Похоронный обряд в Монголии. Правила. Традиции.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНГОЛИЮ
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД МОНГОЛОВ
Похороны. В день похорон к телу покойного притрагивается рукой тот человек, у которого "год" по двенадцатилетнему циклу лунного календаря подходящий (йвээл жилтэй), после чего начинается непосредственная подготовка к ритуальным обрядам. Готовится поминальное угощение, всем пришедшим проститься с умершим от имени его семьи вручаются сувениры, среди которых спички и мыло, что-либо символизирующее жизненный путь усопшего. Если покойный был ученым или журналистом, то могут, например вручать по шариковой ручке.
Одежда умершего сжигается, имя его стараются не произносить. С помощью лам уточняют предпочтительный маршрут к месту погребения. Похороны проходят только в понедельник, среду и пятницу и обязательно рано утром.
Траурный кортеж передвигается к месту захоронения с включенными аварийными
сигналами и в большинстве случаев игнорируя сигналы светофора.
В отличие от большинства восточных народов у монголов не так уж много табу, но относятся к ним достаточно трепетно.
Очень аккуратно следует упоминать имена умерших, особенно при их родственниках. Обычно в таких случаях говорят "усопший", "ставший богом" и т.д.
ДРЕВНИЙ ОБРЯД ПОХОРОН У МОНГОЛОВ
В Монголии практиковались различные виды
погребений: кремация, бальзамирование, погружение в воду, «небесные похороны».
То, как похоронят умершего, зависело от его социального положения, причины
смерти и местности, где он умер.
Лицо умершего покрывают белым хадаком, согласно монгольской поговорке «при жизни
скрывай интимные места, а в смерти – лицо». Запрещается не только смотреть на
лицо усопшего, но и притрагиваться к телу, особенно к лицу. Притрагиваться к
телу и готовить его к погребению мог только «яс баригч» – особый человек из
близких родственников мужского пола, который родился с усопшим в один год.
Другим мужчинам можно было прикасаться к телу только после того, как яс багич
дотронется рукой до его ключицы. Женщинам же вообще запрещалось прибирать тело и
участвовать в погребении.
Тело усопшего должно быть нагим, что
символизирует возвращение человека в его первозданное состояние.
Умершую женщину клали в «мужской» половине юрты,
а умершего мужчину - наоборот. Это отражает поверье монголов, что каждый
перерождается человеком противоположного пола.
Место захоронения выбирают подальше от поселений, дорог и путей кочевников, его
не принято разглашать, чтобы умерший покоился в мире.
До 1930 года в Монголии были только 4 - 5
небольших русских и одно еврейское кладбище, монголы же хоронили своих
покойников открытым способом в степи, поэтому особых ритуальных традиций не
было.
Если человек был высокого социального статуса, то
чаще всего его клали в гроб, с ним закапывали оружие, лошадей и многие другие
вещи, которые должны были помочь ему в царстве мертвых. На похороны приглашаются
ламы. Чем их больше, тем выше был социальный статус умершего. Лама назначал день
и время похорон, проводил необходимые ритуалы.
Монахов и людей, которые вели духовный образ
жизни, кремировали. Также кремацию проводили, если человек умер от инфекционной
болезни, чтобы уменьшить риск ее распространения. Монголы считают, что огонь
очищает.
После смерти одного из членов семьи, в очаг брызгают водку и молоко, затем разводят большой огонь, как бы очищая юрту.
По особому обращались с казенными людьми и умершими детьми младше 3х лет.
Поминки устраиваются через 49 дней.
БИБЛИОГРАФИЯ
|