Религиозный обряд Цам. Маски цам. Танцы Цам. Танцы Цам. Монастыри, обряды Монголии, буддизм в Монголии
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТАНЕЦ ЦАМ
ДУША ЧЕЛОВЕКА, УВИДЕВШЕГО ТАНЦЫ ЦАМ, ПРОСВЕТЛЯЕТСЯ
В середине июля в Хархорине в монастыре Эрдэнэ-Дзу ежегодно устраивается религиозная церемония цан, особенностью которого является театрализованное костюмированное представление с красочными устрашающими
масками из папье-маше, своими размерами в 2-3 раза больше головы человека. Сохранившиеся до наших дней костюмы, атрибуты, украшения и особенно маски, создававшиеся для
религиозной церемонии - представления цан, являются, как правило, шедеврами декоративно-прикладного искусства старой Монголии.
Ежегодно в монастыре Дашчойлон проходят традиционные танцы Цам. Служители монастыря начинают готовиться к столичным представлениям Цам за несколько дней. Эти танцы являются сутью тайной молитвы для медитации «дияа».
Монахи начали исполнять этот танец примерно 10 лет назад. Подготовительные работы начинаются за 4 дня до начала самой церемонии. И за это время монахи медитируют, читают молитвы нянба «дува», окропляют маски и костюмы,
готовят «балин тахил», а следующие 3 дня читают молитвы и танцуют Цам внутри монастыря. В последний день Цам выходит наружу, чтобы познать смертность бытия, очистить все сущее от скверны и достичь просветления.
Поэтому, чтобы получить благословение, верующие сопровождают Цам.
Цам означает «танцы по кругу», исполняют его во многих странах Востока. Он включает в себя целую философию, и свои традиции.
Впервые Цам в Монголии танцевали в монастыре Эрдэнзуу.
Танец "Цам" или "Гарчам", подразумевающий под собой тайную молитву, родом из Индии, распространился в Тибете в конце VIII в, и с середины XVIII века появился в Монголии. Многие ученые исследовали происхождение этого зрелища,
и вот некоторые их них:
1. Цам - это соединение буддийской пантомимы, привезенной из Индии монахом Бадма Самбава, с шаманскими таинствами, которые были распространены в Тибете.
2. Когда знаменитый монах из «красного» течения буддизма Ловон Бадамжунайн приехал в Тибет, в 775 г., он решил основать монастырь Самъяа. И чтобы усмирить духов нечеловеческой черной силы той местности, он совершил молитву "Жахар" и
совместил ее с ритуальными танцами, что и стало началом распространения танцев Цам в Тибете.
3. Известная русская ученая-монголовед Н.Шастина рассказывает в своей статье одну интересную легенду. Тибетский император "Ландрам" (841-901) был поклонником шаманства и известным противником распространения в Тибете буддизма.
Во времена его правления уничтожались монастыри и всячески притесняли монахов, поэтому они сбежали в горы и стали жить в пещерах. В результате из 70 000 монахов в живых осталось только 7. Этого жестокого правителя подавил чойжин-монах
Лхал-хумбалдорж. Для этого он сшил себе черно-белый костюм с широкими рукавами, в которых спрятал лук со стрелами, перекрасил белую лошадь в пеструю. Затем он надел свои одежды с белой стороной наружу и приехал в императорский дворец.
Перед дворцовыми воротами он начал танцевать и прыгать, размахивая рукавами. А когда заинтересованный император вышел посмотреть на него, он вытащил лук и застрелил его. Затем он перевернул свою одежду черной стороной и прыгнул в реку.
Так ему удалось убежать от стражи. С тех пор он скрывался в горах и жил отшельником, и с тех пор стали исполнять маскированный танец Цам, чтобы победить всех врагов буддийской веры.
4. Исторические источники сходятся вопросе, где и когда впервые в Монголии исполнялись танцы Цам: в самом старом буддийском монастыре «желтого течения» Эр-дэнэзуу в 1756г., и другие монастыри последовали его примеру и стали исполнять
каждый свой Цам. Но эти источники касаются только монастырей халхинских племен, потому что сохранился документ, согласно которому за 63 года до этого, т.е. в 1723г. в ойратской Джунгарии исполнялся этот танец в предверии Лунного Нового года.
Об этом в своем личном дневнике писал российский посол Иван Ун-ковскийн, который 2 года жил при Джунгарском правителе Цэвээн-равдане. Поэтому документально подтвержденный факт первого исполнения танцев Цам среди монгольских племен произошел
в начале ХVIII в.
А вот танцы "Жахар цам" были устроены в самом крупном халхин-ском монастыре Халхын их хурээ, который устанавливал религиозные стандарты по всей стране, лишь в год железного барана XVI шестидесятилетия, т.е. в 1811г.
по юлианскому календарю, в период правления IV Жавзандамба ху-тагты (1755-1813). Одежду и церемониал столичного Цам разработал V Далай лама, взяв за основу традиции тибетского монастыря Дашлхумбэ. Но при этом поговаривали, что тибетские
монастыри не поделились тайной молитвой "Дансранжамцын гарчим", составлявшей суть этих танцев. Поэтому молитву сочинил монгольский лама XII их хамба Жадрын Хайдав, и эта молитва ничем не уступала тибетскому оригиналу.
При постановке танцев Цам в монастыре «Эрдэнэзуу товд унзад», аграмба гэлэн Сэнгэравдан разработал церемониал и написал специальную книгу-руководство.
Отсюда следует, что хотя танцы Цам, которые исполнялись в тибетском монастыре Дашлхумбэ, монгольском монастыре Эрдэнэ-зуу и в столице, хотя и имели одно происхождение, довольно сильно отличались между собой. С одной стороны,
танцы Цам бесспорно являются культурным и духовным наследием нашего народа, а с другой стороны это религиозная церемония, призванная уничтожать все плохое, злое и приносящее страдания. Поэтому, любуясь этими танцами, надо не только
радоваться глазами, но и очищать свою душу, читая про себя молитвы. Тогда зрелище принесет свои несомненные плоды.
Поэтому в прежние времена мудрецы говорили: «Душа человека, увидевшего танцы Цам, просветляется». Танцы Цам заканчиваются тем, что сжигают чучело «балин», который призван подавить злобу и избавит от страданий.
Проведение церемониальных танцев Цам позволяет избавить местность от сильной жары и холода, избавить от других природных катаклизмов, призвать мир к спокойствию, поэтому все собравшиеся верующие искренне возносят свои молитвы,
любуясь столичными танцами.
ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА ЦАМ
Древний религиозный танец "Tsam" - один из существенных религиозных ритуалов, отражающих религию буддизма, преподающего через правильные апостольские изображения и сущность. Танец - это театральное искусство, выполненное квалифицированными
танцорами, имеющими внешнее появление и характеры различных апостолов и дьяволов, животных или реальных людей. Эта церемония требует великолепно украшенных костюмов.
Первоначально цам проводился как религиозное действо внутри монастыря: на монастырском дворе или храме, где видеть его могли лишь посвящённые. Его сложное магическое и мистическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное
духовное посвящение, и тщательно охранялось от мирян. С течением времени действо цама было перенесено на площадь перед монастырём, и грозная мистерия, сделалась средством для сбора пожертвований, переродилась в театральное зрелище.
Действующие лица цама - всевозможные божества и сверхъестественные существа. Их роли исполняли ламы, одетые в фантастический наряд и страшные уродливые маски. Маски цама хранятся в различных музеях, но особенно богатое собрание их
сосредоточенное в Улан-Баторе в Музее истории религии. Множество масок висят на стенах храма, лежит на полках и в витринах в монастыре Чойджин Лама. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов.-
персонажей докшитского цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска лиц у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное,
свирепое, крово-жадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внеш-ний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Есть многочисленные персонажи
от разнообразия популярных историй так же как различных животных, показывая положительные и отрицательные влияния. Дополнительно больше чем 500 монастырей 700 монгольских монастырей имели их собственные местные изменения церемонии.
Чтобы изображать положительные и отрицательные животных влияний, типа Khangarid - лорд летчиков, лев - король диких животных, олень - красота среди животных, ворона - предсказатель и различный вид домашних животных были вовлечены.
Кроме того цвет и художественные оформления костюмов и других средств использовались в течение этой церемонии как ключи к индивидуальности изображенных характеров. Длинные, шитые золотом танки с изображением Будды и Тар
вывешиваются перед зрителями, закрывая горизонт и создавая ощущение Их присутствия.
К началу ХХ века в каждом монгольском монастыре цам проводился хотя бы раз в год. На него съезжалось огромное количество народа.
В танце - пантомиме исполняемой монахами участвует до 60 человек. Согласно традиции буддийской религии цам составляет неотъемлемый атрибут религиозного праздника Майдари (Майтрейи). В течение года буддисты отмечают пять
основных праздников, называемых Великими хуралами.
- Первый - Цагасар, праздник Нового года, - длится 16 дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные амулеты.
- Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот день тысячи светильников зажигаются в память о великом учителе.
- Третий праздник посвящен учению Калачакры.
Четвёртый - Весак, день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни., совпадающий с началом весны, поэтому алтари утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни Учителя,
великие ламы наставляют верующих в Учении.
Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (Майдари - хурал). Тысячи буддистов приезжают в монастыри, чтобы принять участие в процессии, изображающий приход Майтрейи. Из специального храма, имеющегося в каждом монастыре,
выносят золотую статую бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут её вокруг монастыря. Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в надежде, что это принесёт счастье. Под оглушительные звуки труб и барабанов кружились в
танце духи, один за другим выходят со свитой дхармапалы - в буддийской мифологии боги - защитники учения и их последователей. В основной список входит 8 богов Ваджрабхайрава, Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Шри-деви, Вайшравана, Брахма.
Но иногда к их числу причисляют и многих других местных божеств и духовных подвижников таких как Падмасамбхава., который с помощью магии и чар обратил в буддизм языческих богов Тибета.
Всеобщий смех вызывает появление Белого старца - он пытается заснуть посреди танцующих, выпрашивает табак у зрителей и раздаёт сладости детям. Белый старец или Цаган Эбуген - покровитель всех живых существ, глава духов земли и воды.
Согласно народным преданиям, в прошлом он был одним из больших шаманов, прожившим праведную жизнь и в дальнейшем канонизированным в буддизме. Цаган Эбуген был одним из популярных ламаистских божеств. В цаме он - персонаж комический, изображал
простолюдина, чем был привлекателен для зрителей мистерии. Белый старец с большой седой головой, одетый в белый халат, появлялся на сценической площадке после докшита Джамсарана, маска которого изображала вооружённого воина в латах и красной одежде,
с красным лицом, с тёмными жёлто-красными волосами, пламенеющими бровями и усами. В одной руке у него меч в другой сердце врага. Белый старец обычно появлялся перед Чойджалом - царём закона. Маска его весьма красочна.
Маска Чойджала была самой большой из всех масок мистерии и изображала рогатую синего цвета голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя глазами - видящими прошлое, настоящее и будущее, с загнутым вверх кончиком носа.
Её украшали по верхнему краю пять золотых черепов. На концах рогов имелись металлические пластины в виде языков пламени. Ритуальная одежда Чойджала была синего цвета, с вышитыми драконами. Поверх неё надевалось ожерелье из черепов,
она украшалась колокольчиками. Его атрибуты "зеркало кармы", книга судеб, весы. В правой руке Чойджал держал жезл в виде скелета, которым он помахивал, отгоняя злых духов, в левой аркан с кольцом и железным крюком для улавливания грешных душ,
для укрощения вредоносной силы непокорных нечестивых духов. Появление Белого старца между Джамсараном и Чойджалом и как бы разряжало напряжение, связанное с грозными танцами "самых ужасных". Последним появляется Эрлик,
вооружённый палицей - скелетом, крюком и петлей. Зрители внимательно следят, чтобы он даже краем одежды не коснулся их, - есть поверье, что это может привести к смерти. Наступает кульминационный момент - сожжение пирамиды сор,
сделанной из теста, бумаги и реек, она изображает врага веры. Когда пирамида сожжена, земля считается очищенной от злых сил. Центральным персонажем цама является владыка ада, главный судья над душами умерших Эрлик (древнеуйгур.)
или Яма ( древнеинд). Это грозное божество выступает в трёх качествах властитель трёх миров, самостоятельный распорядитель и личный палач. Согласно тибетским толкованиям, эти три свойства объясняются так:
- он повелевает всеми тремя мирами - подземным, надземным и небесным; если душа умершего скроется, боясь наказания, из одного мира в другой, то она всё равно не избежит наказания владыки смерти, так как он властвует во всех мирах;
- если бы владыка смерти вместо себя посылал чиновников, посланцев и т.п., то можно было бы откупиться от них или избавиться от наказания посредством взяток, но он приходит сам;
- если бы владыка смерти вместо себя послал для совершения наказания чиновников и т.п., то можно было бы упросить их или силою избавиться от наказания, но он, однако же, не посылает других, а приходит сам и совершает всё наказание своею
властью и силою, поэтому избавиться от него очень трудно.
Он выходил на сценическую площадку в сопровождении спутников при особо резкой и зловеще звучащей музыке. Ряженные делали огромные прыжки, поворачивались на одной ноге, наклонялись и проводили по воздуху руками,
как бы уничтожая эти движением врагов веры во всех трёх мировых сферах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ЛИТЕРАТУРА
- Использовались материалы С.А. Клещевской, Алтайский край, п. Малиновое Озеро.
- Б.Мунхзул. Опубликовано в газете "Монголия сегодня" №31 (541) от 12 августа 2012 год.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|