По степным дорогам. Майдар Дамгинжавын.
ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Памятники истории и культуры Монголии
ПО СТЕПНЫМ ДОРОГАМ
Характер господствовавшего на территории Центральной Азии в течение тысячелетий
хозяйственного уклада – кочевого скотоводства наложил глубокий отпечаток на
материальную культуру и традиции предков. Транспортные средства, тип жилища,
костюм, утварь, характер пищи и т. д. определялись необходимостью частых
перекочевок на большие расстояния, особенностями хозяйственной деятельности по
сезонам, суровыми климатическими условиями существования. В процессе
хозяйственного освоения природных ресурсов зоны степей происходила выработка и
отбор наиболее рациональных элементов в материальной культуре кочевого
населения. Кочевники приспособились к своеобразным условиям жизни и успешно
развивали хозяйство и культуру.
Так, известно, что скотоводы с давних пор имели для кочевого хозяйства средства
передвижения. Сначала это была волокуша – «бул-хай»: два расходящихся шеста,
соединенных с одного конца перекладинами, на которые клали груз, а с другой
стороны запрягали быка. Волокуша была широко распространена в горных местностях
Алтая и Хангая, а в Гоби основным животным по перевозке грузов был верблюд.
Вообще под вьюк и упряжку запрягали быков, верблюдов, оленей и очень редко
лошадей. Для верховой езды кроме лошадей использовали яков, верблюдов и оленей.
В археологических находках позднего неолита было обнаружено колесо,
свидетельствующее о замечательном достижении технической культуры кочевников. В
конструкции колеса отмечается эволюция от простых форм к сложным. Вначале
изготовляли колесо из толстого круглого дерева, которое вращалось на валу. Потом
его делали из цельного деревянного круга (ступица), и только позднее, в эпоху
бронзы, появились спицы. В Центральной и Западной Монголии вплоть до наших
времен сохранились телеги с крестообразными спицами в колесах, неподвижно
насаженными на вращающуюся ось. Такие телеги называются «хасаг тэрэг».
Видимо, указанная повозка является предшественницей колесных повозок, которые
так широко использовали заселявшие Монголию древние хунну, тюрки, кидане,
монголы.
Двухколесные телеги, найденные в гробницах Дарви сомона Кобдоского аймака, а
также их изображения на надгробных камнях Цаган-Гола свидетельствуют о том, что
помимо четырехколесных широко распространены были и двухколесные телеги.
Древние монголы применяли и огромные телеги, иногда запряженные 22 волами, на
которые ставили жилища. Такие повозки назывались «гэрт тэрэг» (телеги с юртой).
Они давали возможность монголам быстро сниматься с места и перекочевывать,
спасаясь от суматохи войн, которые 700 лет назад были почти постоянным явлением.
Эти повозки использовались в течение нескольких веков. В настоящее время
одноосные повозки типа «чингэлэг», «мухлаг» сохранились главным образом в
восточных районах Монголии. Их отличает от распространенных на западе одноосных
телег конструкция колес с тонкими спицами.
Таким образом, не только верховой конь, но и кибитка, которую везли животные,
облегчали скотоводческим племенам перемещение на дальние расстояния и тем самым
создавали необходимые условия для установления контактов с отдаленными племенами
и народами, возможность широкого освоения кочевниками-скотоводами больших
пространств.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Быт древних степняков.
Кистью и резцом
Мастера на все руки
Обряды – утраченное и сохраненное
Первые математики и врачи
По степным дорогам
Судьбы народного творчества
Юрта прежде и теперь
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|