Монгольские национальные танцы. Искусство Монголии.
ТУРЫ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
МОНГОЛЬСКИЕ ТАНЦЫ
Народные танцы играют важную роль в хореографии монголов. Телодвижения, которые можно делать в ограниченном пространстве (в юрте, жилище монголов). Существенный элемент монгольского танца: маленькое пространство
компенсируется выразительностью движений рук, плеч, груди, талии, глаз и головы. Хореография богата и разнообразна, как люди, живущие в разных районах страны, использующие различные методы их экспрессии.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с
трудовой деятельностью мн. племён. Многочисленные изображения танцев сохранили
наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о
тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное
сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц.
сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и
др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими
свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший
интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар.
источником совр. балетного искусства. Получив широкое развитие у зап.-монг.
народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа.
Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук
(движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили
распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам
(возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых
заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно -
театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших
головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные
головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны - в
масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада - в маске, изображавшей
голову быка; духи мёртвых - в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий
скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его
постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя
записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило
на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религиозное начало, он
становился театр. зрелищем.
Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития после
победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств.
самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли
танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые. В 1930-х гг. в
Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного
искусства. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц.
творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. театр. В 1963 на базе
оперной и балетной трупп этого театра создан Гос. театр оперы и балета МНР.
Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала сов. хореографич.
школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССР. Значит. вклад в развитие
хореографич. искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху,
Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б.
Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов.
балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. училище
Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. театр оперы и
балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане,
Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и др.). Вопросы хореографич. искусства
освещаются в журнале "Соёл" ("Культура")
“БИЕЛГЭЭ” — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ МОНГОЛОВ
Биелгээ” – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и
отражает обычай и образ жизни кочевников. До сегодняшнего дня из поколения в
поколение этот вид танца передавался среди родственников и семей, что и мешало
развитию данного вида танца. В связи с этим правительством Монголии была принята
новая программа под названием “Биелгээ — монгольский традиционный народный
танец”.
Монгольский национальный танец “Биелгээ” исполняется разными этническими
группами в провинциях /аймаках/ Ховд и Увс. Этот танец считается самым древним
танцем монголов, праотцом других монгольских танцев. Танец “Биелгээ” отражает
жизнь кочевников, в которой и берёт свои истоки.
Изначально танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полу
сидячем положении или сидя со скрещенными ногами. Движения рук и плеч во время
танца имитируют разные бытовые занятия, например уборку, вышивание, а также
обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп. Костюмы и
украшения танцоров отличаются разнообразием узоров и красок, богаты стёганными
материалами, вышивкой и вязанием, кожаными изделиями различной выработки, а
также золотыми и серебряными украшениями, характерных для разных народностей.
“Биелгээ” или танец тела, является особенностью народа Монголии. Его танцуют под
музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хуур и
ёочин /интсумент похожий на ксилофон/. Это описательный танец, схожий с
пантомимой, показывающий сцены из повседневной жизни скотоводов, таких как дойка
коров, приготовление пищи, занятие охотой и т.д.
Первая ритуально-торжественная часть этого вида танца — “Элхэндэг”, в котором
танцор медленно раскинув руки, грациозно размахивая руками, двигает плечами.
Во-второй части, называемой “Жороо морь”, то есть иноходец, характер танца резко
меняется. Тело танцора покачивается ритмично под музыку, и его движения
усложняются, подражая походке коня.
Танцы, имитирующие походку лощади, таких как “Жонон хонгор” и “Жалам хар”, вообще очень популярны среди дербетов, баятов, торгутов, хотонов, захчинов и других этнических групп западной Монголии. Каждая этническая группа, однако,
выполняют их по своему. Баяты, например, танцуют на полусогнутых ногах, а нижняя часть тела остаётся неподвижной. Захчины приседая, при этом тело танцора наклонено вперёд. Умение танцевать без использования ног одна на всех является достижением в данной области.
СМ. ТАКЖЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Монгольский традиционный танец "Биелгээ" как флешмоб на площаде Сүхбаатара.
|