English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

266-й авиационный полк истребителей бомбардировщиков. Русские войска в Монголии.

СССР - МОНГОЛИЯ

СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР

266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики (в/ч 19106)
 


В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели богатую историю - полки сформированы еще в годы войны!
 

В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
 

Кроме того, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
 

Для обеспечения данных частей и управления ими, существовали различные части обеспечения. ОБАТО (авиационно-техническое обслуживание авиационных полков), ОБС и РТО (связь и радиотехническое обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛКА

266 истребительный полк был сформирован решением Правительства СССР от 5 мая 1941 года.
 

Первый день войны 266-й иап встретил находясь на аэродроме Аджикабул Азербайджанской ССР. За четыре года сражений он много раз менял свое место базирования, находясь поочередно на аэродромах Шахикай, Махачкала, Моздок, Минеральные Воды, Тихорецкая, Батайск, Таганрог, Запорожье, Пятихатка, Сутиски и Стрый, где встретил день победы 9 мая 1945 года.
 

В послевоенный период 266-й иап входил в состав 121-й Ростовской иад ПВО, дислоцируясь на аэродроме Стрый, а в 1950 году перебазировался на аэродром Овруч, Житомирской области. Потом была 19-я дивизия ПВО 8-й Одесской армии Киевского ВО (1960 год), которую в декабре 1967 года передали в 57-ю ВА, Прикарпатского ВО.
 

7 февраля 1968 года полк переформирован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В том же месяце за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50 – летием Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом «Красного Знамени» и стал именоваться Краснознаменным апиб.
 

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат». Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».
 

История появления этой эскадрильи в полку такова. Эскадрилья была сформирована во время войны в составе 2-го гвардейского Оршанского краснознаменного ордена Суворова истребительного авиационного полка. После войны 2-ой гвардейский истребительный авиационный полк  322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.
 

Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч. Сам полк год спустя  перелетел в Забайкалье (аэродром  Джида). Таким образом, 2 АЭ «Монгольский Арат» именно в украинском ОВРУЧЕ вошла в состав 266-го АПИБ и была там доукомплектована летным составом.
 

Фотография. МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

 

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.
 

Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.
 

16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА") прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.
 

Через 3 недели - 5 августа 1968 года на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир.
 

Фотография. МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.

 

В связи с планами поступления в полк новой техники, с середины сентября по конец октября 1979 года часть тех.состава полка находилась на аэродроме Чойр в 126-м ИАП. Полк в тот момент уже эксплуатировал Миг-23М и Миг-23УБ и технический состав изучал Миг-23УБ, а также узлы схожие с Миг-27.
 

В ноябре 1979 года, технический состав полка убыл получать первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). К тому времени 1-я авиаэскадрилья 236-го АПИБ уже получала новые Миг-27К с Иркутского завода.
 

В начале декабря 1979 года начался перегон техники (ранее самолетами ВТА – Ан-12 было переброшено наземное оборудование). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ
 

Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.
 

Фотография. МиГ-27К. 266-й АПИБ. Михаил Жирохов.

МиГ-27К. 266-й АПИБ. Михаил Жирохов. //gih.ucoz.ru/RU/A/RU-MIG27-31.htm

 

Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч ). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я «молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.
 

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на Су-25, сохранив почетное наименование.
 

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован  из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.
 

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ.
 

На вооружении в 266 АПИБ стояли с 1969 г - МиГ-17, с 1971 - МиГ-21, с... - на МиГ-27.
 

2-я эскадрилья 266-го АПИБ была именной, а именно носила название "Монгольский Арат". Когда-то в годы Отечественной войны скотоводы Монголии построили на свои сбережения авиационную эскадрилью и передали ее в дар авиации Красной Армии. Эскадрилья прошла славный боевой путь и называлась "Монгольский арат", что означает скотовод-кочевник. На носу самолетов МиГ-27 этой эскадрильи был изображен скачущий всадник-монгол и была выполнена стилизованная надпись "Монгольский арат".
 

Авиационный полигон в Налайхе назывался Баян-Джаргалан
 

Командиром 266 апиб с 1987 года до вывода из Монголии был полковник Романтеев Сергей Семёнович.

СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ

 

 
 

- Краткая хронология
 

- Доисторический период

- Империя хуннов

- Тюркское государство, Уйгурский каганат.

- Киданьский каганат

- Монголы (VI - XII века)

- Период великой монгольской империи

- Монголия в период династии Северная Юань

- Монголия во времена маньчжурской династии Цин

- Борьба за независимость Монголии в начале 20 века.

- Период революционных преобразований в Монголии в 1919-1924 годах.

- МНР в предвоенные годы. Политические репрессии.

- Монголия в годы второй мировой войны.

- Период строительства социалистического государства

- Конец 20 века. Демократические преобразования.

- Монголия в 21 веке.
 
 

- История Монголии. Статьи, публикации.

- Экспедиции, раскопки

 

 

- Кто есть, кто?
 

- Чингисхаан

- Хубилай Хан

- Хан Батый

- Хан Угэдэй
 

- Великие Ханши Монголии.
 

- Занабазар Гомбодоржийн

- Дамдины Сухэ-батор

- Богд хаан Жавзундамба

- Балдуугнам Шарав

- Чойбалсан Хорлогийн

- Ж.Лхагвасурэн

- Жуков Георгий Константинович

- Юмжагийн Цэдэнбал

- Анастасия Цэдэнбал-Филатова

- Самбу Жамсарангийн

- Гуррагча Жугдэрдэмидийн

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна
 "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru