Николай Константинович Рерих. Художник (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писатель, поэт, философ, крупный деятель искусства, археолог, путешественник, предприниматель, общественный деятель.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ МОНГОЛИИ
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874—1947)
Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 года в
Санкт-Петербурге - 13 декабря 1947 года, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) —
русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог,
общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств
(1909).
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в
известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два
поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных
культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Кавалер нескольких
российских и иностранных наград.
В российский период жизни и творчества занимался археологией,
коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в
проектировании и росписи церквей, работал директором школы Императорского
общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир
искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»), активно
участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности
благотворительных организаций.
С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и
Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских
исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений
и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был
связан с политическими и экономическими проектами, имел связи с большевиками и
масонством.
Состоял членом многих организаций. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей
— Юрия и Святослава.
Российский период
Отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным
деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи.
Братья — Владимир и Борис Рерихи[16]. Среди друзей семьи Рерихов были такие
видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и
многие другие.
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое
культурное наследие России и Востока.[17]
«Заморские гости». 1901
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает
на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году,
диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Высшее художественное
училище при Императорской Академии художеств. С 1895 года занимается в студии
знаменитого художника А. И. Куинджи. В это время он тесно общается с известными
деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А.
Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. При подготовке к
дипломной работе Рерих напишет: «В древней и самой Древней Руси много знаков
культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели
представить западники»[18]. Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной
русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха.
Н. К. Рерих в мастерской. Петербург, 1910-е годы
С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже
в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С
1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. В
последнем учреждении в 1898—1903 годах он был лектором специального курса
«Художественная техника в применении к археологии»[19], организатором и одним из
руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем
«Археологической карты Петербургской губернии». Проводит многочисленные раскопки
в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской
губерниях. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти
погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. В 1897 выполнил эскизный
рисунок раскопа знаменитого[20] майкопского кургана «Ошад»[21][22]. Основой для
рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского[21]. В 1904 году совместно с князем
Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в
окрестностях озера Пирос)[23]. С 1905 года начинает собирать коллекцию
древностей каменного века, которая уже в том же году на Французском
Доисторическом конгрессе в Перигё получила высокую оценку[24]. К 1910 году в
коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и
Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже[25]). Летом 1910 года Рерих совместно
с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде[26]. В 1911
году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации
памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и
сохранения в России памятников искусства и старины[27].
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Высшее художественное училище при Императорской
Академии художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена П. М.
Третьяковым. Известный критик того времени В. В. Стасов, высоко оценил эту
картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель
земли русской произведёт вас в художники»[28]. Встреча с Толстым для молодого
Рериха стала судьбоносной.[29] Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось
ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места,
куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо
рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит,
тогда доплывёт!»[29]
«Гонец (Восстал род на род)». 1897
Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского,
часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много
потрудиться»[30].
Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества
создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства
Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи»
(1903) и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и
новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается
своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность
линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и
правдивость» (Р. Я. Рудзитис).[31] Картины художника построены на глубоком
знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены
философским содержанием.[32]
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском
обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного
журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает
должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.
В 1899 году Рерих знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной
Шапошниковой; 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств
они были венчаны[33]. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и
вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно
дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий
учёный-востоковед, а в 1904 году — Святослав, будущий художник и общественный
деятель.
С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России[34],
а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие
по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками
старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника
(около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю
русского искусства» Грабаря, и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял
вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и
архитектуры[35].
…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским
людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным,
которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни
весёлою, красивою жизнью.
— Рерих Н. К. По старине, 1903[36]
После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает
путешествия-исследования по русским городам, и уже в 1904 году посещает города
вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё
путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где
совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике
реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных
русских промыслов. Сотрудничество с Тенишевой продлится вплоть до 1917 года, а
дружба — до самой кончины Марии Клавдиевны[37]. Вместе с тем, в 1912—1915 годах
Рерих активно участвует ещё в одном крупном проекте возрождения русского
искусства — возведении Фёдоровского городка. При этом с 1907 года является
сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим
редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией
Грабаря[38], а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская
икона»[39]. В исторической концепции Рериха важнейшее значение имеет соотношение
прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее измеряется будущим: «…когда
зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».[40] «Из древних
чудесных камней сложите ступени грядущего».[41]
«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая
церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика)
и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для
церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх.
Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов
Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.)
(1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910), иконостас для церкви
Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми[42] (1907),
изображение св. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4
эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12
панно для виллы Лившиц в Ницце[43] (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
В 1910—1914 годах им была оформлен Храм Святого Духа) (роспись «Царица Небесная»
и мозаика «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В монументальной
живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым[44]. Некоторые
мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до
наших дней[45]. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал
монументальный фриз из 19 полотен на темы древних русских былин. В 1913—1914
годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение
Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1909—1915
годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского
храма.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных
постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он
был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908;
1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века,
причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций, и как
искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
(1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя
Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на
музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и
декораций, но и как либреттист[46].
«Сокровище ангелов». 1905. Константиновский дворец. Россия. Санкт-Петербург
С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают
появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари
Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница»
1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на
индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906,
«Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в
Петербурге). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»[47],
появляется коллекция японского искусства. Рерих, помимо русской философии,
изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и
Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и
Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. С 1906
года Рерих дружит и имеет переписку[48] с индологом В. В. Голубевым. В 1913 они
обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской
и индийской культур[49], проект создания музея индийской культуры в
Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Агваном Доржиевым и другими российскими
буддистами[50].
С 1906 по 1918 годы Николай Рерих — директор Школы Императорского общества
поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв
назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы,
открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический
совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы
ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется
ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и
живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др.). Иконописную мастерскую
возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. При Рерихе увеличилось
число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее
отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс
обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и
зодчеству, занятия хора. Произошли существенные изменения и в учебных
программах. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской
стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 года иконы, выполненной
учениками.[51]
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1907 году во
Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии — членом
Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. С
его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена,
Лондон. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей,
Лувр и другие европейские музеи. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с
некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных
русских художников во Франции. Именно с творчеством Рериха многие французские
критики связывали свои представления о «новом русском национальном
искусстве»[52].
«Святые воины». 1912. Музей искусств Азербайджана
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В его
искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области
цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много
экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного
красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника
была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по
1918 годы было издано девять монографий и несколько десятков художественных
журналов, посвящённых творчеству Рериха[53]. В 1914 году издается первый том
собраний сочинений Рериха[54].
В 1908 году Рерих избирается членом Правления Общества Архитекторов-Художников,
в 1909 году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников
искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея до-Петровского искусства и
быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран
академиком Российской Академии художеств.
С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства»,
членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К.
Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. В 1914
году Рерих избирается Почётным Председателем Совета Женских Курсов Высших
Архитектурных Знаний, в 1915 году — Председателем «Комиссии художественных
мастерских для увечных и раненых воинов».
«Ангел Последний». 1912
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в
символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные
предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний»,
«Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал —
света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность
человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины
антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и
культуры[55].
В 1910 году Рерих активно участвует в судьбе Спаса на Нередице и Рюрикова
Городища в Великом Новгороде, его беспокоили грубые реставрации и ремонты в
ярославских, псковских и костромских храмах. В 1912 году Рерих совместно с А. К.
Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест
России[56], а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и
Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные
государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть
возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических
памятников в России. Проект данного Положения станет прообразом будущего
международного Пакта о защите культурных ценностей[⇨].
…Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник.
Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь
верит и ждет.
— Рерих Н. К. Неотпитая чаша, Сменцово, 1916
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе
с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на
побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами
Школы Общества поощрения художеств.
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький
собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди
присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский,
Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств.
Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н.
Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению
памятников старины.
Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке
После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н.
К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом
проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919 году — в
Копенгагене и Хельсинки. Рериха избирают членом Художественного общества
Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Леонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха».[57]
На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против
большевиков, захвативших власть в России. Входит в руководство Скандинавского
Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н.
Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г.
Братство».
В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет
основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и
очерки, создает серию картин, посвященную Карелии.
В том же 1919 году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда
осуществить свою давнюю мечту — отправиться в Индию. Однако, из-за финансовых
трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Осенью 1920 года по приглашению
С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П.
Мусоргского и А. П. Бородина. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором,
поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями
культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брянгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. В
Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием
«Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге.
В Лондоне Рерих налаживает контакты с членами Теософского общества и в июле 1920
года месте с женой вступает в его английское отделение[58]. В Лондоне же, по
утверждениям членов семьи Рерихов, происходит первая встреча Рерихов с их
будущим духовным руководителем — Махатмой Востока[59] и появляются записи первой
книги будущего учения «Агни-Йога».
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института
искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США,
а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи
переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в
декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том
числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины
Рериха. Выставки имели исключительный успех. В Америке Рерих предпринял
несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган
и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В
Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни
русских святых и подвижников.
Вместе с проведением выставок Рерих читает лекции о русском искусстве, об
этическом и эстетическом воспитании, а в ноябре 1921 года в Нью-Йорке открывает
«Мастер-Институт объединённых искусств», главной целью которого было сближение
народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал:
Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет
много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны
быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные
сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно
очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное
и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит.
— Рерих Н. К. Об искусстве
Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено
объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году создается
Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В 1923 году
совместно Георгием Гребенщиковым Рерих создает издательство «Alatas» («Алатас»),
совместно с нью-йоркским предпринимателем Л. Хоршем учреждает «Roerich Museum»
(Музей Рериха), а также коммерческие предприятия «World Service. Pancosmos
Corporation», «Beluha Corporation».
В 1921 году в Берлине выходит сборник стихов Н. К. Рериха — «Цветы Мории», в
1922 году в Нью-Йорке издается книга «Adamant» («Адамант»), в 1924 году в Париже
и Риге — книга «Пути Благословения», а также альбом картин. В 1922—1923 годах
издаются две новые монографии о жизни и творчестве Рериха — «The World of
Roerich: A Biography» (1922 год) и «Рерих» (1923 год). В 1924 году в Париже
выходит первая книга Агни Йоги — «Листы сада Мории», написанная при участии
Рериха.
8 мая 1923 года Рерих с супругой и младшим сыном покидает Америку и следует в
Париж, а затем — в Индию, где под руководством Рериха организуется масштабная
Центрально-Азиатская экспедиция. После этого Рерих трижды — в 1924, 1929 и в
1934 годах — посещал США на очень короткое время.
Центрально-Азиатская экспедиция
События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К.
Рериха «Алтай-Гималаи» и Ю. Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», а также
дневниках других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание
на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин,
Кордашевский).[61] Имеется также ряд рассекреченных документов советской,
английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в период
экспедиции.[62][63][64]
Маршруты Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. 1923—1928 годы
2 декабря 1923 года Н. К. Рерих с семьёй прибывает из Парижа в Индию, где
налаживает культурные и деловые связи. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч
километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и
Дарджилинг (Сикким). В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в
сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу
для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была
заявлена как американская). После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает
Индонезию, Цейлон, Мадрас. И далее начинается основной этап экспедиции, который
проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), СССР (с заездом в Москву),
Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические
исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны
лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных
обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около
пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму
экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя»,
«Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.[65][66][67]
В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом
Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха»,
которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории
Советского Союза.[68] Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел
добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха»
для разработки месторождений.[69][70] Рерихи посетили Алтай с
научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под
предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи
культурно-промышленного центра».[71]
Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов.
По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие,
известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928).[72] По
своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто
художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха, имела
статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов».[72][73]
Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного
Далай-ламы».[74]
Осенью 1927 года под давлением английской разведки[69] экспедиция была задержана
тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном
плену высоко в горах при минусовой температуре на плато Чантанг[75]. Экспедиция
так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и
потерь пробиваться в Индию.[76] Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в
Дарджилинге, где развернулась научная работа по обработке её результатов.
Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»
После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской
власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его
взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических
союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где
посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н.
Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым[82].
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые
упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и
буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на
необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным
(что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением[69], а также
давались указания о недопустимости насильственной общины. Позже была издана
«универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936) — без упоминания имён Ленина
и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община»[99]. Например, в
параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926
года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»[100].
В Хотане у Рерихов появилось знаменитое «письмо Махатм» для передачи Советскому
правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина»[69][101].
В этом «письме» Махатмы (само существование которых спорно[102]), в числе
прочего, приветствовали «упразднение церкви, ставшей рассадником лжи и
суеверий»[103]. Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а
тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник
задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском
государственном художественном музее. На картине чётко прорисован легко
узнаваемый образ Ленина[104]. Позже Рерих переименовал картину в «Явление
срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о
чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».[82]
Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет:
«Ленин не был против истинного буддизма»
— Из рукописи экспедиционного дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи»,
сохранившегося в архиве Внешней политики РФ (Москва), запись от 02.10.1925.[82]
Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя»,
которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия
посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на
даче у М. Горького[105].
В 1934 году Рерих стал испытывать сильную неприязнь к коммунистам[106]. В
публичных выступлениях в Харбине он противопоставлял себя как фашистам, так и
коммунистам: «Большевизм — тёмная, разрушительная сила»[107]. В 1935 году он
опубликовал в эмигрантской прессе эссе «Охранение», в котором выразил возмущение
относительно актов вандализма в Советской России[108].
Институт Гималайских исследований «Урусвати»
Семья Рерихов (долина Кулу, Индия)
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал
систематизации и обработки, и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в
Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований[109], а затем в Западных
Гималаях, в долине Куллу (англ.)русск. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»[110],
что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в Куллу,
пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий
Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Он же руководил
этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников.
В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и
многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и
филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие
письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия.
Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и
зоологические коллекции[111][112].
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и
Азии[113]. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский
ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории,
Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Академик Н. И.
Вавилов, известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати»
за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной
ботанической коллекции[114]. Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные
как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. С 1931
года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты
научной деятельности его сотрудников. В научных и периодических изданиях Азии,
Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»[115].
Вскоре разразился мировой кризис, затем мировая война. Институт Гималайских
исследований был лишён возможностей к деятельности и был законсервирован[110]. В
настоящее время существует также критическое мнение о деятельности института как
не имевшей независимой научной оценки, неподтверждённой специалистами в области
медицины, психологии и антропологии[116].
Мастер-Билдинг и конфликт с Луисом Хоршем
Основная статья: Мастер-Билдинг
Музей Рериха (1929—1938), 310 Riverside Drive, New York
В 1922 году Рерих познакомился с преуспевающим нью-йоркским брокером Луисом Л.
Хоршем (Louis L. Horch). Хорш и его жена Нетти (Nettie) попали под сильнейшее
влияние личности Рериха и в результате стали самыми щедрыми из его
последователей.
В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого
масштабного проекта Рериха в США — строительство Мастер-Билдинга (The Master
Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых
двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт
объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на
верхних — апартмент-отель. Для строительства здания в 1923 году была учреждена
общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и
Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным
президентом. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и
облигационный заём.
Дом Мастера был торжественно открыт в ноябре 1929 года. В коллекции музея было
более тысячи полотен Рериха (большая часть из которых была куплена для музея
Хоршем), произведения искусства Тибета, библиотека тибетских манускриптов. Для
проведения публичных мероприятий была предназначена аудитория на 300 мест.
Институт объединённых искусств организовывал классы по живописи, скульптуре,
архитектуре и дизайну. С открытием Дома Мастера популярность Рериха в США
достигла высшей точки[117].
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и
организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». С 1929
года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Маньчжурская
экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. далее) превратилась, как это воспринималось
из США, в сплошной скандал; американская пресса обвиняла Рериха в «унижении
правительства США». Доверие Хорша к Рериху, первоначально безграничное,
постепенно оказывалось всё более и более подорванным. В августе 1935 года
разразился кризис — Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху.
Хорш, как Президент Музея Рериха и его кредитор, имел значительное влияние на
Совет поверенных. Как оказалось, контроль над Домом Мастера по существу
принадлежал Хоршу, а Рерих распоряжался им постольку, поскольку Хорш был готов
добровольно ему повиноваться. В результате череды скандалов, арестов имущества и
судебных процессов Музей Рериха и Институт к 1938 году были закрыты, здание
попало под контроль Хорша.
Хорш инициировал проверку налоговой службы США, в результате которой была
выявлена неуплата Н. К. Рерихом подоходного налога на сумму 48 000 долларов, а
также выиграл в суде иск к Рериху на сумму 200 000 долларов. Вкупе с разрывом
Рериха с Г. Э. Уоллесом, претензиями к Рериху Правительства США, критическим
отношением к Рериху американской прессы данные задолженности привели к тому, что
Рерих никогда более не смог вернуться в США. Рерих и Хорш так и не
примирились[118].
Маньчжурская экспедиция
Маршрут Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха 1934—1935 годов
Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи
евразийской роли России и панмонголизма, и проанализировав тенденции мировой
политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к
выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса
«единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и
южной и юго-восточной Сибири.[119] Желая по возможности принять участие в этом
процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент
долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай.[119] В 1930 году Рерих
подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в
администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедицию с целью сбора
семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.[6]
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда
24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. В Японии Рерихов принимают на
высшем правительственном уровне. Рерих присутствует на многочисленных культурных
мероприятиях, читает лекции, встречается с членами правительства. С японской
стороной было заключено соглашение о проведении выставки картин Рериха, которая
открылась в Киото в этом же году. Одновременно в Японии был организован «Комитет
Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.
30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть
экспедиции, состоящая из двух маршрутов. Первый маршрут включал Хинганский
хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935).
Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в
северной и северо-восточной части современного Китая. Художник написал много
этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике
и фольклору. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов
дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и
философские темы.[120] В результате экспедиции было найдено около 300 видов
засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено
2000 посылок семян. Результаты изысканий один из участников экспедиции, ботаник
Й. Л. Кенг, опубликовал в «Журнале Вашингтонской Академии наук»[121]. Он указал
в статье на пять неизвестных науке трав, одна из которых была названа в честь
Рериха — Stipa roerichii[122]. Также были представлены доклад ботаника Т. П.
Гордеева, посвященный описанию растительности в районе Барги и Большого Хингана
и отчеты Ю. Н. Рериха о проведении изысканий в Северной Маньчжурии и Внутренней
Монголии[123][124]. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес, инициировавший
экспедицию, впоследствии сообщил, что почти все найденные семена обладают либо
низкой ценностью, либо вообще ей не обладают.[125]
Однако во время экспедиции Рерих, игнорируя по большей части порученную ему
миссию, погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к
революции[126]. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию
была в Японии с военным министром Хаяси Сэндзюро, и целью встречи было
исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке
Азии.[68] Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально
сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический
Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги,
например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили
газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза.[127]
В Харбине Рерих основывает «Русский Комитет Пакта Рериха в Харбине» и
сельскохозяйственный кооператив «Алатырь», издательский отдел которого выпустил
новую книгу Рериха «Священный Дозор», а также книги «Знамя Мира. Русский Комитет
Пакта Рериха в Харбине» и «Религиозное творчество академика Н. К. Рериха» М.
Шмидта.
Рерих вёл самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции,
став заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего
имени и на чьи средства проводилась экспедиция.[128] Также это привлекло
внимание белогвардейской контрразведки, которая, установив факт посещения
Рерихом Москвы и его теософские увлечения, раздула скандал в прессе.[128]
Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были недовольны работой
Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в
харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха.[129] Японская
цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха
«Священный дозор».[130] После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго
Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у
границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они
могли испортить ему репутацию в глазах избирателей.[131]
Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года.[120] Лишение
поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело
к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.[128]
Пакт Рериха и Знамя Мира
Понятие культуры у Рериха
Почтовая марка Мексики. На марке — эмблема ООН и символ Знамени Мира
В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию
Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха,
тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является
«величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании», —
писал он.[132] И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой:
«Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру,
неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах
Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена
Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в
художественных образах.
В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений
человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если
Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом
самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни
во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и
Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к
недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что
«Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления
и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и
отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей
страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и
обязано её защищать.
Создание и подписание Пакта
В 1928 году[133] Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и
политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект
Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)[134]. Вместе с Договором Н.
К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя
Мира[135], представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и
вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого,
настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии — религия, искусство и
наука в круге культуры[136].
За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих
был выдвинут соавтором Пакта Г. Г. Шклявером[137] на Нобелевскую премию
мира.[138] В 1929 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н.
К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и
рассылается в правительственные, научные, художественные и образовательные
учреждения всего мира, проводятся международные конференции. В результате, в
ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта, а также учреждена
Всемирная Лига Культуры. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при
Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.[139]
Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение.[140] «Пакт для
защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как
образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое
поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего
человечества», — говорил Николай Рерих.[141] Идею Пакта поддержали Ромен Роллан,
Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и
др.[142]
Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год. В центре: Президент США Ф. Рузвельт.
Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и
неисполнимым».[125] 30 августа 1933 года правительство сообщило о ненужности
Пакта Рериха, поскольку все пункты этого документа уже включены в Гаагскую
конвенцию 1907 года, принятую Соединёнными Штатами на государственном
уровне.[143] Однако одобрение договора президентом Ф. Рузвельтом и пропаганда
Пакта со стороны министра Генри Уоллеса, считавшего в тот период Рериха своим
Гуру, возобладали над оппозицией Госдепартамента.[125] Подписание Пакта
состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии
Франклина Рузвельта[144]. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран
американского континента.[145]
Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке, и в Европе. Это
позволило Рериху предпринять вторую попытку добиться Нобелевской премии Мира, о
чём сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке получили соответствующее задание,
отправившись в Европу с пакетом рекомендательных писем.[146] Генри Уоллес на
следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том
числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а
также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение,
что «профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на
Нобелевскую премию мира».[146]
Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился
скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете
«Чикаго Трибьюн», и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха.[147] В результате
скандала Генри Уоллес досрочно прекратил экспедицию Рериха и сделал всё, чтобы
аннулировать Пакт. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем
официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех
европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику,
возвышая имя, а не идеал»[147] (всего в 57 стран).[125] Разуверившись в Рерихе,
Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха.[125]
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране
культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью
международного сообщества до Второй мировой войны.[139] В 1949 году на 4-й
сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе
по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в
случае вооружённого конфликта.[139] В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу
Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае
вооружённого конфликта»[139].
Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира»
можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена
картина «Мадонна-Орифламма».
Индийский период
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу,
Наггар). Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько
томов литературных очерков. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в
Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году — одна из самых крупных монографий о
творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Кроме того в
Риге, США и Индии выходят не менее восьми крупных исследований по творчеству
Рериха. В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о
педагогическом методе Рериха[148].
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. В 1937 году
официально открывается музей Николая Рериха в Риге, в котором экспонировалось
более 40 полотен художника[149], а также проходит Первый конгресс Балтийских
обществ Рериха[150]. 16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в
Праге открывает отдельный рериховский зал[151], в котором представлены более 15
крупных работ художника. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при
созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Король
Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». В Белградском музее
Принца Павла с 1932 года под патронажем югославского короля Александра I[152]
экспонируется 21 картина Н. К. Рериха. С 1933 года в Загребе в музее Академии
наук проходит постоянная выставка 10 картин Н. К. Рериха. Работает музей Николая
Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
В США в 1936 году ученики Рериха организуют Центр искусств «Арсуна» (Санта-Фе),
а в 1937 году основывают Ассоциацию Содействия Культуре «Фламма» (Либерти, штат
Индиана), которая привлекала к сотрудничеству широкий круг деятелей культуры и
начала выпуск книг и одноименного журнала. Журнал издавался в Индии, а
редактировался из Индии и США. В 1938 году в Нью-Йорке открывается «Академия
искусств имени Н. К. Рериха», продолжившая традиции «Института Объединенных
Искусств».
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. С 1932 по 1947 год в
разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес
(1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939),
Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940),
Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941),
Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947)). Картины приобретаются
индийскими музеями и коллекционерами. С 1932 года в индийском Аллахабаде
работает Рериховский центр искусства и культуры. Центр проводит многочисленные
выставки индийских художников, занимается издательской и лекционной
деятельностью. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. В
1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат
Бхала Бхаван» (Варанаси)[153]. 19 февраля 1934 года специальный зал Рериха был
открыт в Аллахабадском муниципальном музее, собрание которого пополняется вплоть
до 1937 года и составляет 19 картин художника[154]. В 1940 году в галерее им.
Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный
флигель из двух залов. Там же в Тривандруме издаются две монографии о творчестве
Н. К. Рериха, претерпевших несколько переизданий[155].
Попытки возвращения на Родину
С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину: «В 1926 году было уговорено,
что через десять лет и художественные, и научные работы будут закончены. С 1936
года начались письма, запросы. Г. Г. Ш[клявер] извещал, что Суриц предложил
пожертвовать для музеев четыре картины. Наше французское общество писало
Верховному Совету о Пакте. Писали в Комитет по делам искусства. Посылали книги.
Ждали вестей»[156]. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а
после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения
СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине»[157], обсуждает через
посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. По совету посла в 1938
году Рерих обращается в Комитет по делам искусств СССР с просьбой принять в дар
три картины. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел
СССР: «…Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и
творчество в пределы Родины». Однако, все предпринятые усилия не увенчались
успехом. Рерих не получил ответа на посланные обращения.
В 1938 году нарком НКИД СССР М. М. Литвинов докладывает И. В. Сталину о желании
Рериха вернуться с семьей в СССР. Дает Рериху положительную характеристику.
Сталин пишет резолюцию: «Не отвечать»[158].
В 1939 году Рерих дает поручение сотрудникам Латвийского общества Рериха в
получении советских виз через советское полпредство в Латвии. Руководитель
Латвийского общества Рериха, Рудзитис, пишет в дневнике: «…получено письмо, в
котором Рерих высказывает желание вернуться на Родину»[159]. Но и эти усилия не
приносят успеха. Последнее обращение Рериха с просьбой о возвращении на Родину
было в 1947 году — за несколько недель до смерти[160].
Вторая мировая война
Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй
мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим
сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все
вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной
Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского
народа.
В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот
период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны»,
«Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской
истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.
…Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не
угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные
вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал
новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей
справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!». - Н. К.
Рерих. «Не замай!» 10 июня 1940 года
В «Листах дневника» Н. К. Рериха содержится много страниц, посвящённых военному
и трудовому подвигу советского народа.
Оборона Родины
Великая Родина, все духовные
сокровища твои, все неизречённые
красоты твои, всю твою
неисчерпаемость во всех просторах
и вершинах мы будем оборонять.
Не найдётся такое жестокое
сердце, чтобы сказать: не мысли о
Родине! <…> Через всё и поверх
всего найдём строительные мысли,
которые не в человеческих сроках,
не в самости, но в истинном
самосознании скажут миру: мы
знаем нашу Родину, мы служим ей и
положим силы наши оборонить её
на всех её путях.
В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца
за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали
судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых
народов. «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, — записывал в дневник
Рерих, — пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…». Индира Ганди
вспоминала:
Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее
впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе
современного учёного и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг
дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок. Картины
Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников.
Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих
обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов
двух держав — России и США. В 1942 году в Нью-Йорке была создана
Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были
Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П.
Геддас, В. Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали учёные с мировыми
именами Роберт Милликен и Артур Комптон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей
более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым
источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его
творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала»,
«Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки
мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое
количество людей.
После окончания войны художник последний раз запросил визу на въезд в Советский
Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему
отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой
прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём
месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ
(Да будет мир).
ЗАВЕТЫ НИКОЛАЯ РЕРИХА
Любите Родину. Любите народ русский. Любите все
народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и
всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы
любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ИСТОЧНИК
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|