English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Экология столицы Монголии. Состояние. Проблемы.

УЛАН-БАТОР

ЭКОЛОГИЯ УЛАН-БАТОРА


Монголия обладает уникальной экосистемой, которая включает в себя безграничные степи, величественные горы и пустыню Гоби. Эти природные богатства делают страну одной из самых красивых в мире и представляют значительный экологический ресурс. Однако, как и многие другие страны, Монголия сталкивается с рядом экологических проблем, которые требуют немедленных действий и долгосрочных стратегий для их решения.
 

Неискушенному человеку может показаться, что с экологией, то в степной Монголии должно быть по крайней мере благоприятная ситуация. Однако не все так просто. Еще десять- пятнадцать лет назад с экологией в Улан-Баторе было более - менее хорошо. Машин не так много, промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду и того меньше.
 

С социалистических времен основными загрязнителями воздуха являются с западной стороны: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. Это не только дым. От всех ТЭЦ имеются громадные площади золоотвалов, которые должны в летнее время поливаться, чтобы не допускать раздувания золы ветром. Кроме того золоотвалы должны проверяться на радиоактивность и другие вредные компоненты.

 

Экология г.Улан-Батора ухудшается с каждым годом все сильнее. В настоящее время негативно сказываются на окружающую среду следующие факторы: существенный рост автомобилей, резкий рост населения Улан-Батора за счет юрточных кварталов и наконец пренебрежение монголов к окружающей среде.

ТЭЦ УЛАН-БАТОРА

Как указывалось выше основными загрязнителями воздуха являются с западной стороны: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. В зимнее время (в безветрие) часто нарушается авиационное сообщение (задержки в приеме самолетов). Взлетная полоса затянута дымом. От всех ТЭЦ имеются громадные площади золоотвалов, которые должны в летнее время поливаться, чтобы не допускать раздувания золы ветром. Кроме того золоотвалы должны проверяться на радиоактивность и другие вредные компоненты.
 

Население Улан-Батора за последние десяток лет выросло в несколько раз. Ведется НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ интенсивное жилищное строительство. Все дома по прежнему подключаются к магистралям от ТЭЦ-2,3,4. Они работают на пределе своей мощности. Вопрос о строительстве ТЭЦ-5 становится актуальным и обсуждается в правительственных кругах  давно. Новая ТЭЦ для г.Улан-Батора нужна, но желание разместить ее в районе Улиастай будет иметь смертельное значение для жителей столицы. В этом случае город будет полностью окружен дымовой завесой: с запада ТЭЦ-2, 3, 4, с севера юрточные поселки, с востока ТЭЦ-5. Зимой в г.Улан-Баторе нет ветра, поэтому дым устойчив и не выдувается. Иногда бывает восточный ветер и в этом случае столица на ненадолго освобождается от дыма. Если ТЭЦ-5 будет построена в Улиастае, то и с востока будет только дым и зола. Для города наступят тяжелые времена. Выбор Улиастая для строительства ТЭЦ-5 является очень большой непрофессиональной ошибкой с тяжелыми последствиями для города и горы Богдо уул. ТЭЦ-5 нужно выносить за город в сторону Улзийт хороолол, т.е. к юго-западу от столицы. Но в этом случае увеличатся затраты на тепло и электроснабжение, будут определенные потери тепла при транспортировке, поэтому вопрос о выборе места под строительство остается пока открытым.

ЮРТОЧНЫЕ КВАРТАЛЫ

После демократических преобразований в стране в девяностые годы, началась неконтролируемая миграция кочевников в Улан-Батор. В социалистические времена существовало ограничение на прописку в столице (аналогично ограничениям в Москве). С разрушением социалистической системы многие кочевники продав скот устремились в Улан-Батор. Об этом может свидетельствовать резкий рост числа жителей в столице за счет приезжих.
 

Юрточные кварталы разрастаются в основном в сторону севера (от Баянхошуу до Хужирбулана). Застраивается также западная часть города вдоль дороги в аэропорт. Приехав в Улан-Батор, найдя свободное место, монголы просто огораживают территорию и ставят на ней юрту. Затем просто регистрируются по месту жительства. Этому способствуют и законы Монголии по которым каждый житель страны имеет право на приватизацию земельного участка определенной площади (в черте города и за чертой города). Таким образом юрточные окраины Улан-Батора разрастаются с каждым годом.
 

Юрточные кварталы в зимнее время являются основным источником дыма. Юрты отапливаются всем, что горит (от кизяка до угля). Вдоль дорог ведущих к юрточным кварталам стоят продавцы угля и дров (аккуратно упакованные в мешки). Правительство ставит эксперименты с отоплением юрт электричеством, но за многие сотни лет ничего лучше печки буржуйки не придумано. Печи топят кизяком, дровами (варварски вырубая на дрова окрестные леса), углем (незаконно добытым на официально закрытых шахтах Налайха). Несколько лет назад правительство активно пропагандировало отопление юрт бездымным углем. Но так, как в юртах проживает наиболее бедная часть населения Улан-Батора, то этот призыв остался без внимания (бездымный уголь стоит в 2-3 раза дороже обычного).

 

От юрточных поселков, где имеются много десятков тысяч туалетов и выгребных ям из которых фекалии заражают грунт почти всей территории города до реки Толы. Грунтовые воды в долине реки Сэлбэ сильно заражены. В настоящее время в юрточных кварталах туалеты запрещено размещать на своих участках. Для этого отводится определенное место (на 6-10 участков) с общей выгребной ямой из которой периодически откачиваются нечистоты.
 

Правительство страны в 2008 году утвердило программу «Преобразование юрточных кварталов в кварталы жилых домов». Осуществлять ее намерены в три этапа: первый — с 2008-го по 2011-ый года. За это время будет разработан генеральный план застройки и определена цифра необходимых инвестиций. На втором этапе — с 2012-го по 2015-ый года центральные юрточные поселки Улан-Батора застроят жилыми массивами с полным инженерным решением. Третий этап, который продлится до 2020 года, включает в себя застройку юрточных кварталов, находящихся в средней зоне городской территории и на окраине. Там появятся современные низко- и среднеэтажные дома и комплексы с полным обеспечением инфраструктуры, а также частные жилые дома. Программа коснется 22-ух юрточных кварталов в шести дистриктах столицы.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

В настоящее время в Улан-Баторе насчитывается почти 100 тысяч автомобилей. Машина прочно вошла в повседневную жизнь монголов. Ситуация на дорогах с каждым годом только ухудшается. Улан-Батор стоит в пробках. Ситуация неразрешимая с точки зрения обычного водителя. Новые дорог  построить просто невозможно. Обочины дорог плотно застроены. В социалистические времена проглядывалась четкая планировка улиц (с возможностью их расширения). Однако в годы демократических преобразований все свободное место в Улан-Баторе было захвачено под строительство. Между первым от дороги рядом домов удалось построить еще один ряд домов (магазины, торговые центры, рестораны, мастерские и т.д. (особенно хорошо видно в 3-4 микрорайоне).

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МОНГОЛОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Иногда кажется, что население Монголии ненавидит растительность!
 

Заповедные горы... Нельзя упускать очень важный вопрос об экологии заповедника Богд уул. То что уже в настоящее время идет сильное отравление леса - общеизвестно. Лес уже не растет активно, загрязняется дымовыми и другими отложениями. Почти исчез животный мир. Богд уул - это самое южное  лесное образование Монголии и охрана его, этого уникального заповедника, святого для каждого монгола - должна быть в центре внимания всех уровней властей столицы и государства. В настоящее время на склонах гор можно видеть остатки леса. Рыжие стволы сосен и берез. ( К сожалению это относится не только у Улан-Батору, такое можно видеть повсеместно. Лес гибнет на корню).
 

Вырубка лесов... К сожалению вырубка леса проходит повсеместно. И власти с этим ведут долговременную войну. Например туристические базы расположенные в национальных парках в основном отапливаются дровами заготовленными на месте. Склоны гор вырубаются вчистую. Во многих местах, где лет 5-6 назад люди собирали грибы и ягоды, сейчас вырубки. Лес в основном вырубается днем. Бригадами по 4-6 человек. Поймать их и доказать что они вырубают лес очень трудно. Вывозку леса производят ночами. Вот здесь на наш взгляд достаточно нескольких полицейских, чтобы прикрыть всю незаконную добычу (дорог выходящих из лесов не так много). Причем самое плохое, что лес вырубается НА ДРОВА! Деревья распиливаются на бревна по полтора - два метра в длину, перевозятся в Улан-Батор и там уже распиливаются на чурбаны и колятся на дрова. Справедливости ради надо отметить, что перевозимый лес прячут под брезентом, накрывают сеном, но на въезде в город их часто ловят. Но если посмотреть на юрточные кварталы, в которых юрты отапливаются дровами, то становится понятно, что это капля в море.
 

Строительство... В настоящее время ведется интенсивное строительство на склонах гор в южной части Улан-Батора. В районе Зайсана еще десять лет назад штрафовали водителей за то, что они въезжают на своем транспорте в предгорья Богд Хаан уул. В настоящее время вся падь перегорожена заборами. Ведется ВАРВАРСКОЕ строительство на склонах священных гор. Бульдозерами срезают склоны, выравнивая площадки под строительство. Идет интенсивный захват земли.
 

Опять же на склонах священных гор (в восточной части Улан-Батора) ведется интенсивное строительство горнолыжного комплекса, запущенного в эксплуатацию в 2009 году.
 

Строительство в самом городе. На любом свободном месте строятся новые дома. Купив квартиру вы не уверены в том, что через год в 2х метрах от ваших окон не будет построен новый дом. Подробнее будет отдельная статья! летом 2010 года была огорожена под строительство территория около мемориального комплекса на горе Зайсан! На этой территории весной были высажены деревья и кусты, а уже в июле территорию огородили и начали устанавливать подстанцию для строительства. территория огорожена от нижней площади (где установлен танк до смотровой площадки!). Все возмущены, но территория реально готовится под строительство. Городские кварталы в этом районе считаются элитными (т.к. сюда практически не доходит гарь от юрточных поселков)
 

Однако надо заметить жесткую линию чиновников в отношении строительства домов в водоохранной зоне столичного водопровода на востоке Улан-Батора! Громадная территория огорожена (на ней запрещено любое строительство, въезд автомобильного автотранспорта).
 

Варварское отношение к водным ресурсам. Загрязнение рек и варварское истребление рыбы. Реки центральной Монголии загрязняются предприятиями по добыче драгоценных металлов. река Орхон в 2009 году была ярко рыжего цвета. Непонятно какая рыба могла выжить в такой воде.
 

Миф который канул в лету... "Монголы не едят рыбу". В настоящее время рыбаков на реках центральной Монголии стало больше чем рыбы. На рыбалку надо ехать за 700-1000 километров от Улан-Батора. Причем надо отметить, что местные власти ОЧЕНЬ РЬЯНО СЛЕДЯТ за иностранными туристами (особенно касается русских). Если вы остановились на рыбалку - будьте уверены, максимум через 5-6 часов к вам приедет местная полиция, чтобы узнать есть ли у вас разрешение. Если разрешения нет, то с вас будут вымогать взятку, конфискуют снасти и организуют большие проблемы. И это не смотря на то, что в 100 метрах от вас будут рыбачить местные рыбаки. Подробнее будет отдельная статья рыбаков побывавших в Монголии...

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Кроме того, Монголия сталкивается с воздействием изменения климата, что приводит к увеличению частоты и интенсивности погодных явлений, таким как засухи и суровые зимы, именуемые дзуд. Это оказывает разрушительное воздействие на сельское хозяйство и скотоводство, основные отрасли экономики страны. Правительство и местные сообщества должны разработать адаптационные стратегии, чтобы минимизировать негативные последствия климатических изменений и обеспечить устойчивое развитие.
 

За последние годы в Монголии очень часто идут затяжные проливные дожди, что приводит повсеместно к затоплению жилых домов, гибели людей и животных, разрушению инженерных сооружений (в том числе и слуйчаи схода с рельсов подвижного железнодорожного состава).
 

Монгольские водители не знают, что такое зимняя резина. Но ежегодные метели, заносы на дорогах - все ведет к тому, что водителям придется покупать шины рассчитанные на низкие температуры.
 

Дренажная система Улан-Батора. Невооруженным взглядом видно, как она приходит в упадок. Непонятно, в Улан-Баторе нет специалистов по гидросооружениям? Отличная работа - часть дренажных каналов приведена в порядок. Но река Селбэ??? В русле реки построить набережные? Которые искусственно заужают русло реки! Которые покрываются водой после сильных ливней! Эта же река - заужение русла в связи со строительством жилого дома? Как? КТо разрешил? Ну и на последок русло этой же реки в черте города заросло деревьями! Поэтому, который год летом вдоль реки складированы мешки с песком, для укрепления ее берегов.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ...

Решение экологических проблем требует комплексного подхода, вовлекающего правительство, гражданское общество, бизнес и международные организации. Только совместными усилиями удастся сохранить природное наследие Монголии для будущих поколений, обеспечивая при этом стабильное развитие и доброе качество жизни для всех ее жителей.
 

Также важным аспектом является защита пресноводных ресурсов Монголии, которые играют ключевую роль как в экосистеме, так и в жизнеобеспечении населения. Реки и озера страны подвергаются загрязнению отходами промышленности и стихийными свалками, что негативно сказывается на качестве воды и здоровье населения. Введение более строгих экологических нормативов, развитие систем очистки сточных вод и программы по восстановлению водных экосистем станут важными шагами для решения этой проблемы. Образование и информирование населения о важности бережного отношения к водным ресурсам также сыграют значительную роль в долгосрочной перспективе.

Значительное внимание должно уделяться сохранению биологического разнообразия Монголии. Уникальная флора и фауна страны подвергаются угрозе из-за утраты естественных местообитаний, браконьерства и изменений климата. Эффективное управление природными парками и заповедниками, а также программы по защите редких и исчезающих видов могут способствовать сохранению природного разнообразия. Международное сотрудничество и поддержка со стороны экологических организаций также могут послужить толчком к развитию и реализации более эффективных стратегий охраны природы.

Не менее важным является вопрос экологического образования и развития экологического сознания среди населения. Воспитание уважительного отношения к природе должен закладываться с раннего возраста и на протяжении всей жизни. Образовательные учреждения, средства массовой информации и общественные организации могут играть ключевую роль в формировании осознанного и ответственного подхода к использованию природных ресурсов. Культурные и духовные традиции народа Монголии, которые исторически связаны с уважением к природе, могут стать прочной основой для развития и укрепления экологического сознания в обществе.

Комплексный и многосекторный подход к решению экологических проблем Монголии может создать основу для устойчивого развития страны. Реализация стратегий, учитывающих социальные, экономические и экологические аспекты, необходима для достижения гармонии между человеком и природой. Монголия, обладающая уникальными природными и культурными ресурсами, имеет все шансы стать примером устойчивого развития для других стран и регионов. Это не только обеспечит благополучие её жителей, но и позволит сохранить богатое природное наследие для будущих поколений.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
     

 

 

- Общая информация

- История Улан-Батора

- Улан-Батор сегодня

- Достопримечательности

- Музеи Улан-Батора

- Памятники и монументы

- Монастыри, храмы Улан-Батора

- Театры

- Галереи искусств

- Дворец Бракосочетания
 

- Магазины, рынки

- Кафе, рестораны

- Выставки Улан-Батора

- Общественный транспорт
 

 

- Багануур.

- Багахангай.

- Налайх.
 

 

- Поселок Гачуурт.

- Детский лагерь "Найрамдал".
 

 
 
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru