Балдуугнам Шарав. Живописец и график.
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
БАЛДУУГНАМ ШАРАВ (1869-1939)
Одни из основателей современного монгольского изобразительного искусства
Балдуугнам Шарав родился 140 лет тому назад в семье скотовода-простолюдина в
живописной местности нынешнего сомона Тумэн аймака Говьалтай. В детстве он стал
послушником в монастыре, в котором он стал учеником иконописцев.
Так начался его продолжительный и
плодотворный творческий путь до самой его кончины в 1933 году в Улаанбаатаре.
Б.Шарав был чрезвычайно многосторонним и плодовитым творцом. Он создал
многочисленные произведения в своем основном живописном жанре-иконе,
изображениях божеств буддийской религии, а также портретах высших
священнослужителей, в графических и бытовых жанрах. Б.Шарав прославился своими
знаменитыми произведениями как «События одного дня» и «Праздник кумыса»,
созданный в 1911-1912 годах. Существуют данные о том, что они нарисованы по
повелению-заказу самого правителя страны Богдо-хаана,
который был большим ценителем искусства, в том числе творчества Б.Шарава.
В начале двадцатых годов XX столетия
Б.Шарав нарисовал портрет-икону правителя страны Богдо-хаана VIII Жибзундамба, а
также бытовые его портреты и его супруги Дондогдулам, портрет брата Богдо-хаана
Лувсанхайдава - настоятеля монастыря Чойжим, портреты настоятеля монастыря
Бизьяаймака дархан-цоржи Лувсандондова и высокопоставленного ламы Балдан-хачина.
Самое интересное заключается в том, что эти произведения написаны на основе
фотографии этих высших священнослужителей, потому что в то время практика
позировать художнику лиц, которых он рисовал, еще не установилась. Поэтому он
рисовал их по памяти и на основании фотографий. Б.Шарав использовал эти
фотоснимки, как своеобразную натуру. Существуют сведения о том, что этот
художник сам был хорошим фотографом. Поэтому он наверное сам сначала делал
фотоснимки вышеназванных лиц и на основе их рисовал портреты. Об этих
произведениях бурятский искусствовед А.И.Тугутов в своей статье «Реалистические
мотивы» в монгольской живописи начала XX века», выражая свое видение, писал
следующее:
Доктор искусствоведческих наук Б.Баяртур отмечает, что основными шедеврами этого
художника стали крупнейшие картины, известные под названиями «Один день
Монголии» и «Праздник кумыса», в русскоязычной литературе. Они написаны по
повелению Богдо-хаана, который был большим ценителем и коллекционером
произведений искусства в 1911-1912 годах. По мнению доктора искусствоведения
Б.Батчулууна в первой из этих многочастных полотен изображены многочисленные
свершения, события и дела монголов, которые всю жизнь совершают в течение одних
суток летом.
На сравнительно небольшой картине 186x136
сантиметров изображены свыше трехсот персонажей. В ней показано, как они сообща
валяют, делают из шерсти войлок. Для этого нужен целый коллектив скотоводов.
Другие люди около юрты готовят на котлах пищу. Показывается множество людей и во
время ритуалов и обрядов свадьбы молодоженов. Написаны и похороны также с
участием немалого количества участников. В этой картине зрители видят камлающего
шамана. Среди собравшихся единственных европеец, очень смешной, большеносый, в
европейском костюме и фуражке. Б.Шарав показал также традиционный обряд
поклонения овоо-пирамиды из камней на вершине холма. Это ритуал почитания
духов-хозяев местностей. Тут читают молитвы ламы.
Интересно, что на этом полотне был
изображен весь цикл земледельческих работ от сева до молотьбы, которые в то
время по повелению Богдо-хаана начали проводиться в Монголии. Известный
российский монголовед И.Ломакина отмечает, что Б.Шарав изображает эти работы
очень верно, с большой достоверностью, чтобы как можно лучше выполнить
распоряжение верховного владыки, заказчика своей работы. Она также подчеркивает,
что «Кисточка Марзан Шарава в каждой житейской сцене и трудовом процесс передает
какую-то смешную черту. Вот вся округа валяет войлок. Однако в общем суете
какая-то пара уединяется для любовных утех, и Шарав, конечно, изображает как,
сняв сапоги, крадется к ним с плеткой в руках муж-рогоносец. И в этом
произведении нашла отражения философская концепция Шарава: относить ко всему с
юмором, так легче ведь жить на этом свете». Кстати, книга И.Ломакиной «Марзаи
Шарав», изданная в 1974 году в Москве, остается до сих пор одной из лучших
исследований жизни и творчества великого художника Б.Шарава. КСТАТИ
- Балдуугнам Шарав. Основоположник современного монгольского
искусства. Живописец и график. Долгие годы работал как монастырский художник
в монастырях Гандан, Дзун-хурэ, Чойджин-Ламын-сумэ. Ввел в национальную
живопись современные сюжеты. Мастер революционного плаката. Автор первого в
Монголии портрета В.И. Ленина.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Использовались материалы статьи Ц.Билигта "140-летие великого художника
гениального творца шедевров Б.Шарава" опубликованной в газете "Монголия
сегодня". N23(434) от 6.06.2010
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|