Недостроенный Советский военный аэродром в Зуунбаян.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
Бывший Советский военный аэродром Зуунбаян (Западный)
Населенный пункт Зуунбаян (Дзунбаян (рус.)) Находится в 45 километрах на юг от Сайшанды. Недостроенный запасной военный аэродром. Координаты
по GPS 44°26'56.88"С 110°12'50.41"В.
ВПП аэродрома в Дзунбаяне строил Инженерно-аэродромный батальон из Сайшанды (в/ч п/п 23369). Перед передислокацией в Монголию батальон
дислоцировался в поселке городского типа Джида, что находится в Бурятии. В
начале марта 1982 года первый эшелон с личным составом и техникой батальона прибыл
к месту постоянной дислокации в Сайншанду.
Командиром Инженерно-Аэродромного батальона до 1983 года, был подполковник Волощук Михаил Васильевич. До
середины лета 1982 года офицеры части проживали в части, находясь на казарменном положении.
Зимой 1982-1983 года начали принимать аэродромные плиты на ж/д станции в
Дзунбаян. Для приемки грузов на станции постоянно находилась группа
военнослужащих (6-8 солдат) с офицером или прапорщиком.
В мае 1983 года часть личного состава перебазировались на место строительства аэродрома, в чистое поле (точнее, в пустыню) – километров 15
западнее Дзунбаяна. По состоянию на август 1986 года – работы
по строительству ВПП в Дзунбаяне продолжались. Строительство аэродрома проводилось
в теплое время - с мая по октябрь. Зимой на месте строительства находилась
дежурная группа в составе отделения охраны.
Продукты к месту строительства в Дзунбаян доставлялись несколько раз в неделю.
Солдаты проживали на месте практически все время. Офицеры возвращались в Сайшанду на побывку в свои квартиру (в городке Северном) 1 раз в 2 недели. В пятницу вечером выезжали с объекта,
а уже в понедельник к началу
рабочего дня возвращались. Половина офицеров ехали на эти выходные, а вторая половина - на следующие выходные.
Хотя большую часть времени личный состав находился вдали от гарнизона, на
стройке были организованы нормальные бытовые условия для военнослужащих. Вагончик-душ.
После усовершенствования организовали сауну (к вагончику пристроили печку).
Силами личного состава сделали бассейн. Сваркой разрезали пятидесятикубовую бочку
(цистерну) пополам, вдоль и получился хороший бассейн.
Каждый день можно было купаться. Вечерами смотрели кино в импровизированном
кинотеатре. Поставили на ребро аэродромную плиту, побелили - вот и кран. Вокруг плиты поставили
скамейки - и кинотеатр готов. Клубная машина еженедельно привозила кинофильмы из
Сайншанды.
ПОЕЗДКА В ДЗУНБАЯН
Ездил летом 2013 года. С трудом нашел место по GPS навигатору. Частично сохранилась грунтовая дорога от
Дзунбаян к аэродрому. На месте строительства аэродрома практически ничего нет. Взлетная полоса с трудом угадывается в степи,
видно, что полоса выровненного грунта. В некоторых местах остатки раскрошившегося бетона, остатки грунтоцементного основания.
Нашлось несколько столбов с остатками колючей проволоки. Несколько отрытых капониров, возможно просто котлованы под недостроенные здания. И практически все. Больше ничего нет. Хотя на Гугле взлетная полоса, рулежные дорожки просматриваются достаточно четко.
Природа поглотила все! Постараюсь съездить в ближайшие годы и поснимать с дрона.
Скорее всего, все, что можно вывезти забрали, остальное растащили. Но природа в этом месте... Пустыня,
полупустыня, степь... Ландшафт меняется с каждым километром. Удивительно как в этом климате наши военные строили аэродром!
По дороге посетил сам городок Дзунбаян. Зрелище страшное. Даже в Монголии такого не видел. Посмотрите сами...
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|