Монгольское кино. Киностудия. Кинотеатры. Кинофильмы.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
КИНО МОНГОЛИИ
Впервые жители Монголии увидели кино в 1910 году. А сами стали снимать
картины с 30-х годов вместе с режиссерами и актерами СССР. В 1935 году Улан-Баторе была создана
государственная киностудия "Монголкино", выпускавшая
вначале документальные фильмы, а в 1936(1937) создавшая первую художественную
кинокартину "Монгол хүү" (рус. Монгольский сын, Сын Монголии).
Первый кинотеатр открыт в 1930 с названием "АРД-Народ". Кто был в Улан-Баторе
наверняка видели этот старинный кинотеатр напротив центра *Цэцэг*. В Монгольском
языке появилось новое слово* Сvvдэр ший*, в переводе КИНО (дословный перевод шоу
теней).
В 1939 году сняты фильмы Норжмаагийн зам (судьба Норжмы, точнее наверное
дорога Нормжы(путь Нормжмы)).
Создание в годы войны совместно с советскими
кинематографистами двух художественных картин - «Его зовут Сухбаатар» (1942 г.)
и «Степные витязи» (1945 г.), явилось важнейшим событием в истории монгольского
киноискусства. Эти фильмы имели важное значение в патриотическом воспитании
народа.
В 1945 "Цогт тайж" (рус. князь Цогт)
В 1949 "Ардын элч" (рус. посол народа), "Vер-Наводнение", "Хvргэн Хvv-Зять"...
В 1941 году был создан документальный фильм «Независимая
Монголия», посвященный 20-ой годовщине Монгольской народной революции, в
1942-1943 годах ленты: «2-ой эшелон подарков Красной Армии»; «3-ий эшелон
подарков Красной Армии»; «Передача танковой колонны «Революционная Монголия»; в
1944 году фильм «МНР». Таким образом, процесс создания документального кинофонда
страны шел на должном для того времени уровне.
Большое значение для формирования национального
киноискусства, подготовки творческих кадров имела деятельность в МНР сов. кинематографистов, а
также участие монг. актёров, операторов в работе над сов. фильмами: "Сын
Монголии" (1935, режиссер И. З. Трауберг), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942,
режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), "Степные витязи" (1945, режиссер Ю. В.
Тарич) и др. Среди фильмов МНР: "Два скотовода" (1955, режиссер Ц. Зандра), "Что
нам мешает" (1956), "Коня бы мне!" (1959), "По зову сердца" (1966), "Прозрачный
Тамир" (1970, по роману Г. Лодойдамбы) (режиссер всех фильмов Р. Доржпалам;
последнего — совместно с Ч. Долгосурэном), "Исход" (1968, совместно с СССР,
режиссеры А. И. Бобровский и Ж. Бунтар), "Посланец народа" (1959), "Наводнение"
(1966), "Суровое утро" (1969) (режиссер всех фильмов Д. Жигжид), "В логове"
(1973, режиссер Б. Сумхуу). Выпускается (1973) 3 художественных фильма в год,
около 30 документальных короткометражных кинолент. В числе деятелей кино: актёры
Г. Гомбосурэн, Д. Ичинхорло, Ц. Дашнамжил, Л. Лхасурэн, Д. Гомбожав, Ц. Цэвэгмид,
З. Цэндэху, Т. Цэвэнжав; режиссёры-документалисты М. Болод, Ц. Наван, Б. Дамдорж;
сценарист Л. Ванган; композитор Д. Лувсаншарав.
1990—2000-е годы
В начале 1990-х годов в Монголии произошла смена политико-экономического
строя. Её издержки оказались тяжелыми для монгольского кино: стали меньше
снимать новые фильмы, а те, что выпускали, почти негде было демонстрировать —
многие кинотеатры были закрыты и проданы бизнесменам (в том числе и здание
первого в Монголии кинотеатра "АРД-Народ").
Постепенно ситуация началась выправляться. В частности, монгольские
кинематографисты обратились к теме, в социалистической Монголии запрещенной: к
теме о Чингисхане. В 2008 году был снят фильм «Нельзя умирать. Чингисхан». В
2013 году состоялась премьера фильма «Аравт: 10 воинов Чингисхана», получившего
пяти премий кинофестиваля «Mongolia awards-2013». Этот фильм вышел в прокат в
Китае, Великобритании, Франции, Германии, Южной Корее, Гонконге, Новой Зеландии,
Таиланде, Мексике, Чили.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
ВИДЕО. "История плачущего верблюжонка".
The Story of the Weeping Camel - это документальный совместный
монгольско-германский фильм, который был представлен компанией ThinkFilm.
Международная премьера состоялась в 2004 году. Сценаристом и режиссёром выступил
Бямбасурен Даваа в сотрудничестве с Luigi Falorni.
Этот документальный фильм был номинирован на Оскар в категории «Лучшее документальное кино» на 77-й церемонии вручения наград американской киноакадемии
Сюжет картины развивается вокруг семьи скотоводов-кочевников из пустыни Гоби,
которые пытаются спасти жизнь редкого белого верблюжонка, которого не хотела
принимать и вскармливать мать.
Весной семья скотоводов помогает принять роды у верблюдиц из стада. У одной из
верблюдиц проходят очень сложные роды, но с помощью людей она производит на свет
маленького белого верблюжонка. Несмотря на старания людей, верблюдица не хочет
вскармливать молоком новорождённого и избегает всякого с ним общения. Чтобы не
допустить смерти верблюжонка взрослые посылают двух мальчиков через пустыню за
музыкантом.
Моринхурист (музыкант, играющий на морин-хуре – монгольский скрипичный смычковый
инструмент с изображением головы лошади на грифе) приезжает к этой семье и
исполняет ритуальные и народные песни. Древний звук морин-хура вместе с
мелодичным пением одной из женщин растапливает холодное сердце верблюдицы, и
когда к ней снова подводят верблюжонка, она его принимает и начинает кормить
молоком, которое необходимо для его выживания.
Этот один фильм сочетает в себе драму, документальные съёмки природы,
этнографические темы. Оба режиссёра использовали в этой картине документальный
стиль режиссёра Роберта Флаэрти (Robert Flaherty (Nanook of the North)).
Они не только концентрировали внимание на истории матери и новорожденного, но и
отображали картины повседневной жизни семьи кочевников. Моменты пустынной бури в
этом великолепном ландшафте дают нам понять, как нелегко там жить и работать.
Весёлый эпизод с маленьким мальчиком показывает конфликт в его душе: желание
жить западной жизнью не совпадает с традиционной реальностью в его семье. В
фильме показан контраст: этот мальчик слушает древние сказки в юрте, а потом
мечтает о телевизоре.
Фильм пытается рассказать о природе любви - маленький верблюжонок не может
выжить без мамы, что также верно для всех нас.
|