Монгольский национальный музей костюмов, музеи Улан-Батора, национальная одежда монголов, монгольская национальная одежда, история монгольской национальной одежды, монгольский костюм, национальный монгольский костюм.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕИ МОНГОЛИИ
МУЗЕЙ МОНГОЛЬСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ
Музей национальных монгольских костюмов
расположен рядом с центральной площадью Улан-Батора. Экспозиция музея располагается в одном зале, в котором посетители могут ознакомиться с национальными монгольскими
костюмами. Представлены как современные так и старинные костюмы различных этнических групп, проживающих на территории современной Монголии. Также представлены украшения, предметы обихода,
культовые изделия, убранство монгольской юрты.
Музей открылся 23 июля 2005 года. Главной целью музея было показать иностранным туристам все разнообразие монгольских национальных костюмов
и напомнить молодым гражданам Монголии о старинных традициях и обычаях своего народа.
Монгольский национальный костюм имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Он тесно связан с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада,
с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям - едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике. Своеобразие климатических условий также влияет
на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года.
Летом монголы носят легкий халат «Тэрлэк», весной и осенью ватный халат «Ховонтэй дээл» или халат на ягнячьей овчине «Хурган дотертой дээл»,
зимой овчинный халат, напоминающий шубу «Цагаан нэхий дээл». Свой отпечаток накладывает на одежду и возраст ее обладателя. Костюм пожилых людей, как
правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней
женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.
С давних времен монголы носили халат с косым бортом «Ташуу энгэртэй дээл», и ха^ лат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом «Задгай
энгэртэй дээл». Это подтверждается одеждами хуннского периода, найденными при раскопках Ноинульского кургана. Конструкций одежды, сочетание цветов,
орнаментные украшения говорят о древней культуре монгольского народа. Материалы, из которых сделана одежда, обнаруживают связь монгольской культуры с культурой
соседних стран Востока. Вместе с тем несомненен тот вклад, который внесен самими монголами в искусство костюма, национально-самобытный характер монгольской
одежды. Позже очень популярным стал с -прямоугольным бортом «Дуроэлжин энгэртэй дээл». В процессе приспособления меняющимся социально-экономическим условиям
происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившая однако в обогащенном виде древние традиции. И по сей день, монголы продолжают носить
халаты с косыми бортами «Ташуу энгэртэй» и прямоугольными бортами «Дурбэлжин энгэртэй дээл». Материалы, из которых шили одежды, изготовлялись самими
монголами «кожа, шерсть, меха» или привозились из-за границы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено,
что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных, шерстяных тканей, парчи. Некоторые из костюмных тканей, особенно в хуннский период, привозились из
других стран Востока. Естественно, что костюмы для разных сезонов шились из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей
шкуры, корсака, рыси, росомахи, енота, лисьего и собольего меха. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы делался из хлопчатобумажной
ткани, чесучи, шелка, парчи, атласа. Часто белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. На летнюю одежду шили названные выше ткани, а
также сукно и бархат. Подкладку делали из тонких материалов. Как правило, одежда была богато ' украшена. Народные мастера - умельцы изготовляли украшения из
золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней.
Изучая монгольские национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды
с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От
портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить, стегать, он знал символик орнамента,
применяемого в одежде, символик цветов и их сочетаний. Вообще символика одежды представляет большой интерес. Например, устремленная к небу остроконечная
верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну,
узелок сампина - прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз ог тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и
тридцать две прошивки - солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета вампина - обычно красный или коричневый.
Широко применяется в отделке костюма вышивка разных видов - строчная, стежковая и т. д.
Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причем каждой одежде свойствен строго определенный вид орнамента, имеющий, как уже было
сказано, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма. Народные одежды были, главным образом, коричневого или
синего цветов. Как известно, Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, торгуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны,
мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются
конструкции, цвета, покроя, формы. Например, неодинаковы борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халат, обшивки по краям бортов, украшения и
орнаменты. В костюме халхасца преобладают синий и коричневый цвета, в костюме бурят - синий, хотона - темные цвета. Почти все национальности для обшивки борга
употребляют черный бархат и кроме того пускают тонкую полоску черного бархата по самому краю борта. Однако формы обшивки различны - иногда с прямоугольным
вырезом, иногда без него. Женские безрукавки «ууж» в общем сходны, но и в их конструкции можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и мингатские
женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у мингаток - вертикально. Некоторые мужчины
надевают халаты с разрезом, как и женщины. Различия в национальных женских костюмах затрагивают и украшения.
Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета. Прическа у халхаских и мингатских женщин как бы «крылатая»,
волосы заплетены в две косы, расширяющиеся у висков в виде крыльев, причем размах крыльев в прическе халхасок - шире, у мингаток - уже, и украшения волос
более просты. Совершенно своеобразна прическа у барга и дариганга. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, а вместо них употребляют «хадлага».
Узумчины и дариганга любят коралловые украшения, халха - золотые, серебряные, жемчужные.
Не лишены своеобразия и монгольские головные уборы. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвета головного убора, в его украшения, так
что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа «Тор-цог», «Юден», «Жарантай» отличные от головных уборов халха и
бурят. Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы, «наамал ултай гутал», сапоги с приклеенной подошвой, «шохойтой гутал», «ханчин гутал». притом
и здесь прослеживаются различия между обувью отдельных национальностей. Если торгуты носят сапоги типа «тоохуу гутал», то буряты «улсан гутал». После
народной революции монгольская национальная одежда претерпела существенные изменения, стала проще, скромнее.
Изучение истории одежды, вариаций и типов в рамках одной нации у разных народностей помогает лучше понять процесс развити
я культуры, в особенности народного искусства, вносит ценный вклад в
этнографические исследования. Современные мастера, народные умельцы, опираясь на богатые традиции монгольского костюма, используют все лучшее что дошло до нас из глубины веков, создают новые образцы национальных одежд.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА. МУЗЕЙ КОСТЮМОВ
БИБЛИОГРАФИЯ
- Использовались материалы Д.Базарсад. Газета "Монголия сегодня"
|