История Монголии. Сведения о Монголии. Монгольская империя. Реферат по истории Монголии.
МОНГОЛИЯ
ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ
МОНГОЛИЯ ВО ВРЕМЕНА МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ ЦИН
(1691 - 1911)
В начале XVII в. маньчжуры, жившие на северо-востоке нынешнего Китая, неожиданно быстро стали набирать силу. Они атаковали раздробленные племена монголов и вынудили их платить дань. В 1636 г. маньчжуры присоединили к себе Внутреннюю Монголию.
После захвата Пекина в 1644 г. они основали династию Цин и за два года объединили весь Китай. Затем они обратили внимание на север в сторону Монголии. В результате конфликтов между халхами и ойратами, а также умелого разжигания ссоры со
стороны Тибета, маньчжуры сумели в 1696 г. присоединить к себе Монголию.
В составе Цинской империи территория Внешней Монголии представляло собой
отдельное имперское наместничество, поделённое на четыре ханства (аймака) и
пограничный Кобдоский округ, расположенный на крайнем западе по соседству с
Синьцзяном. Аймаки, в свою очередь, подразделялись на хошуны — феодальные
единицы в Монголии с традиционными и четко очерченными границами. Однако при
правлении маньчжурских императоров хошуны из постоянных владений стали
временными пожалованиями. Это было связано с тем, что монгольские князья могли
получить наследственные владения и право на управление только после получения
инвеституры от императора, который был признан высшим собственником всех
монгольских земель. С целью ослабления
влияния князей цинские власти дробили аймаки на всё новые хошуны, доведя их
число с восьми в 1691 году до 111 к XIX веку.
Мирские мужчины в возрасте от 18 до 60 лет считались ополченцами (цириками).
При необходимости маньчжурские власти требовали, чтобы из каждой
административной области предоставлялся вооруженный всадник на каждую десять
семей. Основные задачи монгольского ополчения включали охрану границы с Россией
и участие в военных операциях маньчжурской армии в Китае, в том числе в функциях
полиции. Поскольку количество трудоспособного населения было ограничено, их
мобилизация наносила серьёзный ущерб экономике.
В 1644 году на основе Монгольского управления (Мэнгу ямэнь) была создана
Палата внешних сношений (Лифаньюань), ответственная за управление «внешними»
народами: монголами, тибетцами, русскими и тюрками. Она стала вторым по
значимости органом управления Монголией после императора. В Палате могли
работать только маньчжуры и монголы, китайцам доступ был закрыт.
В подчинении Палаты находились императорские губернаторы, в том числе
помощник генерал-губернатора (цзяньцзюня), который руководил всеми монгольскими
вооруженными силами из своей резиденции в Улясутае. С 1786 года он управлял
двумя западными аймаками: Дзасактуханским и Сайнноёнханским. В его ведении было
два помощника (амбани), управлявших восточными аймаками — Тушетуханским и
Цэцэнханским, с резиденцией в Урге. Там находился монастырь Их-хурэ — обитель
верховного жреца Монголии Богдо-гэгэна. Урга постепенно становилась главной
столицей. В 1762 году Хэбэй-амбани управляли приграничным округом из Кобдо. В
Манчжурской Монголии была введена строгая регламентация общественной жизни с
контролем за её соблюдением, однако законодательство базировалось на традициях,
установленных до маньчжурского владычества.
В первой половине XVIII века экономическое состояние монгольских скотоводов
ухудшалось из-за введения китайского торгово-ростовщического капитала. Вокруг
оседлых пунктов, в основном монастырей, увеличивалось число торговых поселков с
магазинами и складами. Они становились центрами розничной и оптовой торговли.
Разница между низкими ценами на монгольскую продукцию и высокими ценами на
китайские товары позволяла китайским купцам быстро богатеть. К середине XIX
века, при поддержке маньчжурских властей, в Монголии активно действовали филиалы
десятков китайских торговых и ростовщических компаний, преимущественно из Пекина
и Шаньси. Русская торговля ограничивалась проведением раз в три года ярмарки в
Кяхте и торговой деятельностью русских купцов вдоль тракта Кяхта-Урга-Калган,
что сопровождалось уплатой больших пошлин.
После подписания в 1725 г. в Кяхте договора Цинской империи с Россией была полностью определена российско-китайская граница. Пользуясь слабостью расколовшихся ойратов, маньчжурская армия численностью в 50 тысяч солдат разгромила их и присоединила
к империи в 1755 году. Таким образом, маньчжуры присоединили Монголию к Китаю после 130-летних усилий. В 1755-1757 гг. ойраты начали восстание, одновременно с ними оказали сопротивление халхасцы. В качестве меры предосторожности для защиты от монголов
в Улясутае были размещены военные подразделения.
НОВАЯ ПОЛИТИКА ЦИНСКОЙ ИМПЕРИИ
Во второй половине XIX века Цинская империя начала активно внедрять
масштабные реформы в экономике, политике и военном деле, которые вошли в
историографию как «новая политика». Эти преобразования были связаны с изменением
курса династии Цин в отношении Монголии, где главные цели заключались в:
- колонизации монгольских земель,
- увеличении числа маньчжурских вооружённых сил,
- отстранении монгольских феодалов от управления и усилении влияния
китайского торгово-ростовщического капитала.
«Новая политика» охватывала всю Цинскую империю, включая и Монголию, которая
обладала определённой автономией и самостоятельностью в развитии. Манчжурские
лидеры видели в Монголии объект своей колонизационной стратегии, направленной на
поглощение монгольских территорий и их превращение в китайскую провинцию, что
было противопоставлением усиливающимся тенденциям к провозглашению независимости
Монголии.
Основным направлением нового курса была политика по заселению китайцами
монгольских земель и интеграции Монголии в состав Китая в качестве обычной
провинции.
Согласно монгольским историкам, «новая политика» имела две основные
задачи:
- Ликвидация автономии Монголии и установление прямого контроля Китая над
её территорией.
- Интеграция китайской культуры в монгольское общество, что представляло
угрозу идентичности монгольского народа.
Со второй половины XIX века маньчжуры постепенно отказывались от политики
изоляции и патернализма, выбирая активное освоение Монголии. Цинское
правительство начало с учёта обрабатываемых земель и всех пригодных для
сельского хозяйства территорий, одновременно изучая природные ресурсы Монголии.
Основными инструментами колонизации Монголии стали:
- разветвленная сеть колонизационных агентств,
- участие китайских банков в процессе
- принудительное переселение китайцев. Власти династии Цин отменили закон,
ранее запрещавший обработку земли в Монголии, и Китай начал прямое
захватывание монгольских территорий. С этого момента Китай поддерживал
переселение китайцев вместе с их семьями в Монголию. Разработанный план
китайской колонизации стимулировал массовую миграцию крестьян, особенно в
регионы, прилегающие к России.
- Одновременно усиливалось влияние маньчжурской администрации,
ограничивались полномочия местных властей, готовилась реорганизация как
гражданского, так и военного управления, что входило в курс общей
трансформации государственного строя.
- для ускорения колонизации в Урге, Улясутае и Кобдо открылись отделения
китайского Дайцинского банка.
- Параллельно с этим, Цинская империя инициировала военную реформу,
укрепляя армию на границе с Россией, заменяя местные монгольские караулы на
маньчжуро-китайские гарнизоны.
Китайское экономическое влияние в Монголии значительно превосходило
российско-монгольскую интеграцию, что позволило маньчжурам использовать более
китаизированную Внутреннюю Монголию как возможную базу для продвижения на север
Монголии.
ПРЕДПОСЫЛКИ К НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМУ ДВИЖЕНИЮ
Все реформы, планировавшиеся для Монголии, финансировались из местного
бюджета. Это указывает на то, что маньчжуры сознательно проводили политику
внедрения китайской культуры, образования и традиций, что в долгосрочной
перспективе могло угрожать национальной идентичности и независимости Монголии.
Маньчжуры проявляли недовольство по поводу увеличения числа монгольских лам и
стремились ослабить буддизм в стране, поскольку он представлял собой
объединяющую силу, способную стать идеологическим средством борьбы за
монгольскую независимость. Не случайно, что именно религия впоследствии станет
символом борьбы за независимость, а богдо-гэгэн, глава буддийской церкви,
олицетворением возрождения монгольского государства.
С усилением политики цинских властей активизировалась также деятельность
китайских торговцев и ростовщиков. Предоставляя кредиты в виде товаров и денег
монгольским феодалам и аратам, китайские торговые компании стремились сделать
так, чтобы они оказались в длительной долговой зависимости.
Произвол чиновников эпохи Цин, хищническое поведение китайского торгового
капитала, массовое переселение китайцев, которые занимали лучшие монгольские
земли, и утрата национальных ценностей не могли не вызвать сопротивление
местного населения. Это сопротивление выразилось в росте антиманьчжурских и
антикитайских настроений. Выступления носили стихийный характер, не имели
организованного руководства и жестоко подавлялись цинскими властями. Однако их
значение было велико, так как они подготовили почву для будущей
национально-освободительной борьбы и помогли сформировать мировоззрение
монгольского народа.
К 1911 году все разрозненные выступления монголов объединились в единое
движение национально-освободительной борьбы против маньчжурского владычества.
Важно отметить, что в освободительном движении Монголии начала XX века
центральную роль играл буддизм, объединяющий нацию. Высшее духовенство активно
поддержало идею восстановления монгольской государственности.
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ ЦИН
В начале XX века маньчжурская династия в Китае оказалась в серьёзном кризисе,
который она пыталась преодолеть с помощью реформ, в том числе касающихся
Монголии. Цинская империя запустила «новую политику», нацеленную на интенсивную
колонизацию монгольских регионов. События, происходившие в период монгольского
подчинения маньчжурским завоевателям (с 1691 по 1911 годы), свидетельствуют о
том, что для монгольского народа это был трудный этап в истории. Монголы
осознавали угрозу со стороны Китая, начавшего колонизацию их земель, что могло
привести к превращению Монголии в обычную провинцию Китая, утрате их
самобытности и последующей ассимиляции.
Произвол цинских официальных лиц, эксплуатация китайского торгового и
ростовщического капитала, массовая миграция китайцев, захватывавших лучшие земли
Монголии, и утрата национальных ценностей не могли не породить сопротивление со
стороны населения. Монголия издавна была буддийской страной, и возрождение
монгольской государственности в форме буддийской монархии стало неизбежной
реальностью. Поэтому неудивительно, что именно Богдо-гэгэн, лидер буддийской
церкви, стал символом возрождения монгольского государства.
Таким образом, все эти процессы оказались на фоне усиливающегося внутреннего
кризиса в Китае, который в конце концов привёл к Синьхайской революции 1911–1913
годов, ставшей отправной точкой для формирования монгольской государственности.
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ
Записки о Монголии. Н.Я.Бичурин. Том 1. Монография. 1828. С. Петербург. Типография Карла Крайя.
Записки о Монголии. Н.Я.Бичурин. Том 2. Монография. 1828. С. Петербург. Типография Карла Крайя.
А.В. Старцев. Организация русской торговли в Монголии во второй половине XIX —начале XX вв.
А.В. Старцев. Русские предприниматели в Монголии: социальный облик и общественно культурная деятельность.
Н.Пржевальский. Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870-1873 гг. Язык: русский. Страниц: 90.
Путешествия по Китаю и Монголии. Певцов М.В. Государственное издательство географической литературы. Москва. 1951. Под редакцией и комментариями Марголина Я.А. Книга о первой, Джунгарской,
экспедиции М.В.Певцова в Монголию.
Путешествия Г.Н. Потанина по Монголии, Тибету и Китаю. Обработано Лялиной М.А. Издание 2-ое, просмотренное и исправленное Г.Н.Потаниным, с его предисловием. С.-Петербург.
Издание А.Ф.Девриена.
Н.Пржевальский. Монголия и страна тангутовъ. Трехлетнее путешествие в восточной нагорной азии. Том 1. Издание Императорского Русскаго
Географическаго общества. Санктпетербургъ.1875. Типография
В.С.Балашева. Из библиотеки Гарвардского университета. Язык: русский (старорусский). Страниц: 394.
Н.Пржевальский. Монголия и страна тангутовъ. Трехлетнее путешествие в восточной нагорной азии. Том 2. Издание Императорского Русскаго
Географическаго общества. Санктпетербургъ.1876. Типография В.С.Балашева. Из библиотеки Гарвардского университета. Язык: русский (старорусский). Страниц: 394. Формат: PDF (19.3 мБ)
Н.Пржевальский. Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки. Третье путешествие в Центральной Азии 1879-1880
Н.Пржевальский. От Кяхты на истоки Желтой реки. Четвертое путешествие в Центральной Азии (1883-1885 гг.)
Западная Монголия и Урянхайский край. Том 1-й. Описание природы этих стран. Грум-Гржимайло Г.Е. Издательство: С- Петербург. 1914. Язык: Русский. Первый том
фундаментальной трехтомной монографии Григория Ефимовича Грум-Гржимайло (1860-1936) "Западная Монголия и Урянхайский край" посвящен орографии, гидрографии, климату, флоре и фауне исследованного края.
Западная Монголия и Урянхайский край. Том 2-й. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии.
Автор: Грум-Гржимайло Г.Е. Издательство: Издание ученого комитета Монгольской Народной Республики. Год: 1926. Язык: Русский. Второй том фундаментальной трехтомной монографии Григория
Ефимовича Грум-Гржимайло (1860-1936) "Западная Монголия и Урянхайский край" посвящен истории исследованного края.
Западная Монголия и Урянхайский край. Том 3. Выпуск 1. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Автор: Грум-Гржимайло Г.Е. Издательство:
Типография Главного Ботанического Сада. Год: 1926. Язык: Русский. Третий том (первый выпуск) фундаментальной трехтомной монографии Григория Ефимовича Грум-Гржимайло (1860-1936) "Западная Монголия
и Урянхайский край" посвящен обитающим в этом регионе народам, их культуре, обычаям и хозяйству.
Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Позднеев А.М. Элиста. Калмыцкое книжное
издательство. 1993. Фундаментальный труд А.М.Позднеева по истории буддизма в Монголии, был издан в Санкт-Петербурге в 1887 году. Язык: русский.
Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Владимирцов Б.Я. 1934. Издательство академии наук СССР.
Козлов П.К. Монголия и Кам. Трехлетнее путешествие по Монголии и Тибету (1899-1901). Издание 1947 года. Том 1(2 части), том 2, том 3, том 5, фотографии и карты. Труды Тибетской
экспедиции Русского Географического общества под начальством П. К. Козлова в 1899 - 1901 годах
Таннуольские землетрясения 9 и 23 июля 1905 года
Изучение памятников истории и культуры Западной Монголии в XIX - начале XX века. Шелепова Е.В. Выходные данные отсутствуют. Язык: русский. Страниц: 7.
Потанина А. В. Изъ путешествiй по Восточной Сибири, Монголiи, Тибету и Китаю 1895.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|