Изобразительное искусство Монголии. Живопись Монголии. Современная живопись.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНГОЛИИ
Живопись. Изобразительное искусство Монголии. Современная живопись.
Одна из главных форм монгольской культуры происходящей из древности –
живопись. Древние картины - пентограммы изображали “тамга” символы, оленей,
лосей, диких аргалов (козы), и других животных, птиц, домашних зверей служили
тотемами племен, населявших леса и степи Центральной Азии. Пентаграммы
изображали работу, охоту, веру древних охотников и животноводов.
МОНГОЛ ЗУРАГ
“Монгол зураг” – один из древнейших жанров
монгольской живописи. Живописцы писали тончайшей кистью по тщательно
обработанному полотну. Краски, приготовленные из минералов и камней, отличались
высоким качеством и долговечностью. В изобразительном искусстве Монголии
применялись преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски –
любимые цвета народа. Например, монголы синий цвет (символ постоянства, неба),
зелёный (символ вечной жизни), белый (символ благородства мыслей и чувств,
чистоты), красный (радость) и желтый (любовь). Очень редко применялись нейтральные и в то же время умело
сочетались яркие оттенки: в этом основная особенность колорита монгольских
картин. Художники сначала накладывали фон, затем вырисовывали контуры картины и
придавали ей тон. В конце обводили изображения линией или обрамляли картину
обычно золотистым орнаментом и украшениями. Своеобразием отличаются
сохранившиеся в могилах ханов киданьские росписи. В основном это портреты
животных. Для них характерна строгая симметрия композиции, лаконичность и
выразительность линий.
Часто световая символика диктуется и буддистскими
канонами. Постоянное взаимодействие различных элементов культуры отражаются во
всех видах искусства Монголии. В изобразительном искусстве, например, теснейшим
образом могут переплетаться национальный орнамент с буддистской символикой.
МОНГОЛЬСКИЙ ОРНАМЕНТ
Разнообразен монгольский орнамент. Он
вобрал в себя едва ли не все традиции орнаментов народов хунны, сяньби, жужане,
тюрки, уйгуры, кидане, и даже сибирские скифы оставили след в монгольских
орнаментальных узорах. Орнамент воспевается в песнях, изображается графически,
стилизуется в камне и дереве. Будучи основной частью декоративно-прикладного
искусства в архитектуре, орнамент призван украшать, облагораживать, создавать
индивидуальный облик и одновременно придавать символическое значение
архитектурным объемам.
В монгольских (и бурятских) орнаментах широкое применение нашел
геометрический узор, ведущими мотивами которого являются: алхан хээ (молоточный
орнамент), шэрэмэл шэрдэгэй хээ (рисунок стеганого матраса), улзы (плетенка,
«вечный узел»), хас (свастика), круг.
Орнамент с названием «алхан хээ» называют молоточным, так как и в
переводе с бурятского и с монгольского языка «алха» означает молоток. Вариации
молоточного орнамента весьма разнообразны, но, по сути, это узор идентичный
классическому греческому меандру. «Алхан хээ» у монголоязычных народов выражает
идею вечного движения. В старину молоточным орнаментом украшались только особо
ценимые предметы.
«Дугуй хээ», круг – имеет свое символическое выражение в культурах
всех народов, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по
этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса – знак Солнца. Круг
– это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки
равно удалены от центра. Центр круга – источник бесконечного вращения во времени
и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли. В
бурят-монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на
изделиях из металла – колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной
одежде, в росписи мебели.
«Хас» (свастика). Слово, составленное из двух санскритских корней:
существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние»,
«благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и
божество времен года Астика. Древний солярный знак – один из самых архаичных
знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на
четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее-годовое движение
Солнца, включающее идею четырех сторон света.
Это знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух
направлениях: по часовой стрелке и против. Вращающаяся по движению часовой
стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию.
Имеет при этом нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против
солнца – зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над
материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается,
«завинчивается» с целью управления низшими силами.
Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и
инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика
представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак
свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим
солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения
Солнца.
Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных
сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион»
– означает её как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в
имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный
символ, но и как символ плодородия Земли.
Встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во
многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. С распространением буддизма
из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете используется
как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса.
Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной
спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и
пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан
носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен
солнечный камень.
СМ.ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ
|