English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Военно-Воздушные силы Монголии. ВВС. ПВО.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ МОНГОЛИИ

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ МОНГОЛИИ

Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона


История создания военно-воздушных сил Монголии и противовоздушной обороны берет начало в первой половине XX века, когда геополитические изменения и стремление к независимости вынудили страну задуматься о создании вооруженных сил. Будучи окруженной крупными державами с мощными армиями, Монголия осознавала необходимость защиты воздушного пространства страны и поддержки наземных сил в случае агрессии. Хотя на первых порах идея собственной военной авиации казалась амбициозной для государства с ограниченными ресурсами, стремление к самостоятельности и безопасности стимулировало развитие этого стратегически важного направления.

СОЗДАНИЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ МОНГОЛИИ

На третьем съезде Монгольской народно-революционной партии, состоявшемся в 1924 году, было принято решение о том, что Монгольская народная армия должна иметь самолеты. Это решение получило поддержку со стороны народа, накопившего средства для реализации этого плана.
 

25 мая 1925 г., в Улан-Баторе приземлились первые три гражданских транспортных самолета марки «Ю-13». В 1926 году советский летчик Н.Лапин открыл первый воздушный коридор в восточную Монголию.
 

Первыми шагами к созданию монгольской авиации стало обучение кадров за рубежом.Это сотрудничество не было случайным: Советский Союз оказал значительное влияние на развитие вооружённых сил Монголии в целом, передавая ей не только технологии, но и ценнейший опыт военного строительства.
 

В 1927 году российскими инструкторами подготовлены первые кадры – летчики, наблюдатели и мотористы. В 1930 году молодые люди отправлены на обучение в высшее военно-воздушное училище Советского Союза, для освоения азов пилотирования и техники обслуживания самолётов. Два года спустя на родину возвратились 10 летчиков, овладевших специальностью «летчик» в Советском Союзе. Среди них - Герои Монголии Д.Дэмбэрэл и Ч.Шагдарсурэн. 
 

Параллельно с обучением пилотов началось формирование инфраструктуры. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Монголии были построены первые аэродромы и начинается закупка самолётов, в том числе учебных. Важным событием стало учреждение авиационных частей в составе вооруженных сил Монголии. Эти шаги позволили стране создать базу для дальнейшего развертывания собственных воздушных сил и закрепления их в качестве одной из основополагающих составляющих безопасности государства. 
 

Летом 1931 года Монголия, в качестве дара от советского правительства, получила три самолета Р-5, вооруженных пулеметами "Льюис". В первое время советские военные инструкторы сами пилотировали боевые машины. Монгольские летчики учились на практике управлению самолетами. Эти машины вошли в состав первого авиаотряда Монголии "Сухэ-Батор", насчитывавшего семь самолетов. Полетов совершали мало, потому, что в стране не было необходимого топлива.
 

Военная авиация Монголии впервые была применена в августе 1934 года, при подавлении контрреволюционного мятежа в Ховде, на западе страны. Наземные части монгольской армии поддерживала с воздуха эскадрилья Р-5. За успешное выполнение боевых задач, командир группы Судец и монгольский летчик Шагдарсурэн получили награды. 
 

К 1930-м годам Монголия уже обладала несколькими десятками исправных самолётов и подготовленными экипажами, что позволило ей патрулировать воздушное страны и проводить разведку. Вместе с тем, продолжалось расширение сотрудничества с СССР, которое принесло дополнительные возможности для приобретения более современного вооружения и технологий. Советские специалисты участвовали в обучении монгольских пилотов и инженеров, что существенно повысило уровень национальной авиационной техники и её способность выполнять сложные задачи. 
 

После ряда столкновений на границе Монголии и Маньчжоу-Го в июне-декабре 1935 года монгольские власти приняли меры по усилению обороны на юге страны. Правительство Маньчжоу-Го, инспирируемое из Токио, заявляло претензии на некоторые участки монгольской территории. Японцы и маньчжуры периодически переходили границу и пытались закрепиться в стратегически важных пунктах. В январе 1936 года эскадрилью монгольских самолетов Р-5 и У-2 перебросили из-под Улан-Батора на передовой аэродром Тамцак-Булак. Туда же подтянули два отряда из состава советской смешанной эскадрильи, уже довольно давно дислоцированной на монгольской территории. 
 

В марте - апреле 1936 года монгольская авиация вела активные боевые действия, совершав в некоторые дни до 10 боевых вылетов группами от пяти до 12 самолетов. 7 апреля 1936 г. монгольское правительство наградило 13 летчиков орденами и медалями. В 1936 году в Улан-Баторе состоялся первый воздушный парад, в котором участвовали восемь самолетов. 
 

В начале 1940-х годов авиация уже стала неотъемлемой частью вооружённых сил Монголии. Однако на этом развитие не остановилось. С началом Второй мировой войны и усилием фашистской угрозы вопрос о надёжной защите воздушного пространства страны стал ещё более актуальным. Поэтому параллельно с наращиванием количества воздушных судов шло активное обустройство противовоздушной обороны, что позволило успешно защищать стратегически важные объекты и населённые пункты. Впоследствии монгольские летчики участвовали в боях на Халхин-Голе в 1939 году и разгроме Квантунской армии в 1945 году. 
 

К осени 1938 года монгольская авиация располагала 39 боевыми и шестью учебными самолетами Р-5 и Р-5Ш. На это количество имелось 27 летчиков-монголов, многие из которых были довольно слабо подготовлены. Основными боевыми частями являлись - 1-й (штурмовой, 17 Р-5Ш) и 2-й (легкобомбардировочный, 19 Р-5) авиаполки. Они были укомплектованы изношенной техникой, доставшейся из состава авиации Забайкальского округа, а также из дислоцированного в Монголии 150-го смешанного полка, перевооружаемого на новые бомбардировщики СБ. В советских частях на монгольской территории Р-5 использовались уже только как самолеты связи. В начале конфликта советские авиачасти пытались использовать Р-5 для ведения разведки, но быстрое насыщение района боев истребительной авиацией заставило это прекратить. Разведку стали вести истребители и бомбардировщики СБ.
 

Для старых бипланов же нашли новое применение. Из советских и монгольских летчиков сформировали группу ночных бомбардировщиков. Формально она числилась монгольской, командовал монгол Бор, но опознавательные знаки на машинах были советские. Сначала группа состояла из восьми самолетов. Первый вылет совершили с аэродрома Матад 13 июля тремя машинами. Ведущий Р-5 пилотировал советский летчик Зайсанов, по национальности бурят, долго служивший в монгольской авиации. Действовали следующим образом: из Матада летели на передовую площадку в районе Хамар-Даваа, где самолеты дозаправляли горючим и подвешивали бомбы. Оттуда стартовали в полночь. Для ориентации вдоль реки Халхин-Гол расставляли фонари "Летучая мышь" со светом, направленным вверх и в сторону наших войск. Они располагались в 400-500 м друг от друга. В районе реки Хайластын-Гол из фонарей выкладывали стрелу, направленную вдоль долины. Всю эту иллюминацию зажигали при подходе наших бомбардировщиков, а после прохода в тыл противника гасили. 
 

Ставилась задача постоянно беспокоить японские войска и маскировать шум передвижения воинских частей на нашей стороне. Самолеты подходили к намеченной цели с интервалом 10-15 мин. Бомбили с высоты 1500-2000 м. До окончания боев в сентябре на противника ночники совершили по разным источникам 158-165 вылетов, сбросили около 60 т бомб. Один Р-5 не вернулся с боевого задания - разбился в плохую погоду. Экипаж погиб. Четыре Р-5 также входили в состав советской 19-й транспортной эскадрильи. Они совершали связные полеты. 
 

Самолеты Р-5 внесли свой вклад в скоротечную кампанию против Японии. В составе ВВС эти машины использовались уже только как вспомогательные. Внесли свой вклад в победу и монгольские летчики на своих Р-5 с эмблемами "соембо". Монгольские машины успели повоевать и с китайцами. В ходе операций против японцев монгольские Р-5 не ограничивались вспомогательными функциями. Они как штурмовики действовали под Ондорханом, поддерживая продвижение советских и монгольских войск на Калган и Жехе. Это происходило при практически полном отсутствии в воздухе японских самолетов.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В1946 году учреждена служба гражданской авиации в составе 8 самолетов, на которых начали оказывать первые услуги отечественной гражданской авиации, авиаперелеты в аймаки Дундговь, Сухбаатар, Хэнтий, Чойр. В 1956 году открылась новая страница в развитии монгольской авиации. 5 самолетов марки «АН-2» были привезены с Советского Союза и подготовлена профессиональная команда. В силу чего, совершение внутренних рейсов в нашей стране урегулировалось. С 1958 года начался зарубежный авиаперелет в Иркутск и Пекин на самолетах марки «Ил-14». В Монголии, как и в Советском Союзе появились династии известны летчиков. 
 

«Самым первым учащимся из Монголии в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского стал Тогоочийн Самдан, который получил специальность летчика в 1943 году. Цогийн Геннадий прошел полный курс академии и стал выпускником в 1957-1958 гг. В 1972 году в эту же академию поступил и будущий летчик-космонавт Ж.Гуррагчаа. 
 

Долгое время на территории МНР дислоцировалась группа советских войск, в том числе авиационные и зенитные ракетные подразделения. С выводом Советских войск в 1989-1992 гг. большое количество техники и оборудования было передано местным военным. Был даже некоторый избыток, усугубленный сокращением национальных вооруженных сил и сокращением военных расходов. Когда запасы сократились, правительство, сформированное на демократических началах (после так называемой «демократической революции 1992 года»), обратилось к США, Турции и другим западным странам за военной помощью.
 

Подписание с Россией осенью 2019 года межправительственного протокола, о возобновлении соглашения 2004 года о предоставлении Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе, создает основу для нового импульса в развитии авиации страны.
 

18 октября 2018 года Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К.Шойгу посетил с официальным визитом Улан-Батор для обсуждения с военно-политическим руководством Монголии перспектив развития сотрудничества двух стран в военной и военно-технической сфере. В рамках визита состоялась передача от Минобороны России монгольской стороне продукции военного назначения общей стоимостью более 13 млн. долларов. Это, «безусловно, является знаковым событием в двухсторонних отношениях», – заявил на церемонии С.К.Шойгу. «Убежден, что средства наземного аэродромного обслуживания общего применения расширят возможности монгольских Вооруженных сил и, в частности, национальных Воздушных войск», – отметил Министр обороны России. ВВС Монголии получили, технику для наземного обслуживания авиации и аэродромное оборудование управления полетами. И военный аэродром "Налайх" получил возможность принимать и обслуживать новые типы самолетов.
 

15 ноября 2019 года ВВС Монголии получили из России два истребителя МИГ-29. До этого момента на вооружении ВВС было лишь несколько вертолётов. Но теперь Монголия может осуществлять контроль над своим воздушным пространством, в случае необходимости принуждать к посадке нарушителей.

ВВС И ПВО МОНГОЛИИ СЕГОДНЯ

Состав: 1 транспортная, 1 вертолётная эскадрилья, 1 авиационная эскадрилья?, 2 полка ПВО.
 

Транспортная эскадрилья имеет на вооружении:

  • Пассажирский самолет Boeing 737?
  • Транспортный самолет Ан-2
  • Военно-Транспортный самолет Ан-26
     

Вертолетная эскадрилья имеет в своем составе:

  • Многоцелевой вертолет Ми-8
  • Многоцелевой вертолет Ми-171
  • Ми-24  - российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л.Миля.

 

Авиационная эскадрилья?

  • Су-27 - советский и российский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. 4 шт.
  • МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ - 2шт.
  • По сообщениям средств массовой информации в конце ноября 2021 года Россия передала Монголии два учебно-боевых истребителя МиГ-29УБ. Они предназначены для летной подготовки истребителей.
     

Средства ПВО:

  • Зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия С-125 Печора-2М
  • Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка"
  • 57-мм зенитная пушка С-60
  • 14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗПУ-4
  • 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2
  • ПЗРК Стрела-2
НОВОСТИ
  • Монголия собирается закупить у американской компании «Lockheed Martin» три военно-транспортных самолета С -130, и получить помощь в их обслуживании у специалистов «Alaska national guard» для чего в ближайшее время на Аляску отправятся монгольские стажеры. Самолеты подобного типа нужны Монголии для активного участия в миротворческих операциях — сейчас страна тратит на вооруженные силы 1,4 % своего бюджета. С 2015 г., по словам министра обороны Монголии, закупки военной техники могут быть увеличены.
     
  • 30 ноября 2021 года начальник Генштаба - первый заместитель министра обороны России генерал армии Валерий Герасимов прибыл с официальным визитом в Монголию. "Придаем важное значение двусторонним контактам в военно-технической сфере. Продолжаем реализацию шагов, направленных на развитие вооруженных сил Монголии. В частности, это модернизация аэродромной инфраструктуры, поставка авиационной техники, а также ремонт бронетанковой техники" - сказал российский военачальник на встрече с президентом республики Ухнаагийном Хурэлсухом. По словам начальника Генштаба, реализуются решения, направленные на развитие вооруженных сил Монголии. «В частности, это модернизация аэродромной инфраструктуры, поставка авиационной техники, а также ремонт бронетанковой техники», - сообщил Герасимов.

    О какой военной авиационной технике идет речь — не сообщается. Несколько дней назад стало известно, что Россия передала Монголии два учебно-боевых истребителя МиГ-29УБ. Они предназначены для летной подготовки истребителей.
     
  • На сегодняшний день, в военно-учебных заведениях Минобороны России для ВС Монголии обучается более 200 монгольских военнослужащих.
     
  • Очередное заявление министра обороны Монголии в прессе вызвало недоумение политологов. Речь шла о строительстве завода по производству турецких беспилотных летальных аппаратов «Bayraktar» в Улан-Баторе. Это стало следствием визита президента республики в Турцию и подписание договоренностей со страной, входящей в военный блок НАТО. Только для чего Монголии столько БПЛА, которые производятся по устаревшей технологии, и от кого намерена обороняться республика, имеющая государственные границы с РФ и КНР? К тому же комплексы «Bayraktar» имеют не столько оборонительные характеристики, сколько наступательные возможности.
     

Таким образом, создание и развитие военно-воздушных сил Монголии стало неотъемлемой частью укрепления национальной

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЕ

Эта статья не окончена.

СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Монумент герою Монголии летчику Ч.Шагдарсурэнгу. Герой Монгольской Народной Республики. Фото М.Иванова, 2012 год. Бывший Советский военный аэродром. Налайх. Монголия.

Фотография. Монумент герою Монголии летчику Ч.Шагдарсурэнгу. Герой Монгольской Народной Республики. Фото М.Иванова, 2012 год. Бывший Советский военный аэродром. Налайх. Монголия.

Фотография. Модернизированные ЗРК С-125-2М "Печора-2М" с самоходными пусковыми установками 5П73-2М на шасси МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 на учебных позициях.

Фотография. Модернизированные ЗРК С-125-2М "Печора-2М" с самоходными пусковыми установками 5П73-2М на шасси МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 на учебных позициях.

Фотография. Вертолет ВВС Монголии на аэродроме в Налайхе. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. Вертолет ВВС Монголии на аэродроме в Налайхе. Фото М.Иванова, 2012 год.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. Торжественная церемония передачи Россией ВВС Монголии двух истребителей МиГ-29. 15 ноября 2019 г.

Фотография. Торжественная церемония передачи Россией ВВС Монголии двух истребителей МиГ-29. 15 ноября 2019 г.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. ВВС Монголии.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

Фотография. Истребитель МиГ-29 Монгольских ВВС на ВПП аэродрома Налайх.

ВИДЕО

 

 
 

- Подробная информация о Монголии

- Население

- История Монголии

- Государственное устройство

- Политическое устройство

- Государственные символы Монголии

- Административное деление

 

- География

- Климат

- Водные ресурсы, реки, озера Монголии

- Растительный мир

- Животный мир

 

- Экономика

 

- Вооруженные силы Монголии

- ВВС Монголии

 

- Наука в Монголии

- Образование в Монголии

- Здравоохранение

- Почта Монголии

- Пресса

 

- Искусство Монголии

- Музыка Монголии

- Монгольские танцы

- Балет

- Народное творчество

- Изобразительное искусство

- Декоративно-прикладное искусство

- Художественная обработка металлов

- Старинные украшения Монгольских женщин

- Литература Монголии

- Театр

- Монгольский цирк

- Монгольское кино

- Монгольское телевидение

- Архитектура Монголии
 

 

- Традиции и обычаи

- Монгольское гостеприимство

- Религия

- Буддийский монастырь

- Монгольский язык и письменность

- Калиграфия

- Национальная кухня

- Национальная одежда

- Монгольские имена

- Традиционная медицина

- Любимые цвета

- Первая стрижка волос

- Свадебный обряд

- Похоронный обряд

- Домашние животные

- Монгольские лошади. Скачки на лошадях

- Обычай обмена табакерами

 

- Монгольская юрта

- Монгольское обо

- Монгол зураг

- Морин Хуур

- Монгольские монеты

- Цаган сар

- Наадам фестиваль
 

- Херексуры

- Оленные камни
 

 
 

Страна/Регион

MNT Rate

USA(Dollar)

E.U (Euro)

Japan (Yen)

Russia(Rub)

China(Yuan)

S.Korea (Won)

Currency data courtesy coinmill.com

 

Цена топлива в Улан-Баторе. Стоимость бензина и дизельного топлива в Улан-Баторе.

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Проживание в семье
 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Билеты на автобус
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей
 

Визы в Монголию

 

Групповые туры 2025
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

 

Добро пожаловать в Монголию!

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru