История Монголии. Киданьский каганат. Империя Ляо.
МОНГОЛИЯ
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
КИДАНЬСКИЙ КАГАНАТ (ИМПЕРИЯ ЛЯО) (907—1125 годы)

Эпоха киданьской империи Ляо (907-1125) представляет собой одну из слабо
разработанных страниц истории Монголии. Хорошо известна письменная история
киданьского государства, реконструируемая по династийным хроникам «Ляо ши»
(История династии Ляо») и «Цидань гочжи» («История государства киданей»).
Написано немало обобщающих работ, в которых рассмотрены различные стороны
политической, социально-экономической, этнической истории киданей. Однако история
монгольских степей в киданьскую эпоху изучена еще очень слабо. Известно только,
что на территории современной Монголии существовало несколько десятков городищ и
поселений киданьского времени. Они группируются в долинах р. Толы и Керулена.
Интерес представляет и так называемый «северный вал Чингис-хана», имеющий прямое
отношение к киданьской истории. Однако до сих пор нет ясности относительно
значения монгольских степей в истории ляоской империи; слабо изучена
материальная культура местного населения: необходимы дополнительные исследования
отношений между киданями и монгольскими кочевниками — цзубу, шивэйцами и др.
Киданьская империя Ляо являлась мощнейшей номадно-оседлой политией
предмонгольского времени. Под властью киданьских правителей оказались
значительные территории Северного Китая, часть степей Центральной и Восточной
Монголии. Киданями были покорены народы си, шивэй, чжурчжэни, государство Бохай
и др. Кидани составляли всего пятую часть населения Ляо – около 750000 человек,
в то время как китайцы – 2 400 000, бохайцы – 450 000, некиданьские «варварские»
скотоводческие и охотничьи народы – 200000. По уровню сложности
политических институтов, культурных процессов Ляо превосходила всех своих
предшественников (имеются в виду кочевые империи Центральной Азии конца I тыс.
до н.э. – I тыс. н.э.).
Не случайно некоторые историки определют время
существования Ляо как новый период в истории имперских институтов у кочевников
Внутренней Азии. Наличие значительной доли оседлого населения
(китайцы и бохайцы) в степных и предгорных владениях киданей на севере, а также
преимущественно китайское население в южных областях империи способствовали
формированию дуальной системы власти, которая была разделена на две части: 1)
«северная» – для управления киданями, осевшими здесь китайцами, а также
бохайцами, чжурчжэнями и другими народами; 2) «южная» – для контроля над
завоеванным китайским населением. При этом в северной администрации высшие посты
империи, а также управление племенами и областями, столицами и крупными
городскими центрами было в руках киданей, в то время как в южных владениях
китайские чиновники осуществляли всестороннее руководство провинциями под
контролем представителей императорской семьи и других знатных киданьских кланов.
Кидани с V века являлись значительной силой в
Маньчжурии. И хотя им удавалось наносить поражения армиям империи Тан, создать
централизованное государство они смогли лишь к 907 году. В этом году киданьский
правитель Амбагай (Елюй Амбагай) основал Киданьский каганат в Северо-Восточном
Китае.
В конце 916 года Амбагай совершил большой военный поход, в результате
которого под властью киданей оказалась обширная территория — вся юго-восточная
часть современной Монголии и прилегающие области автономного района Внутренняя
Монголия КНР. После завоевания Северного Китая государство Кидань стало
могущественной империей и В 916 году Амбагай получил титул «Великого
священномудрого и Великого просвещённого небесного императора». Примерно в эти
годы Амбагай основал столицу своего государства (на территории современного
хошуна Байрин-Цзоци городского округа Чифэн в автономном районе Внутренняя
Монголия КНР). Завоевания киданей в Центральной Азии были завершены к 924
году и киданьские походы поставили конец гегемонии тюрков на Монгольском
плато. Амбагай переименовал его государство в Ляо или Великое Железное
государство.
Во время периода Пяти династий и десяти царств киданьская государственная
система была уникальна благодаря мирному сосуществованию двух связанных
государств. Одно из них находилось на севере и придерживалось традиционных
степных обычаев и иерархии. Другое, расположенное на юге, строилось по образцу
Танской империи, которая ему предшествовала.
Подобно кочевым династиям, которые в будущем будут владеть китайскими
землями, правители киданей изначально сознательно сопротивлялись неизбежному
усвоению китайских обычаев. Они стремились сохранять шаманские обряды,
традиционную пищу и одежду кочевников. Также старались избегать использования
китайского языка и разработали свою собственную систему письменности.
По указу Амбагая в 920 году введено большое киданьское письмо, состоящее из
1460 знаков, и к концу года оно стало обязательным к использованию. В 925 году
младшему брату Амбагая, Делэ, было поручено встретить уйгурских послов. В
короткие сроки он выучил язык уйгуров и создал малое киданьское письмо,
состоящее из 350 знаков.
В 925 году кидани собрали огромную армию не только из своих воинов, но
и покорённых народов и союзников для нападения на государство Бохай. За короткое
время они захватили его, создав на месте Бохая вассальное государство Дундань.
Во главе Дундань был поставлен старший сын Амбагая.
В середине X в. империя Ляо пережила первый
внутриполитический кризис, связанный с правлением так называемых «спящих
правителей» – императоров Му-цзуна (Шулюя, 951–968) и Цзинцзуна (Сянь, 968–982).
Как Шулюй, так и Сянь практически не ходили в походы и «не занимались
государственными делами» (вместо Сяня на аудиенции приходила жена). Сянь,
например, из-за полученной в детстве простуды был физически слаб и «не мог сам
садиться на коня», «во время праздников и больших приемов… выглядел подавленным
и нерадостным», «имел склонность к вину и женщинам». В результате государство слабело, киданьские войска терпели поражения
от китайских армий, Ляо утратило ряд областей. Впрочем, в отличие от типичных
степных империй киданьской политии удалось избежать острой стадии кризиса. Рост
напряженности и внутренних противоречий из-за перепроизводства элиты и утраты ее
сплоченности (асабийи, по Ибн Халдуну) блокировался благодаря огромным ресурсам
империи, доходам от деятельности оседлого населения, другим поступлениям,
значительная часть которых доставалась киданьской знати и обеспечивала ее
лояльность правящей династии. Благоприятной была и внешнеполитическая
обстановка: никто из соседей Ляо не располагал достаточными силами, чтобы быстро
ее ликвидировать.
Важную роль в последующем усилении империи
сыграла деятельность вдовствующей императрицы Сяо и императора Шэн-цзуна
(982–1031). После смерти Сяня вдовствующая императрица Сяо отстранила от власти
его родственников и смогла создать лояльный и профессиональный аппарат
управленцев из киданей и китайцев. Они стали опорой нового императора Шэн-цзуна.
Киданьская элита осознала опасность культурной китаизации и утраты кочевой
идентичности. Шэнцзуном и его окружением были предприняты шаги по укреплению
номадной составляющей в империи. Не случайным было переименование империи Да Ляо
в Да Цидань-го («Великое государство киданей»). Для кочевников-киданей Ляо должна была выступать, прежде всего, как номадная
империя. Тем не менее, испытывая необходимость в грамотных и образованных людях,
императорский двор привлекал на службу не только киданей, но и китайцев.
В 988
г. была восстановлена система экзаменов для пополнения чиновничьего сословия.
Согласно указу 991 г. следовало выявлять «хороших добродетельных людей» и
ставить их на должности. Но прежде всего предполагалось
восстановление военной мощи и доминирующего положения империи. В 986 г. войска Сун вторглись в южные и западные владения Ляо. В итоге масштабных военных
столкновений кидани нанесли сунским армиям несколько поражений. Удачные военные акции против Сун были осуществлены в
987–988 гг. И хотя в дальнейшем военные действия велись с переменным успехом,
регулярные «карательные походы» киданей (999, 1001, 1002, 1003, 1004 гг.)
вынудили сунское правительство пойти на переговоры и заключить Шаньюаньский
мирный договор (1004 г.). Ляо и Сун обязались прекратить войну, восстановить
дружественные отношения. Их залогом были ежегодные поставки Сун для киданей 200
тыс. кусков шелка и 100 тыс. лян серебра. Постепенно
был восстановлен контроль над чжурчжэнями. Си Ся и Кор также были вынуждены
признать вассальную зависимость от Ляо. Беспокойными оставались только
монгольские «территории к северу от пустыни». Проживавшие здесь многочисленные
племенные группы и объединения (дадань, мэнгу, диле, юйцзюэ, угу, шивэй, цзубу и
др.) не отличались покорностью, часто восставали и производили нападения на
киданьские владения. Карательные походы киданей «так и не смогли обуздать
противников». Поэтому при Шэн-цзуне было решено создать в Монголии
укрепленную линию. С этой целью в Монголию были переселены китайцы, бохайцы,
чжурчжэни, возможно, уйгуры для возведения
городов, крепостей и обслуживания военных гарнизонов и киданьской администрации. Одним из важных элементов киданьской обороны стал так называемый
северный «вал Чингисхана» протяженностью более 700 км и расположенный на
территории северо-восточной Монголии, Забайкалья и КНР. Южнее вала на расстоянии
дневного перехода располагалась цепочка укрепленных киданьских городищ
(некоторые из них были вписаны в вал).
В начале XI века кидани начали борьбу за северные территории Внутреннего
Китая с недавно пришедшей к власти в Кайфэне династией Сун. С 1004 года
правители Сун платили дань Ляо, которые, в свою очередь, перенимали культуру и
обычаи сунского Китая.
В 1122 году китайская Империя Сун и Цзинь
заключили стратегический союз против Ляо. Империя Сун пыталась вести
наступательные действия против Ляо, но безуспешно. В связи с пассивностью
сунской армии кидане сделали попытку нейтрализовать империю Сун и обезопасить
свои южные границы. Полководец Елюй Даши, потомок Амбагая был назначен
главнокомандующим Южным маршрутом. В 1123 году в войну вмешалось тангутское
государство Западное Ся на стороне киданей. Конное войско тангутов разбило
несколько мелких отрядов цзиньцев, но в решающем сражении чжурчжэни нанесли ему
сокрушительное поражение. В 1123 году по предложению чжурчжэней был
поставлен вопрос о мире с тангутами, которым Цзинь за отказ от поддержки киданей
предложила несколько киданьских областей (Северный Ганьсу и Западная Внутренняя
Монголия). Вскоре тангуты, убедившись в силе цзиньских армий, признали
сюзеренитет Цзинь. Единственными союзниками киданей оставались некоторые
монгольские племена, включая хамаг-монголов. Ослабевшая Киданьская империя была
окончательно завоевана в 1125 цзиньскими войсками. Однако сразу после
окончания войны между бывшими союзниками начались разногласия. Империя Сун не
собиралась выполнять условия договоров, что привело к началу новой войны. В
1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун.
Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла
воевать на равных с чжурчжэньской конницей. В 1127 году чжурчжэни захватили
Кайфэн, включив в своё государство север Китая. Многие монгольские племена,
которые обитали близко к границе чжурчженской империи стали вассалами
чжурчжэней.
Елюй Даши в начале 1124 года провозгласил себя
императором нового государства Северная Ляо но Северная Ляо скоро
прекратила существовать. Несколько сотни тысяч киданей под командованием его
отступили на запад и некоторое время пытались продолжать борьбу с чжурчжэнями,
однако были разгромлены. Елюй Даши вместе со своими людьми отправился на запад,
где завоевал земли в Средней Азии, и образовал Каракитайское ханство
(1124—1218).
В 1125 году чжурчжэни, бывшие ранее под влиянием киданей, подняли восстание
под руководством Ваньяня Агуды и, при поддержке сунской династии Китая, изгнали
киданей в Среднюю Азию, где те основали государство Западное Ляо. Это
государство унаследовало многие элементы китайской культуры, воспринятые
киданями, и в поздних научных традициях рассматривалось как истинная китайская
династия. Чжурчжэни заменили империю киданей своим государством, известным как
Цзинь. В 1211 году найманы под предводительством Кучлука завоевали ханство. К
1218 году оно было покорено Чингисханом и вошло в состав Монгольской империи.
После того, как чжурчжэни утвердили своё господство, их государство Цзинь
стало мощным военно-политическим образованием в регионе. Оно продолжало
развиваться и укреплять свои позиции, проводя активную внешнюю политику. В это
время чжурчжэни значительно заимствовали элементы китайской культуры и
административной системы, которые помогали поддерживать стабильность в
государстве. Важно отметить, что китайская иерархическая система управления и
сложная бюрократия были в значительной степени интегрированы в управление
государством Цзинь, что способствовало его долговременному существованию и
процветанию.
Однако внутри государства постепенно накапливались противоречия и
напряжённость. Влияние соседних народов, частые вооружённые конфликты и
необходимость защищать обширные границы ослабляли внутреннюю структуру Цзинь. В
то же время началась активная экспансия Монгольской империи, где Чингисхан вёл
войну против всех соседних государств, включая и Цзинь. В жестоких сражениях
монгольские войска начали постепенно вытеснять чжурчжэней, что значительно
ослабило их позиции.
К началу XIII века военное давление со стороны монголов стало невыносимым для
Цзинь. Чингисхан, обладая несравненной стратегией и тактическим мастерством, а
также инновационными методами ведения войны, смог сломить сопротивление
чжурчжэней. После многочисленных сражений и длительных осад, столица Цзинь,
Чжунду (ныне Пекин), пала под натиском монгольских войск. Это стало концом для
государства Цзинь, которое официально прекратило своё существование.
Падение Цзинь сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии Восточной Азии.
Монголы, в свою очередь, продолжили свои завоевания, стремясь расширять свои
владения и влияния. Рост Монгольской империи означал не только геополитические
изменения, но и культурные трансформации, поскольку влияние монгольских традиций
и обычаев начало распространяться на завоеванных территориях. Однако элементы
китайской культуры, которые были интегрированы в государственную систему Цзинь,
находили своё продолжение и влияние даже под господством монголов, создавая тем
самым сложный культурный синтез, который позже окажет значительное влияние на
всю историю региона.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ
Северное пограничье империи Ляо. А.В.Харинский, Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015.
Предварительные результаты исследования вала городища Эмгэнтийн Хэрэм. H.H.Крадин, А.Л.Ивлиев, А.Очир, С.А.Васютин, J.I.Эрдэнэболд. Опубликовано в
журнале "Теория и практика археологических исследований". 2011 год.
Крадин Н.Н., Ивлиев А.Л., Васютин С.А. Киданьские города конца X - начала XI века в центральной Монголии и социальные процессы на периферии империи Ляо.
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22). Год: 2013. Страниц: 5
Вал Чингис-Хана - государственная граница империи Айсинь Гурунь (Золотая империя). Левкин Г.Г. Опубликовано в журнале Приамурского географического общества. “Наука и
природа Дальнего Востока” № 2, 2006 г. Печатается в сокращении(в части касающейся "Вала Чингис-Хана").
Ковалев А.А. Великая тангутская стена (К интерпретации неожиданных данных радиоуглеродного датирования). Опубликовано в сборнике "Теория и практика археологических
исследования" выпуск 4, 2008 г. г.Барнаул, Издательство Алтайского государственного университета. Скачано с сайта Археология.ру (Открытая библиотека).
Киданьский город Чинтолгой-балгас. Пол редакцией Н. Н.Кралина. Восточная литература РАН, Год: 2011. Страниц: 202. Городище Чинтолгой-балгас —
уникальный памятник градостроительной культуры киданьской империи Ляо (907-1125). Город был построен как оплот империи в монгольских степях в начале X в. В книге изложены результаты раскопок международной российско-монгольской экспедиции.
Обобщен громадный фактический материал, дано описание материальной культуры киданьского города X—XI вв.
Предварительные результаты исследования вала городища Эмгэнтийн Хэрэм. H.H.Крадин, А.Л.Ивлиев, А.Очир, С.А.Васютин, J.I.Эрдэнэболд. Опубликовано в журнале "Теория и практика
археологических исследований". 2011 год.
Пограничные сооружения киданей в Забайкалье. Луньков А.В., Харинский А.В., Крадин Н.Н., Ковычев Е.В. Журнал «Известия Лаборатории древних технологий».
Издательство Иркутского государственного технического университета. 2009.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|