English Russian

 Главная страница  О компании   Контакты  Карта сайта

 

Музыка Монголии. Монгольская музыка. Традиционная монгольская музыка. Жанры традиционной народной монгольской музыки.

ТУРЫ В МОНГОЛИЮ

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МУЗЫКА МОНГОЛИИ
 

Монгольская музыкальная культура имеет древние традиции, носителями которых были хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Монгольская народная музыка построена на пентатонике, разделяется на песни, эпос и инструментальную музыку.
 

В монгольской музыке преобладает вокал, которому аккомпанируют различные инструменты. Существуют различные стили вокала, которые передавались из поколения в поколение и сохранились до наших пор. Монголы контактировали с другими племенами и национальностями, в следствии чего является влияние других культур на монгольскую музыку.
 

В общем монгольская музыка делится на 2 жанра: тууль (эпическая пеня), главным элементом которого является повествование и ардын дуу (фолклорная песня), где главный элемент это – вокал. Музыка является отражением природы.
 

Своеобразна монгольская музыка — протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни монголов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня — победителя в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласные распевы и восхваления победителей во время Наадома. Речитативное пение было формой исполнения улигеров. Музыкальные инструменты делились на смычковые (моринхур, шанза), ударные (барабан, цан), духовые (разного вида и назначения трубы). Громкозвучные инструменты, судя по древним сказаниям и легендам, употреблялись во время облавных охот и перекочевок: ими загоняли в ловушки диких зверей, собирали скот. Самый популярный национальный инструмент— трехструнный смычковый моринхур, согласно легенде, сотворенный из гривы и хвоста крылатого коня, издававшего при полете чарующие мелодии.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Народные песни одноголосные, двух видов: медленные "протяжные" (Урт-дуу), отличающиеся большим диапазоном, богатой орнаментикой, и "короткие" (богино-дуу), более простые по ритму и построению. Песни исполняются в сопровождении народных инструментов: лимбэ (род флейты), моринхура, хучира (струнные смычковые), шанзы (плекторный), ёочина (род цимбал) и др.
 

Уртын дуу‘ одна из богатейших ценностей древней культуры монголов. Тональные пределы для певцов-мужчин необычна: 3 октавы, включая высокие тона как фальсетто. Наиболее удивительные черты ‘уртын дуу‘это орнаментальные мелизматические пассажи. Чем их больше, тем шире и мелодичнее линии и свободнее в ритме, изображая свою, изогнутую линию. Чем длиннее и шире эти вокальности, чем запутаннее орнаментация, тем выше награда слушателей. Песня поется во весь голос, дыхание нужно переводить быстро, чтобы не нарушить эффект музыки.
 

‘Богино дуу‘. За много лет кочевой жизни монголы развивали свои специфические техники ухода за домашним скотом. Одна из этих техник – специальные ‘уговоры‘, которые произносятся или даже скорее поются чтобы уговорить животных самок, которые отказываются от своих детенышей. При этом для овец произносят ‘тойг‘, для коз ‘чойг‘, для верблюдиц ‘хоос‘. Слова стали не просто уговаривающим средством, но переросли в поэмы и песни.

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ

‘Хоомий’. У монголов есть своеобразный, оригинальный музыкальный жанр – хоомий или горловое пение: уникальный вокальный стиль, использующий голосовые связки. Мелодии возникают при изменении объема ротовой полости, который является резонатором вибрации вокальных аккордов, для подчеркивания и упрощения которых произносятся только гласные. Есть несколько техник хоомий, когда используются нос, горло, грудь или живот. Хоомий исполняется мужчинами, т.к. для этого требуется большая физическая сила, хотя табу для женщин исполнять хоомий нет. Говорят, хоомий стар как сама природа, начинается с того времени как человек придумал мелодии имитирующие журчание ручья или эхо гор. Хоомий распространен на западе Монголии. Этот стиль пения известен также среди других народов Центральной Азии как Тыва, этническим группам Алтайских гор, Башкирии и Урала.

 

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Ценность и красота звука измерялась умением передать “живую жизнь” не только путём подражания, но и проникновением в её сущность.

Эстетическое восприятие монголами традиционных звук подражаний – охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашнего скота, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

Горловое пение как один из традиционных форм музыкального искусства монголов с давних времён являлся неотъемлемой частью праздников, обрядов и быта монголов.

Оно нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках монгольского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Искусные исполнители горлового пения хоомий, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки и поэзии, были уважаемыми людьми среди всех слоёв и групп населения.

Корни этого древнего искусства уходят далеко вглубь тысячелетий, когда люди жили в гармонии с природой. Говорят, во времена мудрого хана Хубулай при министерстве государственной музыки существовал ансамбль из 512 музыкантов, игравших на различных видах этнических музыкальных инструментах. Возможно, там присутствовало и горловое пение.

МОНГОЛЬСКАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 20 ВЕКА

Современная Монгольская музыка начала развиваться после революционных преобразований 1920-30-х гг. Первая монгольская революционная песня "Шивэ Кяхта" ("Взятие крепости Кяхта") создана в 1921. Вслед за ней появились: "Красное знамя", "Песня об аэроплане", позже песни композиторов-сказителей Ишдулама — "Ленин наш учитель", "Песня о Ленине и Сухэ-Баторе", У. Лувсан-хурчи — "Маркс и Ленин", М. Дугаржава — "Песня о Сухэ-Баторе" и др. Профессиональное музыкальное искусство МНР зародилось и получило развитие в годы народной власти. Первые образцы музыкальных драм возникли на основе песен-диалогов сказителей.
 

Вслед за ней были созданы нар. революц. песни «Красное знамя», «Песня об аэроплане» и др. В 1924 появились песни старейшей деятельницы монг. муз. искусства Ишдулам «Ленин наш учитель», «Песня о Ленине и Сухэ-Баторе», затем были созданы песни нар. композиторами У. Лубсан-хурчи «Маркс и Ленин», М. Дугоржава «Песня о Сухэ-Баторе» и др.
 

В песнях 40-х гг. преобладала военно-патриотич. тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодёжные, лирические и др. песни; их писали композиторы Л. Мурдорж, Б. Дамдинсурэн, С. Гончиксумла, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др. В 1942 в Улан-Баторе начал работать Государственный музыкально-драматический театр, где ставились музыкальные драмы. В 1945 создан первый симфонический оркестр, преобразованный в 1950 в Государственный симфонический оркестр. Государственный симфонический оркестр пропагандирует классические и современные симфонические произведения, способствует созданию новых сочинений монгольских композиторов.
 

В 50-х гг. тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика, тема созидат. деятельности рабочих и сельских тружеников. В 1940—50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижёры и хормейстеры получили музыкальное образование в СССР и др. социалистических странах. В 1950 создан Народный ансамбль песни и танца МНР. При ансамбле работал оркестр нар. инструментов, в составе которого реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгуур, эвэр бурээ, их бурээ и др.), струнные смычковые (хучир, кобыз, моринхур, бас кобыз, их хур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные. Ансамбль неоднократно выступал в СССР и в др. странах Европы, Азии и Африки.
 
 

В 60-е гг. в связи с общим подъёмом культуры в МНР и растущими эстетич. запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы - хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасурэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.). Становление проф. муз. культуры проходило под влиянием европ. музыки. Первые образцы муз. драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей.
 

В 1963 из Государственного музыкально-драматического театра была выделена отдельная группа, преобразованная в Государственный театр оперы и балета. На его сцене в 1960—70-е гг. поставлены многие европейские классические и современные оперы и балеты, а также произведения монг. композиторов С. Гончиксумлы, Б. Дамдинсурэна, Л. Мурдоржа, Д. Лувсаншарава, Э. Чойдога; дирижёр театра Ж. Чулун, балетмейстер Б. Жамьяндагва. В 1950 основан Народный ансамбль песни и танца МНР (неоднократно выступал в СССР, в европейских странах, в Азии и Африке).

В 1964 создан Союз композиторов МНР, а в 1972 — Государственная филармония.
 

В 60-70-е гг. в его репертуаре мн. классич. и совр. оперы на монг. яз. («Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст», «Чио-Чио-сан», «Алеко», «Князь Игорь», «Проданная невеста»; «Октябрь» Мурадели и др.), а также балеты («Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Эсмеральда», «Золушка» и др.); произв. монг. композиторов: С. Гончиксумлы - опера «Унэн» (1954), балеты «Секира» (1960), «Сельский праздник» (1967), «Верные друзья» (1971); Б. Дамдинсурэна - оперы «Путь к счастью» (1952), «Три Шарайгольских хана» (1961), «Борьба» (1965), «Амарсана» (1971), «Незабываемые сорок два дня» (1974), балет «Легенда об озере» (1969); Д. Лувсаншарава - оперы «Хан Бургед» (1966), «Взятие крепости Кяхта» (1971); Э. Чойдога - балеты «Цветок среди бурьяна» (1965), «Нерушимая, стальная дружба» (1969); Л. Мурдоржа - опера «Народный певец и музыкант Намжил» (1961).
 

В Улан-Баторе имелся Ансамбль песни и пляски Монгольской Народной армии, образцово-показательный духовой оркестр Министерства обороны МНР, музыкально-хореографическое училище. Музыкально-драмматические театры работают в центрах аймаков: Чойбалсане, Кобдо, Баян-Улэгэй и др. городах. В 1964 создан Союз композиторов МНР.

СОВРЕМЕННАЯ МОНГОЛЬСКАЯ МУЗЫКА

 

СМ. ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

Фотография. Фольклорное шоу в Улан-Баторе.

 

Горловое пение хоомий


 

 
 

- Подробная информация о Монголии

- Население

- История Монголии

- Государственное устройство

- Политическое устройство

- Государственные символы Монголии

- Административное деление

 

- География

- Климат

- Водные ресурсы, реки, озера Монголии

- Растительный мир

- Животный мир

 

- Экономика

 

- Вооруженные силы Монголии

- ВВС Монголии

 

- Наука в Монголии

- Образование в Монголии

- Здравоохранение

- Почта Монголии

- Пресса

 

- Искусство Монголии

- Музыка Монголии

- Монгольские танцы

- Балет

- Народное творчество

- Изобразительное искусство

- Декоративно-прикладное искусство

- Художественная обработка металлов

- Старинные украшения Монгольских женщин

- Литература Монголии

- Театр

- Монгольский цирк

- Монгольское кино

- Монгольское телевидение

- Архитектура Монголии
 

 

- Традиции и обычаи

- Монгольское гостеприимство

- Религия

- Буддийский монастырь

- Монгольский язык и письменность

- Калиграфия

- Национальная кухня

- Национальная одежда

- Монгольские имена

- Традиционная медицина

- Любимые цвета

- Первая стрижка волос

- Свадебный обряд

- Похоронный обряд

- Домашние животные

- Монгольские лошади. Скачки на лошадях

- Обычай обмена табакерами

 

- Монгольская юрта

- Монгольское обо

- Монгол зураг

- Морин Хуур

- Монгольские монеты

- Цаган сар

- Наадам фестиваль
 

- Херексуры

- Оленные камни
 

 
 

Страна/Регион

MNT Rate

USA(Dollar)

E.U (Euro)

Japan (Yen)

Russia(Rub)

China(Yuan)

S.Korea (Won)

Currency data courtesy coinmill.com

 

Цена топлива в Улан-Баторе. Стоимость бензина и дизельного топлива в Улан-Баторе.

Групповые туры 2024
 

Ищу попутчика!
 

Экскурсии

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Подробая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Климат

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация. Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей
 

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы
 

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии
 

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы
 

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты
 

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию
 

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения
 

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   
 

Яндекс.Метрика

Топ-100 Топ-100

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru