English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Храм-музей Чойджин-Ламын Сумэ, Монголи, музей, храм, Лама, храмы Улан-Батора

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

МУЗЕИ МОНГОЛИИ

ХРАМ МУЗЕЙ ЧОЙЖИН ЛАМЫН СУМЭ


Храм-музей Чойжин Ламын Сумэ в Улан-Баторе — это уникальная жемчужина культурного наследия Монголии, воплощающая в себе сочетание духовной традиции и исторической значимости. Основанный в начале XX века, этот необыкновенный комплекс служил местом для религиозных практик и медитаций высокого ламы — Чойжина Ламы Лувсанхайдуба, который являлся духовным защитником монгольского государства. Сегодня храм-музей предлагает посетителям возможность познакомиться с богатой историей буддизма в Монголии и величественной архитектурой, отражающей величие и традиции прошлых веков.
 

Монастырь построен между 1904 и 1908 годами в честь государственного оракула Лувсанхайдава, родного брата VIII богдо-хана и является одним из лучших памятников монгольской архитектуры начала ХХ в. Этот музей является комплексом, в котором сохранено бесценное и неповторимое наследие истории, культуры, религии, архитектуры Монголии.
 

Храмовый комплекс, окружённый многочисленными священными символами и буддийскими иконографиями, является свидетелем эпохи, когда Монголия находилась под влиянием тибетского буддизма. Каждое здание здесь пронизано красотой и сакральным смыслом: изысканные скульптуры и фрески, деревянные резные колонны и богатые алтарные украшения захватывают воображение посетителей. Экспозиции внутри музея предлагают широкий спектр артефактов — от ритуальных предметов до древних писем, каждый из которых рассказывает свою историю о духовном и культурном богатстве монгольского народа.
 

Храм - музей расположен в одном квартале от центральной площади Сухэбатора. В разросшейся столице он окружен со всех сторон современными зданиями - Государственной публичной библиотекой, Выставочным залом, Дворцом бракосочетаний и т. д. В настоящее время Высотные здания буквально доминируют в окружающем храмовый комплекс ландшафте.
 

Ни каждый житель сегодняшнего Улаанбаатара знает о том, какое ценное наследие истории, религии, культуры, традиции и обычаев Монголии сохранено в Музее - храме Чойжин -ламы. Наверное, поэтому некоторые люди без угрызения совести построили в непосредственной близости к этому музею различные бары, рестораны и другие увеселительные заведения, и повредили основные ворота и часть забора. А ведь эти основные ворота являются бесценным творением искусства, если учесть, что рисунки, нарисованные на них сохранились в хорошем состоянии, хотя им более 100 лет. А когда под резиденцию назначенного главным оракулом страны брата Богдо Лувсанхайдава в начале XX века было отведено место южнее площади Поклонений (ныне площадь Сухэбатора), здесь было просторно.
 

В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шугден. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры» и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.
 

Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зуун-хурэ (восточной части столицы) на народные пожертвования, в 1903 году сгорел в пожаре  по невыясненным и загадочным причинам.
 

Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен (по другим данным она являлась дочерью градоначальника г. Маймаа (Кяхта) того времени), — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу.
 

Храм строился монгольскими умельцами и строителями под руководством знаменитого архитектора столицы Монголии - Ургоо того времени Омбо. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).
 

Император Маньчжурии не давал разрешения на строительство этого храма, так как он был предназначен для проведения религиозных обрядов и богослужений в защиту Монгольского государства, но Чойжин-ламе Лув-санхайдаву удалось его уговорить. Богослужения и религиозные обряды проводились в этом храме, состоящем из 5 отдельных монастырей и 55 комнат, до 1938 года.
 

В 1938 году монастырь был закрыт и вероятно был бы уничтожен, но в 1942 году было решено в зданиях храма создать музей, чтобы демонстрировать 'феодальные' пути прошлого. Музей, сначала именовавшийся "Антирелигиозным", потом поспокойнее - "музей истории религии".
 

Храм Чойжин-ламы не постигла участь многих тысяч других монастырей и храмов Монголии, которые были разрушены в те сложные годы репрессии 1930-х годов. Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»). После демократических преобразования 90х годов в стране, этот монастырь не стал действующим храмом и вероятно навсегда останется музеем.
 

От дворца Богда Хана, к храму вела пустынная охраняемая дорога, по которой через скромный деревянный мост над Толой проезжал Богдо Хан. Теперь по этим местам к центру Улан-Батора через массивный с каменными башенками мост, возведенный китайскими рабочими мост ("Мост  дружбы") проходит одна из главных магистралей столицы — широкий асфальтированный проспект (ранее называвшийся сначала именем Сталина, потом именем Чойбалсана, сейчас имени Чингис Хана). Вдоль проспекта тянется огромный, на 42 гектара Детский парк. Детище А.И. Цедэнбал-Филатовой, опекавшей монгольских детей, парк возведенный молодежными интернациональными бригадами, также носит название "Парк дружбы". В социалистические времена парк являлся излюбленным местом отдыха детей столицы. В нем располагались многочисленные аттракционы и сказочные скульптуры.
 

Монастырский комплекс Чойджин-Ламын Сумэ состоит из 5 храмов, где выставлены уникальные изделия мастеров XVII–XIX вв. из стран Центральной Азии. Экспонаты хранятся в храмах-музеях дворцового ансамбля последнего гэгэна, где все оставлено в том виде, как было в некогда действовавшем «храме милосердия». Богато и всесторонне представлено буддийское искусство, произведения искусства монгольских мастеров, костюмы и маски для религиозной церемонии цам, музыкальные инструменты, литье, буддийская иконография, образцы резьбы, шитья и контурной аппликации.
 

Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.
 

Музей содержит драгоценные примеры Буддистского искусства, включая картины Занабазара, известного религиозного реформатора 17-ого столетия. Так же Вы можете увидеть красочные маски для танцевальной церемонии Цам, вышитой кораллами, бронзовая статуя богов в эротических позах, шелковых танках и многих других экспонатах.
 

Визит в храм-музей Чойжин Ламын Сумэ — это не только погружение в глубины истории и культуры Монголии, но и возможность ощутить дух гармонии и умиротворения, царящий среди его старинных стен. Прогуливаясь по территории храма, ощущаешь, как время замедляется, а строгая красота архитектуры и звуки молитв влияют на самое сердце. Этот уголок духовного и культурного наследия открывает свои двери всем желающим прикоснуться к непреходящим ценностям и традициям, которые продолжают жить и вдохновлять современные поколения.

ОСМОТР МУЗЕЯ

Своей планировкой по принципу смежных дворов, главная ось которых проходит с юга на север, Чойжин Ламын Сумэ напоминает резиденцию Богдо Хана, но при его строительстве уже широко применялись камень и кирпич. Перед центральным входом в ансамбль с юга прежде стояли Триумфальные ворота, которые были сооружены из камня, но имитировали деревянные. Это были единственные каменные Триумфальные ворота в Монголии.
 

В настоящее время перед главным входом остался только трехстворчатый щит ям-пай, отгоняющий от храма злых духов, выполненный из местной голубоватой керамики. Многофигурные барельефы наглядно показывают, как надо бороться с врагами ламаизма надо ревностным служением вере. На боковых створках каменного щита барельефы рассказывают о странствиях буддийского монаха Сюаньцзана, посвятившего свою жизнь распространению буддийских книг. В центре щита изображен Хан-Гаруда  - мифический царь птиц на Востоке - пузатое чудовище с руками и ногами, с рогами на голове и огромным клювом, в котором он держит змею. По его бокам изображены его верные стражи - арсланы - львы, олицетворяющие ханскую власть.

 

План-схема храма - музея Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

 

Святые ворота, через которые вы попадаете в Чойжин-Лама-Сумэ, намного скромнее, чем стоящие перед резиденцией Богдо Хана, выполнены из кирпича и дерева (Храм Махаражда. См. план монастыря (1)). Подобно воротам другого двора, их украшают сверху позолоченные газели по бокам Колеса учения, а по скатам крыш фигурки животных охранников. Вдоль конька одной из крыш расставлены фигурки всадников. Над крышей ворот высится квадратная башенка - гонхон. Три стены ее имеют по круглому окну, а четвертая выполнена в виде огромного окна, со множеством рам и переплетов. Колонны, как и все деревянные части Святых ворот, окрашены в красный цвет и расписаны орнаментом. Такие же ворота расположены в ограде в восточной и западной частях монастыря. Их башенки окрашены в разные цвета, согласно буддийским традициям. Боковые ворота в настоящее время не используются и закрыты на замок.

ГОЛ-СУМ (ГЛАВНЫЙ ХРАМ)

От Святых ворот через все дворы монастыря вымощен главный, «высокий» путь, ведущий к гол-суму, главному храму (2). Собственно, это два соединенных храма: в одном шло богослужение, в другой из него главный оракул удалялся для предсказании. Здание сооружено на гранитном цоколе. И по всему его главному фасаду проходит галерея с колоннами. На каменном парапете, украшенном плоскорельефной орнаментальной резьбой, установлены фигуры льва, слона, обезьяны, сосуды с плодами.
 

А над галереей по фасаду протянута падуга с живописью, которая должна устрашить грешника: нетускнеющими минеральными и земляными красками изображены нарубленные тела, синеющие головы, вывернутые языки, человеческие внутренности, висящие сердца, гирлянды голов, кровь. Все это - останки врагов религии! В ансамбле Чойжин-ламын-сумэ многое напоминает о миссии ее хозяина, призванного в любом обличье узнавать и карать врагов религии!
 

Внутри главного храма, на подвесном потолке, изображены драконы среди облаков. И эти чудовища с оскаленной пастью - главный мотив в росписи и резьбе ансамбля. Их резными головами завершаются балки карнизов. На колоннах, потолке, стенах, карнизах, дверях, всюду внутри храма на традиционном красном фоне позолоченные драконы, окруженные цветами, облаками, огнем. Здесь же грозные божества, хранители желтой веры, в языках стилизованного золотисто - красного пламени. Стены башенки - гонхона занавешены иконами  - танками больших размеров. В центре храма золоченная фигура Будды-Учителя Шакьямуни на львином престоле. Незаметная дверь за иконостасом ведет в помещение храма грозного Идама, покровителя Чойжинламы. Сюда он уединялся, чтобы, доведя себя до исступления, определить врагов религии.
 

Во втором дворе (где расположен главный храм), симметрично стоят два храма - юрты. Крыша одного из них, кирпичного, покрыта листовым железом. Выбеленная скромная юрта, с нанесенным на крышу синим орнаментом, очень выделяется на фоне ярко-красных нарядных храмов.

ХРАМ ЯДАМА

Храм грозного Ядама, покровителя Чойжин Ламы Тибета. Тот был влиятельной фигурой, объеденивший буддистов Внешней и Внутренней Монголии, Маньжурии и Бурятии в начавшейся борьбе с "красной опасностью". Именно он в двадцатые годы будет провозглашать: "каждый буддист должен быть врагом коммунизма".
 

Храм Ядама, (5. см. схему) стоит обособленно от других , окруженный со всех сторон кирпичной стеной. Это -храм "тайной тантры", храм закрытого культа для духовенства, куда не допускались рядовые верующие.
 

В центре храма -позолоченная бронзовая скульптура одного из 84 индийских волшебников-магов Дувчиннагважадов. В витрине справа -бронзовые статуи тантрийских божеств Калачакра, Махакала, Важрадара и других с шакти, среди которых мастерством исполнения, живой пластичностью и изяществом своеобразной композицией выделяется Сита -Самбара известного монгольского скульптора, непревзойденного мастера Занабазара (1635-1724).
 

Хотя как духовное лицо, Занабазар следовал канонам буддийской иконографии, он однако сумел вдохнуть жизнь в свои произведения, преодолеть окаменевшую условность канона и создал монгольскую школу буддийского искусства.
 

В витрине слева мы можем увидеть произведение талантливого мастера Сурэна - резьбу по дереву, изображающую Бэгзэ-Дармапала. На Ритуальных столиках - предметы религиозного культа, изготовленные на рубеже XIX начала XX веков.

ХРАМ АМГАЛАН

Восточнее главного храма находится Храм Амгалан (Храм Благоденствия). (поз.6. см. схему)посвященный Ундэргэгэну. Стены этого восьмигранного храма со своеобразной композицией украшены 16 архатами, сочетающими в себе элементы фольклорного стиля и восточного искусства.
 

В витрине в северной части храма - автопортрет Занабазара , напротив его произведения : Ратнасамбава ,Минтуг и произведения его школы Майтрея, Манла, Зелёная Тара, Белая Тара. Здесь же бронзовая ступа-работа индийских мастеров, тысячелетней давности, привезенная Занабазаром из Тибета в Монголию в XYII веке.

ХРАМ ДЗУ

Западнее главного храма находится храм Будды-Учителя - Храм Дзу (4. см. схему) был возведен в честь основателя буддийской религии Шакъямуни. Реформированный амдосским ламой Цзонховой ( 1357-1419) применительно к условиям Тибета ламаизм представлял с собой ветвь буддизма -махаяну. Цзонхова возродил главный дацан города Лхаса, назвав его Дзу и украсил чело Шакъямуни диадемой .
 

Напротив входа возвышаются скульптуры Будды-Учителя - Шакъямуни, изображающие его в 3 ипостасях: прошлом, настоящем , будущем, а рядом скульптуры двух его учеников из папье-маше. Стены храма выполнены в виде пещер, в которые помещены 16 архатов ( тиб. Найдан) проповедников буддизма, живших в пещерах, отрешенными от мира и углубленными в созерцание. В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов, а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амалган посвящён первому тулку Богдо-гэгэна, Дзанабадзару (1635—1724).

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:
  • Богдо-гэгэн - "Главный святой", почитавшийся как живой Бог, высший титул воплощенца в монгольском буддизме.
  • Богдо Хан (1869-1924). 
  • Занабазар - выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии.
  • Дворец Богдо хана. Страницы фотоальбома.
     
  • Еще в 1995 году постановлением правительства Монголии маска бурхана “Улаан Жамсран” была зарегистрирована как величайшее творение. Эта маска покрыта красным кораллом. Частью маски также является дээли и другая атрибутика. 18 таких изделий созданы из костей, шелка, парчи, бирюзы.

    Сама маска с дээли хранится в музее Чойжин ласын сумэ. Его создал один из искуснейших ваятелей XIX века Пунцаг-Очир. При создании маски использовались золото, серебро, жемчуг, бирюза. Самого жестого бурхана “Улаан Жамсран” украсили еще и 6000 красных кораллов. Маска весит 30 кг, а вместе с дээли и другой атрибутикой вес одеяния достигает 70 кг. Маска “Улаан Жамсран” использовалась при исполнении буддийской мистерии “Цам”. По материалам сайта www.asiarussia.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
БИБЛИОГРАФИЯ
  • Использовались материалы статьи Б.Баатара "Дворец Богд хана и храм Чойжин-ламы хранят бесценное наследие Монголии" в газете Новости Монголии 31-32 от 7 августа 2011 года.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА. ЧОЙЖИН ЛАМА МУЗЕЙ
Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

Фотография. Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сумэ). Улан-Батор.

 

 

- Общая информация

- История Улан-Батора

- Улан-Батор сегодня

- Достопримечательности

- Музеи Улан-Батора

- Памятники и монументы

- Монастыри, храмы Улан-Батора

- Театры

- Галереи искусств

- Дворец Бракосочетания
 

- Магазины, рынки

- Кафе, рестораны

- Выставки Улан-Батора

- Общественный транспорт
 

 

- Багануур.

- Багахангай.

- Налайх.
 

 

- Поселок Гачуурт.

- Детский лагерь "Найрамдал".
 

 
 
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru