Мастера на все руки. Майдар Дамгинжавын.
ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Майдар Дамгинжавын.
Памятники истории и культуры Монголии
МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ
Север Монголии и частично центральные районы покрыты лесами. Здесь издавна
распространены промыслы и ремесла, базирующиеся на переработке коры, стволов,
корней деревьев и даже наростов на них.
В процессе практического применения пород деревьев вырабатывались разные методы
обработки материала. Так, кору одних деревьев снимали полностью, у других
оставляли узкие ее полоски, чтобы предохранить дерево от гибели. Толстую кору
стесывали особым топориком, а тонкую – снимали приспособлением в виде особого
ножа.
Специфичной была обработка тальника, пожалуй самого распространенного сырья
деревообделочников Монголии. Несколько рядов тальника забрасывали землей и
поливали водой. Через два дня прутья вынимали и сушили в специальной трубе,
имеющей два выхода. У одного из них тлели кизяк и дрова, а ко второму отверстию
плотно приставляли железную трубу и ставили для сушки заготовки.
Существовал и другой способ, при котором для обеспечения гибкости тальника
закладка его производилась в смеси с золой и овечьим пометом. При обработке одни
виды древесного сырья варились, другие – сушились, коптились.
Среди ремесленников – мастеров по дереву были специалисты по изготовлению
деревянных частей юрты, седел, посуды, луков, стрел или самострелов, ловушек.
Эти мастера делали приспособления для собирания помета – «аргала» и «саваг»,
кожемялки различных типов и конструкций, ножны, лопаты и т. д. Бересту
использовали для изготовления домашней утвари.
Инструменты мастеров-деревообделочников были разнообразными. Наряду с
общеизвестными инструментами монгольские мастера имели свои особые
приспособления. Таковы, например, топорик (ойль), сверла (урум), линейка (шиду),
своеобразное приспособление для выравнивания жердей (азрага).
В каждой местности Монголии были свои прославленные специалисты по изготовлению
тех или иных изделий из дерева. Сундуки, серебряные и железные изделия,
сделанные в хошуне Далай-Чойнхор-вана Сайнноенхапского аймака, считались
наиболее красивыми и имели высокое качество. Поэтому покупателей на них было
много, особенно из хошуна Джалбу-Дзасага и Далай-Гуна. Убурхангайские мастера
славились изготовлением деревянных частей юрты и портативной мебели. Деревянные
части юрты – тоно и уни были образцовыми у дари-гангов и узумчин в
Сухэ-Баторском аймаке и в Тариат сомоне Архангайского аймака. Роспись и резьбу
на головке и шейке музыкального инструмента «морин хур» особенно хорошо делали в
Хэнтэйском аймаке.
А. М. Позднеев во время поездки по Тушэт-ханскому аймаку в 1892 г. отмечал, что
«в районе реки Хара довольно интенсивную специализированную деятельность ведут
монгольские ремесленники, которые... доставляли себе пропитание, исключительно
выделывая оси и колеса» (Позднеев, 1892–1893 гг.).
Уже тысячи лет назад в монгольских степях появился первый металл – бронза,
который в течение нескольких веков был основным металлом для изготовления орудий
труда.
Первобытная бронзовая индустрия в Монголии достигла своего расцвета около
1400–900 гг. до н. э.
В V–III вв. до н. э. наряду с бронзовыми орудиями начали изготовляться железные,
которые по своей форме вначале копировали бронзовые, а позднее железоплавильное
производство достигло высокого развития и вытеснило орудия из бронзы.
О распространении обработки металла в XII–XIII вв. свидетельствуют дошедшие до
наших дней письменные источники – «Сокровенное сказание монголов» и материалы
археологических находок (Козин, 1941). Об этом сообщает П. Карпини: «Они делают
одну тонкую железную полоску шириной с палец и длиной в ладонь, и таким образом
они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают восемь маленьких
ртверстий и вставляют внутрь три ремня, плотных и крепких, кладут полосы одна на
другую, как бы поднимаясь по уступам, и привязывают вышеназванные полосы к
ремням тонкими ремешками, которые пропускают через отмеченные выше отверстия; в
верхней части они вышивают один ремешок, который удваивается с одной и другой
стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы указанные полосы хорошо и крепко
сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень, а после связывают все
по кускам так,
как сказано выше. И они делают это как для вооружения коней, так и людей. И они
заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо».
Такие защитные платы для всадников и боевых коней изображены на скалах в горах
Монгольского Алтая. Они относятся, вероятно, к раннему средневековью.
Целый ряд сведений о наличии у монгольских племен XII–XIII вв. развитых ремесел,
традиций кузнечного ремесла и ювелирного искусства содержит «Сборник летописей»
Рашид эд-Дина (1858).
В нем говорится о железных рудниках, процессах плавки металлов, изделиях
кузнецов.
Находки в Кара-Коруме мелких и крупных обрезков листовой меди, пластин,
накладок, скобок для починки треснувшей фарфоровой посуды, кусков шлака и
слитков меди, тиглей свидетельствуют о наличии там мастерских,
специализировавшихся на ковке, чеканке и художественном литье металла. О высоком
мастерстве средневековых кузнецов, литейщиков и ювелиров свидетельствуют такие
предметы, как бронзовый сосуд, украшенный чеканным орнаментом, два серебряных
сосуда, украшения конской сбруи, бронзовые зеркала, обломок позолоченного
браслета и медные серьги (Древ-немонгольские города, 1965).
У монгольских кочевников достигло высокого развития ремесло по обработке и
изготовлению изделий из металла. Этому давнему занятию монголов – одному из
важнейших видов народного искусства – в известной степени способствовали местные
залежи драгоценных металлов (Кочешков, 1968).
Технические приемы дарханов (кузнецов) последующих веков были разнообразны. При
обработке металла применялось литье, чеканка, гравировка, золочение, насечка
серебром по железу, полировка, шлифовка, штамповка. Литейщики изготовляли из
бронзы и меди посуду, шахматные фигуры, культовую скульптуру, детали амулетов.
Мастера уделяли особое внимание изготовлению конской сбруи .и ее украшению. В
этом нашла свое отражение беспримерная любовь монголов к лошади – другу и
спутнику кочевника-скотовода в его суровой и нелегкой жизни. Дарханы издавна
считали самым почетным делом изготовить красивое седло со стременами из меди или
железа. Даже простое стремя, сработанное руками большого мастера, представляло
подлинное произведение народного искусства.
В мастерских дарханов имелось более 20 видов различных орудий и инструментов:
кузнечные меха, молоточки, наковальни, пинцеты, ножницы, тиски, паяльные трубки,
буравы, восковые литейные формы, резцы, скребки.
Большим спросом среди скотоводов пользуются самодельные ножи, сделанные из
твердого сплава стали. Такой нож, длиной около 30 см, вкладывается в специальный
кожаный футляр – ножны и вместе с табакеркой, трубкой и огнивом подвешивается к
поясу. Рукоять ножа и ножны обычно украшаются резьбой и тиснением.
Повсеместно встречаются сосуды для чая – «домбо», представляющие собой
кувшинообраз-нып чайник, суживающийся кверху, с полукруглым высоким сливом и
петлеобразной ручкой.
Монгольские замки имеют прямоугольную форму с потайной дужкой и украшаются
орнаментами, символизирующими прочность, крепость, долголетие, т. е. те
качества, которыми должен обладать хороший замок.
Серебро было излюбленным материалом монгольских ювелиров. Г. Н. Потанин писал,
что «между ними есть очень хорошие мастера серебряных дел» (Потанин, 1881). Они
умело использовали такие свойства серебра, как мягкость, возможность вытягивать
металл в тончайшие нити.
В серебре монголы видели символ счастья и чистоты. Мастера делали и делают из
него кольца, серьги, украшения для волос, подвески к косам, пуговицы разных
форм, изящные колокольчики' к детской одежде п др. Браслеты изготавливались либо
из гнутой серебряной полосы, либо литые из бронзы и золота и, как правило, без
инкрустации. Как дань многовековой традиции, на концах браслетов иногда
изображаются рельефные зооморфные фигурки.
Серебряные и золотые кольца украшаются самоцветом, вставленным в розетку,
рельефом,. изображающим мифическое животное, или роговидным завитком.
Тонкой, филигранной работой отличаются пиалы, оправленные в серебро.
Серебром украшают кожаные мешочки для огнива, а также навершия ножен и рукоятки
ножей. Насечка серебром применяется на железных пластинах, украшающих конскую
сбрую, на поясах, огнивах, свадебных уборах невест, на ножах и курительных
трубках.
Ювелиры широко используют символическийг знак (ульдзий) в виде плетенки. Нередко
для украшения серег применяются золото и драгоценные камни в виде розетки с
восемью спицами.
Серебряных дел мастера в основном работали на дому. За работу мастер получал
плату натурой в виде определенного количества скота или серебром. Обработкой
металла занимались только мужчины. Ремесленные навыки передавались по
наследству.
Инструменты кузнецов и серебряников, которые в основном изготовлялись мастерами,
бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Небрежное отношение к
ним считалось грехом, дурным поступком. Перед началом работы дархан совершал
обряд «очищения» инструментов.
Монгольские мастера художественного металла выработали на протяжении столетий
своеобразный стиль, позволяющий отличать их произведения от произведений
художественного ремесла других пародов Центральной и Восточной Азии. Это ремесло
возникло и оформилось на основе опыта многих поколений.
Ничего лишнего, нецелесообразного – таков эстетический идеал народного
художника-мастера. Каждая вещь должна быть удобной, портативной, легкой,
практичной в условиях суровой кочевой жизни. Ножи, трубки, огнива кочевника
специальными подвесками прикрепляются к поясу. Посуда из металла, дерева, кожи
всегда приспособлена для транспортировки и ношения. Например, пиала для чая или
вина вкладывается в специальный контейнер либо мешочек и прикрепляется к поясу.
Другой характерной чертой творчества монгольских мастеров по металлу является
стремление к более пли менее сплошному покрытию поверхности вещи декоративными
элементами, состоящими из розеток, медальонов, рельефов с зооморфными и
геометрическими мотивами.
Многовековой опыт ведения скотоводческого хозяйства позволил монголам широко
использовать продукты животноводства.
Одежда, обувь, головные уборы, приспособленные к разным сезонам года,
необходимая посуда, охотничьи принадлежности, сбруи, седла, ремни, треноги,
подстилки и многое другое изготавливались из кожевенного сырья. Одно только
снаряжение и сбруя, предназначенные для перевозки грузов, имеют около 27 видов.
Существовали разные способы обработки шкур. Одни из них не требовали почти
никаких усилий – шкуры просто высушивались в разостланном на земле виде; другие
обрабатывались с помощью разнообразных приемов и приспособлений – в зависимости
от того, для чего предназначалось изделие.
Для выделки кож крупного рогатого скота и лошадей употреблялись массивные,
причем нескольких видов, кожемялки–»эригулгэ», которые приводились в движение
человеком, лошадьми или быками. Бараньи шкуры обрабатывали растертой печенью или
квашеным молоком, скребком очищали мездру, потом ее закручивали и выделывали.
Шкура, непригодная к использованию, шла на варку клея.
В качестве сырья в кожевенном производстве применялись следующие виды шкур: «зул-барай»
– так называлась шкура мертворожденного детеныша выпоротка; «турсага» –
животного, погибшего в результате стихийных бедствий; «нэхий» – взрослой овцы; «шир»
– коровы, лошади, верблюда; «арьс» – козы; «ад-га» – яка и т. д.
Следует отметить, что после забоя животного в дело шли не только шерсть, шкура,
рога, кости, но и их внутренние органы. Рубцом обтягивали музыкальные
инструменты – «товшур». Из тонких кишок овец и коз изготовлялись струны. На
струны древнейшего монгольского инструмента «морин-хура» шли конские волосы.
Сухожилия служили нитями для сшивания кожаных сосудов и изделий из шкур. Даже из
мозолей верблюдов делали крышки к табакеркам.
Пишу об этом и вспоминаю свое детство, нашу семью и то, как старшие выделывали
шкуры. Женщины обычно дубили кожу кисло-молочными продуктами, а кожемялкой
занимались отец и сыновья.
Из выделанных шкур крупного рогатого скота мы шили обувь, делали подметки,
сумки, а из бараньих – шубы и многое другое.
Большое значение в жизни арата имел войлок, способ изготовления которого
скотоводы изобрели по крайней мере 4000 лет назад.
Войлок находил широкое применение в жизни кочевников. Им утеплялось народное
жилище – гэр, из него делали зимнюю обувь, сумки, подседельники и многие другие
вещи домашнего обихода.
Войлок катали из овечьей шерсти осенней стрижки (ахарын эсгий) и летней (уртын
эс-гий), осенней стрижки с примесью шерсти ягнят (ахар хурганы холимог эсгий).
Сначала люди усаживались на коленях друг против друга и, затянув песню,
короткими палками взбивали овечью шерсть и раскладывали ее слоем толщиной в 6–7
см. Затем шерсть обильно поливали водой (это обычно делали женщины) и
накручивали на деревянный вал, который обертывался сверху кожей и туго
обвязывался веревками. На вал надевали короткие деревянные штыри с прикрепленной
к ним волосяной веревкой, привязанной другим концом к седлу лошади, сажали нас,
детей, на лошадь, тянущую вал с шерстью. Его катали до тех пор, пока не был
готов войлок. По сложившейся традиции, при валянии войлока провозглашались «юролы»:
Пусть у нас войлок станет белым,
Как раковина, крепким,
Как шелк, красивым.
В работе принимали участие и соседи. Хозяин изготовляемого войлока в период
работы кормил помощников, угощал вином и кумысом, а затем дарил им подарки. В
свою очередь и хозяева сделанного войлока должны были оказать таку.ю же помощь
своим соседям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Быт древних степняков.
Кистью и резцом
Мастера на все руки
Обряды – утраченное и сохраненное
Первые математики и врачи
По степным дорогам
Судьбы народного творчества
Юрта прежде и теперь
БИБЛИОГРАФИЯ
|