Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с
трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили
наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о
тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное
сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц.
сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и
др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими
свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший
интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар.
источником совр. балетного искусства. Получив широкое развитие у зап.-монг.
народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа.
Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук
(движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили
распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам
(возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых
заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно -
театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших
головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные
головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны - в
масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада - в маске, изображавшей
голову быка; духи мёртвых - в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий
скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его
постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя
записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие
цам происходило
на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он
становился театр. зрелищем.
Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития
после победы нар. революции в стране (1921). В многочисленных кружках художеств.
самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танцевальные номера. На основе традиционных танцев создавались новые. В 1930-х гг. в
Монголии возник балетный театр. Была заложена основа классического балетного
искусства. Монгольский национальный классический балет тесно связан с народными истоками танцевального
творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Музыкальный драматический театр. В 1963 на базе
оперной и балетной трупп этого театра создан Государственный театр оперы и балета МНР.
Государственный академический театр оперы и балета открылся 15 мая
1963 года. 18 мая 1963 года театр провёл церемонию открытия, поставив оперу
Чайковского «Евгений Онегин». Репертуар включает классические и национальные
балеты (в том числе «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), оперы («Мадам Баттерфляй»,
«Богема» и др.).
Здание выполнено в стиле неоклассицизма.
Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала сов. хореографич.
школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССР. Значит. вклад в развитие
хореографич. искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху,
Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б.
Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов.
балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. училище
Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. театр оперы и
балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане,
Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и др.). Вопросы хореографич. искусства
освещаются в журнале "Соёл" ("Культура").
В 1950 году сотни монголов отправились в Советский Союз изучать классическое
искусство, а многие Советские власти приехали в Монголию, чтобы помочь стране
создать театры и консерватории. Первый монгольский балет дебютировал в 1953 году
под названием «Наш союз». В 1956 году «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, в
1958 году «Шурале» Яруллина. Ф. стал началом классического балета и показал, что
у нашего танцора выросли навыки. В 1958 году был создан первый в истории
национальный балет. В 1975 году стали играть всемирно известные балеты, такие
как «Лебединое озеро», «Жизель» и т. Д.