Кистью и резцом. Майдар Дамгинжавын.
ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Майдар Дамгинжавын.
Памятники истории и культуры Монголии
КИСТЬЮ И РЕЗЦОМ
«Монгол зураг» – один из древнейших жанров монгольской живописи. Оп отличается
своеобразной цветовой гаммой и каллиграфичностью рисунка, тончайшей разработкой
деталей одежды и лица, скрупулезной точностью изображения при несколько условной
и обобщенной передаче окружающей природы. «Монгол зураг» может показаться
сходным с корейским чосонхва, японским пинхонго, китайским гохуа. Здесь есть,
несомненно, взаимовлияния, но все же он отличается но своим приемам рисования,
колориту, используемому материалу и жанру.
В «монгол зураг» есть имеющие реалистическую основу особые приемы изображения
облаков, воли, пламени, дыма, ветра, листьев, цветов, скал, камней и других
предметов.
Национальная живопись тесно связана с орнаментами и узорами, наделенными
различным символическим смыслом. В монгольском рисунке есть совершенно реальные
вещи и явления природы, и наоборот, реальные вещи иногда изображались
посредством орнамента.
Живописцы писали тончайшей кистью по тщательно обработанному полотну. Их краски,
приготовленные из минералов и камней, отличались высоким качеством и
долговечностью. Как получали краски? Сначала измельчали минерал и осаждали в
воде. Таким путем получалась желтая краска, если же обжигали охру в герметичной
посуде, то получалась краска красновато-коричневого цвета. Затем ее смешивали с
клеем. Высококачественные ценные краски изготовляли из дорогостоящих и
драгоценных камней, таких, как бирюза, лазурит, а также из жемчуга, перламутра,
меди, железа и т. д.
Равномерность окраски в основном зависела от степени измельчения. Более высокой
степени измельченные краски позволяли провести очень тонкую линию.
Древние живописцы отлично понимали, как велико значение цвета, его воздействие
на человека и на протяжении веков выработали определенную теорию цветовой
символики. В изобразительном искусстве Монголии применялись преимущественно
красные, желтые, зеленые, синие и белые краски – любимые цвета народа. Очень
редко применялись нейтральные и в то же время умело сочетались яркие оттенки: в
этом основная особенность колорита монгольских картин.
Ишбалжнр (1704-1788) в произведении «Цветочный венок» («Цэциш эрэх») говорит,
что синий цвет («тэн»), зеленый, румяный, оранжевый, красный, коричневый и
желтый называются как бы отцами цветов, а белый – матерью, учитывая его
возможность давать новые оттенки в сочетании с другими цветами.
Сочетания белого цвета с зеленым, красным, розовым, желтым, желто-зеленым и
голубым называют детьми цветов. Сочетания с черным или серым называют
цветами-рабами, ими рисуют ведьм, злых духов.
Художники сначала накладывали фон, затем вырисовывали контуры картины и
придавали ей тон. В конце обводили изображения линией или обрамляли картину
обычно золотистым орнаментом и украшениями.
Одним из характерных свойств «монгол зураг» является изображение четкими линиями
без использования светотени. Настроение художника и смысл картин передаются
через богатую цветовую гамму со своей многоплановой символикой.
В «монгол зураг» существует множество строгих правил, которым живописцы
неуклонно следовали. Центральный сюжет картины окаймлялся сочным орнаментом,
символизирующим природу и ее явления.
Художник выполнял центральный сюжет картины с большей творческой свободой. В нем
он выражал свои чувства, свое отношение к действительности. Творческая фантазия
художника раскрывалась наиболее полно.
Монгольские живописны умело вплетали сцены реальной жизни и к религиозные сюжеты
своих картин, изображали мир не только богов, но и живых людей. При этом
художники, оставаясь верными традиционным правилам живописи, строго соблюдали
традиционные формы и стиль рисунка.
Истоки монгольской национальной живописи уходят далеко в глубину веков. Судя по
археологическим находкам, древние хунну также предпочитали голубые, красные,
желтые и черно-белые цвета. Тематика их рисунков разнообразна.
Своеобразием отличаются сохранившиеся в могилах ханов киданьские росписи. В
основном это портреты животных. Для них характерна строгая симметрия композиции,
лаконичность и выразительность линий. О высоком расцвете изобразительного
искусства кочевников в древние времена свидетельствуют также фрески уйгурского и
монгольского происхождения, обнаруженные при раскопках Кара-Корума в 1948-1949
гг.
Со второй половины XVII в. на монгольскую живопись начинает оказывать влияние
тибетское искусство. К этому периоду относятся иллюстрации к биографии Дзопховы,
а также 12 творений Будды, находящиеся ныне в республиканском музее
изобразительных искусств. Произведения эти носят повествовательный характер,
композиция их предельно четка: в центре картины – человек, а вокруг – события,
связанные с ним.
Ценным творческим наследием монгольского народа являются стенные росписи
монастыря Эрдэнэ-Дзу. Художники украсили стены храмов сценами из жизни Будды,
основателя ламаистского течения Дзопховы, его учеников, а также картинами с
изображениями животного мира. Все они выполнены в традиционной манере
плоскостного рисунка. К числу лучших картин «монгол зураг» в Эрдэнэ-Дзу
относятся росписи лабрапа, двухэтажного храма божества Гомбогура. Копии
настенной росписи этого храма хранятся в Музее изобразительного искусства в
Улан-Баторе. Художник в многосюжетной картине передал сцены надомских игр. В
центре – изображение Абтай-сайн-хана и его жены.
В музее также имеются произведения национальной живописи, относящиеся к первой
половине XVII в. Среди них картина Г. Дзана-бадзара «Мать Ханджами», портрет его
учителя Чойджин-Джанцапа, выдержанные в голубых, зеленых, красных и желтых
тонах. Работа интересна тем, что в ней была сделана попытка отойти от канона, и
художник попробовал передать светотень и перспективу. Для произведений
монгольских живописцев этого периода характерно стремление мастеров запечатлеть
глубину фона путем сочетания цветовых тональных переходов.
Современные художники Монголии стремятся сохранить положительные традиции
древнемонгольского искусства. К таким современным монгольским художникам можно
отнести М. Шарава, Д. Манибадара, Э. Пурэвжала, У. Ядамсурэна, А. Сэнгэцохио, Б.
Гомбосурэна, Б. Чогсома, Н. Чултэма, которые каждый по-своему открывают в
искусстве новые горизонты, используя старые традиции.
В традициях «монгол зураг» работают также разные по индивидуальной манере
живописцы Б. Аварзад, Д. Цэрэндорж, Ц. Минжур, Ц. Жамсран, X. Цэрэндорж и многие
другие.
Современные мастера на традициях «монгол зураг» успешно создают произведения
разных жанров и различной тематики. «Монгол зураг» является почвой для многих
видов современного народного и декоративного искусства.
Богат и разнообразен монгольский народный орнамент. Время его зарождения уходит
в глубокую древность. Сохранились орнаменты, которые применяли хунну, сяньби,
жужане, тюрки, уйгуры, кидане и другие народы, некогда проживавшие на территории
современной Монголии.
Изучением монгольского орнамента, его символики занимались Б. Ринчен, X. Нямбу,
Д. Манибадар, У. Ядамсурэн, Д. Майдар и др.
Это представляет интерес и потому, что и в настоящее время еще живут в
монгольском народном орнаменте традиции древних культур. Например,
орнаментальный «звериный стиль», украшения из металла, аппликации и вышивки,
исполненные гобийскими умельцами, поразительно напоминают так называемый
звериный скифский стиль, культуру бронзового века степей Евразии.
Дверные навесы юрты украшались узорами из лепестков лотоса, выражающих чистоту.
Этот орнамент очень почетен в Монголии и получил здесь особое развитие.
Бесконечная нить счастья – «ульдзийутас» – один из самых распространенных узоров
в Монголии. Двенадцать животных шестидесятилетнего цикла, часто изображаемые на
ножнах монгольских ножей и на других предметах, выражают в своей совокупности
пожелания долголетия. Мышь, с которой начинается этот цикл, означает изобилие,
обезьяна символизирует творческую фантазию, лошадь – мысль, тигр – храбрость,
дракон – мощь и величие.
Орнаменты в основном цветные, а цвета символизируют расцвет, здоровье и радость.
Синий цвет – цвет неба, он символизирует вечность. Желтый – цвет золота,
выражает любовь, чувство симпатии. Красный – цвет радости, белый – чистоты,
невинности, черный – несчастье, бедствия, угрозы, измены.
Драгоценные камни с их цветной символикой означают: бирюза – верность,
постоянство; золото и янтарь – любовь; рубин и красный коралл – радость; жемчуг
и серебро – чистоту и невинность. Коралл мог заменяться красной медью, голубая
бирюза – сталью.
Предметы домашнего обихода тоже несли символическую нагрузку. Замок и сундук
украшались символикой, выражающей идею охраны, несокрушимости и прочности.
Чеканка на стремени передавала языком символических орнаментов пожелания удачи
всаднику, быстроты и неутомимости коню.
Мастера-орнаменталыцики имели определенную специализацию. Они делились на
мастеров по украшению деревянных частей юрты и мебели, на мастеров чеканки по
металлу, по кости, специалистов по коже, войлоку.
Мастера-умельцы, передавая свое ремесло по наследству, учили своих учеников
искусству творить новое, украшать вещи так, чтобы они доставляли радость
хозяину, а главное, чтобы украшение всегда напоминало человеку о счастье и
добре.
Народная фантазия дала великолепные произведения образного мышления. Она
породила драконов, мифических птиц и другие таинственные существа, создала
широкий круг геометрических и растительных орнаментов. Так, например, из одной
только веревки из конского волоса скотоводы придумали до сотни самых разных
узлов. На их основе созданы сложные композиции орнамента типа «улдзий»,
символизирующего счастье, благополучие, долголетие и потому наиболее любимого
народом. Этот знак изображался на любом предмете: на металле, дереве, коже, на
стремени, посуде, украшениях невесты.
Вообще орнамент – носитель, удел прекрасного, воспевается в песнях, изображается
графически, стилизуется в камне, в дереве. Он широко применяется в архитектуре.
Будучи основной частью декоративно-прикладного искусства в архитектуре, орнамент
призван украшать, облагораживать, создавать индивидуальный художественный облик
и одновременно придавать символическое значение архитектурному объему. Он дает
возможность подчеркнуть смысл задуманного, создать определенную ритмику.
Например, красочный орнамент, украшающий остроконечную шапку «малгай», уже сам
по себе есть произведение искусства, а его символика в сочетании с формой вещи
говорит о благополучии хозяина шапки.
Монгольский орнамент – народное самобытное искусство – передает в стилизованной
форме окружающую человека природу, животный мир, служит художественным
воплощением эстетических представлений народа о прекрасном, заложенных в
цветовую и графическую символику.
Аппликация «намал» – древний вид декоративного искусства монголов. Орнамент,
выполненный аппликацией, применялся в декоре жилища, одежде, обуви, предметах
быта и искусства.
Искусство аппликации особенно развивается в Монголии с XVII в., когда по заказам
ламаистской церкви для храмов в этой технике исполняются многочисленные
изображения божеств. Произведения старых мастеров-аппликаторов восхищают и по
сей день высоким художественным вкусом, мастерством исполнения.
В настоящее время талантливые рукодельницы, продолжая традиции старых
национальных мастеров, обогащают это искусство новыми темами. Герои их полотен –
новые люди, сегодняшняя действительность.
Как делаются аппликации? На туго накрахмаленную тонкую шелковую белого цвета
ткань переносится эскиз. Мастерица вырезает из шелка необходимую деталь,
оставляя по краям запас на шов, чтобы потом можно было их подогнуть и приклеить
к основе. Затем края куска зашиваются шелковой ниткой особым швом, и тени,
складки передаются строчкой. И так – каждая деталь.
Работа эта кропотливая, требующая ювелирной точности и большого терпения. Один
неправильно сделанный стежок может испортить всю деталь, и ее придется выполнять
заново.
Панно обрамляется орнаментом, украшается цветами, различными узорами,
символизирующими благопожелания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Быт древних степняков.
Кистью и резцом
Мастера на все руки
Обряды – утраченное и сохраненное
Первые математики и врачи
По степным дорогам
Судьбы народного творчества
Юрта прежде и теперь
БИБЛИОГРАФИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|