Музей изобразительного искусства им. Занабазара. Музей, Улан-Батор, Занабазар, искусство монголов, монгольское искусство, скульптура
УЛАН-БАТОР
МУЗЕИ УЛАН-БАТОРА
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА им. ЗАНАБАЗАРА
После смерти Богдо Хана в 1924 году, в его резиденции по инициативе Академии Наук МНР открылся первый в Монголии музей, который просуществовал до середины 60-х годов. В 1956 году, наконец, было построено большое трехэтажное здание
специально для Центрального музея (архитектор Б. Чимид). Высота залов была рассчитана на скелеты гигантских тарбозавров высотой более пяти метров. Сначала Центральный музей Монголии делился по этажам - природа, история и искусство. Но позже музей постепенно
реорганизуется. И в первую очередь экспозиция искусства была переведена в двухэтажное здание на бывшей Ширококитайской (потом по карте — Октябрьской) улице, ныне на улице (площадь Строителей (Барилгачдын талбай).
Здание, в котором ныне располагается музей, было построено в 1905 г. и является одним из первых двухэтажных построек русского типа, возведённых в Урге. Первоначально здание принадлежало построившему его русскому купцу, затем с 1920 года — китайскому банку,
с 1921 года было отдано под штаб советского военного контингента, с 1931-го стало Государственным универмагом, в 1961-м в нём расположился Союз ремесленников, а в 1966 году в нём был организован Музей изобразительных искусств. Но затем, в 1965 году
было построено новое пятиэтажное здание центрального универмага (Их Дэлгур) и двухэтажное здание недалеко от Центрального музея Монголии освободилось. В нем и было решено устроить музей искусства.
31 марта 1965 года 87-м постановлением Совета министров в столице МНР был образован Музей изобразительных искусств. Первых отечественных и зарубежных посетителей он принял 23 июля 1966 года. Тогда здесь было более 300 экспонатов, которые пропагандировали уникальные произведения многих
поколений мастеров изобразительного искусства нашей Родины, исторические памятники кочевой цивилизации, насчитывающие многие тысячелетия. Сегодня музей является профессиональным учреждением государственного, национального масштаба, которое
популизирует, исследует, охраняет шедевры национального изобразительного искусства и кочевой цивилизации.
В 1985 году, по случаю 350-летнего юбилея Дзанабадзара, музей был переименован в его честь. В период с 1966 по 1989 год выставки музея прошли в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Баку, Улан-Удэ, Софии, Братиславе, Будапеште, Эрфурте.
В 1989 году из музея была выделена Художественная галерея, в 1991 — Монгольский театральный музей.
В 1994 году впервые прошла крупная западноевропейская выставка «Монгольские сокровища» в парижском Музее восточных искусств, позже — в Нидерландах, США, Корее, КНР, Германии, Испании и Японии. В 1996-2007 годах, согласно правительственным постановлениям,
более 200 экспонатов получили статус уникальных (хосгүй үнэт үзмэр).
ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ:
Музей изобразительного искусства поначалу состоял из двух отделов: дореволюционного и
послереволюционного. Но, поскольку в середине 1980-х в выстроенном русскими 3х-этажном
здании — Центре культуры был выделен этаж для Галереи современного искусства
Монголии, экспозицию перегруппировали, и остался в старом здании Музей
национального искусства — с первобытных времен до начала XX века. Экспонируются
предметы культуры из древней столицы чингисидов Каракорума, предметы религиозного культа, обширная коллекция живописи и скульптурных работ. В музее представлены уникальные произведения искусств, выполненные Ундур-гэгэном Занабазаром – первым богдо-ханом в 1635–1724 гг.: скульптуры Белая Тара и Зеленая Тара, Боди-субурган и др. В экспозиции музея представлена богатая коллекция буддийской иконографии XIII–XVIII вв., контурные аппликации,
ритуальные маски и костюмы
Цам, прорисовка наскальных рисунков с III в. до н.э по XIII в. А
также в музее можно увидеть самые знаменитые произведения крупнейшего художника
начала 20-го столетия Балдуугийна (Марзан) Шарава - «События одного дня
Монголии» и «Праздник кумыса».
В настоящее время в 4 фондах музея хранится более 18 тыс. экспонатов. Действует 11 постоянных выставок в 11 залах.
Не случайно, конечно, то, что музею присвоено имя
потомка Чингис хана, сына Тушээт хана Гомбодаржа первого владыки ламаистской
церкви в Монголии Занабазара. Он был духовным, политическим руководителем нашей
страны, великим просветителем и творцом, который известен, как выдающийся
скульптор, художник, поэт, лингвист. Если раньше считали, что из-за него
Монголия попала под гнет Маньчжурской империи, то ныне наши и зарубежные ученые,
учитывая внутреннее и внешнее положение, а также военный, экономический
потенциал Монголии 17-го века сделали вывод, что это неверно. В музее находятся
также его уникальные бесценные шедевры, как отлитые из бронзы, позолоченные
статуи четырех дьяков Бууд, богини Белой Тары, «Надгробная пирамида Бодь»,.
автопортрет и портрет его матери Ханджамц. Создавая свои статуи Хутухта,
Г.Занабазар, применив метод бронзового литья, внеся в религиозное искусство
черты милосердных образов, реальность, их жизненность, создал специфический
стиль, манеру сотворения скульптуры. Он создал письменность "соембо" с целью
упрочения национального единства, расширения влияния желтой религии в Монголии.
Идеограмма соембо до сих пор является нашей государственной эмблемой, символом
расцвета вечности монгольской нации.
О монгольской живописи нужно рассказывать,
начиная с изобразительного искусства наших предков, то есть империи Гуннов,
Сиамби, Тоба, Тюрков. Многие искусствоведы, историки с восхищением оценивали
искусную отделку стеганых тюфяков времен тюрков. Хотя на протяжении длительного
исторического периода на монгольскую живопись оказали определенное влияние
культура Индии, Тибета, Китая, можно смело утверждать специфические, характерные
признаки, черты ее сформировали именно сами монголы, монгольские быт, обычаи и
природа. Только в этом музее можно полюбоваться лучшими произведениями видных
монгольских художников начала двадцатого столетия. Например, это творения
иконописцев Хасгомбо из Их Хурээ, Тослонгийн Цэнд, Тавхай-бор, Цагаан Дамба.
Также можно .увидеть у нас прославленные большие картины Балдуугийн Шарава по
прозвищу «Марзан» («Насмешник») «События одного дня Монголии» и «Праздник
кумыса». В них быт, обряды и обычаи монголов того времени изображены в
свойственной Шутнику ироничной, насмешливой повествовательной манере.
Цам - это буддистское театрализованное
представление, танец - мистерия со специальной одеждой, красочными масками
некоторые с диадемой из человеческих черепов. Смысл его - уничтожение злых духов
- демонов, всего плохого перед наступлением нового года. Персонажи Цама - 108
грозных божеств ламаизма. Их изображают специально подготовленные ламы с
использованием пантомимы с особым музыкальным сопровождением. Маски, одеяние его
изготовлялись с украшениями из золота, серебра, коралла, жемчуга, шелка.
- Зал древнего искусства
В нем хранятся экспонаты - ценные, уникальные
памятники искусства, охватывающего период от 700 лет до 15-16-го веков нашей
эры. Самые древние из них - это стена жилища древнего человека - пещеры, а также
петроглифы - наскальные рисунки, изображающие телодвижения людей и животных. Они
созданы во время древнего ледникового периода в истории человечества и
изображают часто обитавших на нынешней территории Монголии животных и птиц. До
сих пор нет объяснении тому, почему на этих рисунках встречаются изображения,
напоминающие современные корабли и реактивные ракеты.
- Зал мандал-лойлинг
- Зал новых археологических находок
Этим временем называют 2000 лет до нашей эры,
потому что люди того периода умело изготовляли из бронзы ювелирные украшения,
орудия труда, оружие украшенной рукояткой, изображающим голову горного козла
сабля, нож, наконечник стрелы. Также здесь можно увидеть оригинальные находки -
экспонаты, изображающие искусно украшенную лошадь с всадником, верблюда, птиц.
Есть и животные, оленные каменные статуи. В Центральной Азии найдено более 600
подобных статуй и свыше 550 из них находятся в Монголии.
- Зал религиозной живописи-танка
- Зал народного искусства
Это один из видов народного искусства.
Произведения монгольских ремесленников делались главным образом из металлов.
Модели, экстерьер были очень многих видов, исходя из их предназначения. То есть,
это были ювелирные украшения, ритуальные, обрядовые и бытовые изделия. Они
производились издавна путем применения таких традиционных методов, как плавка,
ковка, формовка, чеканка, резьба, вытачка, орнаментация, чернение, насечка,
позолочение, вырезка. Монгольские умельцы имеют богатый опыт своего производства
рабочих инструментов и моделей изделий. Классические методы их работы,
творчества, исходя из региональных и производственных особенностей
подразделяются на такие общеизвестные по всей Монголии многие стили и манеры,
как Батно-ров, Дариганга, Боржигон, Ноен Сэврэй, Далайчойнхор Ван. Они в
соответствии с обычаем культурного наследия, особенностей мышления жителей
разных регионов сохраняют самобытные виды и формы.
- Зал аппликации
- Зал живописи монгол зураг
- Зал монголо-тибетского книгопечатания
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
БИБЛИОГРАФИЯ
- Использовались материалы статьи Ц.Эрдэнэбилига "Монгольский музей изобразительного искусства имени Г.Занабазара" в газете "Монголия сегодня". 2010 год.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
THE FINE ARTS ZANABAZAR MUSEUM (ЗАНАБАЗАРЫН МУЗЕЙ)
|