто интересуется историей формирования полка.
     

Вертолет МИ-4. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

 

 
 

- История Монголии. Вступление.
 

- Краткая хронология
 

- Доисторический период

- Империя хуннов

- Тюркское государство, Уйгурский каганат.

- Киданьский каганат

- Монголы (VI - XII века)

- Период великой монгольской империи

- Монголия в период династии Северная Юань

- Монголия во времена маньчжурской династии Цин

- Борьба за независимость Монголии в начале 20 века.

- Период революционных преобразований в Монголии в 1919-1924 годах.

- МНР в предвоенные годы. Политические репрессии.

- Монголия в годы второй мировой войны.

- Период строительства социалистического государства

- Конец 20 века. Демократические преобразования.

- Монголия в 21 веке.
 
 

- История Монголии. Статьи, публикации.

- Экспедиции, раскопки

 

 

- Кто есть, кто?
 

- Чингисхаан

- Хубилай Хан

- Хан Батый

- Хан Угэдэй
 

- Великие Ханши Монголии.
 

- Занабазар Гомбодоржийн

- Дамдины Сухэ-батор

- Богд хаан Жавзундамба

- Балдуугнам Шарав

- Чойбалсан Хорлогийн

- Ж.Лхагвасурэн

- Жуков Георгий Константинович

- Юмжагийн Цэдэнбал

- Анастасия Цэдэнбал-Филатова

- Самбу Жамсарангийн

- Гуррагча Жугдэрдэмидийн

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru