Традиционный монгольский инструмент Морин хуур.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
МУЗЫКА МОНГОЛИИ
МОНГОЛЬСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОРИН ХУУР (МОРИНХУР)
Монгольский музыкальный инструмент морин-хуур по решению ЮНЕСКО получил в 2005 году сертификат об утверждении
монгольского-монгольского национального инструмента морин хуур в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.
Марин хуур - один из символов монгольского культурного единства. По преданию., у самого Чингис-хана был свой собственный
золотой хуур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингис-хана с его «скрипкой».
Морин хуур (монг. морин хуур, бурятск. моринхур), буквально «инструмент с
лошадиной головой») — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую
очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Морин хуур - это двухструнный смычковый
музыкальный инструмент монголов. Название морин хуура состоит из монгольских слов: мо-рин - лошадь, и хуур - струна, голос.
Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук
инструмента имитирует ржание. С глубокой древности морин хуур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Каждая сольная или танцевальная
пьеса для морин хуура, как правило, привязана к длинному сказанию, сюжет которого изображается при игре на нем.
Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных
инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади (монгольск. морь - лошадь морин-лошадиный), на которой крепятся два
деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.
На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому,
настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между двумя коленями и держа гриф под острым углом почти вертикально вверх. Струны зажимаются между фалангами
указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой
руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.
Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и
эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.
Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела,
чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в
форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на
северо-востоке Китая.
Существует и другая легенда о происхождении морин хуура: Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог победить его в бою. Однако враги дождались, пока герой и его конь
заснут, и отрубили коню крылья. Крылатый конь погиб, и в память о нем богатырь сделал из его волоса, шкуры и костей первый морин хуур. Он заиграл на новорожденном инструменте, и в его звуках вновь услышал голос любимого скакуна.
Эта история о создании морин хуура широко известна благодаря сольной пьесе, которая исполняется на морин хууре. В ней как бы рассказывается, от мелодии к мелодии, этот сюжет. По ходу этой пьесы искусный музыкант с легкостью
воспроизводит на морин хууре сложнейшие оттенки конского ржания.
Смычковые инструменты в целом очень поздно вошли в быт оседлых народов, поскольку использование конского волоса (как и шкуры) предполагало, что даже у простого музыканта есть свой собственный конь (а в
средневековье такое было возможно только у кочевых народов). Китайцы, народ с долгой памятью, неспроста считают:, что все их смычковые инструменты пришли от кочевников. Вместе с этим, морин хуур, по мнению ряда исследователей,
является если не прямым предком, то «двоюродным прадедом» современных европейских смычковых инструментов, которые появились в Европе только в позднем средневековье. Это родство сохранилось в том, что морин хуур «по
максимуму» изготовляется из конских волос, костей и жил (а таков был идеальный морин хуур древности), а скигаса и другие «европейские инструменты» сохранили смычок из конского волоса. Старые скрипичные мастера Европы украшали свои
инструменты «восточным» символом Бесконечного Пути. А изготовленный же без спешки морин хуур богато украшается орнаментом улъдзин, магическая функция которого - наделить музыканта и слушателей долголетием.
В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.
Морин хуур широко используется в современных монгольских национальных оркестрах. В Китае, морин хуур называют матоуцинь, что означает инструмент с конской головой. Современный морин хуур, как правило,
изготовляется без использования конской шкуры для деки, целиком из дерева, с резонансными отверстиями как на европейской виолончели. У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили,
у тувинцев игил или игиль, у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Горловое пение хоомий
|