История Монголии. Киданьский каганат. Империя Ляо.
МОНГОЛИЯ
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
КИДАНЬСКИЙ КАГАНАТ (ИМПЕРИЯ ЛЯО) (907—1125 годы)
Эпоха киданьской империи Ляо (907-1125) представляет собой одну из слабо
разработанных страниц истории Монголии. Хорошо известна письменная история
киданьского государства, реконструируемая по династийным хроникам «Ляо ши»
(История династии Ляо») и «Цидань гочжи» («История государства киданей»).
Написано немало обобщающих работ, в которых рассмотрены различные стороны
политической, социальноэкономической, этнической истории киданей. Однако история
монгольских степей в киданьскую эпоху изучена еще очень слабо. Известно только,
что на территории современной Монголии существовало несколько десятков городищ и
поселений киданьского времени. Они группируются в долинах р. Толы и Керулена.
Интерес представляет и так называемый «северный вал Чингис-хана», имеющий прямое
отношение к киданьской истории. Однако до сих пор нет ясности относительно
значения монгольских степей в истории ляоской империи; слабо изучена
материальная культура местного населения: необходимы дополнительные исследования
отношений между киданями и монгольскими кочевниками — цзубу, шивэйцами и др.
Киданьская империя Ляо являлась мощнейшей номадно-оседлой политией
предмонгольского времени. Под властью киданьских правителей оказались
значительные территории Северного Китая, часть степей Центральной и Восточной
Монголии. Киданями были покорены народы си, шивэй, чжурчжэни, государство Бохай
и др. Кидани составляли всего пятую часть населения Ляо – около 750000 человек,
в то время как китайцы – 2 400 000, бохайцы – 450 000, некиданьские «варварские»
скотоводческие и охотничьи народы – 200000. По уровню сложности
политических институтов, культурных процессов Ляо превосходила всех своих
предшественников (имеются в виду кочевые империи Центральной Азии конца I тыс.
до н.э. – I тыс. н.э.).
Не случайно некоторые историки определют время
существования Ляо как новый период в истории имперских институтов у кочевников
Внутренней Азии. Наличие значительной доли оседлого населения
(китайцы и бохайцы) в степных и предгорных владениях киданей на севере, а также
преимущественно китайское население в южных областях империи способствовали
формированию дуальной системы власти, которая была разделена на две части: 1)
«северная» – для управления киданями, осевшими здесь китайцами, а также
бохайцами, чжурчжэнями и другими народами; 2) «южная» – для контроля над
завоеванным китайским населением. При этом в северной администрации высшие посты
империи, а также управление племенами и областями, столицами и крупными
городскими центрами было в руках киданей, в то время как в южных владениях
китайские чиновники осуществляли всестороннее руководство провинциями под
контролем представителей императорской семьи и других знатных киданьских кланов.
Кидани с V века являлись значительной силой в
Маньчжурии. И хотя им удавалось наносить поражения армиям империи Тан, создать
централизованное государство они смогли лишь к 907 году. В этом году киданьский
правитель Амбагай (Елюй Амбагай) основал Киданьский каганат в Северо-Восточном
Китае.
В конце 916 года Амбагай совершил большой военный поход, в результате
которого под властью киданей оказалась обширная территория — вся юго-восточная
часть современной Монголии и прилегающие области автономного района Внутренняя
Монголия КНР. После завоевания Северного Китая государство Кидань стало
могущественной империей и В 916 году Амбагай получил титул «Великого
священномудрого и Великого просвещённого небесного императора». Примерно в эти
годы Амбагай основал столицу своего государства (на территории современного
хошуна Байрин-Цзоци городского округа Чифэн в автономном районе Внутренняя
Монголия КНР). Завоевания киданей в Центральной Азии были завершены к 924
году и киданьские походы поставили конец гегемонии тюрков на Монгольском
плато. Амбагай переименовал его государство в Ляо или Великое Железное
государство.
Киданьская государственность эпохи пяти династий и
десяти царств уникальна в том отношении, что предполагала одновременное мирное
сосуществование двух родственных государств — северного, в котором соблюдались
традиционные для Великой Степи обычаи и иерархия, и южного, построенного по
образцу Танской империи, которой оно пришло на смену.
Подобно владевшим китайскими землями кочевым династиям
последующих эпох, киданьские властители поначалу сознательно противодействовали
неизбежной в таких случаях китаизации. Они старались сохранять шаманские обряды,
пищу и одежду степняков. Китайский язык старались не употреблять, разработали
собственную систему письменности.
По приказу Амбагая в 920 году было создано
большое киданьское письмо (из 1460 знаков), и в конце года императорским указом
было приказано обнародовать его и ввести в употребление. В 925 году Деле
— младшему брату Амбагая — была поручена встреча уйгурских послов; он в короткий
срок выучил уйгурский язык, а потом создал малое киданьское письмо (из 350
знаков).
В 925 году кидани собрали огромную армию не только из своих воинов, но
и покорённых народов и союзников для нападения на государство Бохай. За короткое
время они захватили его, создав на месте Бохая вассальное государство Дундань.
Во главе Дундань был поставлен старший сын Амбагая.
В середине X в. империя Ляо пережила первый
внутриполитический кризис, связанный с правлением так называемых «спящих
правителей» – императоров Му-цзуна (Шулюя, 951–968) и Цзинцзуна (Сянь, 968–982).
Как Шулюй, так и Сянь практически не ходили в походы и «не занимались
государственными делами» (вместо Сяня на аудиенции приходила жена). Сянь,
например, из-за полученной в детстве простуды был физически слаб и «не мог сам
садиться на коня», «во время праздников и больших приемов… выглядел подавленным
и нерадостным», «имел склонность к вину и женщинам». В результате государство слабело, киданьские войска терпели поражения
от китайских армий, Ляо утратило ряд областей. Впрочем, в отличие от типичных
степных империй киданьской политии удалось избежать острой стадии кризиса. Рост
напряженности и внутренних противоречий из-за перепроизводства элиты и утраты ее
сплоченности (асабийи, по Ибн Халдуну) блокировался благодаря огромным ресурсам
империи, доходам от деятельности оседлого населения, другим поступлениям,
значительная часть которых доставалась киданьской знати и обеспечивала ее
лояльность правящей династии. Благоприятной была и внешнеполитическая
обстановка: никто из соседей Ляо не располагал достаточными силами, чтобы быстро
ее ликвидировать.
Важную роль в последующем усилении империи
сыграла деятельность вдовствующей императрицы Сяо и императора Шэн-цзуна
(982–1031). После смерти Сяня вдовствующая императрица Сяо отстранила от власти
его родственников и смогла создать лояльный и профессиональный аппарат
управленцев из киданей и китайцев. Они стали опорой нового императора Шэн-цзуна.
Киданьская элита осознала опасность культурной китаизации и утраты кочевой
идентичности. Шэнцзуном и его окружением были предприняты шаги по укреплению
номадной составляющей в империи. Не случайным было переименование империи Да Ляо
в Да Цидань-го («Великое государство киданей»). Для кочевников-киданей Ляо должна была выступать, прежде всего, как номадная
империя. Тем не менее, испытывая необходимость в грамотных и образованных людях,
императорский двор привлекал на службу не только киданей, но и китайцев.
В 988
г. была восстановлена система экзаменов для пополнения чиновничьего сословия.
Согласно указу 991 г. следовало выявлять «хороших добродетельных людей» и
ставить их на должности. Но прежде всего предполагалось
восстановление военной мощи и доминирующего положения империи. В 986 г. войска Сун вторглись в южные и западные владения Ляо. В итоге масштабных военных
столкновений кидани нанесли сунским армиям несколько поражений. Удачные военные акции против Сун были осуществлены в
987–988 гг. И хотя в дальнейшем военные действия велись с переменным успехом,
регулярные «карательные походы» киданей (999, 1001, 1002, 1003, 1004 гг.)
вынудили сунское правительство пойти на переговоры и заключить Шаньюаньский
мирный договор (1004 г.). Ляо и Сун обязались прекратить войну, восстановить
дружественные отношения. Их залогом были ежегодные поставки Сун для киданей 200
тыс. кусков шелка и 100 тыс. лян серебра. Постепенно
был восстановлен контроль над чжурчжэнями. Си Ся и Кор также были вынуждены
признать вассальную зависимость от Ляо. Беспокойными оставались только
монгольские «территории к северу от пустыни». Проживавшие здесь многочисленные
племенные группы и объединения (дадань, мэнгу, диле, юйцзюэ, угу, шивэй, цзубу и
др.) не отличались покорностью, часто восставали и производили нападения на
киданьские владения. Карательные походы киданей «так и не смогли обуздать
противников». Поэтому при Шэн-цзуне было решено создать в Монголии
укрепленную линию. С этой целью в Монголию были переселены китайцы, бохайцы,
чжурчжэни, возможно, уйгуры для возведения
городов, крепостей и обслуживания военных гарнизонов и киданьской администрации.
Одним из важных элементов киданьской обороны стал так называемый
северный «вал Чингисхана» протяженностью более 700 км и расположенный на
территории северо-восточной Монголии, Забайкалья и КНР. Южнее вала на расстоянии
дневного перехода располагалась цепочка укрепленных киданьских городищ
(некоторые из них были вписаны в вал).
В начале XI века кидани вступили в борьбу за северные
провинции Внутреннего Китая с нововоцарившейся в Кайфэне династией Сун. С
1004 года сунские императоры выплачивали дань Ляо, а последние впитывали
культуру и традиции сунского Китая.
В 1122 году китайская Империя Сун и Цзинь
заключили стратегический союз против Ляо. Империя Сун пыталась вести
наступательные действия против Ляо, но безуспешно. В связи с пассивностью
сунской армии кидане сделали попытку нейтрализовать империю Сун и обезопасить
свои южные границы. Полководец Елюй Даши, потомок Амбагая был назначен
главнокомандующим Южным маршрутом. В 1123 году в войну вмешалось тангутское
государство Западное Ся на стороне киданей. Конное войско тангутов разбило
несколько мелких отрядов цзиньцев, но в решающем сражении чжурчжэни нанесли ему
сокрушительное поражение. В 1123 году по предложению чжурчжэней был
поставлен вопрос о мире с тангутами, которым Цзинь за отказ от поддержки киданей
предложила несколько киданьских областей (Северный Ганьсу и Западная Внутренняя
Монголия). Вскоре тангуты, убедившись в силе цзиньских армий, признали
сюзеренитет Цзинь. Единственными союзниками киданей оставались некоторые
монгольские племена, включая хамаг-монголов. Ослабевшая Киданьская империя была
окончательно завоевана в 1125 цзиньскими войсками. Однако сразу после
окончания войны между бывшими союзниками начались разногласия. Империя Сун не
собиралась выполнять условия договоров, что привело к началу новой войны. В
1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун.
Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла
воевать на равных с чжурчжэньской конницей. В 1127 году чжурчжэни захватили
Кайфэн, включив в своё государство север Китая. Многие монгольские племена,
которые обитали близко к границе чжурчженской империи стали вассалами
чжурчжэней.
Елюй Даши в начале 1124 года провозгласил себя
императором нового государства Северная Ляо но Северная Ляо скоро
прекратила существовать. Несколько сотни тысяч киданей под командованием его
отступили на запад и некоторое время пытались продолжать борьбу с чжурчжэнями,
однако были разгромлены. Елюй Даши вместе со своими людьми отправился на запад,
где завоевал земли в Средней Азии, и образовал Каракитайское ханство
(1124—1218).
В 1125 году прежде подвластные киданям чжурчжэни
под руководством Ваньяня Агуды подняли мятеж и при содействии сунского Китая
вытеснили киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо.
Западное Ляо сохранило многое из китайской культуры, воспринятой киданями, и в
поздней учёной традиции рассматривается как настоящая китайская династия.
Чжурчжэни заменили киданьскую империю собственным государством Цзинь. В 1211
году ханство было покорено найманами во главе с Кучлуком. В 1218 году
оно было завоёвано Чингисханом и вошло в состав Монгольской империи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
[an error occurred while processing this directive]
БИБЛИОГРАФИЯ
Киданьский город
Чинтолгой-балгас / отв. ред. Н.Н.Крадин; Институт истории, археологии и
этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН - М. : Вост, лит., 2011. - 173
с.: ил. — ISBN 978-5-02-036467-7 (в пер.)
Авторский коллектив: Н.Н.Крадин. А.Л. Ивлиев, А. Очир, С.А. Васютин, С.В.
Данилов, Ю.Г.Никитин, Л.Эрдэнэболд
Ответственный редактор Н.Н.Крадин. Рецензенты Е.В.Ковычев, А.В.Харинский
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|