Монгол зураг (монг. Монгол зураг, монгольская живопись) — это стиль живописи в монгольском искусстве.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
МОНГОЛЬСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ "МОНГОЛ ЗУРАГ"
"Монгол зураг" представляет собой народные картинки, буддийскую классическую иконографию, бытовые картины XIX-XX веков.
Темой "монгол зураг" был пейзаж, изображения богатырей из народных эпосов, жизнь кочевников, анималистические изображения. Монгольским художникам хорошо были знакомы древнеиндийские трактаты о пропорциях изображения человека, иконометрии буддийских божеств, однако монгольская школа иконографии отличается самобытным, национальным характером.
Для изготовления картин "монгол зураг" использовалась специальная технология приготовления грунта. Краски художники вырабатывали из минералов, также производили из драгоценных камней и металлов- бирюзы, коралла, жемчуга, ляпис-лазурита, золота, серебра, меди и т.д., которые применялись в живописи, каллиграфии, книжном оформлении.
В уникальных шёлковых картинах, хранящихся в музеях Монголии, широко использовались древние традиции искусства аппликации, которые в XIX веке поднялись до уровня классической живописи. По созданию аппликаций монголы занимают самобытное, очень заметное место в изобразительном искусстве Центральной Азии.
В числе сокровищ монгольского фольклора бытовали своеобразные народные картинки. Особое место занимают игральные карты. На этих картинках изображались звёзды, духи земли и вод, шаманские боги. Все они рисовались от руки народными умельцами. Художники с юмором изображали мирские сценки, эпизоды повседневной жизни. Картинки были просты по цвету, композиции, рисунку, тем не менее, полны настоящей художественной силы, непосредственности чувств, жизненности.
Конец XIX начало XX вв. отмечены в Монголии пробуждением самосознания народных масс. Это сразу отразилось на живописи. Художники, прежде писавшие бурханов, стали работать над картинами на общественные темы. Они выделяются в самостоятельную школу, названную "ургинской" /центр школы находился в Урге/. Творчество их в определённой степени сохраняло черты народных картинок.
Впервые, после революции 1921 года, работы в этом стиле появились у таких художников, как Балдугийн Шарав, картина «Один День в Монголии», которого остается одним из самых знаменитых произведений монгольского искусства. Картины зураг благодаря сценам из повседневной жизни, например, в колхозе или на кочевнических пастбищах, стали популярными в 1950-х и 1960-х годах на волне успеха картины Уржингийна Ядамсурэна «Старый скрипач». С начала демократических реформ в 1992 году произошел всплеск интереса к этому стилю. Современные картины в стиле зураг посвящены
националистическим сценам из Сокровенного сказания монголов и жизни Чингисхана, а также религиозным образам, вдохновленным до-буддийским шаманизмом. Они стали более символическими, и менее строгими в оформлении.
На протяжении всей своей истории зураг охватывает широкий спектр визуальных стилей. Буддийская традиция используется наряду с европейскими стилями реализма и геометрической перспективы, обогащая тем самым тематику, содержание и художественную форму живописи. И в связи с этим, были написаны серия портретов монгольских ученых, картины «Народный сказитель» У. Ядамсурэна, «Черный верблюд» А. Сэнгэцохио, «Материнская слава» Д. Дамдинсурэна, произведения Ц. Даваахуу, Ц. Минжура, Б. Аварзэда, Ц. Жамсрана, Б. Гомбосурэна и других. В этих картинах создается
сказочно-поэтический, обобщенный образ современной Монголии. Один из самых интересных и важных монгольских художников сегодня — Эршу Отгонбаяр, его творчеству был посвящён фильм «Зураг» Тобиаса Вульфа.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Н.Цултэм. Монгольская национальная живопись "Монгол зураг" / ред. Д. Сандагдорж. — Улан-Батор: Госиздательство, 1986
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|