Обычаи и традиции Монголов. Монгольские имена. Как называют детей в Монголии. Имена мальчиков в Монголии. Женские имена монголов. Мужские имена монголов.
ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ
МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ
О некоторых монгольских собственных именах
Интересны
и самобытны по своему происхождению и
значению имена монголов. Об их особенностях
и происхождении не раз упоминали в своих
трудах многие ученые-востоковеды, А.М.Позднеев,
Ю.Н.Рерих. В монгольских именах отразились обычаи,
мировоззрение, традиции, бытовой уклад, различные культурно-исторические факторы, религиозные представления монгольского народа.
Личное имя имеет для монголов большое и символическое
значение, что усиливается редким использованием в повседневной жизни фамилий и
отчеств (едва ли не чаще употребляются вместе с личным именем научные степени,
воинские звания и т. п.). Монгольские имена и имена, пришедшие через посредство
монголов, употребляются не только в Монголии: до середины XX века они абсолютно
преобладали над именами иного происхождения у калмыков, бурят и тувинцев,
отчасти алтайцев и других народов Южной Сибири в России, и по-прежнему
преобладают в населённых монголами районах Китая как среди монголов, так и среди
бурят, ойратов, отчасти эвенков. Ряд фамилий по всему миру происходит от
монгольских имён.
Монгольские личные имена в силу своей специфики представляют собой также богатый материал для истории монгольского языка. Ибо они способны надолго «консервировать» те или иные языковые явления, что привлекают большое внимание исследователей.
ГРУППЫ ИМЕН
Ту роль, которую для русских сыграла христианская культура
(зародившаяся на Ближнем Востоке и пришедшая на Русь через Рим и Византию), для
монгольских народов сыграла буддийская культура. Буддизм пришел к монголам из
Индии опосредованно через Хотан и Тибет. Личные имена отражают как собственно
монгольскую древнюю культуру, так и культурно-религиозное влияние буддизма, в
первую очередь тибетской его традиции.
-
По происхождению у монголов выделяются имена:
собственно монгольские; монгольские, являющиеся переводом с тибетского;
комбинированные монгольско-тибетские и монгольско-санскритские; тибетские;
индийские. Небольшой процент исторически составляют китайские, тюркские и
русские имена, связанные со смешанными браками, политическими курсами и др.
-
По составу. Со времен позднего средневековья
(примерно с XVII в.) приобретают значительную популярность имена из двух
значимых компонентов, двусложных (в старописьменном написании), или
комбинации двусложного и односложного (пример: Цагаан «белый» + Дорж «ваджра»
= Цагаандорж или Доржхүү «ваджра+молодец»). Встречаются и трёхкомпонентные,
и даже четырёхкомпонентные имена[источник?].
-
По социальному статусу. Имя может говорить, что
его носитель — охотник, оленевод (имена, связанные с дикими животными),
простой скотовод из глуши (короткие, хотя часто тибетские); человек из
семьи, где выше всего ценят историю Монголии (имена ханов и государственных
деятелей) или учение Будды (имена учителей буддизма, божеств, священных
книг).
-
По функции имена могут выполнять роль оберега,
например в семье, где часто умирали дети или новорождённый (до 3 лёт)
ребёнок болел, ему давалось имя, которое не привлекало злых духов: Энэбиш
(не этот), Тэрбиш (не тот) и др. Для идентификации в отсутствие фамилий всем
детям в семье часто давались имена, имеющие одини и тот же первый компонент:
Түмэнбаатар, Түмэнөлзий, Түмэндэлгэр.
ЛИЧНОЕ ИМЯ
Исследуя монгольские антропонимы, можно наблюдать, что в их разряд могут переходить слова, обозначающие самые разнообразные предметы и понятия. Значит, личные имена монголов возникли на почве переосмысления нарицательных имен. Подавляющее большинство собственно монгольских личных имен абсолютно совпадает в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых образовались имена собственные. Чаще всего в разряд антропонимов переходят слова эмоционально насыщенные, являющиеся названиями привлекательных предметов, слова, служащие для обозначения предметов материального и духовного мира человека.
Исконные личные имена монголов возникли в глубокой древности. Если женские имена символизируют красоту, величавость, доброту, кротость,
то мужские имена в основном выражают силу, отвагу, мужество и храбрость.
БУДДИЙСКИЕ ИМЕНА
Среди буддийских имён есть группы синонимичных имён: от
санскр. ваджра происходят Очир (заимствовано через согдийский и уйгурский
языки), Базар (через тибетский), Дорж (тибетский перевод слова ваджра, на
русском обычно передающийся как Дорчже, Дордже), от ратна (драгоценность) -
Эрдэнэ, Радна, Ринчэн (тибетский перевод) и т.д. Каждый из этих вариантов может
бытовать самостоятельно, или быть одним из компонентов в многокомпонентных
именах: Очирбат (-бат по-монгольски означает «крепкий», встречается и отдельно:
Бат, Бату/Батый), Базархүү (-хүү «молодец»), Ханддорж (первая часть в данном
случае также тибетская) и др.
Часть имён происходит от названий и образов буддийского священного канона:
Жадамба (Восьмитысячная, Сутра Праджняпарамиты в 8000 строф), Ганжуур, Данжуур,
Алтангэрэл («золотой свет», в честь Сутры Золотого Света), возможно, Бадамцэцэг
(цветок лотоса). Последний пример показателен тем, что это женское имя,
производное от названия цветка, однако название лотоса (санскр. падма) (и его
символическое значение) принесено буддизмом.
Именами могут становиться и наименования статусов священнослужителей: Багша,
Хувраг, Банди, Хамба, Хутагт
Последнее время, по данным статистики, монголы стали все
больше отказываться от иностранных имен, в том числе тибетских. Сегодня
жителям дают имена с особенностями национальной традиции и истории.
МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА СВЯЗАННЫЕ С НАЗВАНИЯМИ РАСТЕНИЙ
Подробнее познакомимся с именами, связанными с названиями растений. Это в основном женские имена. Пожелания для девочек
- стать красивой, привлекательной, нежной - образуют обширную группу имен, образованных от названий растений, например: Сарнай
- Роза, Хонгорзул - Тюльпан, Замбага - Магнолия, Сайханцэцэг
- Красивый цветок, Болорцэцэг - Хрустальный цветок, Мунхнавч
- Вечный лист и др. Женские личные имена могут указывать на отношение к растению:
Ургамал (Растение), Навч, Навчаа, Навчин (Лист), Дэлбээ (Лепесток), Навчцэцэг (Лист-цветок), Алимцэцэг (Яблоневый цветок) и др. Есть личные имена, указывающие на время появления младенца: Даваацэцэг (Понедельник-цветок), Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Личные имена монголок так-же могут выражать и ситуацию, в которой родился ребенок: Амарцэцэг (Спокойный цветок), Ууганцэцэг (Первый цветок). Имена детей могут быть связаны с настроением или пожеланием родителей: Баярцэцэг (Цветок-радость) Тумэнцэцэг (десять тысяч цветов), Цэцэгжаргал. (Цветок счастья), Гоёцэцэг (Красивый цветок). Такие имена, как Мунхцэцэг
- Вечный цветок, Энхцэцэг - Мирный цветок, выражают пожелания долгой жизни и здоровья. Пожелания счастья, успехов в жизни, благополучия отразились в следующих именах: Баянцэцэг
- Богатый цветок. Буяннавч -Л истблагодетель, Уранцэцэг
- Искусный цветок, Батцэцэг - Крепкий цветок. Пожелание видеть своих девочек изящными и привлекательными заключены в именах Хонгорзул Тюльпан, Оюуннавч
- Бирюзовый лист, Ариун-цэцэг - Священный цветок. Встречаются личные имена, возникшие в связи с поклонением Солнцу, Луне, звездам, Земле и т. п. Наранцэцэг
- Солнечный цветок, Одонцэцэг - Звездный цветок, Туяацэцэг - Лучистый цветок, Гэрэлцэцэг
- Светцветок, Байгалцэцэг - Природа - цветок, Хуранцэцэг
- Дождь - цветок и др. С глубокой древности монголы придавали священную символику различным цветам. Возможно в связи с этим появились личные имена, обозначающие цвета: Цагаанцэцэг
- Белый цветок, Ягаанцэцэг - Розовый цветок, Улаанцэцэг
- Красный цветок и т.д. В цветовой символике красный цвет выступает как символ любви, поэтому личное имя Улаанцэцэг может значить «Любимый цветок». Белый цвет, как известно, у монголов считается приносящим счастье и благополучие, значит, Цагаанцэцэг
- это «Счастливый цветок». И, наконец, личные имена могут указывать на отношение к материалу: Эрдэнэ-цэцэг
- Драгоценный цветок, Сувданцэцэг - Жемчужный цветок, Мунгуннавч
- Серебристый лист, Шурэнцэцэг - Коралловый цветок и др. В составе перечисленных выше личных имен наиболее популярное, часто встречающееся слово «цэцэг»
- цветок. Как видно, это слово, входящее в личные имена со сложной структурой, в основном выражает положительную эмоциональную окраску и ласковый оттенок. Здесь уместно отметить, что в мужских именах названия растений встречаются крайне редко. Например: Гоньд
- Тмин, Арвай - Ячмень, Ундэс - Корень. Среди монгольских личных имен, связанных с названиями растений, встречаются имена иностранного происхождения. Например, к
санскритским личным именам относятся Удвал (Водосбор зеленолиственный), Бадма
(Лотос), к китайским— Лянхуа (Лотос), к тибетским
- Нинжбад гар (Купальница), Сэржмядаг (Мак), Жамьянмядаг (Сосюрия) и др.
НЕОБЫЧАЙНЫЕ ИМЕНА
Необычные имена чаще всего монголы дают детям, которые болеют
в юном возрасте, — считается, что это поможет ребенку выздороветь. Наиболее
распространенные имена — Бяслаг — сыр, тугал — теленок, Онгоц - самолет. От имен,
которые образованы от названий цветков, часто отказываются, — цветы не вечные.
Чтобы человек жил долго и счастливо, дают длинное имя — например —
Лувсандэнзэнпилжинжигмэд. За советом часто обращаются к ламе.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Имя может даваться буддийским священником, сверяющимся с
гороскопом, родителями, старшими родственниками, исходя из даты рождения, благих
и неблагих предзнаменований, сельскохозяйственного сезона, родоплеменного и
фамильного происхождения, памяти предков, событий в стране и за рубежом и др.
Имена детям дают обычно в честь старших родственников,
известных лам, буддийских божеств и святых, иногда в связи с конкретной
ситуацией изобретается новое имя. После распада советской системы популярность
получили имена ханов Монгольской империи.
Особо следует отметить обычай соименования близнецов. Рождение детей
- близнецов у монголов толкуется как положительное явление, что нашло отражение в непременном соименовании их: если обе девочки
- Бадралцэцэг («Вдохновение - цветок), Оргилцэцэг («Вершина
- цветок»), если мальчик и девочка - Унур (Богатый) и Унурцэцэг (Богатый цветок) и др.
Читатели, очевидно, обратили внимание на то, что в личных именах отсутствует грамматическая категория рода. В противоположность русским монгольские женские и мужские личные имена различаются только лексически.
ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ
До начала ХХ века имя родовитого монгола состояло из трёх
частей: родовое имя, отчество, личное имя. При социализме родовые имена были
запрещены «для искоренения феодального наследия», и употреблялись только
отчество и личное имя, причём именно последнее было идентификатором человека.
Например, имя космонавта Гуррагча (Жүгдэрдэмидийн
Гүррагчаа) (в обязательном порядке сначала отчество, представляющее собой
имя в родительном падеже, затем имя) может сокращаться как Ж. Гүррагчаа, но не
Жүгдэрдэмидийн Г.
С 2000 г. в Монголии вновь входят в обиход фамилии; частично
они представляют собой прежние родовые имена, однако не всегда люди берут в
качестве фамилии то родовое имя, что носили их предки до революции; оно может
быть забыто, может отсутствовать по причине простого происхождения. Наиболее
распространена среди монголов принадлежность монголов к роду Борджигин (монг.
Боржгон), что является предметом гордости, но в качестве фамилии не придаёт
отдельной семье уникальности. Многие изобретают фамилии соответственно роду
деятельности. Так, уже упомянутый космонавт Гуррагча взял себе фамилию Сансар (в
переводе — «космос»)
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА
Самые распространенные имена — Солонго, Бат-Эрдэнэ. Таким
людям часто придумывают вторые имена, — чтобы было удобнее.
С. Нямцэцэг, специалист Главного управления гражданской
регистрации: «Это самые распространенные имена и самые короткие в масштабах
страны. Около 10 имен широко используются в Монголии. Например зарегистрировано
13395 граждан с именем Бат-Эрдэнэ.»
Зарегистрировано также 11029 Отгонбаяров и 10536 Батбаяров. Рейтинг наиболее
популярных женских имен возглавили Алтанцэцэг и Оюунчимэг.
Использованы материалы Ш.НАРАНЧИМЭГ. Ш.НАРАНТУЯА.
"Новости Монголии" Изд. Агенства
МОНЦАМЭ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
|