English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Советское кладбище в Сайншанде. Строители Трансмонгольской магистрали, заключенные, военнопленные.

ВОСТОЧНО-ГОБИЙСКИЙ (ДОРНОГОБИ) АЙМАК

Город Сайншанд

Русское (советское) кладбище.


На востоке Сайшанды раньше было советское кладбище, на котором были похоронены строители трансмонгольской магистрали. GPS  44°54'9.82"С 110°10'11.10"В. В настоящее время кладбище находится в ужасном состоянии. нет никакой ограды. Просто в степи в несколько рядов располагаются могилы (многие угадываются по оплывшим холмикам). Но надо отметить, что монголы не разворовывают металлические части могил. Просто за кладбищем никто не ухаживает и оно никому не нужно.
 

В сети можно найти несколько форумов посвященных этому кладбищу, кто там похоронен, почему? Каких только версий не выдвигалось. Многие версии были озвучены солдатам в Советское время (запугивали бойцов). Например версия об отравлении питьевой воды в гарнизоне, китайскими диверсантами в 1969 году во время событий на Даманском.
 

В основном склоняются к тому, что на этом кладбище захоронены строители трансмонгольской магистрали Улан-Батор - Замын-Ууд (Дзамын Ууд) ( воины железнодорожники). На кладбище захоронения 1950 - 1953 годов. Т.е. хоронились люди строившие железнодорожную магистраль. На вид на кладбище наверное более 80 могил!
 

Но недавно наткнулся в сети на главу из книги "Железнодорожные войска России. Книга 4. В период мирного строительства: 1945–1991". — М.: Русь-Стиль XXI век, 2002 Отрывок можно посмотреть в нашей библиотеке.
 

Многие факты становятся понятны. Итак что мы имеем.
 

Известные факты (из истории строительства трансмонгольской магистрали)): В рамке соглашении между МНР и СССР "О сотрудничестве", заключенного в 1946 году, началось построение железнодорожной линии Наушки - Улан-Батор в 1947 году. В резкоконтинентальных, суровых погодных условиях и послевоенных трудных временах советские специалисты, рабочие завершили проектно-изыскательных работ в кратчайший срок и начали строительство. Строительные работы начались в 1947 году, в течение двух лет была построена линия Наушки (Бурятия) - Улан-Батор длиной 400 км. В 1952 году подписано трехстороннее соглашение между правительствами МНР, СССР и КНР о начале прямого железнодорожного сообщения между СССР и КНР через МНР. 1 декабря 1955 г. открыто движение по железной дороге от Улан-Батора до Замын-Уда (713 км) и была введена в строй вся трансмонгольская магистраль (линия широкой колеи). В следующем (1956) году открыто прямое железнодорожное сообщение между СССР и КНР через МНР.
 

Итак, из вышеприведенного текста понятно, что линию Улан-Батор - Дзамын-Ууд строили в промежутке с 1949 года по 1955 год. Вроде по датам совпадает. Но информация из книги о железнодорожных войсках России вносят новые данные. Ниже приведены выдержки из текста:
 

Первые монгольские железнодорожные линии Борзя — Чойбалсан и Наушки — Улан-Батор строились при широком участии советских строителей, в том числе и воинов Железнодорожных войск. Положительно откликнулась наша страна на просьбу Монголии об оказании ей помощи в строительстве Трансмонгольской магистрали Улан-Батор — Дзамын-Удэ протяженностью 713 км.
 

К строительству этой важной для Монголии линии привлекли Железнодорожные войска. 30 ноября 1953 г. на основании постановления Совета министров СССР на базе расформированной 15-й отдельной военно-строительной дивизии МВД СССР в Улан-Баторе (МНР) было сформировано Управление 9-го железнодорожного корпуса. Его возглавили опытные руководители, прошедшие большую школу восстановления железных дорог в годы Великой Отечественной войны и организации строительства в первые послевоенные годы.
 

До сформирования корпуса строительство (в основном подготовительные работы) вело строительное управление СУ-505 МВД СССР, которое имело в своем подчинении дивизию войск МВД и исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ).

СТРОИТЕЛЬСТВО 505 И ИТЛ ГУЛЖДС ИТЛ ГУЛЖДС (Исправительно-Трудовые Лагеря Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства НКВД–МВД СССР).
 

  • Организован 10.09.1947 года. Для осуществления стр-ва ж.д. Наушки—Улан-Батор (Стр-во 505) на базе ЗАПАДНОГО УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА И ЛАГЕРЕЙ БАМ создано СУ 505, в составе которого организованы 2 ИТ лагеря (один — в непосредственном подчинении Упр. Стр-ва 505, второй — ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС), а также лагерь в/п (японцев). В распоряжение СУ 505 приказано перебросить с участков БАМ (Известковая—Ургал, Тайшет—Братск) и Стр-ва 500 строит. организации и до 40 000 чел., в том числе 20 000 в/п — японцев (последних использовать только на участке Наушки—250-й км). Непосредственно подчиненные Упр. Стр-ва 505 лагеря организовать на 25–30 тыс. чел.;
     

  • Закрыт 14.05.53 (переименован в СЕЛЕНГИНСКИЙ ИТЛ).
     

  • Производство: строительство ж.д. Наушки—Улан-Батор (до 29.09.48 — только участка Наушки—250-й км, позднее — до Улан-Батора), строительство Дзунбаинского нефтепромысла, крекинг-установки на Дзунбаинском НПЗ треста № 54 МНП4, ремонт дороги Улан-Батор—Саиншанда—Дзунбаин, строительство вдоль нее автобаз, обеспечение перевозки экспортно-импортных грузов по Улан-Баторской ж.д., строительство и эксплуатация оловянных и вольфрамовых месторождений в МНР (в том числе — строительство обогатительных фабрик ГОКа 505), подготовка к строительству ж.д. Улан-Батор—монголо-китайская граница в р-не Дзамын-Удэ, ремонт и реконструкция Посольства СССР в МНР, производство кирпича и извести, строит. работы, лесозаготовки, деревообработка (ДОК, ст. Мандал), авторемонт (в том числе ЦАРМ в г.Сухэ-Батор), автоперевозка транспортных грузов и песка, обслуживание каменного карьера.

Совет министров СССР, придавая особое государственное значение строительству железной дороги и в целях «безусловного выполнения плана на 1954 г. и открытия движения по этой дороге в 1955 году», постановил:

  1. Увеличить число работающих на «Строительстве 505» до 1 мая 1954 г. на 10 750 человек, для чего:
    а) Предоставить право МПС направить со «Строительства № 508» (из Советской Гавани) на «Строительство № 505» 28 ж. д. бригаду в составе 5 батальонов общей численностью 4750 человек.
    б) Обязать МПС направить на «Строительство № 505» 6 батальонов жел. дор. войск общей численностью 6000 человек с других строек ж. д. транспорта. Подготовить в 1954 г. из солдат жел. дор. войск на «Строительстве № 505»: 1700 плотников, 2200 каменщиков, 500 штукатуров, 150 бетонщиков и 600 шоферов.

 

И т.д. подробнее читайте здесь --->

 

На основании того, что
 

  1. Не разрушенные могилы относятся к 1950 - 1953 годам.
  2. До конца 1953 года строительство трансмонгольской магистрали (в основном подготовительные работы) вело строительное управление СУ-505 МВД СССР, которое имело в своем подчинении дивизию войск МВД и исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ).
  3. Воины железнодорожники появились на строительстве магистрали только в первой половине 1954 года
     

Можно сделать вывод: скорее всего на русском кладбище в Сайншанде похоронены умершие сотрудники Исправительно-Трудовых Лагерей (как военные так и гражданский персонал), военнослужащие отдельного военно-железнодорожного батальона МВД и соответственно осужденные ИТЛ, которые трудились на строительстве железной дороги.
 

Этим, кстати и  можно объяснить различное исполнение захоронений. На некоторых могилах установлены звезды (так обычно хоронят военных), в некоторых могилах похоронены водители (характерное оформление), некоторые могилы же просто "украшают" цементная плита.
 

Кулаков Е.В.

ЛИТЕРАТУРА
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

Фотография. Сайншанда. Русское кладбище. Фото Е.Кулакова, 2014 год.

 

 

- Дорноговь аймак

- Карта. Дорнговь аймак.
 

- Сайншанд. Административный центр.

- Бывший советский аэродром Сайншанд.

- Место дислокации 41МСД СССР.

- Заброшенное советское кладбище.

- Развалины станции приема тв программ Орбита.
 

- Священные горы Тушилге.

- Буддийский монастырь Хамарын хиид.
 

- Зуунбаян.

- Развалины советского военного аэродрома Зуунбаян.
 

- Развалины советского военного аэродрома Даланжаргалан.
 

- Фотографии. Сайншанд.

 
 

- Административное деление Монголии

- Города Монголии
 

- Общая карта Монголии

- Карта административного деления
 Монголии

 

- Улан-Батор

- Отдельные административные
  районы Улан-Батора
 

  · Багахангай

  · Багануур

  · Налайх
 

- Пригороды Улан-Батора
 

  · Поселок Гачуурт.

  · Детский лагерь "Найрамдал".

 

- Дархан (Дархан Уул)

- Эрдэнэт (Орхон)

- Чойр (Гоби-Сумбер)

 

- Центральный (Тувь) аймак

- Увурхангай аймак

- Архангай аймак

 

- Хубсугульский аймак

- Булганский аймак

- Селенгийский аймак

 

- Хэнтий аймак

- Дорнод аймак

- Сухэ-Баторский аймак

 

- Баян-Улгийский аймак

- Ховд аймак

- Убсунурский (Увс) аймак

- Завханский аймак

 

- Средне-Гобийский (Дундговь)

- Южно-Гобийский (Умнеговь) аймак

- Восточно-Гобийский (Дорногоби) аймак

- Баянхонгор аймак

- Гоби-Алтай аймак

 

 

 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru