Московская торговая экспедиция в Монголию 1912 года. Сборник отчетов.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ О МОНГОЛИИ
Московская торговая экспедиция в Монголию.
Московская торговая экспедиция в Монголию 1910 года
Российские официальные лица обращали внимание на то, что с 1908 года наблюдается
снижение объёмов русско-монгольской торговли. Уменьшился экспорт в
Монголию практически всех ключевых товаров: мануфактуры, кожаных изделий,
древесины и изделий из дерева, металлической продукция.
В конце XIX — начале XX вв. российские промышленные и коммерческие круги
России стали осознавать свои торговые интересы в Северной Манчжурии и Монголии.
Весной 1910 г. на совещании московского промышленного и коммерческого мира по
инициативе П.П. Рябушинского было принято решение отправить торговую экспедицию
в Монголию. Была выработана программа для экспедиции и намечены вопросы,
подлежащие изучению. В ходе экспедиции путешественники изучали пригон скота,
обработку шерсти и пушную торговлю, банковское и торговое дело в Монголии,
животноводство. Провели анализ географического и административно-политического
состояния Монголии на начало 20 века.
Основным источником для исследования состояния торговли России в Монголии
стали беседы, проведенные участниками экспедиции с жителями Монголии. В основном
это были русские торговцы, их помощники, китайские купцы, монголы, а также
представители российских властей.
В состав экспедиции под началом полковника В.Л. Попова вошли видные
представители коммерческих фирм Москвы. Рябушинский Павел Павлович,
предприниматель, председатель Московского биржевого комитета. Вальбуз Семен
Леонтьевич, специалист по русскому экспорту. Шкарин Василий Степанович,
специалист по русской мануфактурной промышленности. Колядов Константин Петрович,
специалист по русской мануфактурной промышленности, Дреземейер Лев Иванович,
специалист по металлическому производству. Фланден Владимир Цезарович,
специалист по вывозу сырья и пушнины. Морозов Иона Михайлович, специалист по
животноводству. Мальцев Яков Иванович, штатный переводчик с монгольского и
китайского. Шишмарев Яков Парфеньевич, дипломат.
По результатам экспедиции был составлен отчет, написанный коллективом авторов и напечатанный издательством Рябушинского в 1912 году.
В.Л Попов в своих очерках описал географию Монголии, её административно-политическом делении, торговых и политических центрах
этой страны. Иона Михайлович Морозов написал несколько очерков: очерк об экономике Монголии, о бюджете страны и перспективах
русско-монгольской торговли, об особенностях животноводства страны. Также в отчете помещены выдержки из путевого
дневника И.М. Морозова. Возможность вывоза в Монголию мануфактурных товаров осветил К.П. Колядов, вывозу сырья из Монголии
посвящен очерк В.Ц. Фландена. Остальные очерки написаны о путях сообщения Монголии, о народонаселении, о земледелии и
овцеводстве в этой стране. В конце отчета приведен список русских, торгующих в Северо-Западной Монголии.
По результатам Московской экспедиции был сделан вывод: Монголия представляет
интерес для России как торговый партнер. Её следует рассматривать как рынок для
сбыта российских товаров и страну с большим производственным потенциалом. Однако
они заметили, что российские торговцы начинают утрачивать позиции в Монголии в
пользу китайцев. В материалах Московской экспедиции было собрано множество
данных, свидетельствующих об этом процессе во всех частях Внешней Монголии. В Кобдо,
Улясутае, Урге - везде можно видеть значительное присутствие китайских
торговцев, тогда как российские торговцы составляют лишь небольшие разрозненные
группы. Китайские торговцы продают монголам китайские товары, а также в больших
количествах импортные изделия - английские, американские и немецкие. Российские
продавцы также начинают приобретать эти товары у китайских поставщиков для
дальнейшей реализации или концентрируются на закупке монгольского сырья для
доставки в Россию.
Согласно мнению представителей Московской торговой экспедиции, с началом
строительства Сибирской железной дороги Маньчжурия стала объектом повышенного
внимания для российских предпринимателей. Монголия же оказалась в тени,
полностью выпала из их поля правительства страны. Соответственно, утрата
монгольского рынка для российской торговли стала «следствием абсолютного
равнодушия со стороны правительства, переходящего в забывчивость по отношению к
интересам России в Монголии».