Традиционная медицина в Монголии.
ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
Монгольская традиционная медицина
Монголия известна своими
бескрайними степями, суровой красотой пустыни Гоби и богатым культурным
наследием. Одной из уникальных и глубоко укорененных традиций страны является
монгольская традиционная медицина или "төвд анагаах ухаан", что означает
"тибетская медицина". Этот древний подход к лечению формировался веками,
впитывая элементы шаманизма и буддизма, и вобрал в себя знания, накопленные
многими поколениями.
Монгольская традиционная медицина рассматривает здоровье человека как
гармонию между телом, разумом и окружающим миром. Она объединяет физические,
эмоциональные и духовные аспекты, преследуя цель не только лечить болезнь, но и
поддерживать общее благосостояние человека. Основой этого медицинского подхода
является внимательное исследование теории пяти элементов: земли, воды, огня,
ветра и пространства, которые, согласно учению, взаимодействуют внутри тела и
определяют наше здоровье.
Основные методы лечения включают фитотерапию, массотерапию, иглоукалывание и
специальные диетические рекомендации. Каждое из этих направлений имеет свою
уникальную методологию, например, фитотерапия использует более 200 видов
лекарственных трав, каждая из которых тщательно собирается вручную и
подготавливается в соответствии с традиционными рецептами.
Неотъемлемой частью лечения является и популярный метод монгольской медицины
— мокса, или прогревание полынной сигарой, который способствует усилению
кровообращения и нормализации энергетического баланса в организме.
Иглоукалывание, с другой стороны, основывается на древней практике введения
тончайших игл в определенные точки тела для стимуляции и коррекции жизненной
энергии "ки".
Посещение Монголии предоставляет вам уникальную возможность познакомиться с
этой многовековой медицинской традицией, погрузиться в мир ее ритуалов и
обрядов. Туристические компании предлагают специальные программы, включающие
посещение традиционной клиники, участие в мастер-классах по траволечению и
релаксирующих практиках, что позволяет не только оздоровиться, но и приобрести
новые знания о себе и своем здоровье.
Ваш визит в Монголии не будет полным без знакомства с этими древними
традициями здоровья, которые учат нас важности единства человека и природы.
Монголия ждёт вас — откройте для себя секреты традиционной медицины в сердце
Центральной Азии.
ИЗ ИСТОРИИ ТРАДИЦИОННОЙ МОНГОЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Монгольский ученый XVIII в. Сум-ба-Хамбо Ешей-Бальчжор в своем сочинении «Пагсам-чжонсан» (История распространения буддизма в Индии, Тибете и Монголии) начало проникновения буддизма в Монголии относит к периоду правления «великих ханов»,
т.е. к Х111-Х1У вв. Однако более широкое распространение буддизма и тибетской медицины в Монголии относится лишь ко времени возведения ламаистских монастырей (дацанов), т. е. к XVII в. Буддизм (ламаизм) сумел сконцентрировать лучшее из
добуддийских традиций и стал национальной идеологией, дацаны являлись философскими и медицинскими школами, которые имели богатые библиотеки.
Главная роль в распространении тибетской медицины в Монголии принадлежит монгольскому ламе-медику Данзанжалцану, получившему образование в Тибете. Им написаны следующие медицинские сочинения: «Дузи-сэгма» (клиника женских и детских
болезней, даны рецепты для снижения температуры, восстановления общего состояния 'больного и специфические, рекомендации для упомянутых болезней); «Нэра-дэцан» (рецептурный справочник); «Сали-доми» (лечение простудных заболеваний);
«Нажиевы-надшад» (учение о различных болезнях); «Шал-ла-донбу» (рецепты, применявшиеся при отравлении, укусе насекомых, змей и инфекционных заболеваниях).
Распространение новой религии в Монголии сопровождалось .заметными изменениями в области культуры. В это период на монгольский язык переводятся «Чжуд-ши» - основной учебник тибетской медицины и некоторые другие сочинения тибетских авторов.
Деятельность монголов в этой области не ограничивается только переводами канонических тибетских текстов, многие сочинения монгольских авторов выполнены в форме комментариев, а также словарей к «Чжуд-ши» и «Лхантабу». Комментарии к «Чжуд-ши»
написали Данзанжалцан и Лунгриг Дан-дар. Последний составил также комментарий к «Лхантабу» и словари к «Чжуд-ши» и «Лхантабу», именуемые «Чжуд-ши Да-дол» и «Лхантабчжи Дадол». Им же создана и «История тибетской медицины», сохранившаяся в рукописи.
О широкой эрудиции Лунгриг Дандара свидетельствует такой факт. В 1905 г. в Монголию прибыл Далай-лама ХШ Тубдан Чжамцо в сопровождении двух знаменитых врачей-пандитов Чжабчог и Чжигбрал, которые познакомились с сочинениями Лунгриг Дандара.
Они были удивлены и восхищены им. На вопрос, где он получил такие глубокие знания по медицине, Лунгриг Дандар скромно ответил: «Я не постиг глубин медицины, мои знания недостаточны, за всю жизнь я перечитал и проанализировал всего 150 томов
сочинений на тибетском языке и написал десяток книг по медицине». Далай-лама ХШ и сопровождавшие его врачи признали его одним из светил в медицине, присвоив ему почетный титул Ринпоче (драгоценный). Медицинские сочинения Лунгриг Дандара
пользовались в Монголии и Бурятии большим успехом.
Вначале XX в. другим эмчи-ламой Гува-манрамбой был создан тибетско-монгольский словарь к «Чжуд-ши». В сумбуме (полном собрании сочинений) известного монгольского ученого XVIII в. Сумба-Хамбо Ешей-бальчжора имеется пять сочинений по медицине.
лавнейшим его медицинским сочинением считается «Комментарий к Лхантабу». Профессор, академик Ц. Хайдав отмечает, что Сума-Хамбо в своем труде «... разрешил ряд вопросов, которых до него в медицине еще никто не затрагивал, и также предложил ряд
новых средств для лечения туберкулеза и других заболеваний». Созданием этого комментария Сумба-Хамбо внес существенный вклад в развитие традиционной медицины Монголии. В своем трактате под названием «Шэлгар-Мэлонг» он приводит полный
список лекарственных средств. Их названия даны на тибетском языке и санскрите, для основных наименований приводится их синонимика.
Другие сочинения этого автора посвящены теоретическим и практическим вопросам медицины. В сочинении «Дузи-чужун» собраны сведения по анатомии, физиологии человека и описаны причины, условия, способствующие возникновению заболеваний.
Кроме того, в нем имеется раздел, посвященный этике врача. Вопросы диагностики и классификации болезней Сумба-Хамбо осветил в труде «Дузи-тигба». Содержание его пятого сочинения, называемого «Дузи-Силгар», к сожалению, нам неизвестно.
Также большой популярностью пользовался монгольский эмчи-лама Ишбалжир (1704-1788 гг.), который был. не только врачом, но и крупным педагогом, у него было много учеников. Им написан учебник под названием «Дузэ-чун» (Нектар медицины монгольских
медиков). Перу Иш-балжира принадлежат и другие произведения: «Дузэ-силгар (Нектаровые книги медицинских наставлений), «Ойнзанши-гармилан» (Зеркало синонимических названий лекарств) и др.
Помимо названных выше сочинений по теоретическим и практическим аспектам медицины практикующие эмчи-ламы в своей повседневной работе пользовались рецептурными справочниками («Ман-чжорами»). Они составлялись на основе материалов трактатов
и практического опыта отдельных медиков или конкретных медицинских школ. Рецептурные справочники до настоящего времени еще мало известны широкому кругу специалистов, интересующихся лекарственными средствами природного происхождения.
В Ман-чжорах, наряду с традиционным, индийским, китайским и тибетским сырьем даны местные виды растений. Среди таких произведений монгольских авторов наибольшей известностью в России пользуются «Маннаг-ринчэн-чжунг-най», «Жэдуй-ниннор», «Онцар
гадон дэр дзод» и др. Кроме того, известны рецептурные справочники Гунцу-гин-гэгэна Мижиддоржи, Лубсандам-бийжанцана, Жиг-мэдданжанцана, На-санбуяна, Лубсанчойндогома, Жамба-ла, Лхасарайжамца, а также анонимные справочники.
Даты их написания не указываются [9; 13; 23]. Подробная характеристика «Маннаг ринчэн-чжунг-най» дана в работе С. М. Аникеевой (1983). В медицинском трактате «Жэдуй-ниннор» (автор Лоп-1 сан Чоймпал, ХГХ в.) содержатся сведения
о классификации болезней, причинах их возникновения и симптомах и около 300 прописей лекарств.
В 1989 г. увидела свет книга «Он-цар гадон дэр дзод» - тибетский медицинский трактат. Полное название сочинения «Сущность нектара бессмертия, объединившая множество трактатов медицинской науки под названием "Сокровищница дивного праздника,
устраняющего страдания жара и холода"». Автор трактата Чойжамц начал свою работу 8-го числа первого месяца весны года железа-курицы 15-го раб-чжуна и завершил ее 15-го числа последнего месяца осени года воды-пса (1922 г.). Столь краткий срок для
написания такого обширного сочинения на тибетском языке не является чем-то необычным для авторов, поскольку этому всегда предшествовала длительная подготовка. Труд Чойжамца - говоря современным языком, нечто среднее между справочником и энциклопедией
для практического врача. Не касаясь философии и теории медицины, автор дает краткое описание признаков болезней и рецептурные прописи. Диагностике по пульсу и моче посвящены 1 и 2 главы, причем в главе 1 приведены также краткие рекомендации для
определения локализации болезни по данным осмотра больного. Хотя третий из принятых в восточной медицине методов постановки диагноза - опрос -не выделен в отдельную главу, при описании симптоматики каждого конкретного заболевания автор учитывает данные
опроса. Начиная с главы 8 идет описание конкретных болезней, их признаки, классификация, течение, методы и средства лечения. Расшифровка рецептов из «Онцар-Гадон дэр дзод» дана в работе Э. Г. Базарона и С. М. Баторовой (2002 г.).
Особое место среди трудов, созданных в Монголии, занимает трактат «Дзэйцхар-Мигчжан», написанный эм-чи-ламой Жам-балдорчжэ (ХК в.). Трактат написан на тибетском языке. Его полное название: «Точное руководство для практической медицины как
зерцало медицинской науки, называемое "Восхитительно-дивное украшение очей"». Работа Жамбалдорчжэ неоднократно переиздавалась ксилографическим способом в ряде монастырей Внутренней Монголии (ныне территория Китая). Впервые о «Дзэйцхар-Мигчжан»
европейцам стало известно в 1971 г. Он был переиздан офсетным способом профессором Локешем Чан-дрой - директором Международной Академии индийской культуры. Краткое предисловие к изданию написано Е. Дж. Смитом (Tibeto-Mongolian Materia Medica ..., 1971).
В научный оборот «Дзэйцхар Мигчжан» был введен благодаря работам Ц. Хайдава, О. Шерхана (1975), Ц. Хай-дава (1982), Ц. Хайдава с соавт. (1985), С. М. Баторовой (1975, 1986), С. М. Баторовой с соавт., (1985, 1989) и Ю. Ж. Жабон (2001).
В трудах Ц. Хайдава даны частые ссылки, выдержки, фрагменты переводов отдельных разделов из «Дзэйцхар Мигчжан».
Полный перевод с тибетского на русский язык упомянутого трактата осуществлен Ю. Ж. Жабон. В работах С. М. Баторовой приводятся данные фармако-лингвистического и систематического анализа лекарственных растений, описанных в трактате «Дзэйцхар
Мигчжан». Трактат «Дзэйцхар-Мигчжан» относится к числу самых популярных произведений традиционной медицины Тибета и Монголии. Это сочинение составлено как своеобразное иллюстрированное фармако-диагностическое руководство. Трактат «Дзэйцхар
Мигчжан» представляет собой ксилограф, состоящий из 174 листов (348 с.).
В трактате «Дзэйцхар Мигчжан» лекарственное сырье описано в отдельных «статьях» различного объема. Изображения растений и лекарственного сырья помещены здесь же в тексте между статьями. К рисункам нередко даны монгольские, китайские и
маньчжурские названия. Иногда рисунки отдельных видов сырья сопровождаются подписями на тибетском языке с указанием лучших и худших сортов и стран, из которых поступает сырье. Все виды лекарственного сырья распределены автором трактата
по группам. Описано 582 вида лекарственного сырья: из которых растительных - 323, минеральных - 135, животных -124. Особое внимание обращается на доброкачественность лекарственного растительного сырья. Показано, что качество его зависит
от географического распространения, местообитания растений, также от интенсивности солнечной радиации и лунных фаз.
Таким образом, «Дзэйцхар Мигч-жан» является важным памятником традиционной медицины Тибета и Монголии. Будучи созданным на территории Монголии, он отразил особенности монгольской медицины и тот дополнительный опыт, который был накоплен
традиционной медициной к ХК в. Монголы создали собственную медицинскую литературу на тибетском языке, как в Европе на латыни, и в научных кругах получила название «тибетоязычной литературы». К таковым относятся указанные выше медицинские
сочинения. В этих трудах нашел отражение опыт монгольских эмчи-лам и фактически зафиксирована традиционная медицина монголов. Наряду с ней сохранилась и самобытная народная медицина монголов, не ассимилированная полностью индийской и тибетской.
Главным путем познания монгольской традиционной медицины является изучение оригинальных сочинений, составленных монгольскими медиками в XVIII-XIX вв. и начале XX в.
Если в силу исторических обстоятельств медицина монголов обогатилась индийской медицинской теорией, то в отношении практических способов лечения сохранила свою самобытность. Монголы выработали свои оригинальные физические методы лечения -
прижигание и кровопускание. Не менее самобытны многочисленные лекарственные средства, взятые из природных ресурсов Монголии. Медицина монголов - это народные и традиционные методы лечения, включая эзотерические знания шаманов и лам, лекарственные
средства народной фармации и традиционной медицины Индии, Китая, Тибета и Монголии, сочетающая некоторые восточные и современные традиции исцеления. В основе традиционной монгольской медицины лежит устная традиция и богатая источниковая база,
изучение которой имеет значение для теории и практики современной истории и медицины.
На сегодняшний день традиционная монгольская медицина - это одно из достижений народа, она отличается ярким самобытным колоритом, эффективностью и удобством применения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ МОНГОЛЬСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ
Монгольская медицина объясняет все физиологические явления и болезни с помощью трех факторов: «хий», «шар» и «бадаган». «Хий» обозначает функции организма физиологического порядка. Сюда относятся мышление, язык, движение, а также работа внутренних органов.
Если функции фактора «хий» нарушены, это может привести к ослаблению состояния всех внутренних органов человека. Больной в этом случае будет подавлен, может появиться бессонница и потеря памяти. «Шар» обозначает «желчь», который играет
роль в качестве регулятора температуры тела человека и подъема его душевных сил. Если «шар» находится в избытке, то может возникнуть лихорадка. «Бадаган» — это слизь, выделяемая человеком, которая носит холодный характер. Если «бада-ган»
находится в дисбалансе, то могут возникнуть болезни холодного характера, характеризующиеся большим выделением секреции. Пока все три фактора или системы находятся в равновесии - человек здоров. Если основные три силы организма
приходят в расстройство, становятся неприязненными друг другу - они губят жизнь, наступает болезнь.
ДИАГНОСТИКА В МОНГОЛЬСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ
В монгольской медицине существуют свои оригинальные методы диагностики. Обычно при первоначальном знакомстве с пациентом определяется общее энергетическое состояние человека, затем проводится осмотр кожи, глаз, языка, мест локализации болезни.
Кроме того, важное место отводиться уринодиагностике. По наличию болезненных точек на позвоночнике, определяется в каком состоянии находятся внутренние органы человека. Пульсовая
диагностика (изучение пульса пациента) расскажет врачу многое. Врачи традиционной медицины выделяют более сотни оттенков биения сердца и умеют читать эту информацию.
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В МОНГОЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Кровопускание. Делается надрез или прокол капилляра (вены), откуда откачивается пораженная болезнью кровь. Этот метод лечения часто употребляется для лечения лихорадки, вызванной нарушением функции «шила» или заболеваниями
крови. Кровопускание применяется при лечении волчанки, фурункула, уартрита, туберкулеза и т. д.
Банки в сочетании с кровопусканием. Сначала ставят банки на теле больного, затем на месте банок трехгранной иглой делается прокол. После этого ставят банки вторично, чтобы пораженная кровь и гной выделись из тела больного. Этот метод
способствует улучшению кровообращения. Он удобен, безопасен, прост и не требует длительного лечения.
Прижигания. Прижигания производятся с помощью тлеющих сигар из измельченной сухой полыни или китайского чернобыльника. В монгольской медицине прижигания делаются по различной методике: собственно монгольской,
байшаньцзиской, сихэлюской и методике метода прижигания и метода теплого прижигания.
Мануальная терапия. Этот метод лечения монгольской медицины сформировался в ходе долгих лет практики лечения различных травм и вправки костей после переломов, вывихов сустава и т. д. Система монгольской мануальной
терапии состоит из 6 этапов: вправка костей и их фиксирование, массаж, целебные ванны, уход и функциональное оздоровление.
Иглотерапия. Способ лечения, предусматривающий введение игл в особые точки на теле человека. Они в свою очередь, расположены по линии «меридианов». Эти проводящие пути или энергетические каналы связаны с внутренними органами.
Иглы используются, чтобы уменьшить или увеличить ее поток, а также устранить препятствия, мешающие ее циркуляции. Этот метод успешно применяется при лечении ревматизма, поясничных болей и артритов, к нему также обращаются для устранения
других нарушений в деятельности организма, таких как стресс, колит, расстройство системы пищеварения, бессонница и т.д.
Фитотерапия, или лечение травами, - основной инструмент натуротерапии. Действие лекарств растительного происхождения определяется содержащимися в различных частях растения активными веществами: алкалоидами, гликозидами,
кумаринами, эфирными маслами, смолами, дубильными веществами (танинами), витаминами. В приготовлении лекарств(танов) используются растения, прорастающие на территории Монголии, или привезенные из Тибета. Лечение травами - процесс
долгий, занимает до несколько месяцев, но зато результаты превосходят все ожидания и для организма более чадящий, чем применение химических лекарств.
Лечение кумысом. Применение кумысом – это один из традиционных диетических методов лечения монголов. Этот метод обладает тонизирующей и целебной функциями, он используется для лечения шока, возникшего после травмы,
а также при недомоганиях в груди и болях в передней стенки сосудов. Результаты научных исследований показывают, что в кумысе содержится много полезных веществ для здоровья человека, например, сахароза, белок, жир, витамины,
в частности, витамин «С», и другие полезные вещества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЛИТЕРАТУРА
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|