Монгольское народное искусство художественной обработки металлов
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ИСКУССТВО МОНГОЛИИ
Монгольское народное искусство художественной обработки металлов
Художественная обработка металлов считается мужским видом монгольского традиционного искусства. Истоки монгольского ювелирного искусства уходят в глубь веков, к культурам кочевых племен, населявших
территорию великой степи. В Монголии художественные изделия из металла делятся на две большие группы. К первой относятся предметы, имеющие чисто утилитарное значение (замки, домашняя утварь и т.п.).
Вторую группу изделий из металла составляют предметы ювелирного искусства — искусства благородного металла (седла, ножи, кольца, перстни, женские и мужские украшения). Все искусства мира похожи друг
на друга, и в то же время каждое искусство особенно и оригинально по-своему. В отличие от других кочевников, монголы в совершенстве овладели сложным ювелирным искусством. Высокое техническое
мастерство и художественное чутье, отразившиеся в простоте пропорций, пластическом совершенстве форм, своеобразии цветовых и ритмических построений сделали простые предметы общественного быта
подлинными произведениями народного декоративного искусства, не потерявшими своей эстетической ценности и для современного зрителя. Одни мастера предпочитали простые геометрические узоры в виде
плетенки из двух пересекающихся окружностей, переплетение "улзия" и сетчатые узоры, четко выделяющиеся на фоне гладкой поверхности металла; другие — сплошное покрытие рельефным рисунком с изображением
сложных сюжетов, чаще всего дракона и растительных мотивов-побегов, или орнаментом "Десять тысяч лет счастья" — "тумэннасан".
Помимо богатого выбора мотивов орнамента при обработке металла, работа монгольских мастеров-дарханов отличалась и чисто техническими особенностями, нанесением мелких штрихов в
отделке деталей, способом "золочения", "серебрения", "почернения" и т.д. Из зооморфных или антропоморфных фигур в чеканных изделиях распространены изображения слонов, единорогов, летучих мышей и
львов, драконов или зоосон хээ - монетообразный орнамент. Монгольский орнамент является средством выражения своего взгляда на окружающую среду, эталоном художественного вкуса и мерилом мастерства
создателя произведения искусства. Роговидный орнамент "эвэр угалз" представляет собой повторяющиеся ряды спиралевидных завитков, почти всегда сплошь покрывающих всю поверхность. Это — символ
благополучия и процветания. С этим орнаментом монголы связывали свои стремления к увеличению поголовья скота, главного богатства роди^ ны. Излюбленные монголами сочетания желтой и красной меди с
серебряным узором ярко проявляются в курильнице, являющейся не только живописным и нарядным предметом, но и истинно монгольскими произведением народного искусства.
Воссозданные в декоративной форме для всех жанров цветочные орнаменты являются символами здоровья и вечной жизни. Гораздо реже встречаются на изделиях из металла и дерева
растительные орнаменты с 4-24 лепестками. Лотосовидный узор, считающийся символом чистоты мыслей, честности и благородства, прочно, вошел в фонд монгольской орнаментики и находит широкое применение в
украшении многих изделий из металла и других материалов. Популярен в искусстве монгольских народов символический знак "нить счастья", изображаемый в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
Оно символизирует счастье, благополучие, долголетие. Одной из характерных черт монгольских композиций является применение различных розеток, тондо, с рельефными изображениями зооморфных мотивов, в
сочетании с бордюрами, очень близкими по своему принципу к арабеску. Ибо тяготение к созданию модели мира в его вечном движении рождает орнамент. Цвет изделий из металла усиливается другими
материалами: самоцветами, тканями, кожей, костью, в сочетании с другими сплавами металлов, таких, как томпак, латунь, дающих богатство цветовой гаммы. Сохранившиеся от прошлого различные изделия
позволяют установить в общих чертах приемы художественной обработки металлов, которые заключались в основном в ювелирном искусстве, чеканке, гравировке, просечке, ковке, дифовке, филиграни и чернении.
Излюбленным видом украшения была чернь, которая приготавливалась самими мастерами. Известен состав черни, распространенный в Бурятии: олово, серебро, медь и сера. Самой важной чертой монгольского
народного искусства следует признать необычайное чувство реальности, сочетающееся с задачами декоративно-орнаментального характера с неисчерпаемой фантазией. Круг сюжетов в монгольском художественном
металле необычайно широк. Мастера-дарханы обычно стремятся к осмысленности орнаментации, включая в основу какие-либо аллегорические фигуры, символические благопожелания и просто окружности — солнечные
диски или диски луны, ведущие свое начало с далеких языческих времен до наших дней. Во второй половине XIX века в различных районах Монголии появились ремесленные центры, специализировавшиеся на тех
или иных видах художественного творчества. Монгольское народное искусство художественной обработки металлов нашло, свое отражение в Далайчойнхорских высеченных изделиях по железу] Дарьгангских,
Ноёнсэврэйских, Боржигинских, Долнорских и др. ювелирных стилях, которые славились по всей Монголии.
Монгольские мастера-ювелиры имели готовые (традиционные литейные и трафаретные схемы), которым они должны были следовать со всей строгостью установленных правил стиля. Ювелиры
употребляли драгоценные и полудрагоценные камни для цветового решения, которое давало возможность для индивидуального творчества, и каждый решал колористическую задачу в творческом соответствии со
своим чувством цвета и в диапазоне личного дарования. Народное искусство вечно, как сам народ, создавший его.
Б.Сонин. Газеты "Новости Монголии". №5-6 от 7.02.2013 года. Сканирование и обработка Е.Кулакова.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|