Недостроенный Советский военный аэродром в Зуунбаян.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Бывший Советский военный аэродром Зуунбаян (Западный)
 
Зуунбаян — это место, которое несёт в себе шёпот истории, задуманное как важный стратегический объект в годы Советского Союза. Здесь, среди песков
и пространств пустыни Гоби, когда-то оживали планы на строительство военного аэродрома, который должен был стать очередной точкой в сети Военных
аэродромов Монголии. Однако, вместе с завершением холодной войны, строительство было прекращено, оставив после себя недосказанность амбиций и
тщетные усилия.
Зуунбаян — это небольшой городок, расположенный в бескрайних просторах Монголии. Уютно обосновавшийся среди степей, он привлекает внимание своей
уникальной атмосферой и самобытностью. Зуунбаян окутан волшебной аурой, будто из другого времени, которая переносит посетителей в эпоху, когда
жизнь здесь кипела своим особым ритмом. Песчаные дороги, ведущие сквозь город, неизбежно оставляют пыльный след на обуви, напоминая о временах,
когда в окрестностях строился крупный объект советской инфраструктуры, значимый для оборонной безопасности огромной страны.
В нескольких километрах от Зуунбаяна, скрытый от посторонних взглядов, долгие годы покоится недостроенный военный аэродром. Этот забытый уголок
истории полон тайн и недомолвок. Считается, что аэродром когда-то должен был стать стратегическим запасным аэродромом для Советского Союза.
Однако проект внезапно свернули, и работы над ним остались незавершенными. Развалины бетонных конструкций, возвышающиеся среди степного
ландшафта, служат вечным напоминанием о несбывшихся амбициях того периода. Сейчас это место стало предметом интереса лишь для немногих
любителей истории и авантюристов, готовых окунуться в забытую и поросшую мхом летопись давних замыслов.
Населенный пункт Зуунбаян (Дзунбаян (рус.)) Находится в 45 километрах на юг от Сайшанды. Недостроенный запасной военный аэродром.
Координаты по GPS 44°26'56.88"С 110°12'50.41"В.
ВПП аэродрома в Дзунбаяне строил Инженерно-аэродромный батальон из Сайшанды (в/ч п/п 23369). Перед передислокацией в Монголию батальон
дислоцировался в поселке городского типа Джида, что находится в Бурятии. В начале марта 1982 года первый эшелон с личным составом и техникой
батальона прибыл к месту постоянной дислокации в Сайншанду.
Командиром Инженерно-Аэродромного батальона до 1983 года, был подполковник Волощук Михаил Васильевич. До середины лета 1982 года офицеры
части проживали в части, находясь на казарменном положении.
Зимой 1982-1983 года начали принимать аэродромные плиты на ж/д станции в Дзунбаян. Для приемки грузов на станции постоянно
находилась группа военнослужащих (6-8 солдат) с офицером или прапорщиком.
В мае 1983 года часть личного состава перебазировались на место строительства аэродрома, в чистое поле (точнее, в пустыню) – километров
15 западнее Дзунбаяна. По состоянию на август 1986 года – работы по строительству ВПП в Дзунбаяне продолжались. Строительство аэродрома проводилось
в теплое время - с мая по октябрь. Зимой на месте строительства находилась дежурная группа в составе отделения охраны.
Продукты к месту строительства в Дзунбаян доставлялись несколько раз в неделю. Солдаты проживали на месте практически все время. Офицеры
возвращались в Сайшанду на побывку в свои квартиру (в городке Северном) 1 раз в 2 недели. В пятницу вечером выезжали с объекта, а уже в
понедельник к началу рабочего дня возвращались. Половина офицеров ехали на эти выходные, а вторая половина - на следующие выходные.
Хотя большую часть времени личный состав находился вдали от гарнизона, на стройке были организованы нормальные бытовые условия для военнослужащих.
Вагончик-душ. После усовершенствования организовали сауну (к вагончику пристроили печку). Силами личного состава сделали бассейн. Сваркой
разрезали пятидесятикубовую бочку (цистерну) пополам, вдоль и получился хороший бассейн. Каждый день можно было купаться. Вечерами смотрели
кино в импровизированном кинотеатре. Поставили на ребро аэродромную плиту, побелили - вот и кран. Вокруг плиты поставили скамейки - и кинотеатр
готов. Клубная машина еженедельно привозила кинофильмы из Сайншанды.
Сегодня Зуунбаян представляет собой живописную картину времени, органично вписанную в природный ландшафт. Едва заметные полоски бетонных оснований и
полусглаженные временем котлованы напоминают о незавершённой главе в истории мировой геополитики. Бывшие рулежные дорожки теперь заросли степными
травами, а песчаный ветер скрывает следы прошлых проектов.
Это место служит немым свидетелем амбициозных планов и стремительных изменений эпох, сохраняя в себе память о другом мире. Для тех, кто заинтересован
в исторических исследованиях или путешествиях по забытым уголкам земли, Зуунбаян предлагает уникальную возможность заглянуть в прошлое, размышляя о
прошлом величии и настоящем спокойствии.
ПОЕЗДКА В ДЗУНБАЯН
Ездил летом 2013 года. С трудом нашел место по GPS навигатору. Частично сохранилась грунтовая дорога от Дзунбаян к аэродрому. На месте строительства
аэродрома практически ничего нет. Взлетная полоса с трудом угадывается в степи, видно, что полоса выровненного грунта. В некоторых местах остатки
раскрошившегося бетона, остатки грунтоцементного основания.
Нашлось несколько столбов с остатками колючей проволоки. Несколько отрытых капониров, возможно просто котлованы под недостроенные здания. И практически
все. Больше ничего нет. Хотя на Гугле взлетная полоса, рулежные дорожки просматриваются достаточно четко. Природа поглотила все! Постараюсь съездить
в ближайшие годы и поснимать с дрона.
Скорее всего, все, что можно вывезти забрали, остальное растащили. Но природа в этом месте... Пустыня, полупустыня, степь... Ландшафт меняется с
каждым километром. Удивительно как в этом климате наши военные строили аэродром!
По дороге посетил сам городок Дзунбаян. Зрелище страшное. Даже в Монголии такого не видел. Посмотрите сами...
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|