Деоративно-прикладное искусство монголов.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Большое место в жизни монгольских народов занимало декоративно-прикладное искусство. Орнаментом украшались детали юрты, одежда, бытовая утварь. Многие орнаментальные мотивы уходят в глубокую древность
и несут на себе довольно сложную символику. Для монгольского орнамента характерны естественные краски окружающей природы. Монголы с удивительным чувством меры и такта сочетают эти цвета не только в рисунке, но и в композиции своей одежды.
Монгольские мастера достигли большого искусства в
украшении оружия и конской сбруи, инкрустированных драгоценными камнями; в
гравировке по металлу, филигранных украшениях женских головных уборов. Многие
ремесла, созданные во времена Средневековья, продолжают свою жизнь и в наши дни.
С давних времен мастера Монголии достигли
большого искусства в инкрустации драгоценными камнями по металлу, резьбе по
кости, филиграни, гравировке по металлу и чеканке. Яркие, необычайно интенсивные
по красочным сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду
монголов. Некоторые войлочные юрты и по сей день украшаются, как яркими тканями,
так и узором из аппликаций и вышивок, о которых восторженно отзываются
посещавшие Монголию иностранцы. Красные, синие, лиловые и зеленые цвета оттеняют
и оживляют белый войлок юрты, делая эти жилища необычайно нарядными. Как в
народном, так и в профессиональном искусстве Монголии сохраняется уникальность
форм и сюжетов, простоты и выразительности. Монгольское искусство является
неотъемлемой частью так называемого искусства Востока и достойным вкладом в
мировую сокровищницу культуры.
Разнообразием и богатством отличаются, в
особенности, предметы быта, выражающие мировоззрение человека. Основное жилище
кочевников - юрта, убранство её и декор представляют собой целую галерею
декоративно-прикладного искусства. В легендах и сказаниях часто встречаются
песнопения, восхваляющие юрты и дворцы. Так, о дворце богатыря Улан Бодона
говорится: "На верхнем бруске двери высечены Павлины и фазаны с вытянутыми
шеями, на нижнем бруске двери высечены Коршуны и турпаны, играющие в выси..."
Юрта эта богатая,
счастливая. В историческом повествовании XVII века-в биографии
Равчамба Зая, о его юрте говорится: "Круг и уни Юрты для зайсана Балгажа Увшанз
мастерили серебряными украшениями, их красил и полировал Шидорч. Стены /хана/
были покрашены в разные тона. Дверь юрты складная с железной обшивкой, покрывало
юрты вышито красным и зеленым казахским сукном . . ." Юрта, её форма,
конструкция, роспись и утварь, проверенные временем и образом жизни, дошли без
изменений до наших дней. Различные монгольские племена отличаются одеждой и её
украшениями. Монгольская поговорка "Одежда-бог, тело-дьявол" исходит из
благородного нравоучения, что одежда, её украшении должны быть к лицу и
подобраны со вкусом. В Монголии было очень много видов, фасонов национальной
одежды и известно, что одни лишь головные уборы составляют более ста
видов-женские, мужские, детские, для духовных лиц, для обрядов, парадные, для
повседневного пользования и т.д. Правильный покрой одежды, её отделка, шитье,
вышивание были обычным занятием для женщин, а пошив головных уборов различного
фасона, сложный вид вышивок, аппликаций из цветной кожи-были делом рук мужчин-
искусных мастеров. Искусство монгольских народных умельцев по способам
изготовления можно подразделить на более чем двадцать видов: кузнечные изделия
из железа и бронзы, литье из этих металлов, художественная резьба деревянных
изделий, орнаменты и аппликации на коже, рельефные надписи, художественное
шитье, чеканка по золоту, серебру, скульптура и т.д. Почти каждый хошун, аймак
страны, как правило, славился своими мастерами одного из видов художественного
ремесла, например, княжество Далай Чойнхор вана отличалось своими кузнецами,
Сайн ноён хана-художественной резьбой, Дариганга-мастерами чеканки по серебру.
Урга-аппликациями, изготовлениями ксилографии для печатания, живописью и т.д.
Монголы веками создавали свои
национальные орнаменты, которые, являясь
выражением художественного интеллекта народа, отображают чувства прекрасного в
природе и жизни, отличаются приподнятостью повествования, глубоким содержанием и
служат основой во всех видах народного ремесла и искусства, И за всю историю
своего существования орнамент вы-кристализировался в наиболее типичные виды:
ЗООМОРФНЫЙ - эвэр угалз - роговидный, в котором сочетались, переплетались и
соединялись фантазией народа рога архара, воловьи ноздри, птицы и т.п.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ - в основу которого народ вложил форму листьев, цветов, травы,
деревьев, веток, кустарников. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ: форму облаков, туч,гор, дыма,
пламени, волн и т.п. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ орнамент - меандры, свастика, "улзий"
круглой и ромбовидной формы, орнаменты, имеющие прямоугольные формы, могут быть
переплетены между собой. Орнаменты не являются самостоятельной областью, а
считаются неотъемлемой деталью всех основных видов народного изобразительного
творчества, служат элементами отделки и украшением, содержат глубокий
символический смысл. Например, монголы на дверях или на других предметах
домашнего обихода рисуют орнамент "улзий", чтобы благополучие сохранялось в
семье. Старинные орнаменты лаконичны по цвету, обычно их писали синими, черными
и красными минеральными красками, но один и тот же цвет могли применять в
различных оттенках. С" давних времена монгольском народе появилось почтительное
отношение к 'мастеровому люду-дарха-нам-кузнецам, они пользовались особым
положением в обществе. Люди из рода дарханов обычно всегда обладали какими-то
талантами, были искусными мастерами, умельцами.
Рашид-ад-Дин, иранский ученый ХШ века, доносит до
нас предание о монгольских племенах, живших около двух тысяч лет назад. Оно
гласит о том, что одно монгольское племя в битве с другими было целиком
уничтожено, остались только двое мужчин и две женщины, и они были вынуждены
бежать из родных мест. Долго шли они по горным тропам и труднодоступным местам,
наконец, дошли до большой, просторной котловины среди гор, богатой злаками и
дичью. Они остались И там жить навсегда. Через несколько сотен лет им стало
тесно там, ибо это был уже целый народ. И решили они искать выход из этой горной
долины. У них был железный рудник, где плавили железо. Там они стали пробивать
выход. Набрали в лесу много дров и угля, из шкур семидесяти лошадей и быков
сшили огромные кузнечные меха, развели большой огонь и расплавили железную гору
и вышли из горной долины в широкую степь. Г.Е. Грум-Гржимайло, путешествовавший
в начале века по западной Монголии и Урянхайскому краю, в своих записях отмечал
особое значение кузнечного дела среди других
народных ремесел Монголии. Когда в кузницу заходил чиновник, то кузнец мог не
отрываться от работы и не приветствовать его, ибо по обычаю считалось, что
кузнечное дело родилось намного раньше чиновника. Во всех аймаках кузнечное
ремесло имело одинаково широкое развитие и было кастовым, передавалось из
поколения в поколение по наследству и имело свои семейные секреты ремесла.
Большинство кузнецов были людьми талантливыми и универсалами. Они умели делать
всё: от ободов на колеса телег, хитроумных замков, таганов, различной
металлической домашней утвари до отделок и украшений дня конского снаряжения, до
пластинчатых кольчуг, орнаментов на колчаны для стрел, декоративные компоненты
из серебра для женской и мужской одежды-бляхи, подвески, орнаментированные
серебром пояса, мужские наборы, в которые входили стальные ножи с богатыми
ножнами, стальные огнива, палочки для еды, зубочистки, щипчики для выдергивания
волос, трубки для курения, уховертки и пр. пр. Описание работ умельцев выглядит
так: "разбивают чистое серебро на весьма тонкие листы и, по сделанным из бересты
образцам, вырезают из них птиц, зверей и другие изображения. Накладывают
серебряные вырезки и насекают их в раскаленных горнах молотками с шероховатыми
бороздками на уздечки, седла и на колчаны, и серебро пристает к железу так
крепко, что никогда не отваливается. Напоследок работу воронят через огонь и
выглаживают углем". Художественная резьба по металлу далеко выходила за рамки
декоративного предназначения. Умельцы создавали сложные фигуры буддийских
божеств размером до 40 см. Эти несравненные изваяния были отшлифованы до
синеватого оттенка и были блестящими как стекло-так отзывались люди, видевшие
их. Недаром в старинных сказаниях и легендах говорится, что "фигуры сделаны
белее серебра, отшлифованы глаже льда, украшены редкими самоцветами".
Ювелирные работы
были распространены по всей Монголии. Чаще всего мастера украшали медные и
железные изделия золотыми и серебряными орнаментами, а позже, когда стали
использовать, золото и серебро для украшения, покрывалитонкие серебряные
пластинки сложным рельефным орнаментом-из серебряных нитей выполнялись
причудливые, затейливые переплетения национальных узоров-монгольская филигрань.
Головные украшения, короны, зажимы, накладки, заколки для причесок, подвески
халхасских, даригангских, узэмчинских, бурятских женщин и женщин западной
Монголии обычно изготовлялись на серебряном остове с филигранными орнаментами из
золота и серебра с вкраплениями кораллов, бирюзы и других драгоценных камней.
Это тонкое и сложное ремесло в талантливых руках народных мастеров часто
поднималось до высокого ювелирного искусства.
Достойна восхищения
художественная резьба по металлу монгольских мастеров; изделия их
могут соперничать с тончайшей резьбой по сандаловому дереву и по слоновой кости
художников Индии и Китая. В музеях МНР имеются ножи в ножнах и огнива, различные
футляры, печати монгольских чиновников, курительные трубки и принадлежности к
ним, на которых искусно вычеканены 12 животных монгольского календаря, рельефные
орнаменты, эмблема и титульные названия, в некоторых применена золотая
инкрустация. С бронзового века у монголов сохранилась традиция литейного
мастерства, а в конце XIX века широкое распространение получило литьё из цветной
бронзы, латуни и из сплавов с примесью меди. Отливали ритуальные музыкальные
инструменты и другие предметы культа, кадила, курильницы. Различные
колокольчики, гонги ручные и висячие изготовлялись литьём. Каждый мастер владел
своим собственным секретом отливки и настройки. Так все шестьсот колокольчиков,
отлитые известным мастером из Урги Дагва-доржем в начале XX века, отличались
друг от друга оформлением, отделкой, орнаментом и своим особым звучанием. Хорошо
отлитый и верно настроенный колокольчик-дэншиг издает удивительно чистый И
мелодичный звук, который долго вибрирует и звучит как камертон.
При отливке сложных произведений большого размера
применялся способ перегонного литья, инструкцию для которого в свое время
написал великий, монгольский скульптор XVII века Г. Дзанабадзар. На протяжении
долгих лет ею пользовались многие мастера-литейщики, в том числе и Дагвадорж.
Монголы с давних времен всегда сами
изготавливали из дерева домашнюю утварь:
юрты, телеги, сундуки, шкафы, ведра, посуду, музыкальные инструменты и т.д.
Резчики вырезали шахматы, хоролы /национальные игрушки/, (фигурки домашних
животных, клише для печатания книг и бурханов, предметы тонкой художественной
работы. Монгольские столяры, плотники, краснодеревщики особое внимание уделяли
правильной сушке и обработке дерева. Мастер заботился о качестве материала,
когда дерево ещё стояло в лесу на корню, с него снимали кору, долго сушили,
потом спиливали и вынимали сердцевину. В речной воде смывали смолу, если было
нужно, то её вываривали в воде. Некоторую утварь, например, корыто для водопоя
скота, различные ступы выдалбливали из твердого дерева; ложки, пиалы, корытца
для мяса, мешалки, различные половники и другую необходимую посуду резали из
цельного дерева, предпочтительно из осины, поскольку она не давала посторонних
привкусов. Плотники умело использовали природные качества деревьев, например,
для изготовления гнутых изделий-то-оно-верхнего круга юрты - летом срезали одну
половину ствола березы и, когда она высыхала на корню, то гнулась в ту сторону,
где ствол оставался не срезанным.
Для художественной
резьбы использовались береза, сосна, кизил, крушина, корни
можжевельника, т.е. подбирались такие породы деревьев, которые сохраняли
влажность в течение года. Для тонкой резьбы также использовалось сандаловое
дерево, красное, эбеновое и др. Изготовление монгольских национальных
музыкальных инструменгов издавна относится к народному художественному ремеслу.
В истории Юаньской династии сказано, что во дворце императора Тогон Тимура был
симфонический оркестр в составе 312-ти человек. Г. Бадрах в своем очерке писал,
что монгольские музыкальные инструменты в большинстве своем струнные-щипковые и
смычковые. Во всемирно известном монгольском героическом эпосе "Жангар" о
супруге Жангара Агат говорится: "Когда в руки брала она высокую серебряную ятгу
с 91 струной, раздавались крики лебедихи, снесшей в камышах яйцо, утюг, снесшей
яйца в зеркалах озера" . . . Самым распространенным народным музыкальным
инструментом был моринхур. Грифы моринхуров гордо венчают одна, две или три
выразительных, прекрасных лошадиных головы, под ними иногда вырезали голову
дракона. По бокам квадратного корпуса, на ушках-колках, на смычке вырезали
красивые орнаменты. Есть ещё такой инструмент - шанаганхур, который выдалбливали
из цельного куска дерева или же склеивали из тоненьких дощечек. Орнаменты на нём
не вырезали, а наклеивали из тонких пластинок дерева. Создать настоящий
шанаганхур мог только очень опытный мастер.
Деревянные клише для печатания книг и рисунков изготавливали из плоских досок,
но чтобы избежать деформации, резьбу наносили с 4-х сторон на квадратной или
прямоугольной доске в длину. Мастера предпочитали и высоко оценивали резьбу
цельных фигур, чем плоские орнаменты и барельефы. Считали, что резьба должна
четко выделять живую природу: людей, растений и животных, и такая резьба
приобретала большую художественную ценность.
Монгольская резьба
отличается своей монументальностью. В шахматных фигурках, находящихся в Музее
изобразительных искусств, ловко вырезан верблюд и, хотя он размером меньше
спичечного коробка, выглядит внушительно, монументально. В начале 20 века в Ургу
были созваны со всей страны прославленные мастера-резчики для выполнения больших
государственных заказов религиозного значения, таких как: создание уменьшенного
храма- обиталища небесных буддийских божеств: Дуйнхорын Дой-лин. Авидийн Шангад,
представляющие собой архитектурные ансамбли со всеми сложными атрибутами,
создания деревянных клише более трехсоттомного Ганжура и Данжура-сборников
индотибетских ученых трактатов по многим отраслям знаний: литературе, искусству,
астрономии, философии, логике, медицине, математике, теологии и т.д. В Ганжуре
было 1260, в Данжуре 3427 разделов. Каждый из них имел по 500-600 страниц
размером 80x24. Все эти работы были прекрасно выполнены в предельно малый срок
Резчики работали и на других материалах - кости, камни, янтарь. В Урге делали
костяные украшения для одежды. Так вываривали кости верблюда, после чего они
становились белоснежными и эти белые кости шли на бижутерию.
Издавна мастерами
художественной вышивки были женщины, искусно владевшие иголкой и
нитками. Это обширное звено народного ремесла в свою очередь делилось на
художест венную вышивку, аппликацию и на художественную строчку или прошивание.
Каждый вид шитья имел свою особенность и специфику. Аппликация и художественное
прошивание господствовали в кочевых районах. Традиционная художественная
прошивка найдена в могилах времен древнего гуннского государства, и рисунки
таких строчных войлочных ковров до сих пор бытуют во всех тюрко-монгольских
аймаках. На западе Монголии, особенно среди казахского населения и ныне широко
практикуется художественная аппликация и сюзане - из красной, коричневой и
черной материй вырезают орнаменты и прошивают на войлочных коврах и такими же
цветами окаймляют войлочный ковер. Монголы любят украшать синие или голубые
палатки крупной белой орнаментальной аппликацией. Ещё древние монголы создавали
аппликации на войлочных коврах, на богатых покрытиях юрт-дворцов, о которых
много писали европейские путешественники того времени. Буддийская религия часто
использовала аппликацию в своих целях. Монгольские мастерицы создавали роскошные
свитки /иконы/святых буддийского пантеона, они были яркими, красочными, из
дорогих материалов - натурального шелка, парчи. Их украшали жемчугом, кораллами,
бирюзой. Подобные свитки-аппликации порой конкурировали с живописью - танкой и
постепенно аппликация выделилась в самостоятельный вид искусства.
В конце XIX века широкое распространение получило
художественное шитье с применением серебряного и
золотого позумента, который прошивали тонкой нитью. Одежды
привилегированных лам, князей, ноёнов, стали украшать мелким речным жемчугом,
кораллами, бирюзой и т.д. Помимо вышеупомянутых основных видов монгольского
декоративно-прикладного искусства ещё имеются и другие, самобытные. Имел
распространение метод изготовления рельефных орнаментов и изделий из кожи. Так в
западной Монголии шили кожаные фляги-бурдюки, на которых вдавливали рисунки
любого орнамента. Эти вдавленные рисунки не стирались и не исчезали даже при
хранении в них жидкостей. Такие фляги-бурдюки были очень практичны в условиях
кочевой жизни, они были легкими, прочными, удобными. Из сыромятной обработанной
кожи монголы делали ремни, уздечки, упряжь, седла, украшения к ним, сапоги -
гутулы. Также хорошо они выделывали замшу и украшения из замши на детали седел,
на вьючные кожаные мешки, на футляры курительных трубок, на голенища хутулов и
т.д.
Был другой вид искусства -
намх - плетение сложных узлов из цветных ниток на деревянной
крестовине. С её помощью нитками пяти цветов - синей, белой, красной, желтой,
черной - создавали различные плетения-орнаменты зооморфного и геометрического
вида. Суть заключалась в том, что по контуру крестовины цветными нитями
натягивали орнаменты с прямыми углами, фигурки людей, животных. Своеобразным
видом монгольского декоративно-прикладного искусства был дзумбэр, аналогичный
рельефному орнаменту. Его делали так: брали толченый фарфор или мрамор,
добавляли сахарный песок, раствор клея и из всего этого замешивали густую массу.
Её клали в сосуд с тонкой трубкой и выдавливали по контурам будущего орнамента,
который походил на тонкую резьбу или барельеф. После затвердевания массы,
орнамент красили, чаще всего в желтый цвет.
В этом обзоре автор попытался рассказать только
об основных видах монгольского декоративно-прикладного искусства. Из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что с глубокой древности и до нашего времени
это искусство продолжало и продолжает развиваться, обогащаясь и дополняясь, что
оно воплощает в себе большой опыт человеческого разума, его силу, красоту,
стремление к прекрасному, отличающееся художественным вкусом, тонкостью, яркой
образностью, своеобразным ритмом и композицией. Оно ярко свидетельствует о
богатстве и ценности многовекового культурного наследия, созданного непрестанным
трудом и талантом монгольского народа.
Народный художник Монголии Н. Цултэм
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
- Использованы материалы: Анна Бережных. Оригинал статьи //www.irk-mongolia.ru
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|