Экология столицы Монголии. Состояние. Проблемы.
УЛАН-БАТОР
ЭКОЛОГИЯ УЛАН-БАТОРА
Неискушенному человеку может показаться, что с экологией, то в степной
Монголии должно быть по крайней мере благоприятная ситуация. Однако не все так
просто. Еще десять- пятнадцать лет назад с экологией в Улан-Баторе было более -
менее хорошо. Машин не так много, промышленных предприятий, загрязняющих
окружающую среду и того меньше.
С социалистических времен основными загрязнителями воздуха являются с
западной стороны: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. Это не только дым. От всех ТЭЦ
имеются громадные площади золоотвалов, которые должны в летнее время поливаться, чтобы не
допускать раздувания золы ветром. Кроме того золоотвалы должны проверяться на
радиоактивность и другие вредные компоненты.
Экология г.Улан-Батора ухудшается с каждым годом все сильнее. В настоящее время негативно сказываются на окружающую среду следующие
факторы: существенный рост автомобилей, резкий рост населения Улан-Батора за
счет юрточных кварталов и наконец пренебрежение монголов к окружающей среде.
ТЭЦ УЛАН-БАТОРА
Как указывалось выше основными загрязнителями воздуха являются с западной
стороны: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. В зимнее время (в безветрие) часто нарушается
авиационное сообщение (задержки в приеме самолетов). Взлетная полоса затянута
дымом. От всех ТЭЦ имеются громадные площади золоотвалов, которые должны в летнее время поливаться, чтобы не
допускать раздувания золы ветром. Кроме того золоотвалы должны проверяться на
радиоактивность и другие вредные компоненты.
Население Улан-Батора за последние десяток лет выросло в несколько раз.
Ведется НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ интенсивное жилищное строительство. Все дома по
прежнему подключаются к магистралям от ТЭЦ-2,3,4. Они работают на пределе своей
мощности. Вопрос о строительстве
ТЭЦ-5 становится актуальным и обсуждается в правительственных кругах
давно. Новая ТЭЦ для г.Улан-Батора нужна, но желание разместить ее в районе Улиастай
будет иметь смертельное значение для жителей столицы. В этом случае город будет
полностью окружен дымовой завесой: с запада ТЭЦ-2, 3, 4, с севера юрточные
поселки, с востока ТЭЦ-5. Зимой в г.Улан-Баторе нет ветра, поэтому дым устойчив
и не выдувается. Иногда бывает восточный ветер и в этом случае столица на
ненадолго освобождается от дыма. Если ТЭЦ-5 будет построена в Улиастае, то и с
востока будет только дым и зола. Для города наступят тяжелые времена. Выбор
Улиастая для строительства ТЭЦ-5 является очень большой непрофессиональной
ошибкой с тяжелыми последствиями для города и горы Богдо уул.
ТЭЦ-5 нужно выносить за город в сторону Улзийт хороолол, т.е. к юго-западу от
столицы. Но в этом случае увеличатся затраты на тепло и электроснабжение, будут
определенные потери тепла при транспортировке, поэтому вопрос о выборе места под
строительство остается пока открытым.
ЮРТОЧНЫЕ КВАРТАЛЫ
После демократических преобразований в стране в девяностые годы,
началась неконтролируемая миграция кочевников в Улан-Батор. В социалистические
времена существовало ограничение на прописку в столице (аналогично ограничениям
в Москве). С разрушением социалистической системы многие кочевники продав скот
устремились в Улан-Батор. Об этом может свидетельствовать резкий рост числа
жителей в столице за счет приезжих.
Юрточные кварталы разрастаются в основном в сторону севера (от Баянхошуу до Хужирбулана).
Застраивается также западная часть города вдоль дороги в аэропорт. Приехав в Улан-Батор, найдя свободное место, монголы просто
огораживают территорию и ставят на ней юрту. Затем просто
регистрируются по месту жительства. Этому способствуют и законы Монголии по
которым каждый житель страны имеет право на приватизацию земельного участка
определенной площади (в черте города и за чертой города). Таким образом юрточные окраины Улан-Батора разрастаются с
каждым годом.
Юрточные кварталы в зимнее время являются основным источником дыма. Юрты
отапливаются всем, что горит (от кизяка до угля). Вдоль дорог ведущих к юрточным
кварталам стоят продавцы угля и дров (аккуратно упакованные в мешки).
Правительство ставит эксперименты с отоплением юрт электричеством, но за многие
сотни лет ничего лучше печки буржуйки не придумано. Печи топят кизяком, дровами
(варварски вырубая на дрова окрестные леса), углем (незаконно добытым на
официально закрытых шахтах Налайха). Несколько лет назад правительство активно
пропагандировало отопление юрт бездымным углем. Но так, как в юртах проживает
наиболее бедная часть населения Улан-Батора, то этот призыв остался без внимания
(бездымный уголь стоит в 2-3 раза дороже обычного).
От юрточных поселков, где имеются
много десятков тысяч туалетов и выгребных ям из которых фекалии заражают грунт
почти всей территории города до реки Толы. Грунтовые воды в долине реки Сэлбэ
сильно заражены. В настоящее время в юрточных кварталах туалеты запрещено
размещать на своих участках. Для этого отводится определенное место (на 6-10
участков) с общей выгребной ямой из которой периодически откачиваются нечистоты.
Правительство страны в 2008 году утвердило программу «Преобразование юрточных кварталов в
кварталы жилых домов». Осуществлять ее намерены в три этапа: первый — с 2008-го
по 2011-ый года. За это время будет разработан генеральный план застройки и
определена цифра необходимых инвестиций. На втором этапе — с 2012-го по 2015-ый
года центральные юрточные поселки Улан-Батора застроят жилыми массивами с полным
инженерным решением. Третий этап, который продлится до 2020 года, включает в
себя застройку юрточных кварталов, находящихся в средней зоне городской
территории и на окраине. Там появятся современные низко- и среднеэтажные дома и
комплексы с полным обеспечением инфраструктуры, а также частные жилые дома.
Программа коснется 22-ух юрточных кварталов в шести дистриктах столицы.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
В настоящее время в Улан-Баторе насчитывается почти 100 тысяч автомобилей.
Машина прочно вошла в повседневную жизнь монголов. Ситуация на дорогах с каждым
годом только ухудшается. Улан-Батор стоит в пробках. Ситуация неразрешимая с
точки зрения обычного водителя. Новые дорог построить просто невозможно.
Обочины дорог плотно застроены. В социалистические времена проглядывалась четкая
планировка улиц (с возможностью их расширения). Однако в годы демократических
преобразований все свободное место в Улан-Баторе было захвачено под
строительство. Между первым от дороги рядом домов удалось построить еще один ряд
домов (магазины, торговые центры, рестораны, мастерские и т.д. (особенно хорошо
видно в 3-4 микрорайоне).
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МОНГОЛОВ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Иногда кажется, что население Монголии ненавидит
растительность!
Заповедные горы... Нельзя упускать очень важный вопрос об экологии
заповедника Богд уул. То что уже в настоящее время идет сильное отравление леса
- общеизвестно. Лес уже не растет активно, загрязняется дымовыми и другими
отложениями. Почти исчез животный мир. Богд уул - это самое южное лесное
образование Монголии и охрана его, этого уникального заповедника, святого для
каждого монгола - должна быть в центре внимания всех уровней властей столицы и
государства. В настоящее время на склонах гор можно видеть остатки леса. Рыжие
стволы сосен и берез. ( К сожалению это относится не только у Улан-Батору, такое
можно видеть повсеместно. Лес гибнет на корню).
Вырубка лесов... К сожалению вырубка леса
проходит повсеместно. И власти с этим ведут долговременную войну. Например
туристические базы расположенные в национальных парках в основном отапливаются
дровами заготовленными на месте. Склоны гор вырубаются вчистую. Во многих
местах, где лет 5-6 назад люди собирали грибы и ягоды, сейчас вырубки. Лес в
основном вырубается днем. Бригадами по 4-6 человек. Поймать их и доказать что
они вырубают лес очень трудно. Вывозку леса производят ночами. Вот здесь на наш
взгляд достаточно нескольких полицейских, чтобы прикрыть всю незаконную добычу
(дорог выходящих из лесов не так много). Причем самое плохое, что лес вырубается
НА ДРОВА! Деревья распиливаются на бревна по полтора - два метра в длину,
перевозятся в Улан-Батор и там уже распиливаются на чурбаны и колятся на дрова.
Справедливости ради надо отметить, что перевозимый лес прячут под брезентом,
накрывают сеном, но на въезде в город их часто ловят. Но если посмотреть на
юрточные кварталы, в которых юрты отапливаются дровами, то становится понятно, что это капля в море.
Строительство... В настоящее время ведется
интенсивное строительство на склонах гор в южной части Улан-Батора. В районе
Зайсана еще десять лет назад штрафовали водителей за то, что они въезжают на
своем транспорте в предгорья Богд Хаан уул. В настоящее время вся падь
перегорожена заборами. Ведется ВАРВАРСКОЕ строительство на склонах священных
гор. Бульдозерами срезают склоны, выравнивая площадки под строительство. Идет
интенсивный захват земли.
Опять же на склонах священных гор (в восточной
части Улан-Батора) ведется интенсивное строительство горнолыжного комплекса,
запущенного в эксплуатацию в 2009 году.
Строительство в самом городе. На любом свободном месте строятся новые дома. Купив квартиру вы не уверены в том, что через год в 2х метрах от ваших окон не будет построен новый дом. Подробнее будет отдельная статья! летом 2010 года была огорожена под
строительство территория около мемориального комплекса на горе Зайсан! На этой
территории весной были высажены деревья и кусты, а уже в июле территорию
огородили и начали устанавливать подстанцию для строительства. территория
огорожена от нижней площади (где установлен танк до смотровой площадки!). Все
возмущены, но территория реально готовится под строительство. Городские кварталы
в этом районе считаются элитными (т.к. сюда практически не доходит гарь от
юрточных поселков)
Однако надо заметить жесткую линию чиновников в отношении строительства домов в водоохранной зоне столичного водопровода на востоке Улан-Батора! Громадная территория огорожена (на ней запрещено любое строительство, въезд автомобильного
автотранспорта).
Варварское отношение к водным ресурсам. Загрязнение рек и варварское истребление рыбы. Реки центральной Монголии загрязняются предприятиями по добыче драгоценных металлов. река Орхон в 2009 году была ярко рыжего цвета.
Непонятно какая рыба могла выжить в такой воде.
Миф который канул в лету... "Монголы не едят рыбу". В настоящее время рыбаков на реках центральной Монголии стало больше чем рыбы. На рыбалку надо ехать за 700-1000 километров от Улан-Батора. Причем
надо отметить, что местные власти ОЧЕНЬ РЬЯНО СЛЕДЯТ за иностранными туристами (особенно касается русских). Если вы остановились на рыбалку - будьте уверены, максимум через 5-6 часов к вам приедет местная полиция, чтобы узнать
есть ли у вас разрешение. Если разрешения нет, то с вас будут вымогать взятку, конфискуют снасти и организуют большие проблемы. И это не смотря на то, что в 100 метрах от вас будут рыбачить местные рыбаки. Подробнее будет отдельная
статья рыбаков побывавших в Монголии...
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|