266-й авиационный полк истребителей бомбардировщиков. Русские войска в Монголии.
СССР - МОНГОЛИЯ
СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики (в/ч 19106)

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были
43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ
(266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на
Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели богатую историю - полки сформированы еще в годы войны!
В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
Кроме того, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области
на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного
округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
Для обеспечения данных частей и управления ими, существовали различные части обеспечения. ОБАТО (авиационно-техническое обслуживание авиационных полков), ОБС и РТО (связь и радиотехническое
обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....
ИЗ ИСТОРИИ ПОЛКА
266 истребительный полк был сформирован решением Правительства СССР от 5 мая 1941 года.
В первый день войны 266-й иап находился на аэродроме в Аджикабуле,
расположенном в Азербайджанской ССР. В течение четырех лет боевых действий,
авиаполк неоднократно менял местоположение, размещаясь последовательно на
аэродромах Шахикай, Махачкала, Моздок, Минеральные Воды, Тихорецкая, Батайск,
Таганрог, Запорожье, Пятихатка, Сутиски и Стрый, где и встретил 9 мая 1945 года,
день победы.
В период после войны 266-й истребительный авиационный полк находился в
составе 121-й Ростовской истребительной авиационной дивизии ПВО, базируясь на
аэродроме в городе Стрый, а в 1950 году его переместили на аэродром в Овруче, в
Житомирской области. Затем полк вошел в 19-ю дивизию ПВО 8-й Одесской армии
Киевского военного округа (1960 год), которую в декабре 1967 года передали в
состав 57-й воздушной армии Прикарпатского военного округа.
7 февраля 1968 года полк был преобразован в 266-й авиационный полк
истребителей-бомбардировщиков. В этом же месяце за проявленные заслуги в обороне
страны, достижения в боевой подготовке и в честь 50-летия Советской Армии и ВМФ,
Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награждён орденом «Красного
Знамени» и переименован в Краснознаменный апиб.
В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб
34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат». Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му
краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».
История появления этой эскадрильи в полку такова. Эскадрилья была сформирована во время войны в составе 2-го гвардейского Оршанского краснознаменного ордена Суворова истребительного авиационного полка. После войны 2-ой
гвардейский истребительный авиационный полк 322-й истребительной авиационной дивизии вошел в состав войск ПВО и подчинялся Бакинскому округу ПВО, дислоцируясь на аэродроме Кзыл-Агач.
Перед передислокацией в Забайкалье, полк был передан в ВВС и не меняя матчасти (Миг-17) стал истребительно-бомбардировочным. В 1967 году эскадрилья «Монгольский Арат» была выведена из состава 2-го гвардейского
Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова 3 июля 1968 года была переброшена на аэродром Овруч. Сам полк год спустя перелетел в Забайкалье (аэродром Джида). Таким образом, 2 АЭ «Монгольский Арат»
именно в украинском ОВРУЧЕ вошла в состав 266-го АПИБ и была там доукомплектована летным составом.

Фотография. МИГ-17. Музей под открытым небом на территории аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.
В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были
43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и
266-й АПИБ поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Матчасть полка на тот момент состояла из различных модификаций Миг-17.
Обеспечением полка занимался 302-й ОБАТО. Радиотехническое обеспечение полетов 1202-й ОБСиРТО. С 1971 года в полк стали поступать Миг-21ПФ и Миг-21ПФМ, однако Миг-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к Миг-21ПФМ добавились Миг-21Бис.
16 июля 1968 года 266-й авиаполк, в составе которого была 2АЭ "МА", с аэродрома ОВРУЧ вылетел с задачей: посадка на аэродром Налайх (МНР). 21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й полк (и в его составе 2АЭ "МА")
прилетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках.
Через 3 недели - 5 августа 1968 года на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на
базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир.

Фотография. МИГ-21 на постаменте около КПП аэродрома. Фото М.Иванова, 2012 год.
В связи с планами поступления в полк новой техники, с середины сентября по конец октября 1979 года часть тех.состава полка находилась на аэродроме Чойр в
126-м ИАП. Полк в тот момент уже эксплуатировал Миг-23М и Миг-23УБ и технический состав изучал Миг-23УБ, а также узлы схожие с Миг-27.
В ноябре 1979 года, технический состав полка убыл получать первые Миг-23БМ (Миг-27) в 236-м АПИБ (Градчаны). К тому времени 1-я авиаэскадрилья 236-го АПИБ уже получала новые Миг-27К с Иркутского завода.
В начале декабря 1979 года начался перегон техники (ранее самолетами ВТА – Ан-12 было переброшено наземное оборудование). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на Миг-23БМ (Миг-27), 2-я (Монгольский
Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на Миг-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия Миг-23БМ (Миг-27) из Дальневосточной Переяславки - 300 АПИБ
Первые Миг-27К полк получил в Иркутске (ИАПО) в 1980 (или в 1981 году) причем свои старые («Чертковские») Миг-23БМ (Миг-27) передал в 3-ю АЭ. Полк наконец-то полностью обновил матчасть.

МиГ-27К. 266-й АПИБ. Михаил Жирохов. //gih.ucoz.ru/RU/A/RU-MIG27-31.htm
Вторая «именная» АЭ получила новенькие Миг-27К в 1981-82 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й АПИБ (в/ч ). В таком виде полк и пролетал до начала 1990х годов – 1-я и 2-я АЭ на Миг-27К, 3-я
«молодежная» АЭ на Миг-23БМ (Миг-27). В середине 1980х годов все Миг-23БМ были доработаны (в Иркутске?) до уровня Миг-27М и получили обозначение Миг-27Д.
В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266-й апиб "Монгольский Арат" также перешел на
Су-25, сохранив почетное наименование.
В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал Краснознаменный 266-ой штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. В то же время
истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все АПИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М.
266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.
1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с
подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ.
2-я эскадрилья 266-го АПИБ была именной, а именно носила название "Монгольский Арат". Когда-то в годы Отечественной войны скотоводы Монголии построили на свои сбережения авиационную эскадрилью и передали ее в дар
авиации Красной Армии. Эскадрилья прошла славный боевой путь и называлась "Монгольский арат", что означает скотовод-кочевник. На носу самолетов МиГ-27 этой эскадрильи был изображен
скачущий всадник-монгол и была выполнена стилизованная надпись "Монгольский арат".
С 1 декабря 2015 года 266-й штурмовой авиационный полк был возрождён на
аэродроме Степь в Забайкалье. Аэродром Степь был обновлён в период 2014-2015
годов.
Самолёты Су-25, которые ранее входили в состав 266-го полка (две эскадрильи),
в 2010 году были переданы в 412-ю авиационную базу в Домне и в 2014-2015 годах
стали частью 120-го смешанного полка. Сейчас обе эскадрильи Су-25 из Домны
вернулись в Степь, где они послужили основой для воссоздания 266-го штурмового
авиационного полка.
Штурмовой авиационный полк Восточного военного округа, расположенный в
Забайкальском крае, получил новое боевое знамя.
В состав этого полка также включена знаменитая авиационная эскадрилья
«Монгольский Арат», которая сохраняет свои традиции, идущие с времён Великой
Отечественной войны.
"За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным
составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных
интересов в условиях вооруженных конфликтов", в марте 1923 года указом главы
государства 266 отдельному штурмовому авиационному полку присвоено почетное
наименование «гвардейский». Впредь именовать его: 266 отдельный гвардейский
штурмовой авиационный полк.
СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
|