English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

266-й авиационный полк истребителей бомбардировщиков. Русские войска в Монголии.

СССР - МОНГОЛИЯ

СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР

266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики (в/ч 19106)
 


В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели богатую историю - полки сформированы еще в годы войны!
 

В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
 

Кроме того, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
 

Для обеспечения данных частей и управления ими, существовали различные части обеспечения. ОБАТО (авиационно-техническое обслуживание авиационных полков), ОБС и РТО (связь и радиотехническое обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛКА

266 истребительный полк был сформирован решением Правительства СССР от 5 мая 1941 года.
 

В первый день войны 266-й иап находился на аэродроме в Аджикабуле, расположенном в Азербайджанской ССР. В течение четырех лет боевых действий, авиаполк неоднократно менял местоположение, размещаясь последовательно на аэродромах Шахикай, Махачкала, Моздок, Минеральные Воды, Тихорецкая, Батайск, Таганрог, Запорожье, Пятихатка, Сутиски и Стрый, где и встретил 9 мая 1945 года, день победы.
 

В период после войны 266-й истребительный авиационный полк находился в составе 121-й Ростовской истребительной авиационной дивизии ПВО, базируясь на аэродроме в городе Стрый, а в 1950 году его переместили на аэродром в Овруче, в Житомирской области. Затем полк вошел в 19-ю дивизию ПВО 8-й Одесской армии Киевского военного округа (1960 год), которую в декабре 1967 года передали в состав 57-й воздушной армии Прикарпатского военного округа.
 

7 февраля 1968 года полк был преобразован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В этом же месяце за проявленные заслуги в обороне страны, достижения в боевой подготовке и в честь 50-летия Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награждён орденом «Красного Знамени» и переименован в Краснознаменный апиб.
 

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат». Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».
 

История появления этой эскадрильи в полку такова. Эскадрилья была сформирована во время войны в составе 2-го гвардейского Оршанского краснознаменного ордена Суворова истребительного авиационного полка. После войны 2-ой гвардейский истребительный авиационный полк  322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.
 

Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч. Сам полк год спустя  перелетел в Забайкалье (аэродром  Джида). Таким образом, 2 АЭ «Монгольский Арат» именно в украинском ОВРУЧЕ вошла в состав 266-го АПИБ и была там доукомплектована летным составом.
 

Фотография. МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

 

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.
 

Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.
 

16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА") прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.
 

Через 3 недели - 5 августа 1968 года на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир.
 

Фотография. МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

 

В связи с планами поступления в полк новой техники, с середины сентября по конец октября 1979 года часть тех.состава полка находилась на аэродроме Чойр в 126-м ИАП. Полк в тот момент уже эксплуатировал Миг-23М и Миг-23УБ и технический состав изучал Миг-23УБ, а также узлы схожие с Миг-27.
 

В ноябре 1979 года, технический состав полка убыл получать первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). К тому времени 1-я авиаэскадрилья 236-го АПИБ уже получала новые Миг-27К с Иркутского завода.
 

В начале декабря 1979 года начался перегон техники (ранее самолетами ВТА – Ан-12 было переброшено наземное оборудование). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ
 

Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.
 

Фотография. МиГ-27К. 266-й АПИБ. Михаил Жирохов.

МиГ-27К. 266-й АПИБ. Михаил Жирохов. //gih.ucoz.ru/RU/A/RU-MIG27-31.htm

 

Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч ). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.
 

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на Су-25, сохранив почетное наименование.
 

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован  из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.
 

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ.
 

2-я эскадрилья 266-го АПИБ была именной, а именно носила название "Монгольский Арат". Когда-то в годы Отечественной войны скотоводы Монголии построили на свои сбережения авиационную эскадрилью и передали ее в дар авиации Красной Армии. Эскадрилья прошла славный боевой путь и называлась "Монгольский арат", что означает скотовод-кочевник. На носу самолетов МиГ-27 этой эскадрильи был изображен скачущий всадник-монгол и была выполнена стилизованная надпись "Монгольский арат".
 

С 1 декабря 2015 года 266-й штурмовой авиационный полк был возрождён на аэродроме Степь в Забайкалье. Аэродром Степь был обновлён в период 2014-2015 годов.
 

Самолёты Су-25, которые ранее входили в состав 266-го полка (две эскадрильи), в 2010 году были переданы в 412-ю авиационную базу в Домне и в 2014-2015 годах стали частью 120-го смешанного полка. Сейчас обе эскадрильи Су-25 из Домны вернулись в Степь, где они послужили основой для воссоздания 266-го штурмового авиационного полка.
 

Штурмовой авиационный полк Восточного военного округа, расположенный в Забайкальском крае, получил новое боевое знамя.
 

В состав этого полка также включена знаменитая авиационная эскадрилья «Монгольский Арат», которая сохраняет свои традиции, идущие с времён Великой Отечественной войны.
 

"За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов", в марте 1923 года указом главы государства 266 отдельному штурмовому авиационному полку присвоено почетное наименование «гвардейский». Впредь именовать его: 266 отдельный гвардейский штурмовой авиационный полк.

СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ

 

 
 

- История Монголии. Вступление.
 

- Краткая хронология
 

- Доисторический период

- Империя хуннов

- Тюркское государство, Уйгурский каганат.

- Киданьский каганат

- Монголы (VI - XII века)

- Период великой монгольской империи

- Монголия в период династии Северная Юань

- Монголия во времена маньчжурской династии Цин

- Начало 20 века. Борьба за независимость Монголии.

- Период революционных преобразований в Монголии в 1919-1924 годах.

- МНР в предвоенные годы. Политические репрессии.

- Монголия в годы второй мировой войны.

- Период строительства социалистического государства

- Конец 20 века. Демократические преобразования.

- Монголия в 21 веке.
 
 

- История Монголии. Статьи, публикации.

- Экспедиции, раскопки

 

 

- Кто есть, кто?
 

- Чингисхаан

- Хубилай Хан

- Хан Батый

- Хан Угэдэй
 

- Великие Ханши Монголии.
 

- Занабазар Гомбодоржийн

- Богд хаан Жавзундамба

- Цэндийн Дондогдулам

- Дамдины Сухэ-батор

- Балдуугнам Шарав

- Чойбалсан Хорлогийн

- Ж.Лхагвасурэн

- Жуков Георгий Константинович

- Юмжагийн Цэдэнбал

- Анастасия Цэдэнбал-Филатова

- Самбу Жамсарангийн

- Гуррагча Жугдэрдэмидийн

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Проживание в семье
 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Билеты на автобус
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

Визы в Монголию

 

Групповые туры 2025
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru